Развитие познавательной сферы детей 4-5 лет через сенсомоторную деятельность

 

Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, а также логопедам и психологам. В нём представлены разные игры, а также игры, сделанные своими руками, которые заинтересуют детей. Можно использовать индивидуально, с подгруппой детей, в непрерывной образовательной деятельности.

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Цель: продолжать применять сенсорные игры в работе с детьми.

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе через сенсорные игры.

Развивающие: развивать восприятие ребёнка, внимание, память, логическое мышление, сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.

Речевые: пополнять и обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать интерес к играм, любознательность, усидчивость.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Поэтому эпиграфом моего отчёта по самообразованию я взяла слова Льва Николаевича Толстого – «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорождённого до пяти огромное расстояние»,- писал он.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.

Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:

- накопление сенсомоторного опыта;

- формирование представлений о различных свойствах предметов;

- ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования;

- развитие аналитического восприятия.

Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Игрушек и пособий в магазинах много, финансовых возможностей у детских садов не очень много. Вот тогда на помощь приходят фантазия и творчество, которого нашим воспитателям не занимать. Мне пришлось разнообразить дидактический материал и использовать игры-самоделки. Ведь китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование.

Начала работу над оттенками цветов, поскольку с четырёхлетнего возраста ребёнок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота (оранжевый, розовый, голубой, коричневый, серый, светло-зелёный).

Формирование представлений о цвете проходило в различных видах деятельности: на занятиях, в изобразительной (травка светло-зелёная, ствол коричневый) и в конструктивной (из бумаги – цветок розовый).

Игра «Какого цвета не хватает?»

 

Игра «Какого цвета не хватает?»

 

Цель: сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой выбор.

Игра «Подбери к каждому предмету цвет»

 

Игра «Подбери к каждому предмету цвет»

 

Цель: закрепление цвета и геометрических фигур, продолжать учить собирать разрезные картинки. Можно использовать овощи и фрукты.

Игра «Найди нужную карточку»

Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, счёта до пяти.

Игра «Найди одинаковые флажки»

Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, развитие глазомера и внимания.

Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)

 

Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)

 

Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.

Игра «Цвета и формы»

Цель: знакомить с цветами и фигурами, учить определять форму предметов и их деталей, выделять часть из целого. Развиваются внимание, мышление и речь, формируется умение сравнивать предметы по размеру. Пазловые замки на элементах тренируют глазомер и позволяют оценивать правильность выполнения задания.

Игра «Рамки и вкладыши»

Цель: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур, учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять их.

Логические «Блоки Дьенеша»

 

Логические «Блоки Дьенеша»

 

В этом году добавила схемы «Зайчик», «Медведь», «Трактор».

Цель: продолжать учить выбирать нужные геометрические фигуры, используя схему-задание.

Работа с «Игровизорами». Рекомендуется детям 4-7 лет.

Цель:

1. Развитие сенсорных способностей: знакомство с эталонами формы и величины, развитие аналитического восприятия.

2. Формирование элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной предметов, с пространственными отношениями.

3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

4. Подготовка руки к письму.

5.Развитие интеллектуальной культуры, умения учиться: понимать учебную задачу, находить средства для её решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.

Для работы с игровизорами использовала рабочую тетрадь «Заниматика для малышей». Благодаря этому сборнику творческих упражнений ребёнок учится действовать последовательно, пытается рассуждать, стремится понять свойства и взаимосвязь окружающих его предметов, сравнивая, их друг с другом, замечая сходство и различие между ними.

В развитии сенсорики также огромную роль играет мелкая моторика рук.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. В свободной деятельности использовали шнуровку предметов, шнуровку по разным сказкам. Сделала новые игры-тренажёры со шнуровкой – «Паучок», «Бабочка»

 

игры-тренажёры со шнуровкой – «Паучок», «Бабочка»

 

Можно сопровождать художественным словом, а детям постарше загадать загадку.

Кто охотится за мухой?

У кого большое брюхо?

Догадайся сам, дружок.

