Перспективное планирование осетинских национальных подвижных игр

 

Месяц Название игры Цели, правила, описание игры
Сентябрь «Осетинские салки»

(Æрцахсмæ)

Цель: упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы

Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.

Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.

«Волк и ягнята»

(Бирæгътæ æмæ сæныччыта)

Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость; снятие напряженности, создание атмосферы единства, преодоление неуверенности в себе.

Правила игры: «Ягнята» пасутся на пастбище. В домике «ягнят» ловить нельзя. Пойманные «ягнята» идут в дом волка.

Оборудование и атрибуты: шапочка волка.

Содержание игры: дети изображают «ягнят». «Ягнята» ходят по площадке «щиплют травку». «Волк» внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего «логова» (мелом чертится круг или кладётся обруч) и тихонько подкрадывается к «ягнятам». Волк ловит «ягнят» и тащит к себе в «логово». «Ягнята» убегают от волка и прячутся в своем «хадзаре» (доме). После двух- трех кратного повторения игры выбирают других детей на роль «волка».

І вариант: роль «волка» берет на себя воспитатель

ІІ вариант: выбираются два «волка»

Октябрь «Водопад и ветер»

(Ǽхсæрдзæн æмæ дымгæ)

Цель: в процессе игры развивать ловкость, быстроту, действовать по сигналу; сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Правила игры: четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель.

Содержание игры: для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: «Водопад! » - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер! » - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель

ІІ вариант: на сигнал «Водопад! » игроки выбирают ОВД по желанию (например, прыжки)

ІІІ вариант: на сигнал «Ветер! » - дети бегут врассыпную.

Лягушки (Хæфсытӕ) Цель: упражнять в прыжках в длину; воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.

Правила игры: «лягушка» учит прыгать. «Лягушата» должны четко выполнять команды «лягушки». Если ошибается какой-то «лягушонок», то возвращается к «лягушатам» и должен будет поле всех учиться прыгать снова.

Оборудование и атрибуты: мел, шапочка для « лягушки»

Содержание игры: на земле чертится небольшой квадратик – «дом». Вокруг «дома»- четыре «листика» вперемешку с четырьмя «кочками» - пруд. Один - ведущий «лягушка», учит «лягушат» прыгать. Он стоит справа от «пруда», а «лягушата» – слева. Каждый лягушонок становится на квадратик – «дом» и внимательно слушая команды «лягушки и квакушки» прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги. «Лягушка» четко и громко командует, один «лягушонок» прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Команда: «Кочка!... Листик!... Листик!... Дом! И т.д. Если «лягушонок» прыгает высоко, и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с «лягушкой», а если ошибается, возвращается к «лягушатам» и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Ноябрь

«Перетя-

гивание» (Бæндæнæй хъазт)

 

Цель игры: развивать мышцы спины и ног; ловкость, быстроту реакции; воспитывать честность в игре и справедливость

Правила игры: начинать тянуть верёвку следует одновременно по команде: «Марш!» Тянуть надо только вперёд за счёт корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.

Оборудование и атрибуты: мел, верёвка.

Содержание игры: через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из верёвки диаметром 1,5-2м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперёд, чтобы верёвка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл.

I вариант: одновременно состязаются несколько пар (спортивная эстафета).

II вариант: использовать обруч вместо веревки

«Жмурки» («Хъуырмар-сытай»)

 

Цель игры: упражнять в беге в врассыпную; умение ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, быстроту; воспитывать умение играть честно и справедливо.

Правила игры: ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.

Оборудование и атрибуты: платок или косынка.

Содержание игры: водящему завязывают глаза. Затем игроки поочерёдно легко ударяют по ладоням его вытянутых рук. При этом они шёпотом спрашивают: «Кто я?». Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.

I вариант: водящим является воспитатель.

II вариант: водящим выбирается ребёнок.

III вариант: использовать колокольчики, хлопки.

Декабрь "Чепена" (Игра с речитативом)

 

Цель игры: упражнять детей в выполнении различных ОВД; развивать внимание, умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, самостоятельность.

