Календарно-тематическое планирование занятий по логоритмике в средней группе

 

Пояснительная записка

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь.

Логопедическая ритмика – одно из средств профилактики речевых нарушений. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи дошкольников. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп, ритм речи и дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Также развивается координация движения, общая и произвольная моторика. Движения становятся более плавными, выразительными.

Занятия носят занимательный характер. Основа занятий разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры. Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Цель логоритмики:

Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму.

Занятия проводятся с подруппой 1 раз в неделю по 20 минут с детьми 2 младшей группы и по 25 минут с детьми средней группы.

Ожидаемые результаты:

Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Количество занятий за учебный год: 26 занятий.

Задачи:

- развивать речевое и слуховое внимание;

- учить переключать внимание, включая смену движений;

- различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);

- формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

- устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;

-развивать физиологическое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать силу голоса и выразительность речи;

- развивать мелкую моторику, точность движений;

- развивать мимику лица;

- формировать правильную артикуляцию звука.

 

Календарно – тематическое планирование в средней группе

Месяц

 

Тема занятия Задачи Форма проведения Оборудование
Октябрь 1. Прогулка в осеннем лесу. Уточнить и активизировать словарь по теме «Осень»; учить задерживать дыхание и выдыхать прерывисто (контролировать дыхание); развивать чувство такта, общую и мелкую моторику, внимание, фонематический слух; учить удерживать губы в округленном положении (звук У); развивать мимические мышцы. Беседа; танец-игра; пальчиковая и артикуляционная гимнастика; массаж лица и пальцев; физминутка; подвижная игра; мимическое упражнение; игра на внимание. Осенние листья; иллюстрации: птицы, филин, зайчик с барабаном, ёжик, малина; бубен; маска ёжик; аудиозапись со спокойной мелодией.
  2. Колобок-колючий ёж» Укреплять мышцы артикуляционного аппарата учить присасывать язык к нёбу, развивать его подвижность; вырабатывать плавную, длительную, направленную воздушную струю, продолжать учить выдыхать прерывисто; развивать общую и мелкую моторику, интонационную выразительность речи, фантазию, воображение, фонематический слух; укреплять глазные мышцы; профилактика простудных заболеваний с помощью самомасажа. Беседа; артикуляционная гимнастика; динамическое упражнение; упражнение на дыхание; самомассаж; упражнение для стоп; подвижная игра; пальчиковая игра; гимнастика для глаз; хоровод. Игрушки: бабушка, дедушка, заяц, волк, лисичка, лягушка, ёжик; аудиозапись с весёлыми мелодиями.
Ноябрь 3. Почему медведь зимой спит Продолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата; совершенствовать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать чувство ритма, внимание, общую и мелкую моторику; продолжать учить детей расслабляться. Беседа; артикуляционная гимнастика; массаж носа; хороводная игра; ОРУ; пальчиковая игра; динамическое упражнение; игра на внимание; массаж ног; упражнение на расслабление. Игрушки: медведь, заяц, ёжик, белка, кот с удочкой, лиса, курица, собака, рыбка; муляжи: морковь, грибы, орехи; иллюстрации грибов: рыжики, маслята, мухомор, боровик; «следы»; аудиозапись «Колыбельные».

 

  4. Городок игрушек Продолжать совершенствовать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать чувство ритма, дыхательную мускулатуру, мелкую моторику; укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку, вырабатывать подъем языка вверх; развивать внимание.

 

Динамические упражнения; ОРУ; дыхательное упражнение; артикуляционное упражнение; подвижная игра; массаж биологически активных зон; мимические упражнения; танец; пальчиковая игра; игра на внимание; массаж пальцев; игра «Поезд»; массаж спины «Поезд» Игрушки: матрёшки, баран, Чебурашка, солдатики,кот, воздушный шарик, петрушка, лошадка, обезьянка, кукла, мишка, волчок, часы, паровоз; погремушки на каждого ребенка.
  5. Поиграем в поезд Продолжать укреплять мышцы языка,

развивать подвижность языка, учить поднимать его боковые края; активизировать мышцы зева и глотки; продолжать развивать чувство ритма, общую и мелкую моторику, мимические мышцы, дыхательную мускулатуру, внимание; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа.

