Планирование работы с ребенком СДВГ в подготовительной к школе группе на первое полугодие
Инклюзивное образование – это признание особенностей развития ребёнка и его способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим каждому ребёнку.
Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Данные особенности определения инклюзии связаны с тем, что это процесс, требующий индивидуального подхода к каждой конкретной группе детей.
Процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника.
Поэтому инклюзия определяется по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.
Идея инклюзивного обучения, как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических или биологических дефектов развития, принадлежит Л.С.Выготскому, который ещё в 30-е годы прошлого века одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребёнка физического дефекта.
Для успешного инклюзивного обучения в дошкольном учреждении необходимо создать определённую предметно-развивающую среду.
Предметно-развивающая среда - мощное средство для работы с гиперактивным ребёнком.
В нашей группе для таких детей есть «уголок уединения для игр», то есть его собственная «территория».
Ребёнок должен понимать, что его территория суверенна и священна.
Ребёнку с СДВГ очень трудно заниматься делами, требующими долгой умственной концентрации, его всё отвлекает, он легко возбуждается.
Поэтому на рабочем столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов.
В нашей группе есть определённый режим дня, и я стараюсь чётко придерживаться его. Это действует на детей успокаивающе.
В своей работе с гиперактивными детьми я использую один из методов, часто используемый педагогами и психологами для коррекции тех или иных нарушений в развитии ребёнка. Это Дидактическая игра.
Играя, ребёнок обретёт навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем.
И я в своей работе предоставила игры, направленные на коррекцию поведения и на развитие детей с СДВГ.
Все они ориентированы на формирование у ребёнка определённых свойств и качеств.
Тема недели «Здравствуй осень»
Период: 3 неделя сентября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителям | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Хорошо -плохо» (2;92) «Узнай стихотворение по отрывку» (9;25). «Один - много» (3;22). «Угадай что это?» (3;23). |
«Времена года» (5;120) . «Когда это бывает?» (6;74). |
«Волшебный бинокль» (6;69). |
«Чем похожи?» (4;170). «Подбери пару к слову» (4;172). |
«Сложи картинку» (9;25). | Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу А. Гришина «Листочки….» (3;22). Рисование на тему «Осень» (3;22). Аппликация из осенних листьев (3;24). Этюд «Дует ветер», «Дождик» (5;136). Игра – имитация «Дождь» (5;138). Этюд – имитация «Лес шумит» (5;139). Этюд «Небо», «Птицы» (5;268). Динамическая пауза «В лес осенний поспешим» (6;40). Чтение А.К.Толстого «Осень», Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной», П.И.Плещеева «Осень наступила», А.С.Пушкина «Унылая пора», «Уж небо осенью дышало», С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Составление рассказа «Осень» (по плану). Беседа об осени. |
Привлечь родителей к совместной экскурсии в лес. |
Тема недели «Осень в саду»
Период: 4 неделя сентября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«На дереве или на грядке?» (7;13). «Чего много в корзинке?» (7;13). |
«Запомни картинки» (4;168). | «Раскрась овощи» (2,67). «Поставь пальчик» (4;168). |
«Чем похожи» (4;170). | «Узнай по описанию» (на ощупь)(8;65). «Посылка от обезьянки» (5;171). |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Загадка»,«Яблоко»(3;26). Лепка «Яблоко». Аппликация «Компот ассорти» (3;29). Динамическая пауза «Мы большой арбуз купили» (3;30). Составление рассказа на тему «Фрукты» по плану (3;30). Рисование на тему «Вишнёвый сад». Упражнение «Тихое озеро» (4;169). Игра драматизация «Весёлые овощи» (5;162). «Сказка сон» (5;164). Рассказ описание с элементами сравнения (8;12). Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони» (11;61). Рассказ – сравнение «Огурец и персик» (7;16). Считалка «Мы делили апельсин» (7;14). |
Изготовление папки – ширмы «Роль лекарств и витаминов». |
Тема недели «Осень в огороде».
Период: 1 неделя октября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
.«Могу увидеть» (2;89). «Путаница» (6;69). |
«Четвёртый лишний» (8;64). | «Поставь пальчик» (4;168). | «Верю – не верю» (6;115). | «Трафареты» (2;32). Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»(8;11). |
Упражнение «Тихое озеро» (4;169). Рисование придуманного рассказа (5;134). Этюд «Дует ветер», «Дождик», «Лес шумит» (5;136). Игра драматизация «Весёлые овощи» (5;162). Наблюдение за изменениями в природе осенью. Лепка «Овощи» (7;9). Аппликация «Корзина с овощами». Составление описательного рассказа «Помидор» (7;11). Рисование овощей с помощью штампов, трафаретов. Чтение стихов русских поэтов об осени. Загадки, пословицы, поговорки об осени.(9;27) Рисование на тему «Осень наступила» (5;125). |
Мастер – класс «Лучший рецепт». |
Тема недели «Грибы и ягоды».
