Перспективный план развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста при обучении безопасного поведения на дорогах

 

Сентябрь

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Чем отличаются велосипеды? Развивать у детей зрительное восприятие. Ребенку нужно найти отличия на двух похожих картинках.
2 Посмотри, запомни. Развивать у детей память. Набор дорожных знаков, машин- запомнить очередность, догадаться, что изменилось.
3 Убери лишнюю. Развивать у детей мыслительные операции (обобщение). Карточки с изображением трех знаков дорожного движения и одного любого предмета. Убрать лишнюю карточку.
4 Дорисуй автобус. Развивать у детей воображение. Закончить изображение начатой игрушки-автобуса (работа с игровизарами В.В.Воскобовича).
5 Где стоят машины? Развивать у детей пространственное восприятие. По карте стоянки машин ребенок находит и описывает расположение понравившейся ему машины.
6 Гараж. Развивать у детей произвольную память. Гараж –конверт. Ребенок несколько секунд рассматривает машины в гараже, затем вороты закрываются и ребенок рассказывает об увиденном.
7 Узнай знак на ощупь. Развивать у детей тактильное ощущение. Дорожные знаки, выполненные так, чтобы объемно проступали контуры и внутренние обозначения.
8 Что изменилось на улице? Развивать у детей зрительную память. Ребенок объясняет, что изменилось на макете микрорайона.
9 Хлопни в ладоши. Развивать у детей памяти. Педагог называет слова. На слово, относящееся к дороге, транспорту, правилам, знакам, дети хлопают в ладоши.
10 Почини машину. Развивать у детей логического мышления, внимания. Разрезные картинки с изображением машины.
11 Найди два одинаковых знака. Развивать у детей зрительного восприятия, внимания. Из множества знаков на картинке найти два одинаковых.
12 Придумай и нарисуй на чем можно летать. Развивать у детей воображения. Бумага, разные изображенные средства-фломастеры, карандаши, мелки, краски.

 

Октябрь

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Чем отличаются перекрестки? Развивать у детей зрительное восприятие. Ребенку нужно найти отличия на двух похожих картинках.
2 Что забыл художник? Развивать у детей воображения. Изображение недорисованного автобуса.
3 Узнай по звуку. Развивать у детей слуховое восприятие. Записанные звуки сирен специального транспорта (скорой помощи, пожарной машины и т.д.).
4 Сколько машин было на стоянке? Развивать у детей воображения, памяти. Рисунок с изображением машин на стоянке. После нескольких секунд рассматривания, ребенок без рисунка должен описать увиденное.
5 Продолжи ряд. Развивать у детей логическое мыщление. Продолжить ряд рисунков машин, состоящих из геометрических форм.
6 Летает-не летает. Развивать у детей внимание. Мяч, словесная инструкция педагога.
7 Срисуй. Развивать у детей зрительно-моторную координацию. Образец- по клеточкам нарисовать грузовик.
8 Автосервис. Развивать у детей внимания, логического мышления. Разрезные картинки собрать сломанную машину.
9 Чьи следы на снегу? Развивать у детей зрительное восприятие. Рисунки с различными следами транспорта, животных, птиц.
10 Помоги суперагенту быстрее добраться до банка и обезвредить вора. Развивать у детей. внимание, наблюдательность, мышление. Картинка-лабиринт.
11 Ночная дорога. Развивать у детей воображение, творческое мыщление. Рисование в технике граттаж (ТРИЗ).

 

Ноябрь

Название игры Цель Материал, инструкция
1 На суше и на море. Развивать у детей внимание. Зашумленные картинки. Среди водного транспорта-один автомобиль.
2 Найти безопасный путь от дома до детского сада. Развитие у детей поискового мышления. Макет микрорайона.
3 Придумай и нарисуй необычный водный вид транспорта. Развивать у детей воображение. Дети рисуют необычный вид транспорта, с учетом своих знаний о водном транспорте.
4 Чего не хватает? Развитие координации и устойчивости, зрительного внимания. Парные картинки, изображающие виды транспорта, имеющие некоторые различия.
5 На каком транспорте путешествовала семья? Развивать у детей внимание. Зашумленные картинки
6 Четвертый лишний. Развивать у детей логическое мышление, внимание. Дети должны отгадать, какой из 4-х дорожных знаков лишняя и почему.
7 Раз, два, три, круг найди. Развивать у детей наблюдательность. Назвать и показать виды транспорта, дорожные знаки, в которых есть круглые детали.
8 Слово за слово. Развивать у детей воображение. Педагог вслух говорит слово, относящиеся к транспорту. Например «автобус». Следующий участник придумывает к этому слову любое другое, например «знак». Следующий связывает эти два слова а любое предложение, например «Автобус ехал и остановился у знака».
9 Догадайся, что нарисовано. Развивать у детей образное мышление. Недорисованные картинки, изображающте часть транспорта, знака и т.п.
10 Причина. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Педагог описывает ситуацию, детям необходимо догадаться по какой причине это произошло.
11 Мой транспорт так хорош, а у соседа лучше. Формирование творческого мышления. Методу противоречий (ТРИЗ).

 

Декабрь

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Что сначала, что потом? Развивать у детей поисковое мышление. Ребенку предлагается выстроить ряд картинок с дорожными ситуациями, чтобы происходящие на них события шли по порядку.
2 Соедини точки и узнай, какой знак нарисован. Развивать у детей зрительное восприятие. Точечный рисунок дорожного знака.
3 Ошибка. Развивать у детей внимание, учить анализировать. Дети исправляют ошибки, намеренно допущенные педагогом в рассказе о видах транспорта.
4 Помоги мальчику дойти до детского сада. Развивать у детей воображение Лабиринт со мнодеством дорог. Надо выбрать самый безопасный и короткий путь до детского сада. (работа с игровизорами В.В. Воскобовича).
5 Какой транспорт лишний?

 

Развивать у детей понятийное мышление. Зашумленные картинки-изображения городского транспорта и лошади (гужевого транспорта).
6 Какие специализированные машины на стоянке? Развивать у детей память. Рисунок с изображением машин на стоянке. После нескольких секунд рассматривания, ребенок без рисунка должен описать увиденное, назвав специализированные машины.
7 Нарисуй такой же. Развивать у детей зрительно моторную координацию. Детям дается образец рисунка «скорой помощи» по клеточкам. Задание- точно срисовать.
8 Отгадай загадки. Развивать у детей логическое мышление, внимание. Загадки о транспорте (ТРИЗ).
9 Повтори за мной. Развивать у детей внимание. Педагог называет знаки, а показывает неправильно, дети должны из своего набора выбрать и показать названный знак.
10 Сравни машины. Развитие мышления, умения анализировать. Рисунки одинаковых машин с небольшими различиями.
11 Стань волшебником. Развивать у детей воображение. Ребенку предлагается выполненный с помощью свечи знак «Велосипедная дорожка». Предлагается расколдовать знак с помощью красок.

 

Январь

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Найди пару и объясни почему. Развивать понятийное мышление. Карточки с изображением дороги, знаков, различного транспорта, моря, ж/д путей, неба.
2 Запомни. Развивать у детей память. Картинки с изображением машин. Дети запоминают их расположение.
3 Чего не бывает? Развивать у детей зрительную память. Дети должны запомнить только те рисунки, где изображен реальный, а не сказочный воздушный транспорт.
4 Сложи картинки и расскажи, кто что делает. Развивать у детей внимание. Разрезные картинки с изображением машин, среди них два одинаковых.
5 Найди две одинаковых машины. Развивать у детей воображение. Картинки с изображением машин, среди них два одинаковых.
6 Придумай конец истории. Развитие мышления, умения анализировать. Педагог начинает рассказ о мальчике пешеходе. Дети придумывают конец.
7 Сравни картинки. Развивать у детей зрительно моторную координацию. Картинки с изображением автобуса, которые имеют различия.
8 Покажи правильно. Развивать у детей внимание, мышление. Педагог называет знаки, а показывает неправильно, дети должны из своего набора выбрать и показать названный знак.
9 Повтори рисунок. Развивать у детей зрительно моторную координацию. Детям дается образец рисунка молоковоза по клеточкам. Задание- точно срисовать.
10 И я…. Развивать у детей внимание и произвольное мышление. Педагог рассказывает ситуации. Возникающие с детьми на дороге, если по смыслу они подходят, дети говорят «И я», если нет-они молчат.
11 Внимательные водители. Развитие внимания, координации движения. Эстафеты с фитоболами.

 

Февраль

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Так бывает или нет? Развитие логического мышления. Педагог зачитывает детям дорожные ситуации. Если прозвучала неточность (или то, чего не бывает), надо хлопнуть в ладоши.
2 Отвечай быстро. Развитие быстроты реакции, внимания. Перед детьми набор предметных картинок (транспорт, дорожные знаки, светофор и т.д.) в строго определенном порядке. Детям предлагается рассмотреть картинки и быстро ответить на вопрос «Для чего используется?»
3 Собери знак. Развития внимания, зрительного восприятия. Разрезные картинки
4 Кто первый заметит? Развитие памяти, логического внимания. Педагог называет слова. На слово, относящееся к дороге, дети должны подпрыгнуть.
5 Найди логическую пару Развитие логического мышления. .педагог предлагает детям картинки с изображением нескольких предметов (спец. Техники и ситуаций, в которых она нужна), одни из которых выделен. Надо выбрать пару к выделенному рисунку.
6 Пятый лишний. Развитие внимания, логического мышления. Строчки рисунков «Водный транспорт», «Наземный транспорт», «Предупреждающие знаки» и т.п. в каждой строчке рисунков есть один лишний.
7 Что поменяли местами? Развитие зрительной памяти, внимания. .ребенок рассматривает дорожную ситуацию на макете, потом отворачивается. Педагог изменяет ситуацию, ребенок должен описать, что изменилось.
8 Загадочный ряд. Развитие внимания, логического мышления. Картинки с рядами машин. В каждом ряду у машин есть что-то общее (например, в ряду по диагонали у всех машин на антенне флажок). Разгадать все загадочные ряды.
9 Назови одним словом. Развитие мышления-обобщения. Педагог предлагает детям рисунки (транспорт), которые детям надо разложить по группам и назвать их одним словом.
10 Папа лучший водитель. Укреплять связи детского сада и семей. Спортивная эстафета для отцов и детей с использованием вышеперечисленных заданий.
11 Какой знак у тебя в руках? Развитие восприятия, тактильных ощущений. Ребенок с закрытыми глазами должен узнать дорожный знак (выполненный специально выпукло).

 

Март

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Какого транспорта не бывает? Развитие зрительной памяти. Дети должны запомнить только те рисунки, где изображен реальный транспорт.
2 «Автоледи». Активизировать родителей, укрепление и сплочение семей. Совместный досуг для мам и детей на основе вышеперечисленных игр.
3 На чем поехал в гости Емеля. Развивать у детей мышление, внимание. Разрезные картинки.
4 Найди похожие автобусы. Развивать внимание, наблюдательность. Картинки с изображением автобусов, среди них два одинаковых.
5 Что случилось с котом Васькой? Развивать у детей воображение. Педагог начинает рассказ, о непослушном коте- путешественнике. Дети придумывают конец.
6 Какой транспорт лишний? Развивать внимание, наблюдательность. Зашумленные картинки. Среди наземного транспорта- одна лодка.
7 Помоги Мишке перейти дорогу Развитие поискового мышления. Макет микрорайона.
8 На каком необычном транспорте ты хотел бы полетать? Развивать у детей воображение. Дети рисуют необычный вид транспорта, с учетом саоих знаний о воздушном транспорте.
9 Чего не хватает? Развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания. Парные картинки, изображающие перекресток с автомобилями, имеющие некоторые различия.
10 Что же дальше? Развитие логического мышления. Продолжить ряд рисунков (работа с игровизорами В.В.Воскобовича)
11 Плавает-не плавает? Развивать внимание, наблюдательность. Мяч, словесная инструкция педагога.

 

Апрель

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Кто едет в трамвае? Учить концентрировать и распределять внимание. Картинки с изображением трамвая, где спрятались животные. Необходимо их найти.
2 Что лишнее? Развивать у детей мышление, внимание. Детям предлагается рассмотреть картинки: 3-транспорт, 1-знак.
3 Карта. Развитие внимание, упражнять в умении находить сходство и различие. Карта-план с изображением нескольких пересекающихся дорог. Задания: проехать из синего гаража в желтый (работа с игровизарами)
4 Какой светофор нарисован неправильно? Развитие логического мышления. Картинки сизображением светофора, на некоторых нарисован неправильно (перепутаны цвета и т.п.).
5 Запомни. Развивать произвольное зрительное внимание. Картинки сизображением машин. Дети запоминают их расположение (работа с фланелеграфами)
6 Какие машины ты видел? Развивать у детей произвольную память Ребенок несколько секунд рассматривает машины в гараже, затем ворота закрываются и ребенок рассказывает об увиденном.
7 Какой знак тебе дали? Развитие у детей тактильных ощущений. Дорожные знаки, выполненные так, чтобы объемно проступали контуры и внутренние обозначения.
8 Что изменилось? Развитие зрительной памяти. Ребенок объясняет, что изменилось на макете микрорайона.
9 Заметь знак. Развитие у детей памяти. Педагог называет слово. На слово, относящееся к дорожным знакам дети хлопают в ладоши.
10 Отремонтируй автобус. Развитие логического мышления, внимания. Разрезные картинки (работа с фланелеграфом).
11 А у нас автомобиль, а у вас? Развитие творческого мышления, воображения. Метод противоречий (ТРИЗ).

 

Май

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Найди и зачеркни. Развивать у детей зрительное восприятие, внимание. Найти и зачеркнуть на игровизоре неправильный знак в ряду.
2 Придумай машину, которой нет. Развивать фантазию и воображение. Дети рассказывают о сказочном транспорте.
3 Найди на карте улицы. Развивать зрительное восприятие, внимание. Предложить найти на карте города улицы и обозначить буквой «У» (работа с игровизорами В.В.Воскобович).
4 Найди дорогу домой. Развивать умение выражать свои мысли, развивать умение ориентироваться в окружающем. Предложить проблемные ситуации: например, «Ты потеряся в магазине». Как найти дорогу домой? Что будешь делать?
5 Подбери по смыслу. Развивать смысловую память, логическое мышление. Детям предлагается 10 слов, необходимо придумать слова, связанные с ними по смыслу. Например автобус- ехать и т.д.
6 Как услышишь – повтори. Развивать слуховое восприятие. Детям предлагается слушать слова, выполнять задания. Например «едем по ухабам», «поворот».
7 Будь внимательным. Развивать внимание. Детям перечисляют предупреждающие знаки, на ошибку- поднимают руку.
8 Отгадай, что загадаю. Развивать у детей логическое мышление. Загадки о дорожных знаках.
9 Опиши. Развивать понятийный аппарат. Предложить детям описать предлагаемый вид транспорта.
10 Нарисуй. Развивать мелкую моторику, внимание. Продолжать детям, не отрывая руки, нарисовать машину.
11 Преврати квадрат в вид транспорта. Развивать у детей внимание. восприятие, мышление, воображение. Предложить детям из квадрата В.В.Воскобовича изготовить какой-нибудь транспорт (самолет, вертолет, аэроплан).

 

Июль-август

Название игры Цель Материал, инструкция
1 Мама, папа, я - дружная семья. Сплачивание семей, привлечение родителей к обучению детей ПДД. Досуг для детей и родителей на основе вышеперечисленных игр.
2 Будь внимательным. Развивать наблюдательность, внимание. Предложить детям рассмотреть картинку, на которой изображены машины. Необходимо быстро их посчитать и сколько колес изображено на рисунке.
3 Трудные виражи. Развивать мелкую моторику, внимание. Детям предлагается побывать водителями и провести машину до дома.
4 Водители. Развивать мышление, пространственную ориентировку. Предложить детям маршрутную карту и в зале с расставленными знаками провести игру.
5 Выложи сам. Развивать конструктивные навыки, внимание Предложить детям из геометрических фигур выложить машину
6 Кто больше. Развивать внимание. Предложить детям по очереди называть виды транспорта
7 Дорисуй недостающие детали. Развивать воображение, зрительное восприятие. Предложить детям дорисовать детали и придумать в рисунке что-то свое (дополнить его).
8 Вербальные аналоги. Развивать у детей логическое мышление. Предложить детям подбирать слова, связанные логическими аналогами. Например, летчик-самолет, шофер - ? И т.д.
9 Разложи по порядку.

 

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Предложить детям разложить последовательно картинки.
10 Кто внимательный.

 

Развивать внимание, наблюдательность. Найти на картинке и назвать только знаки сервиса.
11 Ездит, летает, плавает.

 

Развивать внимание, наблюдательность. Взрослый называет вид транспорта, если он летает, дети поднимают белую карточку, ездит- зеленую, плавает- голубую.
12 Путешествие. Развивать мышление, память, умение творчески решать ситуации. Дети путешествуют по транспортной площадке по маршрутному плану, на котором обозначены дорожные знаки, имеющиеся на площадке.
13 Соблюдаем правила. Развивать у детей внимание. координации движений. Эстафеты.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний…

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний сюрприз» Участники: дети, ведущие, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: светящиеся палочки-звёзды (по количеству детей)...

Показатели умственного развития дошкольника

Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...

Читайте также

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...

«Новогодние чудеса»

«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «продуктовое домино» разработано для образовательной деятельности детей старшего возраста, с целью...