Конструкт совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО
Тема: «Как победить Опечатку»
Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай» (киностудия «Созмультфильм», 1980г.).
Цель: Развитие у детей навыков совместной деятельности и коррекция эмоциональных реакций через взаимодействие в решении познавательно-речевых задач.
Задачи:
Обучающие задачи:
- закреплять навыки элементарного звукового анализа и синтеза слогов;
- закреплять знание букв русского алфавита;
- научить детей правильно понимать и выражать свои эмоции.
Развивающие задачи:
- совершенствовать речь как средство общения;
- развивать функции мимической мускулатуры в ходе мимической гимнастики;
- уточнять и расширять словарный запас (антонимия, качественные прилагательные);
- развивать чувство эмпатии, умения сопереживать другим;
- развивать мелкую моторику и пространственное воображение.
Воспитательные задачи:
- приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия;
- обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
- Способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в процессе занятия у ….. (имена детей);
- Способствовать проявлению положительных эмоций … (имена детей).
- Автоматизировать звукопроизношение в подобранных чистоговорках: [л] [р-р'], [ш], [с].
Длительность занятия – 30 минут.
Планируемый результат:
В ходе игровой, коммуникативной, двигательной деятельности ребенок:
- проявляет интерес к познавательной, исследовательской деятельности;
- проявляет активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
- инициативен в общении со сверстниками и взрослым;
- способен эмоционально сопереживать героям сюжета;
- владеет конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;
- способен планировать и согласовывать свои действия;
- готов рассказать о способе решения той или иной задачи;
- владеет способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, по образцу, инструкции педагога;
- применяет навыки словообразования и построения точного, грамматически правильного высказывания;
- применяет приобретённые навыки правильного произношения, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза;
- применяет первоначальные навыки чтения.
Оборудование и материалы:
- мультимедийное (мультфильм);
- музыкальный центр;
- наглядное - карточки-эмоции, карточки-рыбки для чтения, картинки изографы (аист, дом, часы, сорока, курица), картинки с перевернутыми и недописанными буквами, карточки с наложенными изображениями букв, мольберты 2 штуки, магниты, пуговицы, шнурки, декоративные камушки, палочки Кюизенера, карандаши, чистые листы бумаги, мячик.
- музыкальные – 2 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений («Паровозик с остановками», «Звуки природы»).
Ход деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I. Организационный этап
(мотивация на совместную деятельность)
|
Приветствие детей.
-Здравствуйте, ребята!
Сообщение темы. Вступление Логопед организует диалог:
- Ребята нам в детский сад пришло письмо от Буквознаек. У них в стране творится страшный беспорядок. Они пишут, что у них побывала Опечатка – королева испорченных слов. Все хорошее и доброе вдруг превратилось в плохое и злое. Ребята, Буквознайки зовут нас на помощь. Вы готовы им помочь и расколдовать их страну? |
Дети приветствуют педагогов.
Дети отвечают на поставленный вопрос. |
Ребенок: - общается со взрослыми в совместной деятельности;
- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готов прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
|
Эмоциональный настрой детей |
Психолог организует диалог:
- Для нашего приключения понадобится хорошее настроение. А чтобы настроение было бодрым и веселым, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу и пустим волну хорошего настроения. Мы отправимся в путь на волшебном паровозе. Наш паровоз не остановят никакие преграды. Не расцепляя рук – паровозиком - нужно преодолеть все препятствия, которые встретятся на пути. Поехали! (препятствия: камнепад - стулья, лавочки, коврики массажные – сломанный мост). |
Дети эмоционально настраиваются на совместную деятельность.
Дети под музыку имитируют паровоз и вагончики (держаться друг за друга, не расцепляя рук, сопровождают отдельными звуками (чух-чух-чух, ш-ш-ш, таки-таки). |
Ребенок
- приобретает навыки взаимодействия со сверстниками.
|
II. Основной этап
Игровая ситуация, побуждающая интерес. Актуализация знаний детей.
|
Логопед организует диалог:
- Вот мы и в стране Буквознаек. Опечатка здесь испортила всё. Помогите мне описать ситуацию, подскажите слова для описания»:
Игра «Скажи наоборот»
- Город был солнечный, а сейчас стал…(пасмурным). - Улицы были чистыми, а стали…(грязными). - Жители были добрыми, а стали…(злыми) - Были веселыми, а стали …(грустными). - Были вежливыми, а стали…(грубыми). |
Дети отвечают на поставленные вопросы педагога
|
Ребенок актуализирует запас антонимов.
|
Проблемный вопрос
Эмоциональный настрой Включение детей в деятельность
|
Психолог:
- Ребята, какие лучшие человеческие качества пригодятся нам в борьбе со злом? Давайте будем передавать волшебный мяч и называть их» (смелость, доброта, вежливость, ум…).