Правила игры: действовать по сигналу и руководству водящего. Ценность игры заключается в том, что она сочетается с музыкальным сопровождением.

Содержание игры: все дети могут стоять по кругу или в шеренгу. Водящий может свободно располагаться на площадке. Лица детей располагаются так, чтобы они были обращены к водящему. Водящий чепена начинает игру словами, и одновременно делает какое - то движение, играющие произносят свой речитатив и выполняют движения водящего. Так, например:

Водящий чепена произносит: «Гахиз къахæй чепена». Одной ногой делает подскок на правой ноге. То же самое делают играющие за водящим на левой ноге.

Водящий: «Цомут размæ чепена» - пошли вперед чепена» и делает несколько шагов вперед. Играющие: «Ой, ой чепена» и тоже двигаются вперед. Водящий: «Цомут фæстæмæ чепена» - «пошли назад чепена» и делает несколько шагов назад. Играющие «Ой, ой чепена» и повторяют и это движение.

Водящий: «Цæй æрбадæм чепена» - «Давай сядем чепена», водящий приседает. То же самое повторяют играющие с припевом: «Ой, ой чепена».

Водящий: «Цæйут сыстæм чепена»- «Давай встанем чепена», встает, играющие повторяют и это его движение.

Водящий: «Цæй скафæм чепена» - «Давай спляшем чепена» и начинает пританцовывать. Играющие произносят: «Ой, ой скафæм чепена» - «Ой, ой станцуем чепена» и начинает под осетинскую мелодию танцевать.

I вариант: роль водящего выполняет воспитатель.

II вариант: менять поочередность движений по желанию ведущего.

 

«Гино» по тексту стихотворения К. Хетагурова «Гино». Цель. Заучивание текста стихотворения наизусть и соотно-сить слова текста с движениями процессе игры). материал. Атрибут «кота» на голову ребенка.

Описание игры. Текст стихотворения зачитать, перевести, (зачитать пере-вод на русский язык), чтобы дети поняли его содержание. Затем по считалке выбрать «кота» и он «спит» посреди круга. Дети водят вокруг него хоровод и говорят текст. При последнем слове: «Гис!» «кот» вскакивает, ловит кого-ни-будь из детей. Тот становится ведущим и игра повторяется.

"Гино"

Гино, гино, гис!

Иу гæды нæм ис

Хъарм фæлмæн кæрц дары,

Къонайыл хуыссы Аргъæуттæ мысын,

Хъал зæрдæйæ зары…

Январь "Метание с плеча"

 

Цель игры: укрепление мышц плечевого сустава, туловища, мелких мышц рук, развитие ловкости, глазомера.

Для данной игры берется мешочек с песком весом 200—300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.

Правила игры:

  • место удара мешочка о землю отмечается;
  • выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

Вариант игры: метание можно проводить снизу.

«Ножки"

«Къæхтæ»

Цель. Учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы и сопровождать их действиями соответственно тексту.

Описание игры. Воспитатель читает текст, переводит его построчно (пассив), чтобы дети поняли содержание. Потом объясняет (говорит и показывает действия) и дети про-говаривают текст строчку за строчкой, выполняя действия.

Къæхтæ

Къах лæууы, лæууы, лæууы, Къæхтæ кафынц, кафынц,кафынц!

Къæхтæ згъорынц, згъорынц, згъорынц!

О, мæ къæхтæ! Гыццыл къæхтæ!

Февраль «Бурые медведи» (Урс æрсытæ) Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, в процессе игры развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве.

Правила игры: «медвежата» бегают по площадке («лесной опушке») до тех пор, пока их не поймают «медведи». Выигрывает тот, кто останется последним медвежонком на «лесной опушке».

Оборудование и атрибут: мел, обручи, шапочки на «бурых медведей».

  Считалка:

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Другой месил муку.

Раз ку- ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Содержание игры: выбираем двух «медведей». Остальные игроки становятся «медвежатами». Площадку для игры делят на две части: «лесная опушка» и «медвежья берлога». По команде «бурые медведи» берутся за руки и покидают «берлогу». Их задача: поймать «медвежонка», захватив его в кольцо из рук, и отвести в «берлогу»

ІІ вариант: пойманные медвежата в «берлоге» тоже могут участвовать в ловле «медвежат».

