Гендерная принадлежность в игровой деятельности старших дошкольников

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы гендерной принадлежности в игровой деятельности у дошкольников.

1.1. Гендерные особенности детей дошкольного возраста.

1.2. Методы и приемы воспитания гендерной принадлежности дошкольников.

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста.

Глава 2. Воспитание гендерной принадлежности в игровой деятельности.

2.1. Констатирующий этап. Входная диагностика по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.

2.2. Формирующий этап. Воспитание гендерной принадлежности в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Заключительный этап. Итоговая диагностика по выявлению гендерной принадлежности и игровых умений воспитанников.

Заключение.

Литература.

Приложение.

 

Введение.

Долгое время в науке и практике гендерному подходу не уделялось достаточно внимания. Дошкольное образование в основном было сориентировано на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку.

В современной педагогической науке в настоящее время существует несколько концепций гендерного воспитания детей разного возраста. Концепция, разработанная сотрудниками филиала Российского государственного социального университета включает три основные составляющие:

1. Создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика и девочки дошкольного возраста (интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, деятельностной, саморегуляции).

2. Целенаправленная педагогическая деятельность по гендерному воспитанию (оказание помощи в гендерной дифференциации, идентификации, индивидуализации).

3. Упорядочение процесса гендерной социализации, заключающегося в индивидуальной помощи дошкольников в различных педагогических и жизненных ситуациях.

Концепция базируется на положениях о личности как субъекте отношений и собственной жизни, как высшей ценности и ценности бытия; единстве общего и уникального; о целостном понимании ребенка как телесного и духовного существа; о закономерностях общего, психосексуального и индивидуального развития мальчиков и девочек на различных возрастных этапах дошкольного детства; о ребенке как саморазвивающейся системе, способной не только к усвоению половых ролей в соответствии с требованиями общества, но и к саморегуляции гендерного поведения.

Гендерный подход в образовании исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не безполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование и воспитание нацелены на помощь им в социализации, важной составной частью которой является индетификация личности мальчика и девочки.

Однако использование гендерного подхода не подразумевает, что воспитание начал мужественности у мальчиков необходимо осуществлять изолированно от процесса воспитания и начал женственности у девочек. Эти процессы должны быть взаимодополняющими и осуществляться в коллективных видах деятельности.

Выбор наиболее эффективных средств формирования полоревого поведения обусловлен уровнем знаний педагогом особенностей биологических и социальных факторов, влияющих на развитие и формирование личности ребенка. Только в условиях целенапрввленно организованной воспитательной работы можно сформировать полноценную личность, которая может реализоваться в обществе как носитель социально обусловленной половой роли и представитель определенного пола с соответствующим поведением. Внедрение гендерного подхода в образование требует от педагогов гендерной компетентности, под которой понимается динамическое образование личности, включающее представление о предназначении мужчин и женщин в обществе, особенностях собственной женской и мужской индивидуальности, образе Я, знания гендерных особенностей субъектов педагогического взаимодействия, ценностное отношение к представителям обоих полов.

Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка задает перспективы дальнейшего участия человека в дальнейшей жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и в семье.

Дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей помогает воспитать каждого как личность, как будущего родителя.

Знание половых различий помогает подобрать такие методы и приемы, которые способствуют формированию присущих этому полу форм поведения.

По мнению Н.И. Белкиной,  социализация дошкольников является важным вопросом теории и практики современной педагогики. С другой стороны, возрос интерес к усилению гендерной составляющей развития человека, т.к. в настоящее время возникают серьезные проблемы в вопросах формирования человека как представителя определенного пола. Развитию гендерной подхода дошкольников необходимо оказывать специальное внимание, так как на современном этапе она носит фрагментарный и несистемный характер.

Цель: выявить условия полноценного воспитания гендерной принадлежности в ролевой игре старшего дошкольника.

Гипотеза – можно предположить, что гендерная дифференциация и развитие сюжетно-ролевой игры взаимообуславливающие составляющие игровой деятельности.

Объект исследования – гендерная принадлежность в игровой деятельности дошкольников.

Предмет исследования – ролевая игра с гендерным подходом у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по гендерному подходу в игровой деятельности дошкольников.

2. Провести входную диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей; игровых умений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

3. Составить целенаправленный тематически-перспективный план работы гендерного подхода в ролевой игре старших дошкольников в детском саду и дома.

4. Воспитание гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре.

5. Провести итоговую диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей; игровых умений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию оттиском картофелем в средней группе…

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию оттиском картофелем в средней группе Тема «Пингвины» - оттиск овощами (картофелем)» Задачи: Обучающие: учить детей передавать характерное строение...