Перспективный план по театрально-игровой деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста

 

Младший дошкольный возраст

Задачи

Восприятие театрального представления:

• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;

• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;

• учиться говорить правильно, чётко, выразительно.

В игровой деятельности:

• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;

• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;

• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;

• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

В процессе обучения ребёнок узнает и усваивает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;

• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);

• про смысл театральной постановки.

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

• игры импровизации;

• игры забавы;

• показ драматизации;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• показ пальчикового театра.

Инициатива детей

• ряженье;

• инсценировка стихов, сказок;

• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;

• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.

Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности

• книжка — игрушка;

• книжка-раскладушка;

• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;

• настольный театр;

• пальчиковый театр;

• резиновые, пластмассовые игрушки

Показатели успехов и достижений:

• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе показа театрального действия и театрализованной игры;

• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;

• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеётся, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребёнка

Взрослый.

• инициатор общения, показа, организатор театральных действий

Ребёнок:

• с интересом слушает;

• манипулирует с игрушками;

• инициатор ряженья.

Планирование театрально-игровой деятельности во второй и младшей группе

месяц тема содержание
сентябрь «Давайте познакомимся» рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра: «Скажи своё имя ласково», пальчиковая игра «Игрушки».
«Курочка Ряба» рассказывание народной сказки или прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, подвижная игра «Прятки-цыплятки»
мимическая гимнастика, пересказ сказки с использованием игрушек, подвижная игра: «Курочка и цыплята», дидактическая игра «Найди тень», изобразительная деятельность: «Зернышки для Курочки Рябы».
подвижная игра: «Курочка и цыплята», драматизация по сказке «Курочка Рябa», дидактическая игра «Сколько яиц», изобразительная деятельность «Курочка Ряба».
октябрь

 

«Пошёл котик на торжок» рассказывание беседа по содержанию, подвижная игра: «Котята».
рассказывание вместе с детьми: «Пошёл котик на торжок», упражнение: «Изобрази героя», пальчиковая гимнастика «Котята и клубочек».
отгадывание загадок, продуктивная деятельность: пластилинография «У котика усы…».
описательный рассказ игрушечного котика, подвижная игра «Кот и мыши», хоровод с котиком
ноябрь

 

К. Чуковский «Цыпленок» отгадывание загадок, имитационные упражнения, знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок», подвижная игра «Курочка-хохлаткa».
рассказывание этой же сказки вместе с детьми, беседа по содержанию, имитационное упражнение.
отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя», пальчиковая гимнастика “Цыплята”.
драматизация сказки К.Чуковского «Цыпленок», продуктивная деятельность: пластилинография: «Цыплёнок».
декабрь

 

С. Маршак «Перчатки» знакомство со сказкой С. Маршака «Перчатки», беседа по содержанию, подвижная игра.
отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала, драматизация сказки С. Маршака «Перчатки».
«Репка» рассматривание иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», имитационные упражнения.
пересказ сказки с использованием пальчикового театра, имитационные упражнения, продуктивная деятельность: аппликация «Репка».
январь

 

«Репка» пальчиковая игра «Семья», драматизация сказки «Репка», речевая игра с движениями: «В огород мы пойдем…».
«Рукавичка» игра «Назови друга ласково», рассказывание сказки, беседа по содержанию сказки.

отгадывание загадок, рассказывание сказки «Рукавичка» вместе с детьми, подвижная игра.

февраль

 

«Рукавичка» рассказывание сказки «Рукавичка» по ролям, дидактические игры: «Где чей домик?», Кто чем питается?», «Кто потерялся?».
артикуляционная и мимическая гимнастика, отгадывание загадок, драматизация сказки «Рукавичка».
В. Сутеев

«Кто сказал «Мяу»

мимическая гимнастика, рассказывание «Кто сказал «Мяу», имитация движений героев.
подвижная игра «Воробей и кот», д/и «Закончи фразу», рассказывание «Кто сказал «Мяу» вместе с детьми.
март

 

В. Сутеев

«Кто сказал «Мяу»

отгадывание музыкальных загадок, ряженье в костюмы, имитация движений персонажей «Кто сказал «Мяу», д/игра «Что изменилось?».
подвижная игра «Воробышки и кот», драматизация сказки «Кто сказал «Мяу», весёлый танец.

 

«Заюшкина избушка» рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемокарты, подвижная игра «Лиса и зайцы».
беседа по сказке «Заюшкина избушка», имитационные упражнения, игра на дыхание «Согрей зайчика», развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики: конструирование из палочек «Домик для зайчика».
апрель

 

«Заюшкина избушка» совместное рассказывание сказки «Заюшкина избушка», д/игра «Кто лишний?», настольно-печатная игра «Разрезные картинки».
отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку, дидактическая игра «Отгадай по описанию героя сказки».
отгадывание загадок «Заюшкина избушка», геометрическая мозаика «домик».
«Теремок» рассказывание сказки «Теремок» с использованием настольного театра, беседа по содержанию сказки, упражнение на интонационную выразительность, продуктивная деятельность – лепка «Морковка для зайчика».
Май

 

«Теремок»

 

игра: «Угадай, о ком говорю», совместное рассказывание сказки «Теремок», мимическая гимнастика и  имитационные упражнения.

отгадывание загадок про пальчиковый театр по сказке «Теремок», д/игра «Узнай по контуру», весёлый танец.

отгадывание загадок, продуктивная деятельность «Выбери и раскрась понравившегося героя сказки».
«Как Мышка-норушка День рождения в Теремке справляла» - интерактивная игра

Средний дошкольный возраст

Задачи

Восприятие театрального представления:

• следить за развитием действий в художественных произведениях, театральных постановках;

• эмоционально воспринимать театральные постановки;

• сопереживать героям спектакля, эмоционально реагируя на их положительные и отрицательные поступки (смеяться, плакать, стараться помочь) понимать мораль сказки, отличать добро и зло;

• рассказывать свои впечатления от просмотренных спектаклей, от своего участия в драматизации.

В игровой деятельности:

• передавать характерные особенности персонажа во время исполнения роли;

• исполнять роли во время совместной с воспитателем театральной деятельности;

• исполнять роль во время совместных с сверстниками игр, диалогов;

• оживлять героев, исполняя роли за себя или за куклу;

• самостоятельно пересказывать с имитацией движения фольклорных произведений;

• в ходе драматизации знать текст выразительно и на память;

• исполнять движения, жесты, действия героев в театральных костюмах, дословно проговаривать текст, творчески подбирая интонацию.

В сценической деятельности:

• разыгрывать отдельные эпизоды сказок по интонации взрослого;

• принимать участие в сюжетно-ролевых играх и игр драматизации;

• устраивать импровизационные театры вместе со сверстниками и самостоятельно;

• принимать участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов.

В процессе обучения ребёнок узнает и усваивает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора (потешки, стихи, песни, пословицы, поговорки, колядки, щедровки), запоминает их, понимает их смысл и значение;

• получает основные сведения о театре (работа актёров, название помещений театра, оборудование, знакомится с отдельными видами театра, выделяет структуру сказки, повтор, начало, основная часть, концовка).

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

• драматизация сказок;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• организация игр, имитация;

• инсценировка диалога.

Инициатива детей

• ряженье, организация хороводов;

• инсценировка сказок со сверстниками;

• импровизированные игры в театр;

• самостоятельная или со сверстниками деятельность в уголке театральной деятельности.

Показатели успехов и достижений:

• активно общается со взрослыми и со сверстниками во время драматизации, инсценировок, игр имитации;

• действует в игровых ситуациях соответственно словам из коротких стихотворений, потешек, артистично передаёт характерные особенности образов персонажа;

• имитирует голоса животных и птиц, во время драматизации правильно имитируя движения и жесты персонажей сказок;

• с интересом слушает чтение сказки, смотрит театральные постановки;

• принимает участие в играх драматизациях, сюжетно-ролевых играх, читает стихи по ролям;

• использует костюмы в уголке ряженых и атрибуты.

Позиция взрослого и ребёнка

Взрослый.

• инициатор совместной деятельности, помощник.

Ребёнок:

• участник игр, инициатор совместной деятельности со сверстниками.

Планирование театрально-игровой деятельности в средней группе

месяц тема содержание
сентябрь «Давайте дружить» экскурсия в уголок театральной деятельности, игра «Назови своё имя ласково», игра «Что тебе нравится в твоём друге», свободная пляска под гр. Барбарики «Если друг не смеётся, ты включи ему солнце».
артикуляционная гимнастика, имитационные этюды, игра «Измени свой голос».
показ театра живых теней, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика «Апельсин».
игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», ведения понятия жесты (определённые движения) и мимика (выражение лица).
октябрь

 

«Колобок» - р.н.с.

В. Бианки

«Лесной колобок - колючий бок»

 

показ теневого театра «Колобок», продуктивная деятельность – рисование «Дорисуй».
слушание сказки В. Бианки ««Лесной колобок - колючий бок» с показом настольного театра, вопросы по содержанию, рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
отгадывание загадок с изображением их героев, показ детьми настольного театра сказки «Лесной колобок - колючий бок» и рассказывание хором, индивидуально и в диалогах между героями.
игра «Изобрази настроение героя», показ диалога детьми во время рассказывания сказки «Лесной колобок - колючий бок», пение песенки из мультфильма «Колобок».

 

ноябрь

 

В. Сутеев

«Под грибом»

драматизация сказки «Лесной колобок - колючий бок»
чтение стихотворений о дружбе, рассказывание сказки «Под грибом», беседа по содержанию, игра «Скажи о друге ласковое слово».
отгадывание загадок по содержанию сказки, этюды на выразительность передачи образа, пение песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
просмотр детьми мультфильма «Под грибом», артикуляционная и мимическая гимнастика.
декабрь

 

Б. Заходер

«Вот как я умею»

 

 

рассказывание сказки «Под грибом» по мнемокарте, д/игра «Что изменилось?».
игра «Что я умею» (например: я зайчик, я умею прыгать и веселиться и т.д.), чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею».
«Кот, лиса и петух» - р.н.с. чтение сказки «Кот, лиса и петух», д/игра «Подумай и ответь» (вопросы по содержанию сказки).
мимическая, артикуляционная гимнастика, подвижная игра «Куда несёт петушка лиса?», словесная игра «Закончи фразу».
январь

 

«Кот, лиса и петух» - р.н.с.

 

драматизация сказки «Кот, лиса и петух», развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики: конструирование дома из счётных палочек.
игровое занятие, этюды на выразительность движений, этюды на выражение основных эмоций. Игры: «Изобрази жестом слова» (высокий, маленький. До свидания. Здравствуй. Иди сюда), игра: «Пройди тише», игра: «Покажи, какая конфета на вкус». Игра «Покажи своё настроение».
игра на развитие слухового внимания и памяти: «Сколько раз кот постучал хвостом в дверь?»; д/игра «Попробуй найди петушка» (за ёлкой, за берёзой, под кустом, под лопухом).
«Коза и семеро козлят» чтение сказки «Коза и семеро козлят», пантомимическая игра «Угадай кого покажу».
февраль

 

«Коза и семеро козлят»

 

пантомимическая игра «Угадай, кто пришёл к козе», подвижная игра «Через мост мы идём», д/игра «Собери картинку».
драматизация сказки «Коза и семеро козлят», подвижная игра (Волк и козлятки)
«Лиса и журавль» чтение стихотворения «Добрые слова», игра «Назови вежливое слово», рассказывание сказки «Лиса и журавль».
загадывание загадок, беседа по содержанию сказки «Лиса и журавль», игры на интонационную выразительность речи.
март

 

 

повторение, что такое эмоция, игра «Покажи настроение героя», теневой театр «Лиса и журавль», сравнительный рассказ о кувшине и тарелке – опыт.
словесная игра с движениями «У лисы», прослушивание диалогов между детьми по сказке «Лиса и журавль».
В. Сутеев

«Мешок яблок»

придумывание окончаний сказочных историй, рассказывание сказок по очереди, подвижная игра.
артикуляционная и мимическая гимнастика, рассказывание сказки В. Сутеева «Мешок яблок», беседа по содержанию.
апрель

 

В. Сутеев

«Мешок яблок»

просмотр сказки В. Сутеева «Мешок яблок», разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Мешок яблок» с помощью пальчикового театра, пантомимическая игра «Пойми меня».
драматизация сказки В.Сутеева «Мешок яблок», подвижная игра «Ворона и птички».

 

Магнитный театр «Мешок яблок» В. Сутеева, подвижные игры: «Ёж», «Ветер», рисование «Любимый герой сказки».
май Драматизация сказок детьми по желанию просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Под грибом», игра имитация «Кто как ходит?», раскраски «В мире сказок»
отгадай загадку и покажи без слов героя, пересказ сказок по опорным картинам, д/игра «Что сначала, что потом».
 игра «Покажи любимого героя и скажи, из какой он сказки». Подвижные игры по желанию детей.

драматизация сказки детьми по желанию, весёлая пляска.

Используемые источники:

Литература:

1. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во  второй младшей группе детского сада». Мозаика-Синтез, Москва, 2012 г..

2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». Мозаика-Синтез, Москва, 2012 г.

3. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.; издательство Мозаика-синтез, Москва, 2014 г.

Интернет – ресурсы:

http://thelib.ru/books/n_f_gubanova/razvitie_igrovoy_deyatelnosti_sistema_raboty_v_sredney_gruppe_detskogo_sada-read.html

http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/razvitie-igrovoj-deyatelnosti-doshkolnika-v-usloviyax-vvedeniya-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-kak-sredstvo-poznavatelno-rechevogo-razvitiya.html

http://www.solnet.ee/



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «День Знаний» Цель: создать праздничное настроение у детей, положительное...

Проект «Семья - мой мир»

Проект «Семья - мой мир» Информация о проекте Длительность: среднесрочный (3 месяца). Дата реализации проекта: ----------. Возрастная категория: 5-7 лет. Участники: воспитанники, коллектив воспитателей, родители. Продукт:...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Читайте также

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка  Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...