ІІІ вариант: ловить «медвежат» можно при помощи обручей.

Котята («Гæдыйы лæппынтæ») Цель игры: упражнять детей в легком беге; развивать быстроту, ловкость,

ориентировку в пространстве; воспитывать честность, справедливость, фантазию.

Правила игры: Кошка может начать ловить котят не только тогда, когда они замешкаются, но и в случае неправдоподобного ответа.

Оборудование и атрибуты: шапочки кошки, мел.

Считалка: Помогали два кота,

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга!

Содержание игры: На земле чертят линию – «улицу» метрах в 6-8 пред ней – круг («дом»). «Кошка» заходит в «дом», играющие «котята» подходят к ней на 2 шага, и «кошка» спрашивает:

- Котятки-ребятки, вы где были?

- В саду!

- А что там делали?

- Цветы рвали!

- А где же эти цветы?

Количество вопросов и ответов зависит от фантазии и сообразительности играющих. Как только «котята» при ответах допустят паузу, «кошка» кричит: «Ах вы, обманщики!» - и старается поймать кого-либо из них. Чтобы спастись, «котята» должны убежать на улицу, т.е. стать на линию, взявшись за руки. Того, кого «кошка» поймает, она уводит в «дом». Спустя некоторое время к «дому» подходят остальные «котята», и всё начинается сначала. Игра продолжается, пока «кошка» не отведёт в «дом» всех «котят».

I вариант: роль «кошки» выполняет воспитатель.

Март «Барсы в пещерах»

(Стай лæгæты)

Цель: упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

Правила игры: бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную «пещеру»

Оборудование и атрибуты: шапочки барсов.

Считалка:

У барсихи пять барсят.

Поиграть они хотят.

Черный, белый,

Рыжий, серый.

Полосатый - выходи.

Не упрямься –

И води.

Содержание игры: все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует: «Барсы, выходите!». «Барсы» должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова: «Барсы в пещеру!», и все должны занять ближайшие «пещеры», ведущий тоже. Кому «пещеры» не досталось, тот водит. Через несколько туров «барсы» и «пещеры» меняются ролями.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.

ІІІ вариант: «барсы» меняются на других животных.

Лиса и зайцы («Рувас æмæ тæрхъустæ»)

 

Цель игры: упражнять ребят в беге; развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве.

Правила игры: «зайцы» не имеют права выбегать за пределы поля. «Заяц» считается пойманным, eсли «лиса» схватит его за руку или коснётся плеча.

Оборудование и атрибуты: шапочки для лисы и зайцев, мел.

Считалка: Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обудый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Лисы зайца не найдут,

Не найдет тебя лиса …

Выходи – тебе играть

Содержание игры: На земле рисуют «клетку» - круг диаметром 3-5 м. вокруг неё становятся дети – «зайцы», которые по уговору выбирают «заячьего короля». Он входит в середину «клетки» и говорит, указывая при каждом слове по очереди на каждого играющего.

- Заяц, заяц, где ты был?

- В болоте.

- Что делал?

-Траву жал.

- Где спрятал?

- Под колодой.

- Кто унёс?

- Заяц.

- Кто ловит?

- Лиса!

При последнем слове все игроки разбегаются, а тот, на кого выпало слово «лиса», начинает их ловить и отводит пойманных в «клетку», где они должны находиться до конца игры. Так продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «зайцы»

I вариант: на роль «заячьего короля» выбрать воспитателя

II вариант: заменить «лису» на «волка».

Апрель Ястреб

(«Хъæрццыгъа»)

Цель игры: упражнять детей в легком беге; развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве.

Правила игры: ловить можно только в «ястребином поле» (кругу или прямоугольнике). Пойманные не участвуют в игре до тех пор, пока не будут переловлены все «птицы».

Оборудование и атрибуты: шапочка для ястреба, мел.

