Организация театрализованной деятельности в работе с детьми от 3 до 7 лет

 

Наша жизнь, в сущности, кукольное

представление. Нужно лишь держать нити

в своих руках, не спутывать их, двигать

ими по своей воле и самому

решать, когда идти, а когда стоять, не позволять

дергать за них другим.

Хун Цзычн.

Афоризмы старого Китая.

 

Методическая разработка включает в себя:

  1. Освоение основных театральных действий (Актерское мастерство).
  2. Сценическая речь (освоение элементарных средств выразительности образа: речь, пластика, мимика).
  3. Знакомство с различными театральными куклами (настольные, пальчиковые, прыгунки и др.), освоение элементарных действий с ними.
  4. Изготовление атрибутов и актеров кукольного театра, освоения действий кукловождения.
  5. Познавательное развитие (развитие внимания, памяти, речи).
  6. Социально-эмоциональное развитие, развитие личностных качеств и умения общаться.
  7. Развитие творческих способностей детей (развитие воображения и фантазии).

Актуальность

Кукольный театр - как много сразу наплывает воспоминаний, когда родители впервые отводили в театр марионеток, как завораживал волшебный мир сказки, движение кукол на ширме. Приходя домой, хотелось самим придумать свой театр, реализуя свои мечты и фантазии, ведь сказка учит необходимым жизненным навыкам и общению с собой, с семьей и окружающим миром.

Предлагаемый проект научит детей и воспитателя устраивать свой домашний сказочный театр, приоткрыть дверь в мир кукол и персонажей кукольного театра. Участие в нашем проекте сформирует интересы и отношения к окружающему, введут ребенка в мир прекрасного, пробудят способности к сопереживанию и состраданию, помогут в социально-психологической адаптации. Сделанные своими руками игрушки смогут ожить в руках ребенка и взрослого. Положительные эмоции, интерес, включенность ребенка в сказочный мир активизируют мышление и познавательный интерес, стимулируют активное внимание, развитие речи, раскрывают его творческие возможности. К концу года, накопив определенный опыт, дети смогут принять участие в кукольном представлении или театрализованной инсценировке сказки, сценок.

«Необходимо расширить опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». (В. Высоцкий.)

Введение

Значение кукольного театра, занятия театральной деятельностью огромно для всестороннего развития личности ребенка, а кукла, необходимое звено, соединяющее игру с творчеством.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощения в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. (Н. Ф.Сорокина). Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный Игротренинг, развивающий его соучастников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. (А. И. Буренина.)

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театральная игра - разновидность сюжетно-ролевой игры. Тематика и содержание театральной игры определяют нравственную направленность (дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость и др.). Театрализация помогает ребенку постичь эмоциональное и глубокое восприятие окружающего мира. Она обогащает эстетическое восприятие детей, т. к. в спектаклях соединяются разные виды искусств. Активное участие детей в мини постановках способствует развитию их речи - дополняет ее образными сравнениями, делает ее более эмоциональной и выразительной. В условиях игры формируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. "Игра ребенка является его языком, а игрушки-словами". (Джинотт Х.Дж.)

Процесс изготовления кукол носит терапевтический характер, оказывая влияние на развитие личности ребенка. Кукла как партнер в общении во всех его проявлениях Кроме того, у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, приобретаются навыки графического и пластического изображения персонажей, творческой переработки впечатлений. Как отмечает В. С. Мухина, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Психологи, работающие с куклами, говорят о включении у детей и взрослых механизмов проекции, идентификации или замещения, что оказывает влияние на развитие (Л. В. Гребенщикова). Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению, замене реального контакта с человеком, опосредованного через куклу.

Театрально - игровой стиль педагогической деятельности - стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в нее.

Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.).

Занятия сценическим искусством, участие детей в самостоятельном кукловождении, разыгрывание диалогов на сцене с элементами костюма, самостоятельное исполнение ролей в играх-драматизациях и творческой инсценировки для родителей не только водят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, формируют соучастие, сострадание, сопереживание, развивают способность поставить себя на место другого, творческое решение проблемных ситуаций.

Основная цель нашей программы: гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, раскрыть его творческий потенциал, индивидуальность, способствовать формированию позитивных черт характера, воспитанию творческой личности посредством театральной деятельности.

Задачи:

  • развитие коммуникативной культуры, навыков социального поведения и общения;
  • развитие эмоциональной сферы (способности чувствовать, понимать, сопереживать);
  • знакомство с различными театральными куклами и их заменителями (атрибутами);
  • формирование навыков кукловождения и культуры поведения на сцене, выразительности движений, мимики, пластики;
  • развитие познавательного интереса и умений (внимания, памяти, мышления, моторика и речь);
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
  • развитие личностных качеств детей, способствующих психологической адаптации.

