Календарно-тематическое планирование занятий по логоритмике в средней группе
Пояснительная записка
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь.
Логопедическая ритмика – одно из средств профилактики речевых нарушений. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи дошкольников. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп, ритм речи и дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Также развивается координация движения, общая и произвольная моторика. Движения становятся более плавными, выразительными.
Занятия носят занимательный характер. Основа занятий разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры. Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Цель логоритмики:
Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму.
Занятия проводятся с подруппой 1 раз в неделю по 20 минут с детьми 2 младшей группы и по 25 минут с детьми средней группы.
Ожидаемые результаты:
Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.
Количество занятий за учебный год: 26 занятий.
Задачи:
- развивать речевое и слуховое внимание;
- учить переключать внимание, включая смену движений;
- различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
- формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
- устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
-развивать физиологическое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать силу голоса и выразительность речи;
- развивать мелкую моторику, точность движений;
- развивать мимику лица;
- формировать правильную артикуляцию звука.
Календарно – тематическое планирование в средней группе
Месяц
|
Тема занятия | Задачи | Форма проведения | Оборудование |
Октябрь | 1. Прогулка в осеннем лесу. | Уточнить и активизировать словарь по теме «Осень»; учить задерживать дыхание и выдыхать прерывисто (контролировать дыхание); развивать чувство такта, общую и мелкую моторику, внимание, фонематический слух; учить удерживать губы в округленном положении (звук У); развивать мимические мышцы. | Беседа; танец-игра; пальчиковая и артикуляционная гимнастика; массаж лица и пальцев; физминутка; подвижная игра; мимическое упражнение; игра на внимание. | Осенние листья; иллюстрации: птицы, филин, зайчик с барабаном, ёжик, малина; бубен; маска ёжик; аудиозапись со спокойной мелодией. |
2. Колобок-колючий ёж» | Укреплять мышцы артикуляционного аппарата учить присасывать язык к нёбу, развивать его подвижность; вырабатывать плавную, длительную, направленную воздушную струю, продолжать учить выдыхать прерывисто; развивать общую и мелкую моторику, интонационную выразительность речи, фантазию, воображение, фонематический слух; укреплять глазные мышцы; профилактика простудных заболеваний с помощью самомасажа. | Беседа; артикуляционная гимнастика; динамическое упражнение; упражнение на дыхание; самомассаж; упражнение для стоп; подвижная игра; пальчиковая игра; гимнастика для глаз; хоровод. | Игрушки: бабушка, дедушка, заяц, волк, лисичка, лягушка, ёжик; аудиозапись с весёлыми мелодиями. | |
Ноябрь | 3. Почему медведь зимой спит | Продолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата; совершенствовать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать чувство ритма, внимание, общую и мелкую моторику; продолжать учить детей расслабляться. | Беседа; артикуляционная гимнастика; массаж носа; хороводная игра; ОРУ; пальчиковая игра; динамическое упражнение; игра на внимание; массаж ног; упражнение на расслабление. | Игрушки: медведь, заяц, ёжик, белка, кот с удочкой, лиса, курица, собака, рыбка; муляжи: морковь, грибы, орехи; иллюстрации грибов: рыжики, маслята, мухомор, боровик; «следы»; аудиозапись «Колыбельные».
|
4. Городок игрушек | Продолжать совершенствовать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать чувство ритма, дыхательную мускулатуру, мелкую моторику; укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку, вырабатывать подъем языка вверх; развивать внимание.
|
Динамические упражнения; ОРУ; дыхательное упражнение; артикуляционное упражнение; подвижная игра; массаж биологически активных зон; мимические упражнения; танец; пальчиковая игра; игра на внимание; массаж пальцев; игра «Поезд»; массаж спины «Поезд» | Игрушки: матрёшки, баран, Чебурашка, солдатики,кот, воздушный шарик, петрушка, лошадка, обезьянка, кукла, мишка, волчок, часы, паровоз; погремушки на каждого ребенка. | |
5. Поиграем в поезд | Продолжать укреплять мышцы языка,
развивать подвижность языка, учить поднимать его боковые края; активизировать мышцы зева и глотки; продолжать развивать чувство ритма, общую и мелкую моторику, мимические мышцы, дыхательную мускулатуру, внимание; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа.
