Игра – путешествие «Зимний лес»

(Конспект образовательной деятельности по формированию математических представлений)

 

Задачи:

Обучающие: Закреплять знания о днях недели, закреплять названия и свойства геометрических фигур, умение решать текстовые задачи. Продолжать учить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему числу. Закреплять умение находить и называть цифры в пределах 20. Продолжать учить объяснять структуру арифметической задачи, уметь вычленять условие задачи, формулировать ответ.

Развивающие: Развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить.

Воспитательные: Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: Письмо от Лесовичка, картинки с изображением деревьев, дом гномов, гномы-дни недели, картинки- шишки с цифрами, карточки с квадратами и «Хватит ли зайчикам морковок?», наборы цифр и арифметических знаков, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник ) СМ-1, картинки на составление задач, сюрпризы для детей, музыка-запись.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы работы: игровая, беседа, отгадывание загадок, слушание, обсуждение, решение, чтение.

 

Ход занятия:

- Дети я сегодня пришла в детский сад и нашла необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад комбинированного вида» №1, детям группы «Растишки». Давайте его прочтём. Интересно, что же в нём?

Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы сообразительные, внимательные, многому научились. Хотите проверить свои знания? Я приглашаю отправиться в зимний лес. Я приготовил для вас задания. Надеюсь, вы с ними справитесь. До встречи. Жду вас. Лесовичок.

Воспитатель: Ну, что, ребята, пойдем в гости к Лесовичку? Но, прежде, чем отправиться, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Назовите мне приметы зимы.

Дети: Солнца мало, много снега, метель, морозы.

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Февраль.

Воспитатель: Назовите все три зимних месяца.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

- А какой был вчера?

- А какой будет завтра?

Назовите все дни недели по порядку.

- Какая сейчас часть суток? Докажите.

- Сколько всего частей суток? Назовите.

Дети: утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: Молодцы, а теперь отправляемся в лес. Как будем вести себя в лесу?

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

На носочках осторожно

Перейти сугроб нам нужно,

Сугроб перешли.

На полянку снежную пришли.

Дети присаживаются на «полянке» на стулья.

Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем.

Воспитатель на магнитной доске прикрепляет круг, квадрат, треугольник и предлагает ответить на вопросы: что можно нарисовать из круга? (яблоко, арбуз, мяч, обруч, шар);

Что можно нарисовать из квадрата? (портфель, рамку для картины, печенье, и т.д.);

Что можно нарисовать из треугольника? (елочку, парусную лодку, колпак и т.д.)

- Подумайте и нарисуйте справа столько кругов, сколько нарисовано квадратов (карточки с рисунками).

Воспитатель: С данным заданием мы справились, идём дальше. Посмотрите, чей-то дом. Вы загадку отгадайте, кто живёт в нём вы узнаете.

Загадывает загадку:

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом

Попрощается последний

Появляется передний.

Что же это за братцы? (Дни недели.)

- Это гномы. По их колпакам мы определяем какой день недели. Разыгрались, расшалились и перепутались. Вам задание: расставить гномов по- порядку. Каждый гном – день недели.

Дети выполняют задание и называют каждый день недели.

- Сколько гномов? (ровно 7).

- Почему? Потому что в неделе семь дней.

Воспитатель: И с этим заданием мы справились, идём дальше.

Игра «Найди свое место»

Стоят стульчики– на спинках номера. Детям раздаются шишки с цифрами. Звучит музыка – дети гуляют. С окончанием музыки – дети находят стульчик с таким же номером, который у них на шишке. Педагог спрашивает, у кого какой номер.

1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

Свежим воздухом подышим.

А сейчас за стол садитесь

Задания выполняйте – не ленитесь.

Дети садятся за столы.

Игра – задание «Хватит ли зайцам морковок?»

На столе перед каждым карточки с рисунком. Предложить рассмотреть. А теперь давайте порассуждаем. Как узнать, хватит ли зайчикам морковки. Наложить, приложить нельзя. Сгибать не будем, можем запутаться. Что же нам делать? Как вы думаете? Итог – раздать морковки с помощью линий. Дети рисуют линии, устанавливая таким образом взаимно – однозначные соответствия. Ответ: морковок хватит всем. Их оказалось больше: одна морковка лишняя.

Воспитатель: - И с этим заданием мы справились. А нам ещё Лесовичок прислал картинки и предлагает составить по ним задачи. Давайте вспомним, из чего состоит задача? (условие, вопрос).

Дети сидят за столами.

Здесь, наверно, у Лесовичка лесная школа.

Лесовичок:

Ребята, а вы знаете, что такое задача? Вот послушайте: «Матроскин и Шарик решили посадить деревья Матроскин посадил 2 березы, а Шарик 3. Сколько деревьев они посадили вместе?».

Я вам сейчас прочитал задачу. В ней есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ.

Мы с гномами придумали, как нарисовать задачу в виде домика. Вот стены, пол и потолок- это условие задачи. В нашей задаче условие — «Матроскин и Шарик посадили деревья Матроскин посадил две березы, а Шарик 3». Теперь в этой комнате делаем окошко. Это вопрос задачи. Какой вопрос в нашей задаче, о чем в ней спрашивается?

Правильно, сколько деревьев они посадили вместе. Теперь рисуем крышу. Это решение задачи. Решить задачу, значит ответить на её вопрос. Чтобы узнать, сколько деревьев посадили вместе Матроскин и Шарик, что нужно сделать? Верно, сложить 2 и 3: 2+ 3 = 5 . полученный результат и есть ответ задачи: Шарик и Матроскин посадили вместе 5 берез.

Воспитатель:

Итак, задача - это такое математическое задание, в котором есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ. Спасибо тебе за объяснение, Лесовичок, и за рисунок тоже.

Воспитатель: А сейчас я буду вам давать разные задания, а вы будете говорить задачи это или нет.

1 . Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Стало красиво. (Это не задача, т.к. нет вопроса.)

2. Мы купили в магазине 5 апельсинов и несколько груш. Сколько всего фруктов мы купили? (Это не задача, т.к. не конкретное условие, и нельзя составить решение и получить ответ.)

3. Сколько конфет съедает за вечер Наташа? (Это не задача, т.к. нет условия.)

Лесовичок:

Вас не проведешь, молодцы, ребята! А теперь попробуйте решить мою задачу. Белка собирает утром 2 кучки орехов и одно вечером. Сколько всего кучек ореха собирает белка?

Воспитатель:

1. Прежде, чем решать задачу, давайте еще раз повторим условие, сформулируем вопрос и, а потом составим решение и назовем ответ. Какое условие у задачи?

2. О чем в ней спрашивается? Какое составим решение? Вы это решение можете выложить из цифр, которые есть у вас на столе, а Дима запишет решение на доске.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. А ты, Лесовичок, доволен тем, как ребята вели себя в лесу?

Лесовичок: Да, я очень доволен. Ребята ходили в лесу осторожно, не ломали ветки. И со всеми заданиями справились хорошо, быстро и правильно. Поэтому я предлагаю вам в подарок математические картинки. Вот только раскрасить я их не успел. Поэтому, ребята, раскрасьте их сами в соответствии с цифрами. Цифру 5 надо красить красным цветом, 6-оранжевым, 7 - зеленым. Каким цветом будем красить цифру 8 - Вадим? А цифру 9 - Алеша?

Подведение итогов занятия.

Воспитатель:

Давайте, еще раз повторим, что нового мы узнали, придя в гости к Лесовичку?

Мы узнали, что такое решение задачи и как изобразить их схематически, научились записывать решение с помощью цифр, раскрашивать картинки в соответствии с цифрами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Исследовательская работа «Большое сокровище маленького яйца»

Исследовательская работа «Большое сокровище маленького яйца»

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности

Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности (Курсовая работа по дисциплине «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста») Введение В современном обществе особенно...