Ну, конечно, паучок!

Или загадкой:

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка.)

Игра «Крышечки»

Цель: развитие координации зрительных и тактильных анализаторов, закрепление разных оттенков цвета, счёт от 1 до 5 (10).

Эти игры развивают сенсомоторную координацию, пространственное воображение, речь, мелкую моторику, глазомер, внимание и слуховую память, тренируют усидчивость.

«Ящик ощущений»

(По принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке».)

Цель: определить предметы на ощупь и объяснить, из чего они сделаны.

Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это могут быть геометрические формы. Дети 4-5 лет выбирают из 6 форм (шарик, кубик, цилиндр, конус, кирпичик, призма).

Игра «Весёлые человечки»

 

Игра «Весёлые человечки»

 

Цель: развитие воображения, закрепление умения выполнять движения по показу, схематическому изображению.

Взаимосвязь с родителями.

Подготовлены консультации:

- «Игрушечный вопрос» (журнал «Кроха» №10/2006 г.).

- «Игры между делом» (газета «1000 советов» №12/2009 г.).

- «Тренируем руки – развиваем память» (газета «1000 советов» №2/2009 г.).

- «Квадратный, фиолетовый, высокий» (журнал «Кроха» №7/2005 г.).

Самым ценным и значимым для меня стало эмоциональное отношение детей к заданиям. Дети проявляют к ним усидчивый интерес, в свободное время предпочитают игры с материалом в сенсорном уголке.

Для ребёнка игры по сенсорике – интересное времяпровождение. Он играет, общается, творит и, конечно, не догадывается, что весёлые увлекательные игры представляют собой продуманную систему упражнений, охватывающих все сферы его развития.

 

Литература:

1. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

2. Воскресенская И. «Развивающие игрушки своими руками».

3. Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения».

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

5. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» (из опыта работы).

6. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении».

7. Статья «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №5/2008г.).

8. Статья «Система сенсорного развития детей» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №1/2010г.).

9. Журналы «Дошкольное воспитание». Статьи:

- «Дидактические игры по сенсорному воспитанию»;

- «Развиваем восприятие цвета»;

- «Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений».



Комментарии  

#1 Мария 24.12.2017 22:36
Очень интересные занятия
Цитировать


Новые публикации

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Мастер-класс «Подарок для папы»

Мастер-класс «Подарок для папы» Прекрасный подарок папе на 23 февраля. Для работы нам понадобиться:- картон цветной,- ножницы,- клей – карандаш,- цветная бумага,-...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В стране Знаний» Цели: подготовка старших дошкольников к обучению в школе, формирование позитивной мотивации...

Читайте также

Конспект занятия «Мой любимый Петербург»

Конспект занятия «Мой любимый Петербург» Ход занятия Прослушивание песни о Санкт- Петербурге. Ребята, вы узнали о каком городе песня? А вы, любите свой город? Какой...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказке В.Сутеева «Под грибом» Цель: Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности. Задачи: Учить...

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности «Ни…

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности«Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём» Программное содержание проекта. Познание. Систематизировать...


Комментарии

  • Ирина
    Плагиат. Даже не удосужилась наиля наильевна исправить орфографические ошибки. Возможно нет достаточных ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике»

Sample Image

МАДОУ №441 «Кузнечик» Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике» Подготовили воспитатели Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна   Актуальность. Ребенок – это маленький исследователь, который с радостью открывает для себя новый и интересный мир...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Расскажи сказку по картинкам "Три медведя"

Sample Image

Аннотация. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» предназначена для детей дошкольного возраста. Игра развивает речь, внимание, память и связную речь. Веселые, яркие картинки помогут в этом. Может использоваться для групповой и подгрупповой работы. Цель : разложить картинки в правильной...

Мастер-класс для родителей "Игры дома для автоматизации звуков"

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека для автоматизации звуков» Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно...

Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Коррекционная цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения. Задачи: Развивать творческие способности детей Развивать организованность, самостоятельность, инициативность Воспитывать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство