Перспективное планирование организованной образовательной деятельности в области «Речевое развитие» (Развитие речи) в средней группе
№ недели |
Тема | Цели и задачи | Литература |
Сентябрь | |||
1 | Описание игрушек – кошки и собаки | - связная речь: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; - словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; звуковая культура речи: закреплять произношение пройденных звуков [у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с]— [с’], выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г . |
2 | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» | - связная речь: учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); - словарь и грамматика: учить соотносить слова, обозначающие название животных, с названием их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы) |
|
3 | Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек | - связная речь: учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения. - словарь и грамматика: закреплять умение соотносить названия животных с названием их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представление о предлогах за, под, над, в, навыки их применения в речи. |
|
4 | Составление описательного рассказа о питомцах | - связная речь: учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта; - словарь и грамматика: обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука [с] в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком [с] и вслушиваться в их звучание. |
|
Октябрь | |||
1 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» | - связная речь: учить составлять рассказ исходя из набора игрушек; - словарь и грамматика: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа; - звуковая культура речи: закрепить правильное произношение изолированного звука [з], учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г |
2 | Стихотворение И. Мазина «Осень» | - закреплять знания о признаках осени; - воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; - формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть. |
О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Творческий Центр Сфера 2014г |
3 | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | - связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; - словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. |
|
4 | Составление сюжетного рассказа по ролям | - связная речь: формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; - словарь и грамматика: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения; - звуковая культура речи: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук. |
|
Ноябрь | |||
1 | Придумывание загадок-описаний об игрушках | - связная речь: учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них; - словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах; - звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г |
2 | Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» | - связная речь: учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем; - словарь и грамматика: учитьправильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активировать в речи сложноподчиненные предложения. |
|
3 | Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» | - связная речь: подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); - словарь и грамматика: учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных, активизировать в речи глаголы. |
|
4 | Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка | - связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке; - словарь и грамматика: учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением; - звуковая культура речи: учить слышать иправильное произноситьзвук [ш], изолированный в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию. |
|
Декабрь | |||
1 | Составление рассказа о любимой игрушке | - связная речь: учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения; - словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель»; - звуковая культура речи: развивать выразительность речи. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г |
2 | Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» | - связная речь: учить давать описания зимней одежды; - словарь и грамматика: учитьправильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильное произносить звук [ж], изолированный в словах и фразах; подбирать слова, на заданный звук. |
|
3 | Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» | - связная речь: учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей; - словарь и грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; - звуковая культура речи: закрепить представление о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком [с]. |
|
4 | Стихотворения о зиме | - учить эмоционально осознавать и воспринимать образное содержание поэтического текста; - развивать образность речи. |
О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Творческий Центр Сфера 2014г |
Январь | |||
2 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» | - связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; - словарь и грамматика:учить правильно использовать в речи предлоги: в, на, под, между; закрепить умение образовывать наименования детенышей животных; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [ж] в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; учить правильно пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная), говорить достаточно громко. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г |
3 | Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» | - связная речь: учить составлять небольшой (2-3 предложения) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; - словарь и грамматика: учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; - звуковая культура речи:продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук. |
|
4 | Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» | - связная речь: учить, исходя из набора игрушек, составлять короткий рассказ вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают); развивать диалогическую речь; - словарь и грамматика: учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения; - звуковая культура речи:учить выделять и четко произносить звук [ч] в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. |
|
Февраль | |||
1 | Составление описания внешнего вида | - связная речь: учить составлять описание друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка) - словарь и грамматика: учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др.; - звуковая культура речи: дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г |
2 | Составление рассказа с использованием предложенных предметов | - связная речь: упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; - словарь и грамматика:упражнять в образовании названий посуды; - звуковая культура речи:учить правильно произносить звук [ч], отчетливо произносить слова с этим звуком. |
|
3 | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок. | - связная речь: учить пересказывать рассказ; - словарь и грамматика: учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию. |
|
4 | Описание потерявшихся зайчат по картинкам | - связная речь: учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки; - словарь и грамматика: упражнять в подборе глагола к существительному; - звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звук [щ], выделять этот звук в словах. |
|
Март | |||
1 | Составление рассказа «День рождения Тани» | - связная речь: учить составлять описание предметов посуды и рассказа на заданную тему; - словарь и грамматика: учить образовывать названия предметов посуды, уметь описывать их, называя качества и действия; закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды; - звуковая культура речи:закрепить произношение звука [щ], представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г |
2 | Составление описания животных по картинкам | - связная речь: учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку; - словарь и грамматика: учить составлять сложноподчиненные предложения; - звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звука [щ], учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки. |
|
3 | Составление описания по лексической теме «Овощи» | - связная речь: учить описывать овощи, правильно их называть; - словарь и грамматика: уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи; - звуковая культура речи: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию. |
|
4 | Употребление в речи слов с пространственным значением | - связная речь: продолжать учить составлять описания предметов, игрушек; - словарь и грамматика: учитьправильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади); - звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки[л]— [л’], выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками [л]— [л’], закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове. |
|
Апрель | |||
1 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» | - связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей; - словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий; - звуковая культура речи: закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками - [с], [ш]. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г |
2 | Стихотворения о весне | - учить эмоционально воспринимать стихотворения, находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; - развивать образность речи, творческое воображение. |
|
3 | Описание внешнего вида животных | - связная речь:продолжать учить составлять описание предметов; - словарь и грамматика: упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу – хочет, хотим - хотят); - звуковая культура речи:закреплять правильное произношениезвуков [л]— [л’], изолированных в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение); продолжать учить определять первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук. |
|
4 | Составление рассказа по картине «Куры» | - связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ по картине; - словарь и грамматика: учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха, курицу и цыплят; - звуковая культура речи:закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом. |
|
Май | |||
1 | Составление описаний персонажей сказки «Теремок» | - связная речь: учить составлять описание предметов; - словарь и грамматика: учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»; - звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки [р]— [р’], подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук. |
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий Центр Сфера 2014г |
2 | Определение специфических признаков предмета | - связная речь: учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки; - словарь и грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных; - звуковая культура речи: закрепить представление о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем. |
|
3 | Определение предмета по его специфическим признакам | - связная речь: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; - словарь и грамматика: учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде; - звуковая культура речи:закреплять правильное произношение звуков [р]— [р’], учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные [р]— [р’], произносить чистоговорку отчетливо, с разной громкостью и темпом. |
|
4 | Описание внешнего вида детенышей животных | - связная речь: продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; - словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат, так же, как и названия взрослых животных того же вида; - звуковая культура речи: закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать учить находить разные и похожие по звучанию слова. |
Читайте также |
---|
Краски Осени
Краски Осени Осень! Удивительное слово! От него веет грустью, печалью. Это самое красивое время года. Осень мы любим за щедрость полей...
Сценарий развлечения на 8 Марта
Сценарий развлечения на 8 Марта Cтаршая группа Цель: создать веселое праздничное настроение ,организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям...
Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (из опыта работы)…
Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (Из опыта работы) Музыка в жизни детей присутствует с самого рождения, мама убаюкивает малыша, напевая...