 

Беседа; массаж спины; артикуляционная гимнастика; упражнение на развитие чувства ритма; мимическое упражнение; пальчиковая игра; фонопедическое и голосовое упражнение; под массаж биологически активных зон; хороводная игра. Игрушки: паровоз, кошка, слон, кукла, самолет, неваляшка; кубики – по 2 на каждого ребенка, погремушка на каждого ребенка.
Декабрь 6. Снежная баба Продолжать вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью; укреплять глазные мышцы, мышцы языка (спинки и корня), развивать его подвижность; развивать мимические мышцы, внимание и логическое мышление; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. Динамическое упражнение; упражнение на дыхание; гимнастика для глаз; артикуляционная гимнастика; хоровод; самомассаж; мимическое упражнение; подвижная игра; игра на внимание. Снежинки на ниточках-на каждого ребенка; снеговик; нарисованный снеговик с различными эмоциями; пакет от Нового года с рисунком украшенной ёлочки и стоящими под ней зайчиками; маска лисы.

 

  7. Два мороза Развивать фонематический слух, чувство такта, ритма, голос, общую моторику, мимические мышцы укреплять глазные мышцы; развивать эмоции у детей; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. Беседа; самомассаж; фонопедическое упражнение; упражнение на развитие чувства ритма; ОРУ; гимнастика для глаз; танец-игра; мимическое упражнение; подвижная игра. Игрушки: Мороз Красный нос, Мороз Синий нос, волк, лиса, зайчик, белка, мишка; морковка на каждого ребенка; маска лисы; шапки Морозов-красного и синего цвета.

 

  8. Новогодний поезд Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику; укреплять глазные мышцы, органы артикуляционного аппарата (учить напрягать кончик языка, развивать его подвижность, поднимать боковые края языка, учить удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную связку).   Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: паровоз с Дедом Морозом-машинистом, вагоны с ёлочкой, музыкальными инструментами и пассажирами: белочкой, зайчиком, кошкой, петушком, мишкой; бумажные елочки на палочке-по одному на каждого ребенка; деревянные ложки, треугольники, барабан, дудочка, гармошка; маленькая ёлочка.
Январь 9. Зимняя царица Продолжать совершенствовать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику; продолжать развивать мимические мышцы, силу голоса; укреплять глазные мышцы; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. Беседа; динамическое упражнение; танец; мимическое упражнение; подвижная игра; массаж пальцев; фонопедическое упражнение; массаж биологически активных зон; динамическое упражнение; гимнастика для глаз; хоровод. Иллюстрации деревьев – тополь, березка, елочка, дуб, орешник, рябина; бутафорские кисть рябины и веточка дуба с жёлудем; маленькие ёлочки на палочке на каждого ребенка.

 

  10. Кошкин дом Уточнить знания детей о животных, расширять лексический запас; развивать общую и мелкую моторику, мимические мышцы лица, эмоции, внимание; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. Массаж спины, биологически активных зон; динамическое упражнение; хоровод; мимическое упражнение; инсценировка; массаж рук; подвижная игра; пальчиковая игра; речевая игра. Игушки: кошка, цыплята, петух, курочка, селезень, утка, корова, чёрный кот, домик; барабан, бубен.

 