Программа игровых занятий в театральной группе состоит из 107 занятий и рассчитана на три года обучения: младшая группа "Гномики" (дети в возрасте от 3 до 4, 5 лет), средняя группа "Волшебники" (от 4 до 5, 5 лет), старшая группа "Сказочники" (от 5 до 6, 5 лет); по 39 занятий в год. Занятие проводится один раз в неделю, продолжительностью от 15 до 45 минут, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В основу реализации нашей театрально-игровой программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и упражнений. Так как игра для ребенка - способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало творческого развития личности. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении, в помощь детям и педагогу общая кукла «Маленький гном» (кукла для педагога), которая знакомит детей с миром театра и сказки, помогает в изготовлении персонажей театра, дает задания, сказочные ситуации, помогает и поддерживает всех.

Программа изготовления кукол и атрибутов для представления строится по ремесленному принципу (от простейших кукольных конструкций к сложным куклам), с учетом возрастных возможностей детей и уровня их развития.

Техника изготовления кукол-артистов: оригами, аппликация, с использованием природного материала, из ткани, теста, техника папье-маше, носков, перчаток, варежек, из коробок (конусов, цилиндров), воздушные куклы (воздушные шары), куклы из подручного материала (нитки, резинки, тесьма и пр.).

Игра с изготовленной куклой - артисткой, способствует решению следующих задач (А. Ю. Татаринцева, И. Я. Шишова, И. Я. Медведева):

  • совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;
  • повышение ответственности за результат управления куклой;
  • развитие способов выражения посредством куклы эмоций, чувств, состояний, движений;
  • осознание причинно-следственных связей между своими действиями и изменениями состояния кукол;
  • формирование адекватных способов выражения различных эмоций, чувств, состояний;
  • развитие произвольного внимания;
  • формирование коммуникативных навыков и умений, культуры общения.

Материал по изготовлению персонажей для театра и театральных игр соответствует календарным праздникам и изложен с учетом постепенного усложнения. Содержание может изменяться педагогом, исходя из индивидуальных возможностей детей и запроса группа.

На занятиях используется следующее оборудование и виды кукол:

- настольная и напольная ширмы;

- плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;

- декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);

- наборы кукол для пальчикового театра; перчаточные куклы, варежковые куклы;

- куклы би-ба-бо, марионетки. тростевые куклы, штоковая кукла;

- куклы - оберегини;

- игрушечные персонажи (резиновые и мягкие игрушки-прыгунки) ;

- пособия и атрибуты для театрализованных игр (бусинки, пуговицы, футляры от фломастеров и др.)

Структура игрового общения:

Приветствие, игровое упражнение на развитие общения и соц. взаимодействия

Мы в кружок все соберемся,

Мы друг другу улыбнемся,

И друг к друг повернемся,

Поздороваемся так…. (носиком, ладошкой и др.).

Показ сказки, инсценировка стихотворения, потешки.

Речевые упражнения (арт. гимнастика, скороговорки, упр. на разв. интонац. выразит., дыхат. упр. и др).

Театрализованная игра.

Творческие игры и упражнения.

Изготовление персонажа театра или атрибутов для представления (рисование афиш, раскрашивание билетов, шитье элементов декорации и пр.).

Игра - представление куклой артисткой.

Двигательная игра, на коммуникативное взаимодействие и коррекцию.

Ритуал окончания занятия.

Возрастные особенности и возможности детей

В младшем дошкольном возрасте дети уже могут быть более самостоятельны в Инсценирование небольших стихотворений и песенок. В 3-4 года развитие ребенка характеризуется развитой связной речь, движения его более разнообразны и выразительны, но действия часто бывают непроизвольными и спонтанными. Ребенок охотно подражает старшим, и сможет сыграть роль, сводящейся к выполнению выразительных движений, с включением отдельных слов и звукоподражаний, либо одной - двух коротких реплик.

В возрасте 4-5 лет у детей развивается произвольное внимание, память, речь становится более самостоятельно и выразительно, движения более координированы. Что позволяет ребенку самостоятельно исполнить свою роль, взаимодействуя с участниками инсценировки. Возможен подбор материала для инсценировок не только потешек, маленьких песенок, стихов, но и сказки.

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к самостоятельности суждений, оценок, к творческой деятельности при сохраняющемся желании копировать, подражать. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Проявляются первые попытки проигрывания ребенком роли «сочинитель», «исполнитель», «режиссер», что дает индивидуальную самореализацию в придумывании игрового сюжета и создании выразительных образов персонажей.

Разнообразие в театрализованных играх (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме); использование при подготовке спектакля театральных кукол, самодельных игрушек, атрибутов, элементов костюма, декорации. Совершенствование художественно-образных исполнительских умений детей, интонационной выразительности и соответствующего образу эмоционального состояния (грустный, веселый и т.д.), появление желания у детей показать спектакль-игру зрителям.

Методическая разработка, организация театрализованной деятельности с дошкольниками состоит из следующих разделов, раскрывающих пространство взаимодействия ребенка с окружающим миром, оказывающие влияние на личностное и психологическое развитие.

Маленькие сказочники

Знакомство с миром театра, вызвать интерес к предстоящей деятельности, создание теплой, доброжелательной атмосферы взаимодействия педагога с детьми. Показ кукольных представлений, инсценировки детских стихов, потешек и пр., где педагог-артист, а дети зрители. Формирование правил поведения на занятиях и в театре (внимательно слушать артистов, проявлять интерес, взаимопомощь, если хочешь что-то сказать, или спросить, помахать ленточкой или зазвонить в звоночек), введение ритуалов начала и окончания занятия (Первый звонок - ребяток зовет, второй звонок-ребяток ждет, а третий звонок - сказку начинает); формирование позиции активного зрителя (хлопать в начале и в конце занятия, как похвала себе и как артистам, и как зрителям). Знакомство с оборудованием театра: ширма, звонок, сцена. Освоение основных театральных действий и кукловождения: выход на сцену, представление, поклон. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие координации, ловкости и точности движений руки и для раскрытия творческого потенциала детей.

«Гномики», подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя; знакомство с театральными куклами и их заменителями.

«Волшебники», способствовать с помощью театральной игры, самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию выбранного игрового персонажа). Развивать индивидуальные способности, гармонизировать потребности ребенка в признании. Знакомство с театральными жанрами и разными видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены.

«Сказочники» в этот период добавляются задачи по самораскрытию себя, представлении себя и своей любимой игрушки, сказки, книжки, мультяшного героя, развитие способности к импровизации. Развитие выразительности речи, мимики и пластики. Развитие осознанного отношения к исполнению роли в кукольном представлении. Расширение словаря и понятий о театре, знакомство с театральной терминологией, значение некоторых театральных понятий. Воспитывать зрительскую культуру.

Мир эмоций

Научить детей осознанно воспринимать эмоции героев, чувства переживания, понимать эмоциональные состояния. Познакомить детей с языком эмоций, выразительными средствами, которого, являются поза, мимика, движение, жесты; умение пользоваться ими для выражения собственных чувств и переживаний, что способствует повышению самооценки ребенка, его эмоциональному благополучию. Обогащение понимания детьми эмоций радости, злости, печали через знакомство с ситуациями их возникновения в сказке.

«Гномики», знакомство с эмоциями грусти и радости. Умение называть и узнавать их причины, понимать их изменения. "Страх", возможности его преодоления сказочными персонажами. Познакомить с названиями базовых эмоций: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес. Опознавание с помощью чувств хорошее и плохое настроение.

«Волшебники», не только познакомить с основными эмоциональными состояниями, но и осознать, прочувствовать на себе через организацию такой же ситуации, сравнить со своим настроением в данный момент, с противоположным по состоянию эмоции, преодолеваемыми героями сказок. Различать эмоции по схемам-пиктограммам, передавать заданное эмоциональное состояние при помощи игрушек, пантомимы, интонации.

«Сказочники», сравнение, узнавание различных эмоциональных состояний, выражение доступным способом на сцене. Помочь детям справляться с преодолением негативного состояния. Понимать и описывать свои желания и чувства, воспроизводить выразительные позы и движения, сравнивать эмоции и выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику и жесты.

Азы волшебства

Данный раздел программы направлен на развитие игрового поведения, художественного и эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Устраивание "театра всевозможного" (Я. А. Коменский) в любой ситуации. Развивать умение видеть необычное в обычных, на первый взгляд, предметах. (А. И. Буренина.) Придумывание, домысливание, изменение конца сказки, дорисовка изображений и др., все, что содействует развитию творческого воображения и фантазии (опыт работы Дж. Родари, А. Роговин, М. Стуль и других авторов). Проигрывание разнообразных творческих заданий, развивающих внимание, творческое воображения, речь, выразительность движений. Создание игровых сказочных ситуаций, требующих самостоятельного решения. Раскрыть перед ребенком его собственные возможности и способности, помочь увидеть и услышать все разнообразие красок и звуков, которые нас окружают. Превращение предметов, таких как, мебель, посуда, камешки и листики, в какие угодно сказочные элементы. Представить, что на вас одета шапка невидимка, или у вас в руках волшебная палочка. Активизировать познавательный интерес, проведение игр путешествий.