|
Беседа; массаж спины; артикуляционная гимнастика; упражнение на развитие чувства ритма; мимическое упражнение; пальчиковая игра; фонопедическое и голосовое упражнение; под массаж биологически активных зон; хороводная игра. | Игрушки: паровоз, кошка, слон, кукла, самолет, неваляшка; кубики – по 2 на каждого ребенка, погремушка на каждого ребенка. | |
Декабрь | 6. Снежная баба | Продолжать вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью; укреплять глазные мышцы, мышцы языка (спинки и корня), развивать его подвижность; развивать мимические мышцы, внимание и логическое мышление; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. | Динамическое упражнение; упражнение на дыхание; гимнастика для глаз; артикуляционная гимнастика; хоровод; самомассаж; мимическое упражнение; подвижная игра; игра на внимание. | Снежинки на ниточках-на каждого ребенка; снеговик; нарисованный снеговик с различными эмоциями; пакет от Нового года с рисунком украшенной ёлочки и стоящими под ней зайчиками; маска лисы.
|
7. Два мороза | Развивать фонематический слух, чувство такта, ритма, голос, общую моторику, мимические мышцы укреплять глазные мышцы; развивать эмоции у детей; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. | Беседа; самомассаж; фонопедическое упражнение; упражнение на развитие чувства ритма; ОРУ; гимнастика для глаз; танец-игра; мимическое упражнение; подвижная игра. | Игрушки: Мороз Красный нос, Мороз Синий нос, волк, лиса, зайчик, белка, мишка; морковка на каждого ребенка; маска лисы; шапки Морозов-красного и синего цвета.
|
|
8. Новогодний поезд | Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику; укреплять глазные мышцы, органы артикуляционного аппарата (учить напрягать кончик языка, развивать его подвижность, поднимать боковые края языка, учить удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную связку). | Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: паровоз с Дедом Морозом-машинистом, вагоны с ёлочкой, музыкальными инструментами и пассажирами: белочкой, зайчиком, кошкой, петушком, мишкой; бумажные елочки на палочке-по одному на каждого ребенка; деревянные ложки, треугольники, барабан, дудочка, гармошка; маленькая ёлочка. | ||
Январь | 9. Зимняя царица | Продолжать совершенствовать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику; продолжать развивать мимические мышцы, силу голоса; укреплять глазные мышцы; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. | Беседа; динамическое упражнение; танец; мимическое упражнение; подвижная игра; массаж пальцев; фонопедическое упражнение; массаж биологически активных зон; динамическое упражнение; гимнастика для глаз; хоровод. | Иллюстрации деревьев – тополь, березка, елочка, дуб, орешник, рябина; бутафорские кисть рябины и веточка дуба с жёлудем; маленькие ёлочки на палочке на каждого ребенка.
|
10. Кошкин дом | Уточнить знания детей о животных, расширять лексический запас; развивать общую и мелкую моторику, мимические мышцы лица, эмоции, внимание; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. | Массаж спины, биологически активных зон; динамическое упражнение; хоровод; мимическое упражнение; инсценировка; массаж рук; подвижная игра; пальчиковая игра; речевая игра. | Игушки: кошка, цыплята, петух, курочка, селезень, утка, корова, чёрный кот, домик; барабан, бубен.
|
|
11. У кошки новоселье | Совершенствовать чувство ритма, общую и мелкую моторику; продолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата(развивать подвижность языка, укреплять мышцы губ и щёк); развивать фонематический слух, продолжать учить задерживать дыхание , совершенствовать продолжительный выдох. | Беседа; динамическое упражнение; пальчиковая игра; подвижная игра; массаж лица; мимическое упражнение; инсценировка; массаж рук; артикуляционная гимнастика; гимнастика для мышц шеи; динамическое упражнение; ритмическая игра; подвижная игра; упражнение на дыхание; релаксация. | Игрушки: кошка, мяч, лошадка, зайчик с барабаном, пчелка, слон, козлик, мышка, воздушный шарик; аудиозапись «Колыбельные» | |
Февраль | 12. Мы строители | Уточнить знания детей по данной теме, расширять лексический запас; совершенствовать общую и мелкую моторику, мимические мышцы; укреплять артикуляционный аппарат (вырабатывать подъем средней части языка, умение быстро менять положение языка; укреплять круговые мышцы рта, учить удерживать губы в улыбке); совершенствовать продолжительный речевой выдох; профилактика простудных заболеваний. | Беседа; ритмическая игра; массаж рук; артикуляционная гимнастика; динамическое упражнение; танец; массаж биологически активных зон; мимическое упражнение; подвижная игра; массаж пальцев; стихи с движением. | Игрушки: молоток, домик, зайчик, мишка, слон, кошка, пакет с игрушечным угощением, часы. |
13. Строим дом | Расширять и уточнять лексический запас детей по теме; совершенствовать общую и мелкую моторику; продолжать укреплять артикуляционный аппарат, развивать гибкость и подвижность языка, мимические мышцы. | Динамическое упражнение; ОРУ; потешка с движением; ритмическая игра; артикуляционная гимнастика; мимическое упражнение; массаж тела, рук, пальцев; игра-импровизация; стихи с движением; пальчиковая игра. | ||
14. Крокодил Гена идет в армию | Продолжать совершенствовать чувство ритма, общую и мелкую моторику, внимание; продолжать укреплять артикуляционный аппарат, глазные мышцы; уточнить произношение звуков «Ш, Ж»; продолжать вырабатывать длительную воздушную струю. | Беседа; ОРУ; артикуляционная гимнастика; ритмическая игра; динамическое упражнение; массаж ушей; гимнастика для глаз; подвижная игра; пальчиковая игра; дыхательное упражнение; динамическое упражнение; игра на внимание. | Игрушка- Крокодил Гена; письмо для Гены; иллюстрации-ружье, вертолет, корабль, самолет, барабан; 4 флажка-желтый, синий, зеленый, красный, синий; барабан. Аудиозапись с веселыми мелодиями, мелодия «Барабанщик».
|
|
15. Сказка о глупом мышонке | Продолжать совершенствовать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, внимание, фонематический слух; укреплять артикуляционный аппарат (учить быстро менять положение губ), дыхательную мускулатуру. | Беседа; стихи с движением; динамическое упражнение; песня о маме; ритмический танец; дыхательное упражнение; ритмическая игра; массаж груди; подвижная игра; массаж пальцев; артикуляционная гимнастика; песня о кошке; стихи с движением. | Иллюстрации к сказке- мышонок, мышка-мама, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка; маски коршуна и курицы; аудиозапись «Песенка о кошке», веселые мелодии. | |
Март | 16. Сказка об умном мышонке | Продолжать совершенствовать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, внимание, фонематический слух; укреплять артикуляционный аппарат (учить быстро менять положение губ), дыхательную мускулатуру; укреплять глазные мышцы. | Беседа; подвижная игра; массаж ступни и пальцев ног; гимнастика для глаз; динамическое упражнение; массаж пальцев; ОРУ; песенка про ежика; артикуляционная гимнастика; фонопедическое упражнение; стихи с движением; подвижная игра; динамическое упражнение; подвижная игра. | Иллюстрации к сказке- кошка, мышонок, хорек, белки, ежик, лягушка, сова, мышка-мама; колокольчик, платок; маски кошки, мышонка, совы. |
17. Пироги пекла лиса | Совершенствовать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, фонематический слух; продолжать укреплять артикуляционный аппарат (учить расслаблять язык, развивать его подвижность, тянуть подъязычную связку); развивать продолжительность речевого выдоха; развивать мимические мышцы лица. | Игра-вступление; массаж биологически активных зон; мимическое упражнение; артикуляционная гимнастика; пальчиковая игра; динамическое упражнение; упражнение на дыхание; танец; стихи с движением; танец-импровизация; хоровод. | Игрушки – лиса, мышка, зайчик, белочка, синичка, ёжик, волк, пчела, утка, сова, медведь, пирожки для зверей; аудиозапись «Утята». | |