Период: 2 неделя октября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Съедобные - несъедобные» (3;49). «По грибы» (3;50). |
«Опиши по памяти» (2;68). «Вспоминалки» (15;44). |
«Четвёртый лишний» (8;88). | «Чем похожи?» (4;170). | Выложи фигурку из спичек по образцу (8;77). |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Конопатые опята» Л.Родникова (3;47). Рисование на тему «Белый гриб». Аппликация «Мухомор». Лепка «Грибы в лукошке». Оригами «Лукошко для грибов». Речь с движением (3;50). Этюд «Раздумье» (5;180). Конструирование и ручной труд «Грибная полянка». Составление рассказа «Грибы» по плану (3;51). Пересказ по цепочке и драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». «За грибами» (7;16). |
Привлечь родителей к организации выставки рисунков «Осень» |
Тема недели «Золотая осень. Лиственные деревья».
Период: 3 неделя октября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Что растёт в лесу?» (3;38). «Ветки и детки» (3;37). |
«Когда это бывает?» (6;74). | «Найди картинку» (2;68) | «Узнай по описанию» (8;76). «Чем похожи?» (4;170). |
Обвести по контуру предварительно засушенные листья деревьев и раскрасить их (8;77). Пальчиковая гимнастика «За грибами» (7;22). |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Ели» И.Токмаковой (3;36). Лепка «Кисть рябины» (3;37). Рисование на тему «Букет осенних листьев» (3;38). Конструирование из природного материала по замыслу детей. Речь с движением. Этюд «Дует ветер», «Дождик» (5;136). Упражнение «Разговор с лесом» (5;310). Динамическая пауза «В лес осенний» (6;40). Речевая подвижная игра «Листики» (7;22). Составление рассказа на тему «Деревья» по плану (3;40). Рассматривание картин В.Поленова и А.Остроухова «Золотая осень» (5;125). |
Привлечь родителей к организации совместной экскурсии в парк. |
Тема недели «Перелётные птицы».
Период: 4 неделя октября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Улетают – не улетают» (9;55). «Подскажи словечко» (8;50). «Птички в клетках» (3;59). «Птички» (3;60). |
«Что летает» (2;70). «Вспоминалки» (15;44). |
«Четвёртый лишний» (8;88). | «Да - нет» (14;55). | Пальчиковая гимнастика «Птичек стайка» (8;21). | Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Птицы улетают…» И.Ивенсен (3;58). Рисование «Лебеди на голубом фоне». Аппликация «Уточки в озере». Лепка «Птичий двор». Ручной труд «Лебединое озеро». Речь с движением (3;62). Динамическая пауза «Птички» (7;20). Конструирование и ручной труд «Птицы». Составление рассказа «Перелётные птицы» по плану (3;62). Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди» и др.. Пересказ коротких рассказов. |
Предложить родителям изготовить кормушки для птиц. |
Тема недели «Дикие животные наших лесов».
Период: 5 неделя октября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Дети и волк» (3;73). «Зайка серый умывается» (3;72). | «Четвёртый лишний» (9;21). | «Мы ходили» (2;64). «Чей голос?» (5;151). |
Загадки о диких животных (5;150). | «Трафареты» (2;32). Штриховка. Вырезывание ножницами. Пальчиковая гимнастика «Зайцы» (7;54). |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу М.Дружининой «Сел медведь» (3;69). Лепка «Белка». Речевая подвижная игра «Волк» (7;54), «Медвежонок» (7;52). Оригами «Волк». Составление рассказа «Дикие животные» по плану (3;74). Игра – имитация «Заяц», «Медведь», «Лиса», «Волк» (5;146,148,149). Игра – инсценировка «Мишка и Зайка» (5;177). Этюд «Лисёнок боится» (5;185). Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», «Три медведя». Конструирование и ручной труд из природного материала «Цирк зверей». Рассказ – описание «Лиса» (7;51). Инсценирование сказки «Варежка». |
Привлечь родителей к посещению краеведческого музея. |
Тема недели «Домашние животные».
Период: 1 неделя ноября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Кошка и бумажка» (3;91). «Кто как разговаривает?» (5;151). «Кто как передвигается» (3;90). |
«Четвёртый лишний» (9;21). «Расскажи о домашних животных и их детёнышах» (5;157). |
«Путаница» (2;52). | «Угощение» (5;152) | «Повстречались» (5;152). Пальчиковая гимнастика «Коготочки», «Коза» (8;35). |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Телевизор вместе с нами» (3;87). С.Мурадли «Киска». Рисование «Конь». Речевая подвижная игра «Кошка» (7;51). Аппликация «Корова» (из геометрических фигур). Обрывная аппликация «Кошка». Речь с движением «На охоту кошка вышла» (3;92). Игра – драматизация «Про котёнка» (5;158). Этюд «Кот и сметана» (5;152). Игра – инсценировка «Кисонька - Мурысенька» (5;153). Чтение рассказов: Л.Н.Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки», Г.Гарина Михайловского «Тёма и Жучка». |
Привлечь родителей для участия в конкурсе «Лучший рассказ (фото) о любимом домашнем питомце». |
Тема недели «Народные промыслы».
Период: 2 неделя ноября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
..«Ожившие игрушки» (1;147). «Превращалки» (3;13). |
«Чего не стало?» (10;50). «Чего не хватает?» (10;50). | «Найди такой же» (10;32). | «Угадай игрушку» (4;189). | «Узнай на ощупь» (9;16). Пальчиковая гимнастика «Как у нашего кота» (10;17). Обвести контур и раскрасить «Нарисуй мышку». |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Зайка» А. Барто (3;10). Рисование «Моя любимая игрушка». Лепка «Пирамидка», «Кошка» (из солёного теста). Аппликация «Игрушки из геометрических форм». Речь с движением «Мы вместе поиграем в мячик» (3;14). Составление рассказа по плану «Игрушки»(3;15). Конструирование «Машина», «Вертушка». Рассказ – описание «Кукла». Речевая подвижная игра «Маша и куклы» (7;24). Опиши любимую игрушку по плану (9;77). Составление описательных рассказов по картинкам и вопросам (10;42). Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Театрализованная игра «Поездка в театр». |
Привлечь родителей к изготовлению газеты «Моя любимая игрушка» |
Тема недели «Обувь, одежда, головные уборы».
Период: 3 неделя ноября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Магазин одежды» (3;56). «Как мы одеваемся» (3;54). |
«Чего не стало?» (10;78). «Лишний предмет» (10;81). |
«Кто что носит» (10;87). | «Сравни» (10;71). | «Одень куклу» (бумажную). «Варежки» упражнение (10;72). (Обвести по контуру и раскрасить узоры). «Найди пару и раскрась» упражнение (10;88). |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Сарафанчик» З.Александровой (3;52). Рисование «Роспись варежки, фартука, сарафана». Аппликация «Платок». Ручной труд «Пришивание пуговицы». Речь с движением «Дружно помогаем маме» (10;74). Составление рассказа по плану «Одежда» (3;57). Речевая подвижная игра «Сапожки» (7;26). Рассматривание свойств материала (10;69). Работа с кусочками ткани различного вида. Словесное описание картинок (10;85). Игра «Хочу одеваться правильно» (5;326). Чтение Ш.Перро «Красная Шапочка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Сюжетно – ролевая игра «Ателье». |
Мастер – класс «Лучший головной убор». |
Тема недели «Мир книг. Библиотека».
Период: 4 неделя ноября
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Любимые сказки» (6;38). «Путаница» (6;37). |
«Живые картинки» (6;59). | «Корректор» (1;122). | «Угадай, кто говорит?» (6;56). «Стоп, палочка, остановись!» (6;68). «Сказка наоборот» (11;38). |
Пазлы «Собери картинку». | Рисование «Иллюстрации к сказкам». Лепка по сказкам (по выбору). Заучивание стихотворения о книге (8;86). Чтение русских народных сказок. Игры – инсценировки в театре «Би – Ба - Бо» по темам сказок. Интерактивные сказки (6;94). Заучивание считалки «На золотом крыльце сидели» (6;95). Упражнение «Угадай настроение Бабы - Яги» (11;290 Конструирование и ручной труд «Мастерская по ремонту книг». Чтение С.Я.Маршака «Как печатали книгу». Сюжетно – ролевая игра «Библиотека». Знакомство с работой библиотеки, профессией библиотекаря. |
Привлечь родителей к созданию библиотеки в группе. |
Тема недели «Зимние изменения в природе».
Период: 1 неделя декабря
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Времена года» (6;119). «Кто больше?» (15;180). |
«Вспоминалки» (15;44). «Повтори слова» (15;133). |
«Это правда или нет?» (5;312). | «Отгадай картинку» (15;185). | «Узоры из шнурков» (2;30). | Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Зима» И.Сурикова (3;65). Рисование восковой свечкой или манной крупой «Снежинка». Лепка «Снеговик». Конструирование из папиросной бумаги «Снежинка». Составление рассказа по плану «Зима» (3;68). Инсценировка народного праздника «Пришла зима – снег и радость принесла» (5;127). Этюд «Вьюга» (5;137). Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы», отрывков из стихотворения А.С Пушкина «Зимнее утро», Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою». Речевая подвижная игра «Зимой» (7;35). |
«Сундучок для родителей»: предложить родителям создать календарь зимних изменений в природе. |
Тема недели «Зимующие птицы».
Период: 2 неделя декабря
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Рассели птиц» (2;245). «Ворона и лисица» (3;102). «Лото» (3;99). |
«Отгадай картинку» (15;185). | «Птицы» (4;183). «Лото» (15;131). |
«Верю – не верю» (6;115). | «Трафареты» (2;32). Игры с прищепками (2;38). |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Покормите птиц» А.Яшина (3;98). Аппликация «Снегири». Лепка «Птицы на кормушке». Речь с движением «Мы по улице гуляли» (3;102). Составление рассказа по плану «Зимующие птицы» (3;103). Наблюдение примет зимы, за птицами, подкормка птиц. Чтение В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвина «Птицы под снегом», Рассказ – описание «Воробей». Пересказ рассказа «Кормушка» (8;87). Составление описательной загадки о зимующих птицах. Составление сравнительного рассказа о снегире и синице. |
Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. |
Тема недели «Хвойные деревья».
Период: 3 неделя декабря
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Что выше» (3;38). «Что это?» (3;39). |
«Путешествие» (13;54). | «Четвёртый лишний» (8;88). | «Красивые слова» (6;78). «На что похоже?» (6;77). |
Пальчиковая гимнастика «Под высокою сосной» (8;29). Выложить из спичек фигурку по образцу (8;89). Выкладывание ёлки из бумажных треугольников. |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Ели» И.Токмаковой (3;36). Речь с движением «Утром мы во двор идём» (3;39). Конструирование из природного материала по замыслу детей. Составление рассказа на тему «Хвойные деревья» по плану. Составление описательной загадки о хвойном дереве по выбору. Составление сравнительного рассказа о ели и сосне по плану (8;88). Этюд «Гномики в лесу» (5;196). Рассматривание иллюстрации «Лес» и составление рассказа по ней. Динамическая пауза «Листья». Рисование «Лес – наше богатство». |
Предложить родителям принять участие в акции «Берегите ёлочку». |
Тема недели «Праздник зимы».
Период: 4 неделя декабря
Дидактические игры | Совместная, самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Речь | Память | Внимание | Мышление | Моторика | ||
«Мешок с подарками» (2;96). «Не боимся мы Мороза» (3;84). |
«Вспоминалки» (15;44). «Кто больше» (15;180). |
«Опиши рисунок» (15;148). | «Какая бывает погода?» (5;139). | «Трафареты» (2;32). Узоры из шнурков (2;30). Рисунки на крупе (2;33). «Нарядная ёлка» (2;37). Нанизывание (2;39). Вырезывание ножницами (2;40). Пальчиковая гимнастика «Ёлка быстро получается» (8;30). Выложить фигурку по образцу из спичек. |
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Ёлка» Л.Некрасовой (3;82). Коллективная аппликация «Ёлка». Лепка «Цепочка из колечек». Оригами «Ёлочка». Речевая подвижная игра «Зимой» (7;46). Составление рассказа по плану «Праздник ёлки» (3;85). Этюд «Вьюга» (5;137). Беседа на тему «Семейные традиции» (6;90). Рисование «Карнавал». Конструирование и ручной труд «Снежинка». Чтение С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», С.Дрожжина «Дедушка Мороз», Н.А.Некрасова «Мороз - воевода», З.Александровой «Дед Мороз», русской народной сказки «В гостях у дедушки Мороза» |
Мастерская на лучшую новогоднюю игрушку. |
Список использованной литературы:
- Г.Ломакина «Гиперактивный ребёнок» 2009г.
- А.Е.Кузнецова «Игры для гиперактивных детей» 2011г.
- С.В. Бойкова «Развитие связной речи у детей» 2007г.
- Л.И.Катаева «Мой мир» 2000г.
- Л.М. Щипицина «Азбука общения» 1998г.
- Л.В.Красильникова «Развитие речевой активности детей» 2010г.
- Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду» 2009г.
- З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий».
- В.В. Коноваленко «Коррекционная работа» 1998г.
- М.А.Васильева «Познание предметного мира» 2011г.
- С.И.Семенака «Уроки добра» 2002г.
- Л.А.Мосалова «Я и мир» 2010г.
- В.А.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» 1981г.
- А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду» 1977г.
- Т.В.Колбасина «Умные игры» 2010г.
Читайте также |
---|
ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...
Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза»
Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза» Ведущий 1: В лесу на красивой зимней опушке Жили подружки, и все хохотушки. (Выбегают четыре хохотушки, танцуют.) Жили, дружили...
Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)
Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)