«Гномики», создание интереса и увлеченности театральной игрой, импровизированные выступления с куклами-прыгунками; обыгрывание стихотворений, соответствующих возрастным возможностям детей. "Волшебная палочка" или "Волшебный фонарик" (у доброй Феи, в "загадочной посылке", с их помощью оживление игрушек, предметов, различные превращения; «Волшебная книга", встреча со сказочными персонажами.

«Волшебники», развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. Развитие способности к импровизации, показ импровизированного концерта друг перед другом. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться). Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Игры путешествия, поход в лес, где можно найти Музыкальную, Таинственную, Сказочную, Веселую, Грустную, Спортивную, Сладкую и др. «Волшебный мешочек", с простыми предметами, которые нужно превратить в необычные. Разыгрывание ситуации сказочные персонажи в гостях у детей. Этюды на развитие творческого воображения (передать книгу, как кирпич или торт и др.). Упражнения на импровизацию движений на сцене под музыку, с атрибутами (ленточки, палочки, тряпочки, привязанные на веревочки, как куклы-марионетки и др.).

«Сказочники», развитие творческих способностей детей (креативность, познавательной активности, ответственности). Развивать умение передавать в свободных игровых пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. Игры на импровизацию диалогов сказочных персонажей с использование игровых карт по сказкам. Игры с предметами быта (салфетки, карандаши, листочки, бумага и пр.), придумать, на что похож, как можно использовать, разыграть диалог между предметами. Создание "Театра всевозможного" (А. И. Буренина), каждый предмет с присущим ему характером и манерой поведения "играет" в небольшой сценке, которую все вместе придумали. Путешествия на "ковре самолете", "воздушном шаре", "машине времени" по сказкам, частям света, различным эпохам. Для детей, поступающих в школу, возможно ситуация путешествия на волшебном корабле в страну знаний вместе с капитаном Врунгелем. По пути посещение островов Игрушек, Сказок, смеха, Невезения и др.

Мир семьи

Раскрыть для ребенка мир взаимодействия матери и ребенка: поговорки, пестушка, ласковые обращения, колыбельные и пр. Упражнения, направленные на накопление опыта в навыках выразительной речи и выразительных движений. Реализация опыта в театральной деятельности. Создание с помощью инсценировок ситуации общения в семье, сюжетно-ролевое взаимодействие. Развивать у детей социальное поведение, навыки правильного общения. Показать заботливое отношение родителей к своим детям. Создать положительно эмоциональное настроение.

«Гномики», воспитание любви, ласкового, чуткого отношения к маме, папе, потребность радовать своих близких добрыми делами и проявлением заботливого отношения к ним. Закреплять умение детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения.

«Волшебники», понимание детьми своей роли в семье, выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи. Умение сохранять хорошие взаимоотношения с родными, проявлять взаимопомощь и внимание. Правильно принимать свою роль в семье.

«Сказочники», дать детям представление о профессиях (на примере родителей); формировать уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

В мире людей

Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях, способствовать формированию хороших взаимоотношений между детьми. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, формирование навыков общения, коммуникативных способов общения, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению других людей.

«Гномики», на примере игрушек, показать, как знакомиться друг с другом, делиться своими игрушками, находить общие интересы и дело. Правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.

«Волшебники», сформировать способы решение проблемных ситуаций среди героев инсценировки, способствовать овладению коммуникативных навыков. Знакомство с правилами этикета, оказывать взаимопомощь друг другу в игре и совместной деятельности, какие особенности поведения помогают при общении с окружающими, а какие мешают.

«Сказочники», самостоятельное инсценирование конфликтных ситуаций и изготовление масок, изображающих различные эмоциональные состояния; научить понимать разницу между безобидными шутками и злыми дразнилками, ведь и некрасивые герои в сказках, часто имеют доброе сердце. Формирование умения общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей. Умение вести доброжелательный диалог, используя простые средства выразительности, уступать друг другу в конфликтных ситуациях.

