План работы по самообразованию на тему:
«Сюжетно-ролевая игра для детей первой младшей группы» (2-3 лет)
Актуальность темы
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития...
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
Игра у детей дошкольного возраста составляет основное содержание жизни, она выступает как ведущая деятельность, которая тесным образом переплетается с трудом и учением. Многие серьезные дела в этом возрасте у ребенка приобретают форму игры. В нее происходит вовлечение всех сторон личности: ребенок двигается, он говорит, воспринимает, думает; именно в процессе игры активно работает его воображение, его память, кроме этого усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению великого русского педагога К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...».
Как утверждают отечественные ученые и педагоги, среди которых Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Усов, именно разнообразные по своему содержанию и форме игры помогают ребенку войти в круг реальных жизненных явлении, при этом обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых.
Определенное место среди многообразия существующих игр занимают и сюжетно-ролевые игры. Именно этот вид игры формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
О педагогическом значении игры писали многие русские педагоги, психологи и методисты, среди которых можно назвать исследования Р.И. Глуховской, Р.И. Жуковской, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин раскрыли значение сюжетно-ролевой игры для психического развития.
Многочисленные исследования психологов (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждают, что именно в сюжетно-ролевой игре складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.
Это и определило выбор данной темы для самообразования.
Цель: создать условия для организации работы по использованию сюжетно-ролевых игр в деятельности воспитателя первой младшей группы»(2-3 лет).
Задачи:
- создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности;
- освоить современные технологии и методы организации сюжетно-ролевой игры применительно к воспитанникам данной возрастной категории;
- развитие детского интереса к игре;
- обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей;
- воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
- воспитание самооценки и самоконтроля в соответствии с возрастными особенностями.
Список литературы.
- Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 2001.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М., 1975
- Дошкольная педагогика//Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М., Просвещение, 1978
- Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М., 2011
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
- Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.
- Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред А В Запорожца - М: Просвещение, 1976 - 96 с
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998
- Эльконин Д Б Психология игры - М: Педагогика, 1978 - 304 с
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 2007
Срок | Содержание работы | Практический выход (работа с родителями, работниками ДОУ, воспитанниками) |
|
||
Сентябрь
2015 г. |
|
Памятки для родителей на темы:
|
Октябрь
2015 г. |
|
|
Ноябрь-декабрь
2015 г. |
|
Оформление центров для игр:
|
Январь
2016 г. |
|
|
Февраль
2016 г. |
Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы по применению сюжетно-ролевых игр в деятельности воспитателя |
|
Март
2016 г. |
Чтение художественной литературы для детей: потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского |
|
|
||
Апрель
2016 г. |
|
|
Май
2016 г. |
|
Составление перспективного плана работы на 2016/2017 учебный год |
Июнь 2016 |
|
Выступление на заседании педагогического совета ДОУ |
Читайте также |
---|
«День защиты детей»
«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...
Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город»
Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город» Образовательные: Закрепить и обобщить знания о родном городе Миассе и о его...
Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ
Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...