Музыкальные праздники как форма инклюзивного образования дошкольников в детском доме

 

Идея инклюзивного образования в России находит все более широкий отклик в педагогическом сообществе в последнее время. Реализуются проекты по созданию инклюзивных групп детей как для школьного обучения, так и в дошкольной сфере. Инклюзивная практика уже оказывает эффективное влияние не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активное участие в детском коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим особенно актуально внедрение форм инклюзивного образования в педагогический процесс в детском доме. В Камышинском детском доме, где я работаю музыкальным руководителем, проживает от 40 до 60 детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет). В настоящее время в доме функционирует 5 дошкольных групп: две обычные и 3 коррекционные. 22 ребенка имеют расстройства психоречевого развития и экспрессивной речи, 3 ребенка – диагноз ДЦП, 3 ребенка – синдром Дауна, 2 ребенка страдают эпилепсией. Всего 11 детей имеют статус инвалида в связи с физическими недостатками и психическими нарушениями. Для детей, испытывающих те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. А в детском доме внутри рамок специального учреждения у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Ведь развивается он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, имеет опыт негативного отношения к себе окружающих сверстников, болезненно на это реагирует. Анализ основных проявлений трудностей при поступлении в детский дом позволил определить, что большинство детей (78%) имеют низкий уровень адаптированности, лишь 22% детей имеют средний уровень адаптированности, высокого уровня нет ни у кого.

 

1

 

Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в доме, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение. 

Наши специалисты и педагоги создают дом, в котором разные дети, здоровые и те, у которых есть определённые проблемы в развитии, учатся понимать друг друга, принимать различия, быть ответственными за тех, кто рядом, учатся жить вместе. 

Образовательный процесс в дошкольном детском доме предполагает, в первую очередь, уход за детьми, заботу о них, создание условий комфортного проживания и положительного психологического климата, оздоровление, социализацию, а также получение знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и способностей детей. Появилась проблема: как соединить на практике требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Ведь в детский дом дети поступают не одновременно, имеют существенно разный уровень развития, физические нарушения и психические отклонения разного характера. При таком подходе требуется создание новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей .

Педагогический коллектив пришел к выводу, что реализация инклюзивного подхода оптимальна для осуществления в нашем детском доме, так как:

  1. создана хорошо подготовленная развивающая среда;
  2. игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями;
  3. дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии;
  4. большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте;
  5. имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.

Вся работа по музыкальному воспитанию дошкольников в адаптационный период осуществляется в творческом взаимодействии музыкального руководителя с воспитателями, узкими специалистами и методической службой детского дома, что можно представить следующей схемой:

 

схема

 

Свою роль в этом процессе я вижу в разработке и внедрении в практику инклюзивных форм обучения и развития дошкольников средствами музыкального искусства. При этом я стараюсь, чтобы мое педагогическое воздействие было обдуманным и тактичным, так как излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у других детей - снисходительное отношение. Постепенно внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками, осуществляю индивидуальный подход при подаче материала, поддерживаю самостоятельную активность ребёнка, что позволяет достигать высокой эффективности не только в развитии музыкальных способностей, но и улучшать психоэмоциональное состояние детей. Особенно важен такой подход в период адаптации ребенка в детском доме. 

Обращение к авторской программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор Э Костина) позволило мне найти свои пути в организации музыкальной деятельности детей в детском доме. Программа построена на основе инновационной креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, что позволяет ее использование в коррекционной работе с детьми.

Активно использую в своей работе здоровьесберегающие технологии, в частности технологию музыкальной коррекции детей с ограниченными возможностями (программа музыкальной психокоррекции «Мы друг другу рады!», автор Котышева Е.Н.). Это подтолкнуло меня к применению элементов музыкотерапии, мышечной релаксации, психогимнастических этюдов и упражнений на интегрированных музыкальных занятиях.На занятиях я использовала множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых обычно в коррекционной и лечебной педагогике. При этом обязательно правило, что все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по своему, как могут. Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением.

Эффективно включение некоторых элементов «Гимнастики мозга» по П. Дениссону, а также по методике Р.Захаровой, И.Чупаха (использование здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации).

А использование методики мышечной релаксации по Джекобсону оказалось полезным и для детей, и для педагогов. (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, «Психология сиротства», - Спб, Питер, 2007г.)

Важной задачей является адаптация, игры с детьми, налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком через разные формы музыкальной деятельности. Ее решению помогает кружковая работа, когда можно объединить детей с разными возможностями, в которой я использую технологии по театрализованной деятельности с дошкольниками (программа «Волшебный мир театра» С.И.Мерзляковой) и программу по комплексному изучению музыкального фольклора с дошкольниками «Оберег» (автор Е.Г.Боронина).

И все таки наиболее эффективной формой инклюзии в области музыкального воспитания считаю праздники. Праздник в детском доме носит характер семейного торжества, только семья здесь – это единое сообщество взрослых и детей. Конечно, праздник - это радость общения, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Но это не просто развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей. Это возможность для каждого ребенка продемонстрировать свои достижения и успехи. Стремление детей участвовать в празднике помогает им преодолеть многие сложности в усвоении программного материала, в приобретении умений, навыков и творческих проявлений. Праздник в детском доме не назовешь утренником, концертом, потому что атмосфера его подготовки и проведения – более теплая, семейная, поддерживающая. Основой праздника является музыкальная деятельность. Дети разного уровня развития вместе участвуют в танцах и инсценировках, исполняют песни, играют в игры, общаются свободно и непринужденно, чувствуют себя свободными и равными в большой семье. Чтобы достичь этой цели, требуется сложная, кропотливая совместная работа воспитателей и специалистов, в которой роль музыкального руководителя - заметить и раскрыть потенциальные возможности детей, обеспечить посильное активное участие каждого ребенка, скоординировать действия педагогов в подготовительный период.

Итак, с чего начать? Прежде всего целесообразно составить единый план подготовки к празднику:

      1. Изучение индивидуальных особенностей и способностей детей.
      2. Отбор и разучивание музыкального репертуара в непосредственно образовательной деятельности.
      3. Работа над сценарием.
      4. Привлечение воспитателей и специалистов (логопеда, дефектологов, психологов, физинструктора, художника) к подготовке детей.
      5. Организационная работа (пригласить гостей, продумать угощение и подарки детям, распределить роли взрослым участникам, продумать костюмы, атрибуты).
      6. Предварительное знакомство детей с праздником, репетиция.
      7. Оформление зала, техническое обеспечение, обеспечение взаимодействия взрослых во время проведения праздника.
      8. Проведение праздника, подведение итогов.

Последовательное осуществление всех этапов подготовки позволяет создать у детей положительную мотивацию, что способствует достижению хороших результатов.

В детском доме у каждого ребенка есть индивидуальная карта развития, в которой отражены данные первичного обследования при поступлении ребенка, результаты диагностики и методика индивидуальной работы в междиагностический период. Карта заполняется периодически всеми специалистами. Это помогает мне определить степень и «амплуа», в котором дети могут проявить себя как участники праздника, а также объем и направления совместной деятельности с другими специалистами по подготовке детей. Параллельно во время групповых и индивидуальных музыкальных занятий наблюдаю за детьми, объединяю здоровых детей и детей с ОВЗ в подгруппы для исполнения песен, танцев, участия в детском шумовом оркестре, театрализованных постановках.

Музыкальный репертуар должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей, обладать смысловой и художественной привлекательностью, подходить к сезону и теме праздника. Если в повседневной работе я больше стремлюсь использовать живое звучание музыки, фортепианный аккомпанемент, то во время праздника звучат и фонограммы. Считаю это приемлемым в праздничной обстановке, но подбираю музыкальные записи и минусовки тщательно и осторожно.

Сценарий должен быть готов не менее, чем за месяц до праздничной даты, так как подготовительный процесс занимает определенное время, когда дети проходят этап закрепления репертуара, формируется уверенность, артистичность, преодолевается стеснительность и пассивность. В процессе подготовки используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать крупную моторику, эмоции, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать навыкам общения. Создается психологический настрой на преодоление возможных трудностей. Речевой материал подбирается согласно программным требованиям по развитию речи, ориентируясь на активный словарь детей, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того, чтобы поддерживать внимание детей, важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

Чтобы решить эти задачи, нужно проводить работу в четкой последовательности. Представим в виде схемы алгоритм реализации инклюзивного процесса во время подготовительного периода:

  • учет медицинских рекомендаций и данных диагностического обследования;
  • взаимодействие с воспитателями и другими специалистами;
  • выбор методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению, объединение детей в подгруппы;
  • организация условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной подгруппе;
  • обеспечение социализации в коллективе сверстников;
  • единство требований при индивидуальном подходе;
  • подкрепление положительного результата позитивным эмоциональным настроем;
  • взаимное принятие и сплочение всех участников инклюзивного процесса.

Конечно, дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в обучении и развитии. Детский дом отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника в узкий круг коллектива, а ведь именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для наших воспитанников, а тем более для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Поэтому мы часто привлекаем к участию в праздниках детские художественные коллективы города, учащихся музыкальной школы, актеров драматического театра для расширения кругозора и формирования художественных ценностей и основ музыкальной культуры у детей.

Возможность создания эмоционального комфорта и раскрепощения я увидела в создании определенных музыкальных традиций в нашем учреждении. Так появились «Театральные субботы», День семьи, День рождения Детского дома, День музыки, развлечения в рамках «Тематических недель» и т.д.

Итоговая диагностика показала: высокий уровень адаптированности в инклюзивной подгруппе – 35% детей, средний уровень – 55% детей, низкий уровень – 10% детей.

 

диаграмма

 

Таким образом, инклюзивный подход предполагает активное вовлечение детей, специалистов, гостей праздника в развитие деятельности детского дома, проведение праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и образовательной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приведёт к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, человечность, великодушие, толерантность. В свою очередь детям с особенностями развития общение со здоровыми сверстниками даёт возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Конечно, музыкальная деятельность в силу своей особой эмоциональной привлекательности – это благодатная почва для создания инклюзивного пространства, в свою очередь праздники – наиболее реальный и эффективный путь в данном направлении.

 

Литература:

  1. Алексеева Е.Е., , «Психологические проблемы детей дошкольного возраста», Спб, РЕЧЬ, 2008.
  2. Алиев Ю.Б., Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе, Воронеж, 1998.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2003.
  4. Анисимова Г.И., «100 музыкальных игр для развития дошкольника», Ярославль, Академия развития, 2005.
  5. Воспитание и развитие детей раннего возраста в детском доме: Хрестоматия для работников учреждений образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Педагогика, 1996.
  6. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе» И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Москва, «ИЛЕКСА», Ставрополь, «Сервисшкола», 2001.
  7. Иванова Н.Н. Пути коррекционно-педагогической поддержки детей при переходе из дома ребенка в специальный детский дом. - Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2001.
  8. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., ВЛАДОС, 1995.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С…

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С правилами подружись!!!» Необходимые атрибуты: кегли, 2 руля, 2коляски с куклами, 2...

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...

Читайте также

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших…

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних...

Дидактическая игра «Веселая корзиночка»

Дидактическая игра «Веселая корзиночка» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселая корзиночка» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...