Природный мир

Рассказать и показать детям мир живой природы, обратить внимание на явления неживой природы, взаимодействие живых существ. Сколько новых ощущений и знаний могут подарить пение птиц, запах цветка, плывущие облака. Представление о жизни в мире природы. Вместе с познанием окружающего мира, формируется культура отношения к природе. Представление о том, что все мы, каждый из нас частичка Вселенной, живем на планете Земля. Это наш общий дом. Раскрыть на примере художественных произведений, взаимосвязь в природе. Формирование культуры поведения в природе, чтобы не навредить себе и другу, окружающему миру. Дать волю развития фантазии ребенка в ходе наших рассказов о природе, включая познавательный аспект. Через персонажей, изображающих живые существа (мягкие игрушки - зайчики, собачки и др.), можно заложить сочувственное отношение к ним, как если бы они действительно были живыми. Такое отношение формирует чувства заботы, сострадания, жалости, желания помогать и пр. Игрушки, отражающие различные, созданные человеком предметы труда, быта (кубики, посуда, машинка, мебель), игрушки, сделанные своими руками, помогают сформировать у ребенка аккуратность - основу бережного отношения к ним, приобщать к уходу за игрушками. Именно это является основой гуманного поведения и добрых поступков по отношению к людям и объектам живой природы. Основное содержание работы по формированию у детей бережного и доброго отношения к рукотворному миру включает также, решение вместе с детьми маленьких "проблем", возникающих у игрушек (расселение, обустройство, радостные события и огорчения др.), изготовление подарков и сюрпризов из подручного материала.

«Гномики», активизировать познавательный интерес. Формирование умений изображать явления живой природы, используя разные выразительные средства: походить, как мишка косолапый, как хитрая лиса и др. Представить себя маленьким облачком, или с помощью варежковой куклы "рыбки", поплавать в морском океане, найти себе дом, пропитание и др. Формирование бережного и познавательного отношения к окружающей действительности, закладывать основы аккуратного отношения к своим поделкам и друзей. Знакомство с народными способами описания и изображения окружающего мира, духовно обогатить мир малышей.

«Волшебники», формируем умение подражать характерным движениям в позе, эмоциональном проявлении, реакциях животных, соотносить с человеческим поведением. Воспитывать в детях сочувственное отношение, помощи любым персонажам окружающего мира, например, кустику черники, или маленькому жучку, Муравьишка, помочь зайчишке отобрать дом у лисицы и др. Закладывать познавательный неугасаемый интерес к природным явлениям, шкатулка с секретами (палочки, листики, веточки и пр.).

«Сказочники», подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных, воспринимать мир их глазами. Поддерживать у детей познавательное отношение и эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Развивать речь как средство общения. Научить изготавливать подарки для животных, сделать праздник домашним питомцам.

Мир театра (самопредставление)

Возможность детей, показать опыт театральной деятельности, полученный за год. Подготовка выступления перед сверстниками и родителями, сюда входит и совместно с взрослым шитье костюмов, изготовление атрибутов и пр. Включение детей в процесс импровизации, представления себя на сцене, творческое самовыражение. Включение детей в процесс сочинения, само представление себя в выбранной роли, стимулирующей творческую активность. Поддержка адекватной самооценки, вера в способности и возможности ребенка, развитие его творческой активности.

«Гномики», импровизированные действия детей на сцене, либо самому, либо с помощью игрушки. Драматизация ранее разученных сценок на сцене. Помочь найти детям выразительный жест, позу, мимику. Разыгрывание диалогов, соединение их в единое целое действие. Само представление себя на сцене, подбор необходимых атрибутов.

«Волшебники», вызвать интерес к инсценировке, пробудить мотив к разворачиванию творческой деятельности. Продолжить воспитывать у детей уверенность в себе и своих возможностях, развивать творчеств. Самостоятельное исполнение ролей в играх драматизациях. Театральная инсценировка для детей, проявление творчества и самостоятельности. Организация проведения репетиций через веселые творческие игры, где ребенку предоставляется возможность попробовать себя в разных ролях. Совместная работа над созданием театральных афиш, билетов и программок, театральных атрибутов. Индивидуальные выступления детей на сцене друг для друга. Подготовка и показ спектакля (по выбору).

«Сказочники»

Развитие у детей творчества и самостоятельности. Организация и проведение репетиций, через веселые театрализованные игры, где ребенку предоставляется возможность попробовать себя в любой роли. Совместная работа над созданием театральной афиши, билетов, программки, театральных атрибутов. Индивидуальные выступления детей на сцене друг перед другом. Подготовка к спектаклю по выбору.

 

Перспективный план работы

(репертуар и содержание занятия)

«Гномики» (младший возраст)

1 квартал

(сентябрь-октябрь-ноябрь)

Настольный театр (театр игрушек)

Показ представление по сказкам. Показы-импровизации. Игры импровизации с куклами. Упражнения "Игрушки-озорника", "Кукла, кукла походи", игра- импровизация "Сказки на полу"(9). Этюды с настольными куклами (10, стр.16). Упражнение в кукловождении, выполнении простых движений "вперед-назад", "повернись", поклонись" и др., упражнение на создание игрового образа.

Пальчиковый театр

Показ сказок, побуждение детей произносить простейшие слова, фразы. Упражнения для театра топотушек (4, стр. 77). Упражнение "Ай-яй-яй", "Иди сюда", "Приехала бабушка" (9, стр. 25). Развитие ручной умелости и ловкости, умение играть пальчиками во время выступления "День рождение пальчика", "Здравствуй, кукла, как дела" и др.

