Познавательно – исследовательская игра (НОД) «Секреты о животных»
(Сравнение белого и бурого медведей)
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.д.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс своей схемы.
Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками?
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Рассмотрим работу с мнемотаблицамина примере игры про двух медведей (белого и бурого).
НОД состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: медведи, жильё, чем питаются, где обитают и т.д.
3. После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывая вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при ее показе. Детям задаются вопросы.
Примечание: для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, елочка – зеленая, солнышко – желтое, красное и другие образы.
Источники: «Мнемотехника». Автор: Марат Зиганов . Владимир Козаренко.
Обращаем ваше внимание: этот способ запоминания очень интересен детям, ребенок активно включается в процесс работы с мнемотаблицами.
Цель: формирование желания и умения составлять сравнительные рассказы о жизни животных.
(Мнемотехника (эйдотехника) позволяет с помощью образов заполнить, осмыслить и воспроизвести нужную информацию или рассказ).
Задачи: закреплять умение находить отличительные признаки живых объектов и мест их обитания, используя карточки для составления мнемотаблицы.
Побуждать детей лепить животных, используя знакомые приёмы и способы лепки.
Способствовать развитию мыслительных процессов, памяти, речи, умения отвечать на вопросы, любознательности и мелкой моторики.
Воспитывать гуманное отношение к животным, аккуратность, старание, усидчивость, культуру общения.
Материалы и оборудование: схемы, мнемотаблицы, иллюстрации, пластилин, стеки, салфетки (влажные, бумажные), доска для лепки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Обогащения словаря: бурый, полярный, берлога, перепонки, Арктика, Северный полюс.
Содержание:
- Мотивационная беседа с сюрпризным моментом. Воспитатель предлагает детям найти в группе спрятанную новую дидактическую игру с помощью плана – схемы.
Игра называется «Удивительные животные». Дети находят в коробке разрезные картинки бурого и белого медведей. Собирают. Рассматривают и сравнивают их внешний вид (чем похожи и чем отличаются, какую роль играет цвет меха).
- Воспитатель говорит, что у животных есть свои секреты, показывает карточки – схемы и предлагает детям их разгадать.
Содержание карточек:
- Бурый медведь живёт в лесу.
- Белый медведь живёт в Арктике, на Северном полюсе.
- Бурый медведь зимой залегает в спячку ещё до выпадения снега в берлогу (чтобы не оставить следы).
- Бурый медведь метит территорию, оставляя когтями крупные царапины на дереве.
- Полярный медведь – отличный пловец, имеет на лапах перепонки.
- Любимая забава бурого медведя - игра щепкой на пне.
- Медведи живут в одиночку.
- Медведица имеет 1-2 медвежат и активно их защищает.
Дети раскладывают карточки – схемы к нужным иллюстрациям (бурого и полярного медведя) и составляют мнемотаблицы.
2. Минутка Здоровья:
(Дети выполняют движения со словами.)
Косолапый я медведь – могу громко зареветь.
РЫ – Ы – Ы – Ы – Ы (на выдохе)
Порычу – РЫ – ы – ы – ы – ы------
Помолчу---------- Если есть я захочу!
- Вопрос: А чем же питаются медведи?
Дети раскладывают карточки: рыба, муравьи, лягушка, ящерица, мёд, ягоды, клубни растений, молоко.
Вывод: Полярные медведи питаются преимущественно рыбой, а бурые медведи практически всеядны.
- В гостях у сказки! Продуктивная деятельность. Лепка.
Вопрос: Героем каких сказок является медведь?
Дети отвечают и ищут нужные иллюстрации или предметы (пирожок, кукла Маша, колобок, Теремок, колосок).
- Организационный момент.
Какая сегодня ждёт нас работа,
Поскорее узнать вам, конечно, охота.
Не будем мы клеить, не шить, не плясать,
Предстоит нам героев вашей сказки создать.
- Введение в тему.
- части тела медведя (схема)
- способы лепки (конструктивный – из частей; скульптурный – из целого куска; комбинированный – конструктивный + скульптурный)
(рассказывают дети).
Пальчиковая гимнастика:
По полянке мишка шёл,
И в бочонке мёд нашел.
Лапкой мёд он доставал,
Язычком его лизал.
Нету мёда?
Ищет мишка – не найдёт.
Нужно обязательно мишке быть внимательным.
- Самостоятельная работа (под музыку).
- Итог. Анализ готовых работ.
- Чей мишка, по вашему мнению, самый удачный? Почему? Что вы можете рассказать о своём медведе? (какой интересный секретик вы запомнили). А завтра мы с вами придумаем свою сказку (игра по желанию детей может продолжаться несколько дней).
Читайте также |
---|
Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные…
Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные предметы по величине, форме, цвету» для детей группы раннего возраста Программное...
Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»
Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...