«Профилактика профессиональной деформации личности педагога»

 

Профессиональная деформация личности – суженое восприятие себя, действительности через призму профессии. Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи.

Причины:

  1. Возраст.
  2. Пол.
  3. Профессиональный стаж.
  4. Особенности личности.
  5. Место работы.
  6. Семейное положение.
  7. Нагрузки.
  8. Низкая заработная плата.
  9. Монотонность.
  10. Неблагоприятный психологический климат.
  11. Отсутствие перспектив профессионального роста.
  12. Неадекватная самооценка.

Признаки:

  1. Снижение способности к рефлексии.
  2. Потеря оперативной памяти.
  3. Регидность.
  4. Профессиональный снобизм.
  5. Тревожность.
  6. Высокая утомляемость (физическая, эмоциональная).
  7. Снижение стрессоустойчивости.
  8. Деме́нция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых
  9. Разорванность мышления.
  10. Депрессивное состояние.
  11. Инструкции, назидательность, оценка, поучительность.

Уровни профессиональной деформации:

Попадание в профессиональную среду

  • 21-25 «Хочу, но еще не могу».
  • 25-35 «Хочу и могу».
  • 35-40 «Не хочу, но могу».

После 40 «Не вижу, не хочу, не могу».

Профилактика:

– ОПТИМИЗМ!

У оптимистичных воспитателей меньше проблем с ребенком!

В садике полезно сделать уголок УО (улыбнись обстоятельствам, умейте отдыхать, ум открой, уголок оптимиста), в нем могут быть афоризмы, мысли: «Иду сегодня и думаю, какое лицо мне примерить», «Коллеги, скоро праздник, может оторвемся», «В случаях припадка ярости и гнева, скомкай и выбрось в корзину!»

  • Смена вида деятельности.
  • Хобби.
  • Лабильность.

 

Позитивное жизненное кредо (раздать).

 

  • Умение релаксировать.

На занятиях с педагогами нашего детского сада, мы занимаемся профилактикой деформации личности, ниже я приведу несколько упражнений из этих занятий.

 

Упражнение «Три цвета личности»

 

Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый – «как все»; синий – «как некоторые», розовый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» – качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т.д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.

После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит всех взять в руки тот, на котором записаны черты «как все». Задача участников – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2–3 минуты, затем организуется общее обсуждение. Таким же способом ведущий просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его проверке.

С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.

Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

 

Упражнение «От 100 девятками назад»

 

Посчитайте от 100 девятками назад (100, 91. 82..)

Человек должен сообразить, сто в десятках -1, а в еденицах +1.

Все игры «назад»- это профилактика профессионального выгорания.

на курсах с коллегами мы пришли к выводу: если еще не наступила старость, то профессионального выгорания можно избежать. А когда начинается старость? В 70 – 72 года, но часы начинают отчет в обратную сторону в 25 лет.

 

Тест «Ваша жизненная энергия» Злата Королева.

 

 

Упражнение «Моя работа…»  или «Моя профессия…»

 

Цель: профилактика профессионального выгорания.

Педагогам предлагается в течении 1 минуты, продолжить фразу. А затем письменно в течении 5 минут 10 раз продолжить ее в разных вариантах.

После того, как все фразы написаны, надо разделить их на две группы:

1 – те, которые вас устраивают в вашей работе;

2 – те, которые вы бы хотели изменить в ней.

Посмотрите, каких качеств больше – положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.

 

Кинезеологические упражнения-гимнастика ума «Заяц – кольцо - цепочка».

 

 

Задача: предложите 20 вариантов решения 1+1=1.

 

Примерные ответы: пол яблока, штанина, мама+папа и т.д.

 

Задача на системность мышления:

 

Корова – 2.

Курица – 2.

Кошка – 3.

Утка – 3.

Петух - ?

Ответ: 8, кукареку.

 

Упражнение «Реклама». Давайте сейчас разделимся на группы по 4-5 человек.

 

Посмотрите на качества, которые вы выделили в своей профессии, требующие, по вашему мнению, изменений. Выберите 2 из них, которые являются для группы более или менее общими.

Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи – то есть в этих качествах надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. время для работы 10 минут. Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы. Внимание! сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать свои качества, с которыми вы работали в группе.

Процедура: один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как оно близко к настойчивости…).

Обсуждение в кругу:

  • Легко ли вам было выполнять эту работу?
  • В чем сложность?
  • Увидели ли вы что-то новое в этом качестве?
  • Согласны ли вы с тем, что эти качества необходимы в нашей профессии?
  • Насколько после проделанной работы вы их принимаете?

В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в нашей профессии, происходит смена иррациональных профессиональных установок.

 

Придча о двух ангелах

 

Мы с вами сегодня улыбаемся,  смеемся – это очень хорошая профилактика эмоционального выгорания.

Релаксация.

Диагностика:

  1. А. Кроник «Психологический возраст».
  2. Злата Королева «Ваша жизненная энергия».
  3. Маркова «Стиль педагогической деятельности».
  4. Леонгард «Акцентуации личности педагогов».

 

Литература:

 

  1. Безносов С.П.  «Профессиональная деформация личности», 2004.
  2. Митина «Интеллектуальная гибкость педагогов».
  3. Климов Е. А. Психология профессионала. – НПО «Модекс», 1996.
  4. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1993.
  5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндинова, А.А. Баканова // Педагогические вести. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. Питер, 2005, - 336с.
  7. Семенова Е.А. Профилактика профессионального выгорания педагогов.
  8. Справочник педагога – психолога 5, 2014 «Релаксационные занятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания», ст. 45.
  9. Справочник педагога – психолога 1, 2012. «Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ», ст. 73.
  10. Справочник педагога – психолога 1, 2013. «Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов», ст. 53.
  11. Справочник педагога – психолога 1, 2012. «Тренинг для педагогов «Вместе мы сила», ст. 70.
  12. Справочник педагога – психолога 6, 2013. «Неделя психологии для воспитателей», ст. 47, «Объединение педагогического коллектива через арт-терапевтические техники», ст. 57.
  13. Справочник педагога – психолога 2, 2014. «Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов», ст. 9.
  14. Справочник педагога – психолога 5, 2013. «Деловая игра для педагогов «Тимбилдинг, или 1+1=5», ст. 59.
  15. Справочник педагога – психолога 4, 2015. «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОУ».

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства»

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства» Цель: Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об...

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне»

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне» Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней…

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней группе Тема «С чьей ветки детки» Цель: познакомить и закрепить название...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...