Приобщение к малым формам фольклора, развитие движения рук: "Ладушки" (14, стр.18).

Плоскостной театр

Игра "Кто за кем" (последовательность выхода героев, пробы самост. показа сказки). Упражнение по сказке "Колобок", "Теремок", "Лесенка"(6, стр. 11).

Социальное развитие

Игра "Кто у нас хороший", "Догадайся, о ком расскажу", "Найди свою ладошку" и др.

Игры на общение "Узнай по голосу" (18, стр. 44). Подвижные игры "Жмурки", "Улитка и лягушки", "Комарики".

Игры на познавательное развитие "Волшебный мешочек", "Какой игрушки не стало", "Сочини сказку про игрушки".

Этюды на выразительность жеста, на выражение основных эмоциональных состояний. (10, стр. 22.)

Куклы прыгунки  

Упражнение "Мячик-попрыгунчик"(9, стр. 30), "Погуляй с моей игрушкой". Импровизированные выступления на сцене под музыку. Подражание походкам и повадкам животных, формирование бережного отношения к игрушке как к партнеру.

Закрепление полученных навыков и умений, выход и импровизированное выступление игрушки на сцене "Концерт кукол"(9).

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера на материале детского фольклора (10).

2 квартал

(декабрь-январь-февраль)

Штоковые куклы

Освоение походки кукол, разыгрывание детских потешек. "Кошка", "Мыши водят хоровод" (10, стр.14).

Представление "Петушок". Сценки "Мышка", "Соня петушок" (9). Упражнение "Палочки", "Ножки" для развития ручной умелости и подвижности кисти. Подражание походкам и манерам животных.

Театр масок

Знакомство с народным праздником Масленица. Выбор и изготовление маски, разыгрывание сказки (педагог в роли рассказчика), развитие творческого воображения. Импровизированные действия детей на сцене.

Куклы ложки

Разыгрывание сказки (по выбору педагогов и возрастным возможностям детей). Импровизированные диалоги и монологи с куклами, Инсценирование знакомых детям стихотворений и сказок. Разучивание новых стихов, с целью обучения выразительности интонации. (2, стр. 47.)

Драматизация раннее разученных сценок на сцене. Прослушивание и отгадывание театральных шумов (развитие внимания, творческого воображения). Изобразить движениями, мимикой, кого услышали. Импровизация с предметами (лентами, платками и др.) под музыку "Живые лоскутики" (2, стр. 8). Показ и рассказ педагога "Волшебство в сказке" (набор предметов: палочка, шляпа, туфелька; в какой сказке встречается, для чего нужны героям сказок и др.).

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера (10, стр.23).

Перчаточные и варежковые куклы

Инсценировка детских потешек "Моя семья", "Тень-тень-потитень", "Сорока белобока" и др. Формируем интерес к игре с пальчиками, умение оживлять свою ладошку. Упражнения на развитие подвижности руки "Рыбки"", игра с куклами "Говорунками". Игры с бусами, выкладывание веревочкой.

Хороводные и подвижные игры "Заинька", "Тень-тень", "Мы большой построим дом", "Ой, что за народ за морозом идет" и др.

Упражнение на развитие воображения "Сочиним сказку" (10, стр.19).

3 квартал

(март-апрель-май)

Работа над выразительным исполнением текста для будущей театральной постановки. Драматизация раннее разученных сценок, с элементами костюмирования.

Театрализованная игра " Путешествие в весенний лес" (10, стр. 34); "В гости к лесным зверюшкам" и др.

Игра "Повстречались", "Давай меняться". Игры на развитие ориентировки в пространстве и на сцене "Прятки", "Найди такой же", "Посади игрушку на место".

Упражнения и игры на общение "Сказки на полу", "Приходите в гости к нам".

Показ характерных движений, имитация ролевых движений, формирование необходимых знаний, умений и навыков для выступления на сцене. Изготовление кукол артистов и соединение их в единое целое. Формируем умение изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом.

Упражнения на дыхание и развитие силы голоса.

«Волшебники» (средний возраст)

1 квартал

(сентябрь-октябрь-ноябрь)

Импровизированные выступления детьми друг перед другом с выбранным персонажем. Самопредставление. "Кукольный карнавал" (М. Родина).

Закрепление способов управления настольными куклами.

Варежковые и перчаточные куклы

Знакомство с театральной ширмой, умение показывать куклу на ширме, закрепление навыков кукловождения на ширме. Упражнение "Говорунки", "Рыбки плавают в пруду", "Необычные перчатки".

Куклы прыгунки

Показ кукольных сценок с использованием раннее полученных навыков. Развитие пространственной ориентировки на сцене, умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга, умение ждать своего выхода. Упражнения "Походи, попляши", "Давай меняться", "Прыжки ", "Узкая дорожка" и др.

Штоковые куклы

Самопрезентация по раннее полученным навыкам "Кукольный концерт" (9, стр. 23).

Разыгрывание простейших диалогов, выразительность речи, интонация. Умение водить куклу по ширме, не показывая своей руки, умение одновременно передвигаться на ширме нескольким детям. Произношение, выполнение характерных движений, звукоподражание, включение творческого воображения.

Куклы висунки

(Медузы, крабики, осьминожки.)

Развитие творческого самопредствления под музыку, с элементами проигрывания эмоций, своего настроения, передавая через движения, предмет (платочек, ленты и пр.) Упражнение "Музыка моря", "Шторм" и др.

Проигрывание этюдов на проявление основных эмоциональных состояний.

2 квартал

(декабрь-январь-февраль)

Импровизация диалогов и монологов, сценок или маленьких сказок, соответствующих возрастным возможностям детей. Формирование навыков кукловождения на большой ширме.

Театр ложек

Обучение детей приемам вождения кукол на ширме, "оживляем" ложки движениями, то плавно, как ходит бабушка, то быстро, как бежит внучка. Упражнения, помогающие отработать движения на ширме. "Мышка увидела сыр, принюхалась, удивилась, убежала и др.", "Рассматривание и оживление любого предмета" (10, стр. 43).

Театр масок

Проигрывание эмоциональных состояний, передача мимикой. Игра "Узнай эмоцию", "Передай злость", "Дарим добро" и др. Этюдный тренаж на развитие психических процессов (10, стр.45).

Развитие внимания и памяти "Давай потанцуем", " Проверь себя", "Кто пришел".

Пальчиковый театр

Развитие мелкой моторики, ручной умелости при проигрывании с героем пальчикового театра. Упражнения "Здравствуй, пальчик, как дела", "Пальчик мой попляши". Проигрывание этюдов на выразительность жеста и интонации на материале устного народного творчества (10, стр. 47).

Диалоги на сопоставление различных эмоций и эмоциональных состояний. Инсценировка знакомых стихотворений про семью.

В гостях у Петрушки

Концерт импровизация. Упражнения на развитие воображения "Ковер-самолет" (10, стр.47), "Прогулка в лес". Подвижные и хороводные игры "Дом", "Каравай", "Сороконожки" и др. Игры с бусами и предметами для выкладывания и развития творчества. Игры импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение. Формируем способы и навыки общения актеров между собой за ширмой, без помощи педагога, умение показать себя.

3 квартал

(март-апрель-май)

Освоение текста для будущей театральной постановки. Драматизация диалогов на сцене с элементами костюмов и декораций. Инсценирование сказок, сценок, разученных раннее. Самостоятельное исполнение ролей в играх драматизациях. "Сказки на полу", "Кукольный дом", "У бабушки в деревне".

Игры на развитие умений изображать движения кукол, повадки животных. Упражнения на развитие воображения "Слушаем звуки", "Нам грустно", "Удержи атмосферу" (10, стр. 122).

Театральная инсценировка для родителей, оформление театральной программки и билетов приглашений.

«Сказочники» (старший возраст)

1 квартал

(сентябрь-октябрь-ноябрь)

Показ детьми самостоятельных импровизированных представлений друг другу с любимым персонажем, героем сказки, куклой, игрушкой. Подвижные и народные игры на развитие внимания и общения "Поменяемся местами", "Встаньте те, у кого голубые глаза и пр.", "Найди предметы определенного цвета", "Сравни игрушки", "Оденься так же" и др.

Пальчиковые куклы

Выполнение пальчиковых игр и упражнений стихотворений, потешек. Инсценировка небольших по объему сказок, диалогов и монологов. Придумывание собственных сценок при решении проблемных ситуаций артистами.

Варежковые куклы

Упражнения "Змейка", "Давай все делать как я". Разыгрывание знакомой сказки, стишка. Познавательное и творческое развитие с перчатками, придумывание творческого образа, чем похожи и отличаются персонажи (например, у меня лисичка хитрая, а у меня злая и др.). Игра с "говорунчиками", развитие речи, дикции, интонационной выразительности и силы голоса. Плюндрики", развитие творческого воображения.

Штоковые куклы

Познакомить с новыми куклами. Упражнения "Стукалочка", "Червячки на ширме". Разыгрывание простейших диалогов и сказок, инсценировка и разучивание новых стихотворений. Упражнения на развитие мимики "Мое настроение", "Посмеемся", игры с набором кукол "Азбука настроения" (А. Татаринцева).

