Конструкт совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО
Тема: «Как победить Опечатку»

 

Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай» (киностудия «Созмультфильм», 1980г.).

Цель: Развитие у детей навыков совместной деятельности и коррекция эмоциональных реакций через взаимодействие в решении познавательно-речевых задач.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • закреплять навыки элементарного звукового анализа и синтеза слогов;
  • закреплять знание букв русского алфавита;
  • научить детей правильно понимать и выражать свои эмоции.

Развивающие задачи:

  • совершенствовать речь как средство общения;
  • развивать функции мимической мускулатуры в ходе мимической гимнастики;
  • уточнять и расширять словарный запас (антонимия, качественные прилагательные);
  • развивать чувство эмпатии, умения сопереживать другим;
  • развивать мелкую моторику и пространственное воображение.

Воспитательные задачи:

  • приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия;
  • обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • Способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в процессе занятия у ….. (имена детей);
  • Способствовать проявлению положительных эмоций … (имена детей).
  • Автоматизировать звукопроизношение в подобранных чистоговорках: [л] [р-р'], [ш], [с].

Длительность занятия – 30 минут.

Планируемый результат:

В ходе игровой, коммуникативной, двигательной деятельности ребенок:

- проявляет интерес к познавательной, исследовательской деятельности;

- проявляет активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

- инициативен в общении со сверстниками и взрослым;

- способен эмоционально сопереживать героям сюжета;

- владеет конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

- способен планировать и согласовывать свои действия;

- готов рассказать о способе решения той или иной задачи;

- владеет способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, по образцу, инструкции педагога;

- применяет навыки словообразования и построения точного, грамматически правильного высказывания;

- применяет приобретённые навыки правильного произношения, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза;

- применяет первоначальные навыки чтения.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийное (мультфильм);
  • музыкальный центр;
  • наглядное - карточки-эмоции, карточки-рыбки для чтения, картинки изографы (аист, дом, часы, сорока, курица), картинки с перевернутыми и недописанными буквами, карточки с наложенными изображениями букв, мольберты 2 штуки, магниты, пуговицы, шнурки, декоративные камушки, палочки Кюизенера, карандаши, чистые листы бумаги, мячик.
  • музыкальные – 2 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений («Паровозик с остановками», «Звуки природы»).

 

Ход деятельности

 

Этап Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
I. Организационный этап

(мотивация на совместную деятельность)

 

Приветствие детей.
-Здравствуйте, ребята!

Сообщение темы. Вступление

Логопед организует диалог:

- Ребята нам в детский сад пришло письмо от Буквознаек. У них в стране творится страшный беспорядок. Они пишут, что у них побывала Опечатка – королева испорченных слов. Все хорошее и доброе вдруг превратилось в плохое и злое. Ребята, Буквознайки зовут нас на помощь. Вы готовы им помочь и расколдовать их страну?

Дети приветствуют педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Ребенок: - общается со взрослыми в совместной деятельности;

- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готов прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;

 

Эмоциональный настрой детей
Психолог организует диалог:
- Для нашего приключения понадобится хорошее настроение. А чтобы настроение было бодрым и веселым, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу и пустим волну хорошего настроения. Мы отправимся в путь на волшебном паровозе. Наш паровоз не остановят никакие преграды. Не расцепляя рук – паровозиком - нужно преодолеть все препятствия, которые встретятся на пути. Поехали! (препятствия: камнепад - стулья, лавочки, коврики массажные – сломанный мост).
Дети эмоционально настраиваются на совместную деятельность.

 

 

Дети под музыку имитируют паровоз и вагончики (держаться друг за друга, не расцепляя рук, сопровождают отдельными звуками (чух-чух-чух, ш-ш-ш, таки-таки).

Ребенок

- приобретает навыки взаимодействия со сверстниками.

 

II. Основной этап

Игровая ситуация, побуждающая интерес.

Актуализация знаний детей.

 

Логопед организует диалог:
- Вот мы и в стране Буквознаек. Опечатка здесь испортила всё. Помогите мне описать ситуацию, подскажите слова для описания»:
Игра «Скажи наоборот»

- Город был солнечный, а сейчас стал…(пасмурным).

- Улицы были чистыми, а стали…(грязными).

- Жители были добрыми, а стали…(злыми)

- Были веселыми, а стали …(грустными).

- Были вежливыми, а стали…(грубыми).

 

 

 

Дети отвечают на поставленные вопросы педагога

 

Ребенок актуализирует запас антонимов.

 

Проблемный вопрос

Эмоциональный настрой

Включение детей в деятельность

 

Психолог:
- Ребята, какие лучшие человеческие качества пригодятся нам в борьбе со злом? Давайте будем передавать волшебный мяч и называть их» (смелость, доброта, вежливость, ум…).

Наш паровозик останавливается на первой станции «Зеркальная». Как вы думаете, ребята, почему она так называется? Посмотрите, какое настроение отразилось в этих зеркалах»? (изображения эмоций)

Звучит запись голоса королевы Опечатки: «Зачем приехали? Я здесь хозяйка. Это мои зеркала, в них мое настроение и настроение жителей этой страны».

 

 

 

Дети передают мяч друг другу и называют слова.

 

 

 

 

Дети отвечают на поставленный вопрос.

 

Ребенок приходит к умозаключению

Ребенок:

- распознает эмоциональные состояния, знакомится с азбукой эмоций

 

Проблемный вопрос

Игровая ситуация

 

Психолог: Какой неприятный голос у колдуньи! Она заколдовала зеркала и жителей страны! Как вы думаете, какое настроение колдунье не подвластно? Какую эмоцию она не сможет отразить на своем лице? Давайте расколдуем зеркала!»

Игра «Изобрази радость» (с помощью пуговиц, шнурков, камушек).

Дети высказываются.

 

 

 

Выкладывают улыбку на коврике.

 

Ребенок: -координирует детали изображения в пространстве;

- осуществляет последовательность дифференцированных мимических движений; получает эмоциональную разрядку.

Занятие по психогимнастике.

 

Логопед организует мимическую гимнастику (показывает карточки эмоций):

- Любое неприятное выражение лица нам нужно сменить на добродушное и весёлое».

 

Выполняют мимические упражнения (с чередованием предъявленных мимических поз на желаемые: грусть – веселье, испуг – веселье, злость– веселье).
Двигательная активность детей (физкультминутка)

 

Психолог организует диалог:

- Смотрите ребята, от улыбок в городе засияло солнышко! А нам нужно ехать дальше, вставайте в паровозик. Поехали!

 

Дети имитируют паровозик, сопровождая звуками (чух-чух-чух, щ-щ-щ, таки-таки). Ребенок:

- снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Самостоятельная деятельность детей, деятельность в подгруппах

 

Станция «Буквостроительная»
Звучит запись голоса королевы Опечатки: «Я переломала все буквы, попробуйте их восстановить, да только из чего вы будете их строить?»

Логопед предлагает детям построить буквы из любого материала (палочки Кюизенера, декоративные камушки, пуговицы): - Выложите первую букву своего имени из материала, который вам нравится.

 

 

Дети выбирают материал, и выкладывают буквы.

 

Ребенок:

- актуализирует образ буквы и воспроизводит его;

- сотрудничает и выполняет лидерские или исполнительс кие функции в совместной деятельности

 

Двигательная деятельность детей

(психогимнастика)

 

Психолог предлагает отправиться на следующую станцию: - Ребята, пока наш поезд едет, я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты:

«Вот Буквознайки проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Побежали быстро в ванну,

Зубы чистить неустанно.

Причесались аккуратно,

Приоделись все опрятно.

Пуговицы застегнули.

Стол накрыли не спеша,

Съели кашу. Хороша!

Промокнули рот салфеткой.

Отмахнули муху веткой.

А потом пошли гулять,

Чтоб скорее все узнать!»

 

 

 

 

 

 

 

Дети под музыку выполняют физические упражнения

Ребенок:

-снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Включение детей в целеполагание

Индивидуальная и подгрупповая деятельность детей.

 

Логопед организует диалог:
«Станция «Дом Пишичитая».

- В доме Пишичитая живут правильные буквы. Ребята посмотрите, как напроказничала Опечатка.

-Как вы думаете, какое задание ждет вас? (предъявляет разные виды карточек):

- с правильными и неправильными образами букв;

- с затруднёнными для

восприятия изображениями букв (наложенные, заштрихованные);

- с затруднёнными для восприятия записями слов (недописанные буквы, изографы).

Каждый из вас может выбрать себе задание.

 

 

Дети разглядывают карточки и предполагают варианты стоящей перед ними задачи.

 

 

Дети осуществляют индивидуальный выбор заданий.

 

Ребенок:

- осуществляет целеполагание на данном этапе работы;

- оценивает сложность предлагаемых заданий относительно собственных возможностей;

- распознает или восстанавливает правильные образы отдельных букв или букв в составе слова.
Двигательная деятельность детей

(физкультминутка)

Психолог организует диалог:
-Ребята нам нужно ехать дальше, вставайте в паровозик. Поехали!

 

Дети под музыку имитируют паровозик, сопровождая звуками (чух-чу-чух, щ-щ-щ, таки-таки). Ребенок:

-снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Деятельность детей в подгруппах.

 

Логопед организует диалог: - Ребята, а мы с вами уже на следующей станции «Городской пруд». Городской пруд опустел, давайте в него запустим рыбок. Для того, чтобы рыбки вернулись, вам нужно составить их имена из слогов.

 

 

 

Дети читают слоги, составляют из них слова.

 

Ребенок

- закрепляет навыки слогового чтения и синтеза слов, суффиксального словообразования (уменьшительно-ласкательные);

-использует в речи ласковые слова, выражающие любовь к близким людям и всему живому.

Психолог организует диалог:
- Ребята, давайте запустим наших рыбок в пруд и будем называть их ласковыми именами: Например: Даша – Дашенька, Миша-Мишенька и т.д.» (рыбки, мольберт, магниты).
Дети называют уменьшительно-ласкательные имена и прикрепляют рыбок к мольберту.

 

Групповая мыслительная и речевая деятельность детей Логопед организует диалог: - Следующая станция – станция «Чистой речи». Чистые и приятные мысли важно чисто и красиво выговаривать. Тогда окружающим вас будет приятно слушать. Расшифруйте и произнесите чистоговорки по схемам:

- «10 совят на сосне сидят»;

- «У Ивашки рубашка, на рубашке кармашки, на кармашках ромашки»; - «Морковка на грядке, пятерка в тетрадке»;

- «Тише мыши, тише мыши, рыжий кот пришел на крышу».

Дети рассматривают последовательность символов и перешифровывают в скороговорки. Ребенок закрепляет навыки ассоциативного мышления, правильной артикуляции звуков.
Рефлексия.

Сюрпризный момент

Психолог: - Ребята мы исправили все проказы Опечатки!
Входит королева Опечатка:

- Здравствуйте, доброе утро, приятно вас видеть.

Психолог: - Кто это такой добродушный и вежливый?

Королева Опечатка: - Разрешите представиться Опечатка.

Логопед: - Не может быть! Опечатка злая и вредная, она не умеет улыбаться.

Королева Опечатка: - А сегодня я научилась, оказывается это так приятно. Это все благодаря Вам. Вы меня расколдовали. Вам понравилось приключение? Какие трудности Вы встретили на своем пути? Что помогает вам в преодолении трудностей?

Психолог: - Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с королевой Опечаткой. Ребята, а какие добрые слова можно сказать на прощание? Ребята, буквознайки благодарят вас за помощь, и передают вам гостинцы. В путешествии мы побывали, и каждый приехал домой со своим настроением, выберите себе смайлик с вашим настроением.

Дети перечисляют слова.

 

 

 

Дети отвечают, пытаются угадывать персонаж.

 

 

 

 

 

 

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности, выражают собственное отношение к проделанной работе.

Высказывают эмоциональный отклик.

Дети осуществляют выбор.

Ребенок

- проявляет инициативность в общении со взрослым;

-демонстрирует умения строить связное высказывание, -оценивает результат своей деятельности; -выражает свои чувства,

-делает выводы.

 

 

Список литературы:

  1. Азбука развития эмоций ребенка. Набор развивающих карточек «рисуй, стирай и снова играй!». Сост. М.Лебедева. - «Издательство «Речь», 2011.
  2. Воспитание детей. Детская психология. Игры, которые лечат. Сайт «Психологический центр "АДАЛИН".
  3. Дидковская Инга Владимировна. Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения. Сайт Школьного логопеда.
  4. Игры типа "Изограф". Сайт «Умные игры для умных детей, родителей, учителей.
  5. Коммуникация. Мультимедийное сопровождение образовательной деятельности (компакт-диск). – Волгоград: Учитель, 2014.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  7. Программа развития и обучения дошкольника. Я учу антонимы. Сост.Лукина Н.А.. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
  8. Театр настроения. Развивающая игра для детей 5-9 лет.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором…

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором мы живем» (с презентацией) Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»