План работы по самообразованию на тему:
«Сюжетно-ролевая игра для детей первой младшей группы» (2-3 лет)

 

Актуальность темы

 

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития...

 Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

 

Игра у детей дошкольного возраста составляет основное содержание жизни, она выступает как ведущая деятельность, которая тесным образом переплетается с трудом и учением. Многие серьезные дела в этом возрасте у ребенка приобретают форму игры. В нее происходит вовлечение всех сторон личности: ребенок двигается, он говорит, воспринимает, думает; именно в процессе игры активно работает его воображение, его память, кроме этого усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению великого русского педагога К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...».

Как утверждают отечественные ученые и педагоги, среди которых  Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Усов, именно разнообразные по своему содержанию и форме игры помогают ребенку войти в круг реальных жизненных явлении, при этом обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых.

Определенное место среди многообразия существующих игр занимают и сюжетно-ролевые игры. Именно этот вид игры формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».

О педагогическом значении игры писали многие русские педагоги, психологи и методисты, среди которых можно назвать исследования Р.И. Глуховской, Р.И. Жуковской, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин раскрыли значение сюжетно-ролевой игры для психического развития.  

Многочисленные исследования психологов (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждают, что именно в сюжетно-ролевой игре складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.

Это и определило выбор данной темы для самообразования.

Цель: создать условия для  организации работы по использованию сюжетно-ролевых игр в деятельности воспитателя первой младшей группы»(2-3 лет).

Задачи:

  • создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности;
  • освоить современные технологии и методы организации сюжетно-ролевой игры применительно к воспитанникам данной возрастной категории;
  • развитие детского интереса к игре;
  • обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей;
  • воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
  • воспитание самооценки и самоконтроля в соответствии с возрастными особенностями.

Список литературы.

  1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 2001.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М., 1975
  4. Дошкольная педагогика//Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М., Просвещение, 1978
  5. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.
  6. Козлова С.А.,  Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М., 2011
  7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
  8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
  9. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.
  10. Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред А В Запорожца - М: Просвещение, 1976 - 96 с
  11. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998
  12. Эльконин Д Б Психология игры - М: Педагогика, 1978 - 304 с
  13. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  14. Краснощёкова Н.В.  Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 2007
Срок Содержание работы Практический выход (работа с родителями, работниками ДОУ, воспитанниками)
  1. Организационно-методическая работа
Сентябрь

2015 г.

  • Подбор и изучение литературы по теме самообразования
  • Составление календарного и перспективного планирования по работе над данной темой
Памятки для родителей на темы:
  • «Я познаю мир»;
  • Как играет Ваш ребенок?  
Октябрь

2015 г.

  • Изучение условий организации  работы по использованию сюжетно-ролевых игр в группе;
  • Разобрать методику проведения цикла сюжетно-ролевых игр
  • Посещение занятий у других педагогов ДОУ с целью определения значения сюжетно-ролевой игры  в развитии ребенка и знакомства с организацией работы по использованию сюжетно-ролевой игры
  • Исследование педагогической компетентности родителей в области сюжетно-ролевых игр
  • Работа творческой группы родителей по ознакомлению с особенностями сюжетно-ролевых игр для детей данной возрастной группы
Ноябрь-декабрь

2015 г.

  • Создание предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических особенностей  данной группы
Оформление центров  для игр:
  • «Доктор Айболит»,
  • «Магазин»,
  • «Парикмахерская»,
Январь

2016 г.

  • Посещение курсов повышение квалификации  и методических семинаров по вопросам организации сюжетно-ролевых игр с детьми 2 – 3 лет
  • Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в домашних условиях». (Папка-передвижка)
  • Рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.
Февраль

2016 г.

Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы по применению сюжетно-ролевых игр в деятельности воспитателя
  • Обучение детей сюжетно-ролевым играм, соответствующим их возрасту;
  • Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол)
Март

2016 г.

Чтение художественной литературы для детей: потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского
  • Отображение впечатлений, полученных во время  сюжетно-ролевых игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
  • Выставка работ детского творчеств «Мои любимые игры».
 
  1. Практическая реализация основных компонентов планирования
Апрель

2016 г.

  • Открытое занятие по теме «Сюжетно-ролевая игра в практическом воплощении»
  • Анализ и самоанализ проведенного занятия
  • Создание схем, таблиц, картотеки сюжетно-ролевых игр.
  • Создание «копилки сюжетно-ролевых игр»
  • Краткосрочный проект с участием родителей и детей  «Моя любимая игра»:  
- развлечение с участием родителей «Школа игры».
Май  

2016 г.

  • Самоанализ деятельности по изучаемой теме
  • Оценка знаний по изучаемым темам
Составление перспективного плана работы на 2016/2017 учебный год
Июнь 2016
  • Отчёт о проделанной работе по теме самообразования
Выступление на заседании педагогического совета  ДОУ


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город»

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город» Образовательные: Закрепить и обобщить знания о родном городе Миассе и о его...

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...

Читайте также

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички»

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички» Цель: воспитание желания беречь и охранять природу. Задачи: воспитывать любовь к птицам, расширять представления...

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге»

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге» Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация. Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского...

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы. Тема: «Путешествие в…

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы Тема: «Путешествие в страну безопасности» Цель: Формировать навыки безопасного поведения. Задачи: Закрепить представления детей о...