Наш паровозик останавливается на первой станции «Зеркальная». Как вы думаете, ребята, почему она так называется? Посмотрите, какое настроение отразилось в этих зеркалах»? (изображения эмоций) Звучит запись голоса королевы Опечатки: «Зачем приехали? Я здесь хозяйка. Это мои зеркала, в них мое настроение и настроение жителей этой страны». |
Дети передают мяч друг другу и называют слова.
Дети отвечают на поставленный вопрос.
|
Ребенок приходит к умозаключению
Ребенок: - распознает эмоциональные состояния, знакомится с азбукой эмоций
|
Проблемный вопрос
Игровая ситуация
|
Психолог: Какой неприятный голос у колдуньи! Она заколдовала зеркала и жителей страны! Как вы думаете, какое настроение колдунье не подвластно? Какую эмоцию она не сможет отразить на своем лице? Давайте расколдуем зеркала!»
Игра «Изобрази радость» (с помощью пуговиц, шнурков, камушек). |
Дети высказываются.
Выкладывают улыбку на коврике.
|
Ребенок: -координирует детали изображения в пространстве;
- осуществляет последовательность дифференцированных мимических движений; получает эмоциональную разрядку. |
Занятие по психогимнастике.
|
Логопед организует мимическую гимнастику (показывает карточки эмоций):
- Любое неприятное выражение лица нам нужно сменить на добродушное и весёлое».
|
Выполняют мимические упражнения (с чередованием предъявленных мимических поз на желаемые: грусть – веселье, испуг – веселье, злость– веселье). | |
Двигательная активность детей (физкультминутка)
|
Психолог организует диалог:
- Смотрите ребята, от улыбок в городе засияло солнышко! А нам нужно ехать дальше, вставайте в паровозик. Поехали!
|
Дети имитируют паровозик, сопровождая звуками (чух-чух-чух, щ-щ-щ, таки-таки). | Ребенок:
- снимает эмоциональное и мышечное напряжение. |
Самостоятельная деятельность детей, деятельность в подгруппах
|
Станция «Буквостроительная»
Звучит запись голоса королевы Опечатки: «Я переломала все буквы, попробуйте их восстановить, да только из чего вы будете их строить?»
Логопед предлагает детям построить буквы из любого материала (палочки Кюизенера, декоративные камушки, пуговицы): - Выложите первую букву своего имени из материала, который вам нравится. |
Дети выбирают материал, и выкладывают буквы.
|
Ребенок:
- актуализирует образ буквы и воспроизводит его; - сотрудничает и выполняет лидерские или исполнительс кие функции в совместной деятельности
|
Двигательная деятельность детей
(психогимнастика)
|
Психолог предлагает отправиться на следующую станцию: - Ребята, пока наш поезд едет, я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты:
«Вот Буквознайки проснулись, Потянулись, улыбнулись. Побежали быстро в ванну, Зубы чистить неустанно. Причесались аккуратно, Приоделись все опрятно. Пуговицы застегнули. Стол накрыли не спеша, Съели кашу. Хороша! Промокнули рот салфеткой. Отмахнули муху веткой. А потом пошли гулять, Чтоб скорее все узнать!» |
Дети под музыку выполняют физические упражнения |
Ребенок:
-снимает эмоциональное и мышечное напряжение. |
Включение детей в целеполагание
Индивидуальная и подгрупповая деятельность детей.
|
Логопед организует диалог:
«Станция «Дом Пишичитая».
- В доме Пишичитая живут правильные буквы. Ребята посмотрите, как напроказничала Опечатка. -Как вы думаете, какое задание ждет вас? (предъявляет разные виды карточек): - с правильными и неправильными образами букв; - с затруднёнными для восприятия изображениями букв (наложенные, заштрихованные); - с затруднёнными для восприятия записями слов (недописанные буквы, изографы). Каждый из вас может выбрать себе задание. |
Дети разглядывают карточки и предполагают варианты стоящей перед ними задачи.
Дети осуществляют индивидуальный выбор заданий.
|
Ребенок: - осуществляет целеполагание на данном этапе работы; - оценивает сложность предлагаемых заданий относительно собственных возможностей; - распознает или восстанавливает правильные образы отдельных букв или букв в составе слова. |
Двигательная деятельность детей
(физкультминутка) |
Психолог организует диалог:
-Ребята нам нужно ехать дальше, вставайте в паровозик. Поехали!
|
Дети под музыку имитируют паровозик, сопровождая звуками (чух-чу-чух, щ-щ-щ, таки-таки). | Ребенок:
-снимает эмоциональное и мышечное напряжение. |
Деятельность детей в подгруппах.
|
Логопед организует диалог: - Ребята, а мы с вами уже на следующей станции «Городской пруд». Городской пруд опустел, давайте в него запустим рыбок. Для того, чтобы рыбки вернулись, вам нужно составить их имена из слогов.
|
Дети читают слоги, составляют из них слова.
|
Ребенок
- закрепляет навыки слогового чтения и синтеза слов, суффиксального словообразования (уменьшительно-ласкательные); -использует в речи ласковые слова, выражающие любовь к близким людям и всему живому. |
Психолог организует диалог:
- Ребята, давайте запустим наших рыбок в пруд и будем называть их ласковыми именами: Например: Даша – Дашенька, Миша-Мишенька и т.д.» (рыбки, мольберт, магниты). |
Дети называют уменьшительно-ласкательные имена и прикрепляют рыбок к мольберту.
|
||
Групповая мыслительная и речевая деятельность детей | Логопед организует диалог: - Следующая станция – станция «Чистой речи». Чистые и приятные мысли важно чисто и красиво выговаривать. Тогда окружающим вас будет приятно слушать. Расшифруйте и произнесите чистоговорки по схемам:
- «10 совят на сосне сидят»; - «У Ивашки рубашка, на рубашке кармашки, на кармашках ромашки»; - «Морковка на грядке, пятерка в тетрадке»; - «Тише мыши, тише мыши, рыжий кот пришел на крышу». |
Дети рассматривают последовательность символов и перешифровывают в скороговорки. | Ребенок закрепляет навыки ассоциативного мышления, правильной артикуляции звуков. |
Рефлексия.
Сюрпризный момент |
Психолог: - Ребята мы исправили все проказы Опечатки!
Входит королева Опечатка:
- Здравствуйте, доброе утро, приятно вас видеть. Психолог: - Кто это такой добродушный и вежливый? Королева Опечатка: - Разрешите представиться Опечатка. Логопед: - Не может быть! Опечатка злая и вредная, она не умеет улыбаться. Королева Опечатка: - А сегодня я научилась, оказывается это так приятно. Это все благодаря Вам. Вы меня расколдовали. Вам понравилось приключение? Какие трудности Вы встретили на своем пути? Что помогает вам в преодолении трудностей? Психолог: - Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с королевой Опечаткой. Ребята, а какие добрые слова можно сказать на прощание? Ребята, буквознайки благодарят вас за помощь, и передают вам гостинцы. В путешествии мы побывали, и каждый приехал домой со своим настроением, выберите себе смайлик с вашим настроением. |
Дети перечисляют слова.
Дети отвечают, пытаются угадывать персонаж.
Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности, выражают собственное отношение к проделанной работе. Высказывают эмоциональный отклик. Дети осуществляют выбор. |
Ребенок
- проявляет инициативность в общении со взрослым; -демонстрирует умения строить связное высказывание, -оценивает результат своей деятельности; -выражает свои чувства, -делает выводы.
|
Список литературы:
- Азбука развития эмоций ребенка. Набор развивающих карточек «рисуй, стирай и снова играй!». Сост. М.Лебедева. - «Издательство «Речь», 2011.
- Воспитание детей. Детская психология. Игры, которые лечат. Сайт «Психологический центр "АДАЛИН".
- Дидковская Инга Владимировна. Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения. Сайт Школьного логопеда.
- Игры типа "Изограф". Сайт «Умные игры для умных детей, родителей, учителей.
- Коммуникация. Мультимедийное сопровождение образовательной деятельности (компакт-диск). – Волгоград: Учитель, 2014.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Программа развития и обучения дошкольника. Я учу антонимы. Сост.Лукина Н.А.. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
- Театр настроения. Развивающая игра для детей 5-9 лет.
Читайте также |
---|
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...
Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе
Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и...