Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Познавательно – исследовательская игра (НОД) «Секреты о животных»

(Сравнение белого и бурого медведей)

 

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс своей схемы.

Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками?

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицамина примере игры про двух медведей (белого и бурого).

НОД состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.  Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: медведи, жильё, чем питаются, где обитают и т.д.

3.  После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывая вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

4.  Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.  Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при ее показе. Детям задаются вопросы.

Примечание: для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, елочка – зеленая, солнышко – желтое, красное и другие образы.

Источники: «Мнемотехника». Автор: Марат Зиганов . Владимир Козаренко.

Обращаем ваше внимание: этот способ запоминания очень интересен детям, ребенок активно включается в процесс работы с мнемотаблицами.

Цель: формирование желания и умения составлять сравнительные рассказы о жизни животных.

(Мнемотехника (эйдотехника) позволяет с помощью образов заполнить, осмыслить и воспроизвести нужную информацию или рассказ).

Задачи: закреплять умение находить отличительные признаки живых объектов и мест их обитания, используя карточки для составления мнемотаблицы.

Побуждать детей лепить животных, используя знакомые приёмы и способы лепки.

Способствовать развитию мыслительных процессов, памяти, речи, умения отвечать на вопросы, любознательности и мелкой моторики.

Воспитывать гуманное отношение к животным, аккуратность, старание, усидчивость, культуру общения.

Материалы и оборудование: схемы, мнемотаблицы, иллюстрации, пластилин, стеки, салфетки (влажные, бумажные), доска для лепки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Обогащения словаря: бурый, полярный, берлога, перепонки, Арктика, Северный полюс.

Содержание:

  • Мотивационная беседа с сюрпризным моментом. Воспитатель предлагает детям найти в группе спрятанную новую дидактическую игру с помощью плана – схемы.

Игра называется «Удивительные животные». Дети находят в коробке разрезные картинки бурого и белого медведей. Собирают. Рассматривают и сравнивают их внешний вид (чем похожи и чем отличаются, какую роль играет цвет меха).

  • Воспитатель говорит, что у животных есть свои секреты, показывает карточки – схемы и предлагает детям их разгадать.

Содержание карточек:

 

Бурый медведь живёт в лесу

 

- Бурый медведь живёт в лесу.

 

Белый медведь живёт в Арктике

 

- Белый медведь живёт в Арктике, на Северном полюсе.

 

Бурый медведь зимой залегает в спячку

 

- Бурый медведь зимой залегает в спячку ещё до выпадения снега в берлогу (чтобы не оставить следы).

 

Бурый медведь метит территорию

 

- Бурый медведь метит территорию, оставляя когтями крупные царапины на дереве.

 

Полярный медведь – отличный пловец

 

- Полярный медведь – отличный пловец, имеет на лапах перепонки.

 

Любимая забава бурого медведя  -  игра щепкой на пне

 

- Любимая забава бурого медведя - игра щепкой на пне.

- Медведи живут в одиночку.

- Медведица имеет 1-2 медвежат и активно их защищает.

Дети раскладывают карточки – схемы к нужным иллюстрациям (бурого и полярного медведя) и составляют мнемотаблицы.

 

Дети раскладывают карточки

Дети раскладывают карточки

 

2. Минутка Здоровья:

(Дети выполняют движения со словами.)

Косолапый я медведь – могу громко зареветь.

РЫ – Ы – Ы – Ы – Ы (на выдохе)

Порычу – РЫ – ы – ы – ы – ы------

Помолчу---------- Если есть я захочу!

  • Вопрос: А чем же питаются медведи?

Дети раскладывают карточки: рыба, муравьи, лягушка, ящерица, мёд, ягоды, клубни растений, молоко.

Вывод: Полярные медведи питаются преимущественно рыбой, а бурые медведи практически всеядны.

  • В гостях у сказки! Продуктивная деятельность. Лепка.

Вопрос: Героем каких сказок является медведь?

Дети отвечают и ищут нужные иллюстрации или предметы (пирожок, кукла Маша, колобок, Теремок, колосок).

  • Организационный момент.

Какая сегодня ждёт нас работа,

Поскорее узнать вам, конечно, охота.

Не будем мы клеить, не шить, не плясать,

Предстоит нам героев вашей сказки создать.

  • Введение в тему.

- части тела медведя (схема)

- способы лепки (конструктивный – из частей; скульптурный – из целого куска; комбинированный – конструктивный + скульптурный)

(рассказывают дети).

Пальчиковая гимнастика:

По полянке мишка шёл,

И в бочонке мёд нашел.

Лапкой мёд он доставал,

Язычком его лизал.

Нету мёда?

Ищет мишка – не найдёт.

Нужно обязательно мишке быть внимательным.

  • Самостоятельная работа (под музыку).
  • Итог. Анализ готовых работ.

- Чей мишка, по вашему мнению, самый удачный? Почему? Что вы можете рассказать о своём медведе? (какой интересный секретик вы запомнили). А завтра мы с вами придумаем свою сказку (игра по желанию детей может продолжаться несколько дней).



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...