Перспективное планирование организованной образовательной деятельности в области «Речевое развитие» (Развитие речи) в средней группе


недели
Тема Цели и задачи Литература
Сентябрь
1 Описание игрушек – кошки и собаки - связная речь: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;
- словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
звуковая культура речи: закреплять произношение пройденных звуков [у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с]— [с’], выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г .
2 Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» - связная речь: учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);
- словарь и грамматика: учить соотносить слова, обозначающие название животных, с названием их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы)
 
3 Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек - связная речь: учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения.
- словарь и грамматика: закреплять умение соотносить названия животных с названием их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представление о предлогах за, под, над, в, навыки их применения в речи.
 
4 Составление описательного рассказа о питомцах - связная речь: учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта;
- словарь и грамматика: обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука [с]  в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком [с]   и вслушиваться в их звучание.
 
Октябрь
1 Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» - связная речь: учить составлять рассказ исходя из набора игрушек;
- словарь и грамматика: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа;
- звуковая культура речи: закрепить правильное произношение изолированного звука [з], учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г
2 Стихотворение И. Мазина «Осень» - закреплять знания о признаках осени;
- воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;
- формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.
О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Творческий Центр Сфера 2014г
3 Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» - связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей;
- словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.
 
4 Составление  сюжетного рассказа по ролям - связная речь: формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно  задавать вопросы и отвечать на них;
- словарь и грамматика: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов,  учить подбирать точные сравнения;
- звуковая культура речи: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.
 
Ноябрь
1 Придумывание загадок-описаний об игрушках - связная речь: учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить  задавать вопросы и отвечать на них;
- словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;
- звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г
2 Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» - связная речь: учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем;
- словарь и грамматика: учитьправильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активировать в речи сложноподчиненные предложения.
 
3 Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» - связная речь: подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);
- словарь и грамматика: учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных, активизировать в речи глаголы.
 
4 Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка - связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке;
- словарь и грамматика: учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением;
- звуковая культура речи: учить слышать иправильное произноситьзвук [ш], изолированный в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.
 
Декабрь
1 Составление рассказа о любимой игрушке - связная речь: учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения;
- словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель»;
- звуковая культура речи: развивать выразительность речи.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г
2 Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» - связная речь: учить давать описания зимней одежды;
- словарь и грамматика: учитьправильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- звуковая культура речи: учить выделять на слух  и правильное произносить звук [ж], изолированный в словах и фразах; подбирать слова, на заданный звук.
 
3 Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» - связная речь: учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей;
- словарь и грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;
- звуковая культура речи: закрепить представление о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком [с].
 
4 Стихотворения о зиме - учить эмоционально осознавать и воспринимать образное содержание поэтического текста;
- развивать образность речи.
О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Творческий Центр Сфера 2014г
Январь
2 Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» - связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек;
- словарь и грамматика:учить правильно использовать в речи предлоги:  в, на, под, между; закрепить умение образовывать наименования детенышей животных;
- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [ж]  в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; учить правильно пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная), говорить достаточно громко.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г
3 Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» - связная речь: учить составлять небольшой (2-3 предложения) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем;
- словарь и грамматика: учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки;
- звуковая культура речи:продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.
 
4 Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» - связная речь: учить, исходя из набора игрушек, составлять короткий рассказ вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают); развивать диалогическую речь;
- словарь и грамматика: учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения;
- звуковая культура речи:учить выделять и четко произносить звук [ч]  в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.
 
Февраль
1 Составление описания внешнего вида - связная речь: учить составлять описание друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка)
- словарь и грамматика: учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др.;
- звуковая культура речи: дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г
2 Составление рассказа с использованием предложенных предметов - связная речь: упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами;
- словарь и грамматика:упражнять в образовании названий посуды;
- звуковая культура речи:учить правильно произносить звук [ч], отчетливо произносить слова с этим звуком.
 
3 Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок. - связная речь: учить пересказывать рассказ;
- словарь и грамматика: учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию.
 
4 Описание потерявшихся зайчат по картинкам - связная речь: учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки;
- словарь и грамматика: упражнять в подборе глагола к существительному;
- звуковая культура речи: учить четко и  правильно произносить звук [щ], выделять этот звук в словах.
 
Март
1 Составление рассказа «День рождения Тани» - связная речь: учить составлять описание предметов посуды и рассказа на заданную тему;
- словарь и грамматика: учить образовывать названия предметов посуды, уметь описывать их, называя качества и действия; закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды;
- звуковая культура речи:закрепить  произношение звука [щ], представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г
2 Составление описания животных по картинкам - связная речь: учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку;
- словарь и грамматика: учить составлять сложноподчиненные предложения;
- звуковая культура речи: закрепить  правильное произношение звука [щ], учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.
 
3 Составление описания по лексической теме «Овощи» - связная речь: учить описывать овощи, правильно их называть;
- словарь и грамматика: уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи;
- звуковая культура речи: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию.
 
4 Употребление в речи слов с пространственным значением - связная речь: продолжать учить составлять описания предметов, игрушек;
- словарь и грамматика: учитьправильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади);
- звуковая культура речи: учить четко и  правильно произносить звуки[л]— [л’], выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками [л]— [л’], закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.
 
Апрель
1 Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» - связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей;
- словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий;
- звуковая культура речи: закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками - [с], [ш].
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г
2 Стихотворения о весне - учить эмоционально воспринимать стихотворения, находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний;
- развивать образность речи, творческое воображение.
 
3 Описание внешнего вида животных - связная речь:продолжать учить составлять описание предметов;
- словарь и грамматика: упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу – хочет, хотим - хотят);
- звуковая культура речи:закреплять  правильное произношениезвуков [л]— [л’], изолированных в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение); продолжать учить определять первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
 
4 Составление рассказа по картине «Куры» - связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ по картине;
- словарь и грамматика: учить сравнивать  (по внешнему виду, поведению) петуха, курицу и цыплят;
- звуковая культура речи:закрепить  умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом.
 
Май
1 Составление описаний персонажей сказки «Теремок» - связная речь: учить составлять описание предметов;
- словарь и грамматика: учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»;
- звуковая культура речи: учить четко и  правильно произносить звуки [р]— [р’], подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова  на заданный звук.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
Творческий Центр Сфера 2014г
2 Определение специфических признаков предмета - связная речь: учить составлять описание игрушки, называя ее характерные  признаки;
- словарь и грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных;
- звуковая культура речи: закрепить  представление о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем.
 
3 Определение предмета по его специфическим признакам - связная речь: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах;
- словарь и грамматика: учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде;
- звуковая культура речи:закреплять правильное произношение звуков  [р]— [р’], учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные  [р]— [р’], произносить чистоговорку отчетливо, с разной громкостью  и темпом.
 
4 Описание внешнего вида детенышей животных - связная речь: продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков;
- словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат, так  же, как и названия взрослых животных того же вида;
- звуковая культура речи: закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать учить находить разные и похожие по звучанию слова.
 




Новые публикации

Конспект непосредственной образовательной деятельности. КВН «Знатоки осенней природы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности. КВН «Знатоки осенней природы» Цель: Уметь использовать знания об осенних явлениях в решении конкурсных задач. Задачи: Образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми...

Технологическая карта непосредственно организованной деятельности: «Домашние животные»

Технологическая карта непосредственно организованной деятельности: «Домашние животные»

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе «Путешествие…

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе «Путешествие по сказкам» с элементами ТРИЗ технологии

Читайте также

Познавательно–исследовательская деятельность в детском саду

Познавательно–исследовательская деятельность в детском саду (старшая разновозрастная группа)   Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству. Тема: «Золотая осень»

Конспект интегрированного занятия по художественному творчествуТема: «Золотая осень»   Задачи специально организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие - закреплять представления детей о характерных...

Занятие из серии «Наши земляки». Тема: «Воронежский поэт И.С. Никитин»

Занятие из серии «Наши земляки»Тема: «Воронежский поэт И.С. Никитин»   Цель: - Знакомить детей с жизнью и творчеством поэта-земляка И.С.Никитина. - Развивать эмоциональную отзывчивость...


Комментарии

  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий "Весна с пчелкой Жужжей"

Дети под музыку сначала мл.гр.,затем средняя группа заходят на праздник и присаживаются на стульчики. Ведущая: Сегодня самый лучший в мире праздник И самый светлый день, что есть в году. На сердце каждого сегодня радость, Всецело посвященная Христу. Сегодня всюду песни...

Сценарий развлечения "Детство-это радость"

Сценарий праздника День защиты детей! 2020г.                 «Детство -это радость»         Музыкальный руководитель: Глазырина А.А. Роли исполняют: Временная вед.-Анна А. , Лето-вед. Татьяна Григорьевна, Яга-Наталья Дмитриевна, Игрулька- Алина Олеговна. Вед:...

Конспект открытого занятия Тема: «Формирование грамматического строя речи в детских играх»

Конспект открытого занятия Тема: « Формирование грамматического строя речи в детских играх » Старшая группа Воспитатель: Боровых Е.В. Программное содержание: учить узнавать и описывать игрушку отвечая на вопросы воспитателя; активизировать в речи детей употребление прилагательных обозначающих качество предметов: величина, цвет...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство