Развитие познавательной сферы детей 4-5 лет через сенсомоторную деятельность
Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, а также логопедам и психологам. В нём представлены разные игры, а также игры, сделанные своими руками, которые заинтересуют детей. Можно использовать индивидуально, с подгруппой детей, в непрерывной образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель: продолжать применять сенсорные игры в работе с детьми.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе через сенсорные игры.
Развивающие: развивать восприятие ребёнка, внимание, память, логическое мышление, сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.
Речевые: пополнять и обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к играм, любознательность, усидчивость.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Поэтому эпиграфом моего отчёта по самообразованию я взяла слова Льва Николаевича Толстого – «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорождённого до пяти огромное расстояние»,- писал он.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.
Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:
- накопление сенсомоторного опыта;
- формирование представлений о различных свойствах предметов;
- ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования;
- развитие аналитического восприятия.
Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.
Игрушек и пособий в магазинах много, финансовых возможностей у детских садов не очень много. Вот тогда на помощь приходят фантазия и творчество, которого нашим воспитателям не занимать. Мне пришлось разнообразить дидактический материал и использовать игры-самоделки. Ведь китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование.
Начала работу над оттенками цветов, поскольку с четырёхлетнего возраста ребёнок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота (оранжевый, розовый, голубой, коричневый, серый, светло-зелёный).
Формирование представлений о цвете проходило в различных видах деятельности: на занятиях, в изобразительной (травка светло-зелёная, ствол коричневый) и в конструктивной (из бумаги – цветок розовый).
Игра «Какого цвета не хватает?»
Цель: сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой выбор.
Игра «Подбери к каждому предмету цвет»
Цель: закрепление цвета и геометрических фигур, продолжать учить собирать разрезные картинки. Можно использовать овощи и фрукты.
Игра «Найди нужную карточку»
Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, счёта до пяти.
Игра «Найди одинаковые флажки»
Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, развитие глазомера и внимания.
Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)
Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.
Игра «Цвета и формы»
Цель: знакомить с цветами и фигурами, учить определять форму предметов и их деталей, выделять часть из целого. Развиваются внимание, мышление и речь, формируется умение сравнивать предметы по размеру. Пазловые замки на элементах тренируют глазомер и позволяют оценивать правильность выполнения задания.
Игра «Рамки и вкладыши»
Цель: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур, учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять их.
Логические «Блоки Дьенеша»
В этом году добавила схемы «Зайчик», «Медведь», «Трактор».
Цель: продолжать учить выбирать нужные геометрические фигуры, используя схему-задание.
Работа с «Игровизорами». Рекомендуется детям 4-7 лет.
Цель:
1. Развитие сенсорных способностей: знакомство с эталонами формы и величины, развитие аналитического восприятия.
2. Формирование элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной предметов, с пространственными отношениями.
3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
4. Подготовка руки к письму.
5.Развитие интеллектуальной культуры, умения учиться: понимать учебную задачу, находить средства для её решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.
Для работы с игровизорами использовала рабочую тетрадь «Заниматика для малышей». Благодаря этому сборнику творческих упражнений ребёнок учится действовать последовательно, пытается рассуждать, стремится понять свойства и взаимосвязь окружающих его предметов, сравнивая, их друг с другом, замечая сходство и различие между ними.
В развитии сенсорики также огромную роль играет мелкая моторика рук.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. В свободной деятельности использовали шнуровку предметов, шнуровку по разным сказкам. Сделала новые игры-тренажёры со шнуровкой – «Паучок», «Бабочка»
Можно сопровождать художественным словом, а детям постарше загадать загадку.
Кто охотится за мухой?
У кого большое брюхо?
Догадайся сам, дружок.
Ну, конечно, паучок!
Или загадкой:
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка.)
Игра «Крышечки»
Цель: развитие координации зрительных и тактильных анализаторов, закрепление разных оттенков цвета, счёт от 1 до 5 (10).
Эти игры развивают сенсомоторную координацию, пространственное воображение, речь, мелкую моторику, глазомер, внимание и слуховую память, тренируют усидчивость.
«Ящик ощущений»
(По принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке».)
Цель: определить предметы на ощупь и объяснить, из чего они сделаны.
Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это могут быть геометрические формы. Дети 4-5 лет выбирают из 6 форм (шарик, кубик, цилиндр, конус, кирпичик, призма).
Игра «Весёлые человечки»
Цель: развитие воображения, закрепление умения выполнять движения по показу, схематическому изображению.
Взаимосвязь с родителями.
Подготовлены консультации:
- «Игрушечный вопрос» (журнал «Кроха» №10/2006 г.).
- «Игры между делом» (газета «1000 советов» №12/2009 г.).
- «Тренируем руки – развиваем память» (газета «1000 советов» №2/2009 г.).
- «Квадратный, фиолетовый, высокий» (журнал «Кроха» №7/2005 г.).
Самым ценным и значимым для меня стало эмоциональное отношение детей к заданиям. Дети проявляют к ним усидчивый интерес, в свободное время предпочитают игры с материалом в сенсорном уголке.
Для ребёнка игры по сенсорике – интересное времяпровождение. Он играет, общается, творит и, конечно, не догадывается, что весёлые увлекательные игры представляют собой продуманную систему упражнений, охватывающих все сферы его развития.
Литература:
1. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
2. Воскресенская И. «Развивающие игрушки своими руками».
3. Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения».
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
5. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» (из опыта работы).
6. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении».
7. Статья «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №5/2008г.).
8. Статья «Система сенсорного развития детей» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №1/2010г.).
9. Журналы «Дошкольное воспитание». Статьи:
- «Дидактические игры по сенсорному воспитанию»;
- «Развиваем восприятие цвета»;
- «Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений».
Читайте также |
---|
Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ
Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных...
Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок
Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок
Проект на тему: «Маленькая страна под названием – Семья!»
Проект на тему: «Маленькая страна под названием – Семья!»