Познавательно – исследовательская игра (НОД) «Секреты о животных»

(Сравнение белого и бурого медведей)

 

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс своей схемы.

Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками?

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицамина примере игры про двух медведей (белого и бурого).

НОД состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.  Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: медведи, жильё, чем питаются, где обитают и т.д.

3.  После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывая вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

4.  Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.  Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при ее показе. Детям задаются вопросы.

Примечание: для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, елочка – зеленая, солнышко – желтое, красное и другие образы.

Источники: «Мнемотехника». Автор: Марат Зиганов . Владимир Козаренко.

Обращаем ваше внимание: этот способ запоминания очень интересен детям, ребенок активно включается в процесс работы с мнемотаблицами.

Цель: формирование желания и умения составлять сравнительные рассказы о жизни животных.

(Мнемотехника (эйдотехника) позволяет с помощью образов заполнить, осмыслить и воспроизвести нужную информацию или рассказ).

Задачи: закреплять умение находить отличительные признаки живых объектов и мест их обитания, используя карточки для составления мнемотаблицы.

Побуждать детей лепить животных, используя знакомые приёмы и способы лепки.

Способствовать развитию мыслительных процессов, памяти, речи, умения отвечать на вопросы, любознательности и мелкой моторики.

Воспитывать гуманное отношение к животным, аккуратность, старание, усидчивость, культуру общения.

Материалы и оборудование: схемы, мнемотаблицы, иллюстрации, пластилин, стеки, салфетки (влажные, бумажные), доска для лепки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Обогащения словаря: бурый, полярный, берлога, перепонки, Арктика, Северный полюс.

Содержание:

  • Мотивационная беседа с сюрпризным моментом. Воспитатель предлагает детям найти в группе спрятанную новую дидактическую игру с помощью плана – схемы.

Игра называется «Удивительные животные». Дети находят в коробке разрезные картинки бурого и белого медведей. Собирают. Рассматривают и сравнивают их внешний вид (чем похожи и чем отличаются, какую роль играет цвет меха).

  • Воспитатель говорит, что у животных есть свои секреты, показывает карточки – схемы и предлагает детям их разгадать.

Содержание карточек:

 

Бурый медведь живёт в лесу

 

- Бурый медведь живёт в лесу.

 

Белый медведь живёт в Арктике

 

- Белый медведь живёт в Арктике, на Северном полюсе.

 

Бурый медведь зимой залегает в спячку

 

- Бурый медведь зимой залегает в спячку ещё до выпадения снега в берлогу (чтобы не оставить следы).

 

Бурый медведь метит территорию

 

- Бурый медведь метит территорию, оставляя когтями крупные царапины на дереве.

 

Полярный медведь – отличный пловец

 

- Полярный медведь – отличный пловец, имеет на лапах перепонки.

 

Любимая забава бурого медведя  -  игра щепкой на пне

 

- Любимая забава бурого медведя - игра щепкой на пне.

- Медведи живут в одиночку.

- Медведица имеет 1-2 медвежат и активно их защищает.

Дети раскладывают карточки – схемы к нужным иллюстрациям (бурого и полярного медведя) и составляют мнемотаблицы.

 

Дети раскладывают карточки

Дети раскладывают карточки

 

2. Минутка Здоровья:

(Дети выполняют движения со словами.)

Косолапый я медведь – могу громко зареветь.

РЫ – Ы – Ы – Ы – Ы (на выдохе)

Порычу – РЫ – ы – ы – ы – ы------

Помолчу---------- Если есть я захочу!

  • Вопрос: А чем же питаются медведи?

Дети раскладывают карточки: рыба, муравьи, лягушка, ящерица, мёд, ягоды, клубни растений, молоко.

Вывод: Полярные медведи питаются преимущественно рыбой, а бурые медведи практически всеядны.

  • В гостях у сказки! Продуктивная деятельность. Лепка.

Вопрос: Героем каких сказок является медведь?

Дети отвечают и ищут нужные иллюстрации или предметы (пирожок, кукла Маша, колобок, Теремок, колосок).

  • Организационный момент.

Какая сегодня ждёт нас работа,

Поскорее узнать вам, конечно, охота.

Не будем мы клеить, не шить, не плясать,

Предстоит нам героев вашей сказки создать.

  • Введение в тему.

- части тела медведя (схема)

- способы лепки (конструктивный – из частей; скульптурный – из целого куска; комбинированный – конструктивный + скульптурный)

(рассказывают дети).

Пальчиковая гимнастика:

По полянке мишка шёл,

И в бочонке мёд нашел.

Лапкой мёд он доставал,

Язычком его лизал.

Нету мёда?

Ищет мишка – не найдёт.

Нужно обязательно мишке быть внимательным.

  • Самостоятельная работа (под музыку).
  • Итог. Анализ готовых работ.

- Чей мишка, по вашему мнению, самый удачный? Почему? Что вы можете рассказать о своём медведе? (какой интересный секретик вы запомнили). А завтра мы с вами придумаем свою сказку (игра по желанию детей может продолжаться несколько дней).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные…

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные предметы по величине, форме, цвету» для детей группы раннего возраста Программное...

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Читайте также

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый»

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый» (Посвящается 85-летию Алтайского края) Задачи: - Приобщать детей дошкольного возраста к истории и...

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...