  11. У кошки новоселье Совершенствовать чувство ритма, общую и мелкую моторику; продолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата(развивать подвижность языка, укреплять мышцы губ и щёк); развивать фонематический слух, продолжать учить задерживать дыхание , совершенствовать продолжительный выдох. Беседа; динамическое упражнение; пальчиковая игра; подвижная игра; массаж лица; мимическое упражнение; инсценировка; массаж рук; артикуляционная гимнастика; гимнастика для мышц шеи; динамическое упражнение; ритмическая игра; подвижная игра; упражнение на дыхание; релаксация. Игрушки: кошка, мяч, лошадка, зайчик с барабаном, пчелка, слон, козлик, мышка, воздушный шарик; аудиозапись «Колыбельные»
Февраль 12. Мы строители Уточнить знания детей по данной теме, расширять лексический запас; совершенствовать общую и мелкую моторику, мимические мышцы; укреплять артикуляционный аппарат (вырабатывать подъем средней части языка, умение быстро менять положение языка; укреплять круговые мышцы рта, учить удерживать губы в улыбке); совершенствовать продолжительный речевой выдох; профилактика простудных заболеваний. Беседа; ритмическая игра; массаж рук; артикуляционная гимнастика; динамическое упражнение; танец; массаж биологически активных зон; мимическое упражнение; подвижная игра; массаж пальцев; стихи с движением. Игрушки: молоток, домик, зайчик, мишка, слон, кошка, пакет с игрушечным угощением, часы.
  13. Строим дом Расширять и уточнять лексический запас детей по теме; совершенствовать общую и мелкую моторику; продолжать укреплять артикуляционный аппарат, развивать гибкость и подвижность языка, мимические мышцы. Динамическое упражнение; ОРУ; потешка с движением; ритмическая игра; артикуляционная гимнастика; мимическое упражнение; массаж тела, рук, пальцев; игра-импровизация; стихи с движением; пальчиковая игра.  
  14. Крокодил Гена идет в армию Продолжать совершенствовать чувство ритма, общую и мелкую моторику, внимание; продолжать укреплять артикуляционный аппарат, глазные мышцы; уточнить произношение звуков «Ш, Ж»; продолжать вырабатывать длительную воздушную струю. Беседа; ОРУ; артикуляционная гимнастика; ритмическая игра; динамическое упражнение; массаж ушей; гимнастика для глаз; подвижная игра; пальчиковая игра; дыхательное упражнение; динамическое упражнение; игра на внимание. Игрушка- Крокодил Гена; письмо для Гены; иллюстрации-ружье, вертолет, корабль, самолет, барабан; 4 флажка-желтый, синий, зеленый, красный, синий; барабан. Аудиозапись с веселыми мелодиями, мелодия «Барабанщик».

 

  15. Сказка о глупом мышонке Продолжать совершенствовать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, внимание, фонематический слух; укреплять артикуляционный аппарат (учить быстро менять положение губ), дыхательную мускулатуру. Беседа; стихи с движением; динамическое упражнение; песня о маме; ритмический танец; дыхательное упражнение; ритмическая игра; массаж груди; подвижная игра; массаж пальцев; артикуляционная гимнастика; песня о кошке; стихи с движением. Иллюстрации к сказке- мышонок, мышка-мама, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка; маски коршуна и курицы; аудиозапись «Песенка о кошке», веселые мелодии.
Март 16. Сказка об умном мышонке Продолжать совершенствовать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, внимание, фонематический слух; укреплять артикуляционный аппарат (учить быстро менять положение губ), дыхательную мускулатуру; укреплять глазные мышцы. Беседа; подвижная игра; массаж ступни и пальцев ног; гимнастика для глаз; динамическое упражнение; массаж пальцев; ОРУ; песенка про ежика; артикуляционная гимнастика; фонопедическое упражнение; стихи с движением; подвижная игра; динамическое упражнение; подвижная игра. Иллюстрации к сказке- кошка, мышонок, хорек, белки, ежик, лягушка, сова, мышка-мама; колокольчик, платок; маски кошки, мышонка, совы.
  17. Пироги пекла лиса Совершенствовать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, фонематический слух; продолжать укреплять артикуляционный аппарат (учить расслаблять язык, развивать его подвижность, тянуть подъязычную связку); развивать продолжительность речевого выдоха; развивать мимические мышцы лица. Игра-вступление; массаж биологически активных зон; мимическое упражнение; артикуляционная гимнастика; пальчиковая игра; динамическое упражнение; упражнение на дыхание; танец; стихи с движением; танец-импровизация; хоровод. Игрушки – лиса, мышка, зайчик, белочка, синичка, ёжик, волк, пчела, утка, сова, медведь, пирожки для зверей; аудиозапись «Утята».
  18. Веселые музыканты Совершенствовать умение двигаться ритмично в такт музыки; закреплять умение переключать внимание; укреплять речевой аппарат с помощью специальных упражнений (развивать подвижность кончика языка; продолжать развивать общую и мелкую моторику. Мимическое упражнение; динамическое упражнение; танец-импровизация; пальчиковая игра; ритмическая игра; артикуляционная гимнастика; массаж носа, рук; подвижная игра. Детские музыкальные инструменты- колокольчик, бубен, дудка, три барабана (большой, средний, маленький); игрушки –медведь, козлик, лягушка, зайчик, овечка, петух, поросенок, птичка; карточки с изображением инструментов – дудки, барабана, балалайки, колокольчика; погремушки – на одну меньше, чем количество детей.
  19. Кто где живет Уточнить знания детей по данной теме; продолжать вырабатывать чёткие координированные движения с речью; укреплять мышцы языка, развивать его гибкость и точность движений; развивать дыхательную мускулатуру; укреплять глазные мышцы; развивать внимание детей, продолжать учить расслабляться Беседа; артикуляционная гимнастика; игровая зарядка; дыхательное упражнение; динамическое упражнение; массаж биологически активных зон; подвижная игра; релаксация. Иллюстрации- пес в конуре, дятел долбящий дупло, медведь в берлоге, лиса в норе, сорока в гнезде, цыпленок у курицы под крылом; аудиозапись «Колыбельные»
Апрель 20. Зайкин день Расширять лексический словарь детей; продолжать совершенствовать чёткие координированные движения с речью; укреплять круговую мышцу рта, жевательную мышцу, подвижность языка; вырабатывать длительную направленную воздушную струю; развивать мимические мышцы, внимание; учить детей расслабляться; укреплять здоровье с помощью самомассажа. Беседа; динамическое упражнение; артикуляционная гимнастика; инсценировка; самомассаж; динамическое упражнение; подвижная игра; дыхательное упражнение; мимическое упражнение; пальчиковая игра; стихи с движением; самомассаж; релаксация. Игрушки - зайчик, сорока, утёнок; игрушечная кровать с постельными принадлежностями; душ, ванна, зубная щётка, мыло; накрытый стол; игрушечная одежда – носки, брюки, рубашка; книжка со сказками; аудиозапись «Колыбельные»

 

  21. Будем космонавтами Расширять лексический словарь детей по теме; продолжать совершенствовать чёткие координированные, ритмичные движения с речью, умение переключаться; укреплять круговую мышцу рта, закреплять произношение звуков А,О, И,Э; укреплять здоровье с помощью самомассажа. Беседа; динамическое упражнение; ОРУ; ритмическое упражнение; динамическое упражнение; голосовое упражнение; танец-импровизация; артикуляционная гимнастика; подвижная игра; массаж пальцев; подвижная игра; марш. Иллюстрация звездолета; игрушки – мишка, зайчик, мышка, матрешка, лиса; звезда на палочке на каждого ребенка; маска кота; аудиозапись с мелодией ансамлбя «Спейс»

 

  22. На лесном перекрестке Продолжать совершенствовать чёткие, ритмичные движения в соответствии с текстом, чувство ритма, такта, внимание, фантазию, фонематический слух, мелкую моторику; стимулировать движения нижней челюсти; развивать голосовые связки, уточнить произношение звука Р. Массаж биологически активных зон; стихи с движением; артикуляционная гимнастика; фонопедическое упражнение; подвижная игра; динамическое упражнение; игра-импровизация; подвижная игра; ритмическое упражнение; массаж пальцев; танец с колечками. Игрушки- сорока, лисичка, мишка, зайчик, лягушонок, кот-милиционер, мышонок; десткие машины, велосипед, самокат; бубен; три круга-красный, желтый, зеленый (светофор); колечки на каждого ребенка; аудиозапись «Звуки природы».

 

  23. Птицы Расширять лексический словарь детей по теме; уточнить произношение звука Ш; укреплять глазные мышцы; продолжать развивать внимание, фонематический слух, чувство такта, ритма, общую и мелкую моторику. Беседа; динамическое упражнение; массаж шеи; пальчиковая игра; ритмическая игра; игра на колокольчиках; танец; заучивание скороговорки; подвижная игра; гимнастика для глаз; ритмическая игра; подвижная игра. Иллюстрации – скворец, петух, утка, синица, кукушка, воробей, сова, дятел; колокольчики, треугольники; маска кота; круги из клеенки на 2-3 меньше количества детей.

 

 

Литература:

1. Картушина М.Ю. Логоритимческие занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2004 г.

2. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. –М.: Гном и Д, 2007 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!»

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи: способствовать...

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход»

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» для...

Проект «7 апреля – День здоровья»

Проект «7 апреля – День здоровья»