Считалка: Ястреб, ястреб выходи,

Коли хочешь - так води.

Содержание игры: На площадке чертят небольшой круг или прямоугольник – место «ястреба». Вся остальная часть площадки объявляется «озером» или «лесом». Там отдыхают различные «птицы»: утки, гуси и др. На крик «ястреба»: «тыы, тыы, тыы» каждая «птица» начинает «перелёт» через «ястребиное поле», а «ястреб» стремится осалить её рукой. Осаленная «птица» выходит из игры. Когда «ястреб» осалит последнюю «птицу», игра заканчивается. Последний осаленный становится новым «ястребом», и игра начинается сначала.

I вариант: роль «ястреба» выполняет воспитатель

II вариант: в игре участвует не один «ястреб», а несколько.

«Рыбаки и рыбы»

(Кæсагахсджытæ æмæ кæсæгтæ)

Цель: развивать ориентировку в пространстве; воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

Правила игры:

находиться в ямке может только одна рыбка, должна её оставить. Пойманные «рыбы» помогают ловить остальных «рыб».

Оборудование и атрибуты:

бубен (колокольчик, мел).

Считалка:

Выйдет Заур - пастушок.

Поиграет во рожок.

А рожок из бересты,

Значит, водой будешь ты.

Содержание игры:

По сторонам площадки чертятся круги диаметром 0,8- 1 м. (ямки) по числу играющих или на 1-2 меньше. «Рыбы» (дети) находятся в кругах. По сигналу ведущего (удар в бубен, звук колокольчика) рыбы начинают плавать по всей реке (бегать по площадке). По сигналу «Рыбаки!» рыбы стараются спрятаться в ямки, а два рыбака, взявшись за руки, стремятся их поймать.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: выбрать две пары рыбаков.

Май «Волк и ягнята»

(Бирæгътæ æмæ сæныччыта)

Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость; снятие напряженности, создание атмосферы единства, преодоление неуверенности в себе.

Правила игры: «Ягнята» пасутся на пастбище. В домике «ягнят» ловить нельзя. Пойманные «ягнята» идут в дом волка.

Оборудование и атрибуты: шапочка волка.

Содержание игры: дети изображают «ягнят». «Ягнята» ходят по площадке «щиплют травку». «Волк» внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего «логова» (мелом чертится круг или кладётся обруч) и тихонько подкрадывается к «ягнятам». Волк ловит «ягнят» и тащит к себе в «логово». «Ягнята» убегают от волка и прячутся в своем «хадзаре» (доме). После двух- трех кратного повторения игры выбирают других детей на роль «волка».

І вариант: роль «волка» берет на себя воспитатель

ІІ вариант: выбираются два «волка»

Козы и пастух («Фийау æмæ сæгътæ»)

 

Цель игры: Упражнять ребят в беге в рассыпную, в прыжках на одной ноге; развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве; воспитывать умение играть в коллективе.

Правила игры: Козы не имеют права выходить за пределы круга. Нарушивший это правило считается пойманным. При ловле «коз» «пастух» может прыгать то на левой, то на правой ноге.

Оборудование и атрибуты: шапочки козам, мел.

Считалка: Шла коза по мостику,

И виляла хвостиком,

Зацепила за перила,

Прямо в Терек угодила.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон!

Содержание игры: «Козы» становятся внутрь круга, а «пастух» - за кругом. По сигналу водящего «пастух» входит в круг, прыгая на одной ноге, старается осалить как можно больше «коз». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «козы». Если «пастух» устаёт выходит из круга и отдыхает.

I вариант: роль «пастуха» выполняет воспитатель

II вариант: выбирают несколько «пастухов». Подсчитывают количество пойманных «коз» у каждого «пастуха».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по…

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак» «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным Ему пяти словам-...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

Читайте также

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством…

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством танцевальной деятельности «Танцевальное конфетти» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Развитие творческого потенциала у...

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе Актуальность: темы заключается в том, чтобы помочь детям получить более широкие знания о труде...

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ Метод обучения - это способ взаимодействия педагога с обучающимися, в результате которого...