Обобщение педагогического опыта работы на тему:
«Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

 

Содержание.

Введение.

1.Теоретическое обоснование опыта.

1.1 Сущность дидактических игр.

1.2 Народные корни дидактической игры.

1.3 Дидактические игры в педагогических системах.

1.4 Виды дидактических игр.

1.5 Структура дидактической игры.

1.6 Педагогическое руководство дидактическими играми.

2. Практическая часть.

2.1 Педагогические условия организации познавательного развития детей раннего возраста.

2.2.  Перспективно –тематический план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию.

2.3 Тематическое планирование по окружающему миру для детей раннего возраста с применением дидактических игр.

2.4 Методические приёмы организации дидактических игр с детьми раннего возраста.

3. Заключение.

Библиография.

Приложения.

 

Введение.

Актуальность изучения проблем познавательного развития и воспитания детей раннего возраста обусловлена изменением ориентиров государственной политики и социально-экономической обстановки в стране на демографическое развитие и повышение воспитательных потенциалов общества и семьи. Анализ демографической, социальной и образовательной ситуации показывает, что на данный момент мы находимся не просто на очередном этапе модернизации системы образования, а на этапе ее развития.

Об этом свидетельствует выход в свет Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.13 г, который вступил в силу с 1 января 2014 года (далее Стандарт). Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В данной работе мы обращаемся к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. Это связано с тем, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей первых трёх лет жизни.

По отношению к системе дошкольного образования это означает не только увеличение контингента детей раннего возраста, расширение сети дошкольных учреждений и создания новых организационных форм работы с детьми, но и сближение семейного и общественного воспитания, подготовку кадрового обеспечения групп раннего возраста на основе соединение лучших традиций классической и народной педагогики раннего детства с современными технологиями и разработками в данной области.

В соответствии с Стандартом, познавательное развитие –это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. (Статья 2.6. Стандарта.)

В раннем возрасте (1-3 года) образовательная программа реализуется в предметной деятельности и игре с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общении с взрослым и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживании и действии с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок, двигательной активности. (Статья 2.7. Стандарта.)

Ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду  значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период раннего возраста.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Сенсорное воспитание очень актуально и для детей первой младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей считаю, что этот период благоприятен для решения этой задачи. Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей раннего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.

В раннем возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов - индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия.

Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использую дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности,  сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий познавательного развития детей раннего возраста. Мне, как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

В связи с этим тему для обобщения педагогического опыта можно сформулировать так: «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Цель  опыта - определить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста.

Объект - сенсорное развитие ребенка раннего возраста.

Предмет - сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредствам дидактических игр.

В соответствии с проблемой и целью определены  задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме опыта.

2. Провести направленное изучение сенсорного развития детей раннего возраста.

3. Определить содержание работы педагога по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей:

1) Ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Саморазвитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;

2) Развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.).

Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

Задачи сенсорного воспитания:

1) Формирование у детей систем перцептивных действий;

2) Формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) Формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания - это круг свойств, качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Исследовательский проект «Мыльные пузыри»

Исследовательский проект «Мыльные пузыри»

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Брейн – ринг»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Брейн – ринг» Задачи. Образовательные: 1. Выявить уровень знаний и умений детей в области «Познавательное развитие» по...

Читайте также

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Лепбук «Наш театр»

Лепбук «Наш театр» У детей всегда поднимается настроение, когда они смотрят кукольный театр в детском саду. Наибольший восторг у них вызывает...

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся»

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся» Актуальность проекта.Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к...