Тактильные игры "Дарим добро", "Добрый поезд".

Упражнения на развитие памяти и внимания "Придумай сказку", "Запомни позу" и др. (10, стр. 93).

Смастери и сочини, развитие мышления. Этюды на выражение основных эмоций, гармонизацию эмоциональных состояний "Волшебные краски" (Е. Белинская, стр. 37).

2 квартал

(декабрь-январь-февраль)

"Концерт кукол", с использованием ранее полученных навыков и знаний Упражнения на развитие внимания и памяти "Не будем скучать", "Зоопарк", "Будь внимателен" и др.

Перчаточные куклы

Знакомство детей с новыми куклами. Игры "Необычные существа", "Облака и птичка" (9). Сценка "Необычная планета". Упражнение на развитие творческого воображения (10, стр.91), "Оживи предметы", "Фантазеры", "Сочини сказку".

Куклы марионетки и полумарионетки

(Белинская Е., стр. 57)

Упражнения "Оживи куклу", "Погуляй с моей игрушкой", "Давай знакомиться".

Показ действий с куклами педагогом. Этюды с куклами марионетками (10).

Театр теней

Упражнение "Живые картинки", "Танцующие тени", "Звезды" (М. Родина). Упражнения на импровизацию движений на сцене под музыку "Я в образе"; на развитие мышления "Кинопленка"; "Наш оркестр" (10, стр. 123).

Речевые и двигательные игры (скороговорки). Музыкально-ритмические упражнения с атрибутами. Пластилиновая страна. (Белинская Е.). Знакомство с куклами "живой" руки.

3 квартал

(март-апрель-май)

Ролевые и театрализованные игры "Костюмер-гример-актер". Упражнение "Я в образе" (монологи, стихи для будущей постановки).

Самостоятельное инсценирование стихов, сценок, придумывание продолжения сказок, ситуаций общения между героями. "Что было бы, если бы колобок не встретил лису", или "Как помочь бобрам построить плотину", "Встреча зайца и лисы" и др. Нахождение новых нестандартных решений. Отработка движений, интонационной выразительности речи, воспроизведение отдельных черт характера.(10, стр.93).

Разыгрывание диалогов и сценок для будущей постановки. Активное участие в театральном выступлении для взрослых, выполнение нескольких ролей, начиная от природных объектов до героев сказки.

 

Список литературы:

  1. Артемова Л. В. Театральные игры для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. - М.:Просвещение, 1991.
  2. Буренина А. И. От игры к спектакля.: Учебно-методическое пособие.: СПб, 1995.
  3. "Давай познакомимся!"Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4- 6 лет.: Пособие для воспитателей. Автор-составитель И. А. Пазухина. - СПб. Детство-Пресс, 2008.
  4. Домашний театр. Серия "Через игру - к совершенству. - М.: "Лист", 2000.
  5. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Теория и практика Сказкотерапии (опыт психодиагностики и психокоррекции). Изд-во "Смарт", СПб, 1996.
  6. Караманенко Т. Н.,, Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам.-М., Просвещение, 1998 (способы изготовления кукол).
  7. Орлова Ф. М., Соковнина Е. Н. Нам весело. -М., Просвещение, 1973 (способы изготовления теневого театра).
  8. Развитие эмоционльной сферы дошкольника. Учебно-методическое пособие/под ред. Агафоновой И. Н./СПб.:АППО, 2006.
  9. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театр. деятельности. -СПб.:Изд-во "Музыкальная палитра", 2008.
  10. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.: Пособие для воспитателей, педагогов допол. образования и музыкальных руководителей дет. садов.-М.: АРКТИ, 2001.
  11. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражненияи коррекционные программы.-М., 1995.
  12. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких.: Методическое пособие для воспитателей.-СПб.: Детство - Пресс, 2008.
  13. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога и логопеда.-СПб.:Речь, 2007.
  14. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. -СПб."Детство-Пресс", 2000.
  15. Поделки своими руками./автор-состав. В. Федорова,-М.:"Мой мир", 2008.
  16. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и мл. школьников: Программа и репертуар. -М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  17. Чистякова М. И. Психогимнастика. -М., 1995.
  18. Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/сост. О. Л. Князева. -М.: Мозайка-Синтез, 2003.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего…

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста Тема: «Разноцветные шары» Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие. Цель:...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве…

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве семян и выращивание рассады» в старшей группе Цель: уточнить представление о том...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...

Проект в средней группе «Семья и семейные ценности»

Проект в средней группе «Семья и семейные ценности» Цель проекта: сформировать у детей понятие «Семья», показать её ценность и значимость, способствовать закреплению...

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли»

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли» Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Учить выразительно исполнять...