18. Веселые музыканты | Совершенствовать умение двигаться ритмично в такт музыки; закреплять умение переключать внимание; укреплять речевой аппарат с помощью специальных упражнений (развивать подвижность кончика языка; продолжать развивать общую и мелкую моторику. | Мимическое упражнение; динамическое упражнение; танец-импровизация; пальчиковая игра; ритмическая игра; артикуляционная гимнастика; массаж носа, рук; подвижная игра. | Детские музыкальные инструменты- колокольчик, бубен, дудка, три барабана (большой, средний, маленький); игрушки –медведь, козлик, лягушка, зайчик, овечка, петух, поросенок, птичка; карточки с изображением инструментов – дудки, барабана, балалайки, колокольчика; погремушки – на одну меньше, чем количество детей. | |
19. Кто где живет | Уточнить знания детей по данной теме; продолжать вырабатывать чёткие координированные движения с речью; укреплять мышцы языка, развивать его гибкость и точность движений; развивать дыхательную мускулатуру; укреплять глазные мышцы; развивать внимание детей, продолжать учить расслабляться | Беседа; артикуляционная гимнастика; игровая зарядка; дыхательное упражнение; динамическое упражнение; массаж биологически активных зон; подвижная игра; релаксация. | Иллюстрации- пес в конуре, дятел долбящий дупло, медведь в берлоге, лиса в норе, сорока в гнезде, цыпленок у курицы под крылом; аудиозапись «Колыбельные» | |
Апрель | 20. Зайкин день | Расширять лексический словарь детей; продолжать совершенствовать чёткие координированные движения с речью; укреплять круговую мышцу рта, жевательную мышцу, подвижность языка; вырабатывать длительную направленную воздушную струю; развивать мимические мышцы, внимание; учить детей расслабляться; укреплять здоровье с помощью самомассажа. | Беседа; динамическое упражнение; артикуляционная гимнастика; инсценировка; самомассаж; динамическое упражнение; подвижная игра; дыхательное упражнение; мимическое упражнение; пальчиковая игра; стихи с движением; самомассаж; релаксация. | Игрушки - зайчик, сорока, утёнок; игрушечная кровать с постельными принадлежностями; душ, ванна, зубная щётка, мыло; накрытый стол; игрушечная одежда – носки, брюки, рубашка; книжка со сказками; аудиозапись «Колыбельные»
|
21. Будем космонавтами | Расширять лексический словарь детей по теме; продолжать совершенствовать чёткие координированные, ритмичные движения с речью, умение переключаться; укреплять круговую мышцу рта, закреплять произношение звуков А,О, И,Э; укреплять здоровье с помощью самомассажа. | Беседа; динамическое упражнение; ОРУ; ритмическое упражнение; динамическое упражнение; голосовое упражнение; танец-импровизация; артикуляционная гимнастика; подвижная игра; массаж пальцев; подвижная игра; марш. | Иллюстрация звездолета; игрушки – мишка, зайчик, мышка, матрешка, лиса; звезда на палочке на каждого ребенка; маска кота; аудиозапись с мелодией ансамлбя «Спейс»
|
|
22. На лесном перекрестке | Продолжать совершенствовать чёткие, ритмичные движения в соответствии с текстом, чувство ритма, такта, внимание, фантазию, фонематический слух, мелкую моторику; стимулировать движения нижней челюсти; развивать голосовые связки, уточнить произношение звука Р. | Массаж биологически активных зон; стихи с движением; артикуляционная гимнастика; фонопедическое упражнение; подвижная игра; динамическое упражнение; игра-импровизация; подвижная игра; ритмическое упражнение; массаж пальцев; танец с колечками. | Игрушки- сорока, лисичка, мишка, зайчик, лягушонок, кот-милиционер, мышонок; десткие машины, велосипед, самокат; бубен; три круга-красный, желтый, зеленый (светофор); колечки на каждого ребенка; аудиозапись «Звуки природы».
|
|
23. Птицы | Расширять лексический словарь детей по теме; уточнить произношение звука Ш; укреплять глазные мышцы; продолжать развивать внимание, фонематический слух, чувство такта, ритма, общую и мелкую моторику. | Беседа; динамическое упражнение; массаж шеи; пальчиковая игра; ритмическая игра; игра на колокольчиках; танец; заучивание скороговорки; подвижная игра; гимнастика для глаз; ритмическая игра; подвижная игра. | Иллюстрации – скворец, петух, утка, синица, кукушка, воробей, сова, дятел; колокольчики, треугольники; маска кота; круги из клеенки на 2-3 меньше количества детей.
|
Литература:
1. Картушина М.Ю. Логоритимческие занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2004 г.
2. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. –М.: Гном и Д, 2007 г.
Читайте также |
---|
Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…
Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...
Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!»
Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи: способствовать...
Интерактивные игры. Тема: «Деревья»
Интерактивные игры. Тема: «Деревья»