Перспективный план по театрально-игровой деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст
Задачи
Восприятие театрального представления:
• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;
• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;
• учиться говорить правильно, чётко, выразительно.
В игровой деятельности:
• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.
В сценической деятельности:
• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.
В процессе обучения ребёнок узнает и усваивает:
• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);
• про смысл театральной постановки.
Формы организации театральной деятельности
Организация взрослым на занятии:
• игры импровизации;
• игры забавы;
• показ драматизации;
• показ настольного театра;
• показ театра игрушек;
• показ пальчикового театра.
Инициатива детей
• ряженье;
• инсценировка стихов, сказок;
• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.
Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности
• книжка — игрушка;
• книжка-раскладушка;
• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;
• настольный театр;
• пальчиковый театр;
• резиновые, пластмассовые игрушки
Показатели успехов и достижений:
• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе показа театрального действия и театрализованной игры;
• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;
• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеётся, подпрыгивает, жестикулирует).
Позиция взрослого и ребёнка
Взрослый.
• инициатор общения, показа, организатор театральных действий
Ребёнок:
• с интересом слушает;
• манипулирует с игрушками;
• инициатор ряженья.
Планирование театрально-игровой деятельности во второй и младшей группе
месяц | тема | содержание |
сентябрь | «Давайте познакомимся» | рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра: «Скажи своё имя ласково», пальчиковая игра «Игрушки». |
«Курочка Ряба» | рассказывание народной сказки или прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, подвижная игра «Прятки-цыплятки» | |
мимическая гимнастика, пересказ сказки с использованием игрушек, подвижная игра: «Курочка и цыплята», дидактическая игра «Найди тень», изобразительная деятельность: «Зернышки для Курочки Рябы». | ||
подвижная игра: «Курочка и цыплята», драматизация по сказке «Курочка Рябa», дидактическая игра «Сколько яиц», изобразительная деятельность «Курочка Ряба». | ||
октябрь
|
«Пошёл котик на торжок» | рассказывание беседа по содержанию, подвижная игра: «Котята». |
рассказывание вместе с детьми: «Пошёл котик на торжок», упражнение: «Изобрази героя», пальчиковая гимнастика «Котята и клубочек». | ||
отгадывание загадок, продуктивная деятельность: пластилинография «У котика усы…». | ||
описательный рассказ игрушечного котика, подвижная игра «Кот и мыши», хоровод с котиком | ||
ноябрь
|
К. Чуковский «Цыпленок» | отгадывание загадок, имитационные упражнения, знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок», подвижная игра «Курочка-хохлаткa». |
рассказывание этой же сказки вместе с детьми, беседа по содержанию, имитационное упражнение. | ||
отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя», пальчиковая гимнастика “Цыплята”. | ||
драматизация сказки К.Чуковского «Цыпленок», продуктивная деятельность: пластилинография: «Цыплёнок». | ||
декабрь
|
С. Маршак «Перчатки» | знакомство со сказкой С. Маршака «Перчатки», беседа по содержанию, подвижная игра. |
отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала, драматизация сказки С. Маршака «Перчатки». | ||
«Репка» | рассматривание иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», имитационные упражнения. | |
пересказ сказки с использованием пальчикового театра, имитационные упражнения, продуктивная деятельность: аппликация «Репка». | ||
январь
|
«Репка» | пальчиковая игра «Семья», драматизация сказки «Репка», речевая игра с движениями: «В огород мы пойдем…». |
«Рукавичка» | игра «Назови друга ласково», рассказывание сказки, беседа по содержанию сказки.
отгадывание загадок, рассказывание сказки «Рукавичка» вместе с детьми, подвижная игра. |
|
февраль
|
«Рукавичка» | рассказывание сказки «Рукавичка» по ролям, дидактические игры: «Где чей домик?», Кто чем питается?», «Кто потерялся?». |
артикуляционная и мимическая гимнастика, отгадывание загадок, драматизация сказки «Рукавичка». | ||
В. Сутеев
«Кто сказал «Мяу» |
мимическая гимнастика, рассказывание «Кто сказал «Мяу», имитация движений героев. | |
подвижная игра «Воробей и кот», д/и «Закончи фразу», рассказывание «Кто сказал «Мяу» вместе с детьми. | ||
март
|
В. Сутеев
«Кто сказал «Мяу» |
отгадывание музыкальных загадок, ряженье в костюмы, имитация движений персонажей «Кто сказал «Мяу», д/игра «Что изменилось?». |
подвижная игра «Воробышки и кот», драматизация сказки «Кто сказал «Мяу», весёлый танец.
|
||
«Заюшкина избушка» | рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемокарты, подвижная игра «Лиса и зайцы». | |
беседа по сказке «Заюшкина избушка», имитационные упражнения, игра на дыхание «Согрей зайчика», развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики: конструирование из палочек «Домик для зайчика». | ||
апрель
|
«Заюшкина избушка» | совместное рассказывание сказки «Заюшкина избушка», д/игра «Кто лишний?», настольно-печатная игра «Разрезные картинки». |
отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку, дидактическая игра «Отгадай по описанию героя сказки». | ||
отгадывание загадок «Заюшкина избушка», геометрическая мозаика «домик». | ||
«Теремок» | рассказывание сказки «Теремок» с использованием настольного театра, беседа по содержанию сказки, упражнение на интонационную выразительность, продуктивная деятельность – лепка «Морковка для зайчика». | |
Май
|
«Теремок»
|
игра: «Угадай, о ком говорю», совместное рассказывание сказки «Теремок», мимическая гимнастика и имитационные упражнения.
отгадывание загадок про пальчиковый театр по сказке «Теремок», д/игра «Узнай по контуру», весёлый танец. |
отгадывание загадок, продуктивная деятельность «Выбери и раскрась понравившегося героя сказки». | ||
«Как Мышка-норушка День рождения в Теремке справляла» - интерактивная игра |
Средний дошкольный возраст
Задачи
Восприятие театрального представления:
• следить за развитием действий в художественных произведениях, театральных постановках;
• эмоционально воспринимать театральные постановки;
• сопереживать героям спектакля, эмоционально реагируя на их положительные и отрицательные поступки (смеяться, плакать, стараться помочь) понимать мораль сказки, отличать добро и зло;
• рассказывать свои впечатления от просмотренных спектаклей, от своего участия в драматизации.
В игровой деятельности:
• передавать характерные особенности персонажа во время исполнения роли;
• исполнять роли во время совместной с воспитателем театральной деятельности;
• исполнять роль во время совместных с сверстниками игр, диалогов;
• оживлять героев, исполняя роли за себя или за куклу;
• самостоятельно пересказывать с имитацией движения фольклорных произведений;
• в ходе драматизации знать текст выразительно и на память;
• исполнять движения, жесты, действия героев в театральных костюмах, дословно проговаривать текст, творчески подбирая интонацию.
В сценической деятельности:
• разыгрывать отдельные эпизоды сказок по интонации взрослого;
• принимать участие в сюжетно-ролевых играх и игр драматизации;
• устраивать импровизационные театры вместе со сверстниками и самостоятельно;
• принимать участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов.
В процессе обучения ребёнок узнает и усваивает:
• о малых поэтических жанрах народного фольклора (потешки, стихи, песни, пословицы, поговорки, колядки, щедровки), запоминает их, понимает их смысл и значение;
• получает основные сведения о театре (работа актёров, название помещений театра, оборудование, знакомится с отдельными видами театра, выделяет структуру сказки, повтор, начало, основная часть, концовка).
Формы организации театральной деятельности
Организация взрослым на занятии:
• драматизация сказок;
• показ настольного театра;
• показ театра игрушек;
• организация игр, имитация;
• инсценировка диалога.
Инициатива детей
• ряженье, организация хороводов;
• инсценировка сказок со сверстниками;
• импровизированные игры в театр;
• самостоятельная или со сверстниками деятельность в уголке театральной деятельности.
Показатели успехов и достижений:
• активно общается со взрослыми и со сверстниками во время драматизации, инсценировок, игр имитации;
• действует в игровых ситуациях соответственно словам из коротких стихотворений, потешек, артистично передаёт характерные особенности образов персонажа;
• имитирует голоса животных и птиц, во время драматизации правильно имитируя движения и жесты персонажей сказок;
• с интересом слушает чтение сказки, смотрит театральные постановки;
• принимает участие в играх драматизациях, сюжетно-ролевых играх, читает стихи по ролям;
• использует костюмы в уголке ряженых и атрибуты.
Позиция взрослого и ребёнка
Взрослый.
• инициатор совместной деятельности, помощник.
Ребёнок:
• участник игр, инициатор совместной деятельности со сверстниками.
Планирование театрально-игровой деятельности в средней группе
месяц | тема | содержание |
сентябрь | «Давайте дружить» | экскурсия в уголок театральной деятельности, игра «Назови своё имя ласково», игра «Что тебе нравится в твоём друге», свободная пляска под гр. Барбарики «Если друг не смеётся, ты включи ему солнце». |
артикуляционная гимнастика, имитационные этюды, игра «Измени свой голос». | ||
показ театра живых теней, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика «Апельсин». | ||
игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», ведения понятия жесты (определённые движения) и мимика (выражение лица). | ||
октябрь
|
«Колобок» - р.н.с.
В. Бианки «Лесной колобок - колючий бок»
|
показ теневого театра «Колобок», продуктивная деятельность – рисование «Дорисуй». |
слушание сказки В. Бианки ««Лесной колобок - колючий бок» с показом настольного театра, вопросы по содержанию, рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. | ||
отгадывание загадок с изображением их героев, показ детьми настольного театра сказки «Лесной колобок - колючий бок» и рассказывание хором, индивидуально и в диалогах между героями. | ||
игра «Изобрази настроение героя», показ диалога детьми во время рассказывания сказки «Лесной колобок - колючий бок», пение песенки из мультфильма «Колобок».
|
||
ноябрь
|
В. Сутеев
«Под грибом» |
драматизация сказки «Лесной колобок - колючий бок» |
чтение стихотворений о дружбе, рассказывание сказки «Под грибом», беседа по содержанию, игра «Скажи о друге ласковое слово». | ||
отгадывание загадок по содержанию сказки, этюды на выразительность передачи образа, пение песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». | ||
просмотр детьми мультфильма «Под грибом», артикуляционная и мимическая гимнастика. | ||
декабрь
|
Б. Заходер
«Вот как я умею»
|
рассказывание сказки «Под грибом» по мнемокарте, д/игра «Что изменилось?». |
игра «Что я умею» (например: я зайчик, я умею прыгать и веселиться и т.д.), чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею». | ||
«Кот, лиса и петух» - р.н.с. | чтение сказки «Кот, лиса и петух», д/игра «Подумай и ответь» (вопросы по содержанию сказки). | |
мимическая, артикуляционная гимнастика, подвижная игра «Куда несёт петушка лиса?», словесная игра «Закончи фразу». | ||
январь
|
«Кот, лиса и петух» - р.н.с.
|
драматизация сказки «Кот, лиса и петух», развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики: конструирование дома из счётных палочек. |
игровое занятие, этюды на выразительность движений, этюды на выражение основных эмоций. Игры: «Изобрази жестом слова» (высокий, маленький. До свидания. Здравствуй. Иди сюда), игра: «Пройди тише», игра: «Покажи, какая конфета на вкус». Игра «Покажи своё настроение». | ||
игра на развитие слухового внимания и памяти: «Сколько раз кот постучал хвостом в дверь?»; д/игра «Попробуй найди петушка» (за ёлкой, за берёзой, под кустом, под лопухом). | ||
«Коза и семеро козлят» | чтение сказки «Коза и семеро козлят», пантомимическая игра «Угадай кого покажу». | |
февраль
|
«Коза и семеро козлят»
|
пантомимическая игра «Угадай, кто пришёл к козе», подвижная игра «Через мост мы идём», д/игра «Собери картинку». |
драматизация сказки «Коза и семеро козлят», подвижная игра (Волк и козлятки) | ||
«Лиса и журавль» | чтение стихотворения «Добрые слова», игра «Назови вежливое слово», рассказывание сказки «Лиса и журавль». | |
загадывание загадок, беседа по содержанию сказки «Лиса и журавль», игры на интонационную выразительность речи. | ||
март
|
|
повторение, что такое эмоция, игра «Покажи настроение героя», теневой театр «Лиса и журавль», сравнительный рассказ о кувшине и тарелке – опыт. |
словесная игра с движениями «У лисы», прослушивание диалогов между детьми по сказке «Лиса и журавль». | ||
В. Сутеев
«Мешок яблок» |
придумывание окончаний сказочных историй, рассказывание сказок по очереди, подвижная игра. | |
артикуляционная и мимическая гимнастика, рассказывание сказки В. Сутеева «Мешок яблок», беседа по содержанию. | ||
апрель
|
В. Сутеев
«Мешок яблок» |
просмотр сказки В. Сутеева «Мешок яблок», разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. |
рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Мешок яблок» с помощью пальчикового театра, пантомимическая игра «Пойми меня». | ||
драматизация сказки В.Сутеева «Мешок яблок», подвижная игра «Ворона и птички». | ||
|
Магнитный театр «Мешок яблок» В. Сутеева, подвижные игры: «Ёж», «Ветер», рисование «Любимый герой сказки». | |
май | Драматизация сказок детьми по желанию | просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Под грибом», игра имитация «Кто как ходит?», раскраски «В мире сказок» |
отгадай загадку и покажи без слов героя, пересказ сказок по опорным картинам, д/игра «Что сначала, что потом». | ||
игра «Покажи любимого героя и скажи, из какой он сказки». Подвижные игры по желанию детей.
драматизация сказки детьми по желанию, весёлая пляска. |
Используемые источники:
Литература:
1. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада». Мозаика-Синтез, Москва, 2012 г..
2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». Мозаика-Синтез, Москва, 2012 г.
3. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.; издательство Мозаика-синтез, Москва, 2014 г.
Интернет – ресурсы:
http://thelib.ru/books/n_f_gubanova/razvitie_igrovoy_deyatelnosti_sistema_raboty_v_sredney_gruppe_detskogo_sada-read.html
http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/razvitie-igrovoj-deyatelnosti-doshkolnika-v-usloviyax-vvedeniya-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-kak-sredstvo-poznavatelno-rechevogo-razvitiya.html
http://www.solnet.ee/
Читайте также |
---|
Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе по…
Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе по сказке «Теремок» Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка...
Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для…
Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для детей 4-5 лет В. Здравствуйте ребята! Дети отвечают. В. Кто мне скажет какое время...
Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная…
Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная пчела») Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных...