Конспект по конструктивно-модельной деятельности
Тема: «Автомобильный прицеп»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Реализуемая образовательная программа:
«От рождения до школы» (под ред.: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Дидактические единицы: зависимость особенностей модели конструкции от функционального назначения.
Вид (разновидности) деятельности детей:
- Познавательно - исследовательская (моделирование).
- Игровая.
- Конструктивная (продуктивно – трудовая).
- Коммуникативная (информационное взаимодействие).
- Двигательная.
Задания для совместной деятельности:
Задание
(действие и его содержание) |
Способ
предъявления задания |
Способ презентации
результатов выполнения задания |
1.Дети и воспитатель входят в зал: Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра. (См. Приложение.)
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в клуб юных изобретателей. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года? Воспитатель: Хотите побывать в роли изобретателей? Воспитатель: Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям, новым изобретениям. В нашем клубе есть всё необходимое для этого.
|
Демонстрация специальной одежды, атрибутики клуба, презентации, демонстрация оборудования (рабочие места, конструктор, зал, переделанный под лабораторию-мастерскую). | выказывают желание стать членами клуба |
2. Постановка проблемной задачи (звучат позывные передачи ПИН-Код.
Воспитатель:К нам пришло срочное сообщение от Смешариков. Что-то случилось с Пином Он очень расстроен. Всё дело в том, что Пин с детсва мечтал стать настоящим моряком. Всю зиму он строил корабль, чтобы удивить своих друзей речной прогулкой. Но весной оказалось что корабль невозможно спустить на воду: он оказался слишком большим и его никак не дотащить до берега. Чем и как помочь знаменитому механику? Воспитатель: Итак, мы должны разработать модель автоприцепа для перевозки лодки. А из чего мы можем сделать автоприцеп? Примерный ответ: из строительного материала, пластилина, картона, механического конструктора. Воспитатель: Вы знаете, мы уже конструировали с использованием строительного материала, картона. Лепили из пластилина. А как было бы чудесно сконструировать прицеп с использованием. механического конструктора. Все согласны? /Дети соглашаются./ Воспитатель: Давайте рассмотрим изображения настоящих автоприцепов. Рассмотрим, из каких частей они состоят, какого типа бывают (презентация). Итак, мы выяснили, на что похож автоприцеп (на тележку), из каких частей он состоит: -платформа разного типа: рамочная, лафетная, с бортами; платформа может быть разной длины, ширины, борта могут отличаться по высоте. - колёса, могут крепиться на платформу, а могут и на оси. По числу осей платформы бывают одноосные, двухосные. - сцепка с автомобильным фаркопом (крюком) жёсткая из одной или двух частей, может отличаться длиной. Давайте подумаем, какие детали нужны для изготовления автоприцепа, в какой последовательности нужно выполнять работу. Примерный ответ: Для изготовления автоприцепа нам понадобятся панели для платформы. Для осей берём скобы с 5 отверстиями. Затем нужно скрепить панели между собой при помощи планок разной длины, винтов и гаек. Отверстие планки нужно совместить с отверстием панели, чтобы отверстия точно совпали друг с другом. Затем нужно вставить в отверстие винт и закрепить на винте гайку при помощи гаечного ключа. Завинтить гайку нужно очень прочно, тогда и конструкция будет прочной. Всего для изготовления автоприцепа нам понадобиться 2-3 панели, разной длины планки, скобы, винты короткие и длинные, гайки, гаечный ключ, отвёртка. Воспитатель: Все правильно. Итак, у нас все готово для работы? Давайте проверим. Демонстрация презентации (наглядный алгоритм планирования собственной деятельности детей). («Правило 5 пальцев»). 1. У нас появилась задумка - сделать автоприцеп для перевозки лодки. 2. Материалом будет механический конструктор. 3. Инструментом будет гаечный ключ /отвертка/. 4. Работу будем выполнять по порядку (схема организации рабочего места). 5. И тогда у нас получится отличный результат (изображение счастливых Смешариков). Воспитатель: Да, у нас все готово. Берите себе нужный материал, присаживайтесь и приступайте к работе. |
Презентация с заданием.
Демонстрация образцов автоприцепов различной конструкции с помощью электронной презентации
Рассматривание деталей конструктора
Демонстрация наглядного алгоритма планирования деятельности с помощью электронной презентации |
Заинтересованы, выказывают желание оказать помощь. |
4. III. Выполнение работы /конструирование автоприцепа/ по представлению.
(На 10 минуте сборки проводится физминутка) Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повертели И работать захотели. IV. Анализ выполненных конструкций.
Воспитатель: Расскажите, как вы выполняли свою работу. Примерный ответ: Я всё делал по порядку. Для изготовления автоприцепа мне понадобилось 2 панели. Из них я сделал платформу. Скрепил панели планками снизу и с боков. Мне понадобились 2 планки с 2 овальными отверстиями и 1 планка с 5 круглыми отверстиями. Я прикрепил их к панели при помощи винтов и гаек. При завинчивании гаек пользовался гаечным ключом. У меня получился отличный прицеп. Я думаю, он понравится Смешарикам. Воспитатель: Нравится ли вам то, что у вас получилось? Изобретатели всегда могут «защитить» своё изобретение, продемонстрировать его так, чтобы оно всем понравилось. Примерный ответ: У меня получился отличный результат. Я сделал удлинённый прицеп. Модель получилась ровная и устойчивая, потому что я очень прочно завинчивал гайки гаечным ключом. Мне понравилось работать. Пальчиковая гимнастика «Наши ручки не простые»
Наши ручки не простые, (хлопки) Наши ручки золотые, (вращения) Учёные, (поглаживания с внешней стороны) Смышлёные, (поглаживания с внутренней стороны) Замечательные! (Потереть ладонь о ладонь) V. Оценка работ воспитателем.
Воспитатель: Ребята, вы все отлично потрудились. У вас получилась очень хорошие прицепы. Вы справились с задачей. Я думаю, Крош и Пин будут довольны выполненным заказом, и смогут воспользоваться вашими моделями и разработками. А теперь давайте приступим к испытаниям: возьмите модели лодок, которые вы сложили из бумаги раньше и проверьте, удобно ли их перевозить на ваших прицепах? Соедините автоприцепы с машиной - тягачом и организуйте настоящий автопоезд! Усиленные испытания мы проведём в группе. Пожелайте нашим гостям всего доброго и попрощайтесь. |
– металлический конструктор № 1 (1 комплект на двоих),
– гаечный ключ, отвертка (по числу детей), –тканевые однотонные салфетки (по числу детей).
Модели лодок, катамаранов из бумаги в технике оригами (по числу детей)
|
По окончании работы дети ставят свои конструкции на общий стол.
|
Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о функциональности конструкций, взаимосвязи особенностей модели и её назначения.
2. Формировать у детей умения создавать конструкции по представлению, упражнять в совместном конструировании, формировать умение проявлять аккуратность и ответственность в процессе совместной работе.
3. Стимулировать проявление познавательной активности, формировать устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить, изобретать, развивать способность к самостоятельному анализу конструкций с точки зрения практического назначения объектов.
Материалы и оборудование (наименование, количество):
Стимульный материал:
– изображения автомобильных прицепов различного вида и конструкции (презентация);
– модели лодок, катамаранов из бумаги в технике оригами (по числу детей);
– эмблемы, специальная одежда («халаты конструкторов») (по числу детей).
Материалы для деятельности детей:
– металлический конструктор № 1 (по числу детей);
– гаечный ключ, отвертка (по числу детей);
– тканевые однотонные салфетки (по числу детей).
Дидактический материал:
– наглядный алгоритм планирования собственной деятельности детей («Правила пяти пальцев»);
– демонстрационное изображение деталей конструктора.
Оборудование (техническое обеспечение):
– CD - проигрыватель, МР3 запись заставки к мультипликационному сериалу «Пин-Код. Смешарики» (исполнитель С. Мардарь);
– проектор, ноутбук, электронная презентация).
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивациионно-целевой | Презентация о Смешариках с просьбой о помощи в транспортировке кораблика.
|
Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы полным предложением, используют обороты речи «Я думаю, что…», «Я считаю, что…». Сформировано умение внимательно слушать, строить умозаключения, суждения. Дети эмоциональны, отзывчивы. |
Проектировочно-организационный
|
Ставит перед детьми познавательно –исследовательскую задачу: подготовить несколько моделей автомобильных прицепов для транспортировки плавательного средства.
Представляет наглядный алгоритм планирования деятельности детей. |
Принимают задачу, выказывают желание приступить к выполнению задания.
Понимают алгоритм планирования своей деятельности («Правила пяти пальцев»): 1. Целеполагание («что я сейчас буду делать?») – автоприцеп. 2. Определились с материалом («из чего?») - детали металлического конструктора. 3. Инструменты («с помощью чего?») – отвёртка и гаечный ключ. 4. Устанавливают порядок, последовательность работы (разбиваются на пары; определяют, какие детали нужны в зависимости от типа прицепа (платформа-лафет, рама, с бортами); в какой последовательности проходит сборка). 5. Желаемый результат (автоприцеп, с помощью которого Смешарики смогут перевезти своё плавательное средство). |
Содержательно-деятельностный | Предлагается совместно подумать и решить, какую модель автоприцепа выбрать, распределить работу, подобрать материал.
Предлагает нескольким детям (одному-двум) рассказать о будущей модели. Предлагает начать самостоятельную работу. В процессе работы оказывает помощь затрудняющимся детям, советует, задаёт вопросы. |
Дети самостоятельно выбирают модель атоприцепа, самостоятельно ищут способы его сборки. Дети самостоятельно договариваются о распределении работы. Сформировано умение анализировать объекты, соотносить части по величине и пропорциям, отражать результаты наблюдения в речи. Различают и называют различные детали.
Сформировано умение самостоятельно видоизменять конструкцию. Закреплены навыки аккуратного пользования конструктором. Сформировано умение сотрудничать со сверстниками. |
Оценочно-рефлексивный | Продолжает формировать у детей умение доброжелательно и объективно оценивать качество моделей, совместно находить причины неудач.
|
Дети переносят готовые работы на один стол, проводят «испытания», обыгрывают конструкции. Сформировано умение анализировать работы.
Сформирован интерес к работе с металлическим конструктором. |
Методы и приемы
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей.
1.1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа (информационного характера);
– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей);
– создание ситуации успеха;
– демонстрация презентации;
– создание проблемной ситуации.
1.2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– постановка задачи;
– предвосхищающее поощрение;
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (рассказ, беседа);
– наглядные (демонстрация электронной презентации, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение);
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов);
– практические (упражнение, поручение);
– наглядно-практические (моделирование, оказание дозированной помощи).
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий;
– взаимоконтроль;
– коллективный смотр;
– самопроверка.
Приложение:
Н. Красильников «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Методические рекомендации по проектированию конспекта (пошаговое предписание).
Шаг 1. Определите возрастную группу и тему в соответствие с календарно-тематическим планом.
Шаг 2. Определите реализуемую образовательную программу.
Дидактические единицы.
Шаг 3.Укажите дидактические единицы как краткую формулировку области познания – те представления, которые вы формируете у детей, и которые реализуется детьми в предлагаемых заданиях. Например: свойства воды (прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества).
Виды (разновидности) деятельности детей.
Шаг 4. Определите реализуемые детьми виды деятельности (по ФГОС ДО), конкретизируйте их разновидности согласно тому заданию, которое будут выполнять дети, и запишите именно эти разновидности. Например, вы предлагаете детям провести опыт «Что растворится?» по наглядному алгоритму. Поэтому записать надо: познавательно-исследовательская (экспериментирование, моделирование).
Задания для деятельности детей.
Шаг 5. Разработайте содержание заданий для деятельности детей, сформулируйте задания детям, используя глаголы, которые точно обозначают действие, которое должен совершить ребенок (н-р, «постройте», «решите», «сочините» р.), и конкретизировать его содержание.
Например:
1. Составьте рассказ по картине «Кошка с котятами».
2. Проанализируйте содержание картинки и расскажите, какое правило нарушили дети.
3. Придумайте загадку о предмете и задайте ее детям.
4. Опишите предмет, используя карточку –помощник (наглядный алгоритм рассказа).
Шаг 6. Определите способ предъявления каждого задания детям и способы презентации детьми результатов работы. При этом следует точно назвать то дидактическое средство или материал, которые позволят детям реализовать этот способ.
Заявленное дидактическое средство или материал затем следует назвать в перечне материалов и представить в методическом сопровождении.
Определение образовательных задач.
Шаг 7. Определите задачи, которые будут решаться с учетом выделенных дидактических единиц, реализуемых детьми видов (разновидностей) деятельности, содержания заданий и реализуемой образовательной программы.
Задачи должны быть представлены тремя группами.
Первая группа задач ориентирована на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт личности).
Вторая группа задач ориентирована на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру).
Третья группа задач ориентирована на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности).
Следует конкретизировать задачи с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в ДОУ, указав образовательные области.
Например:
Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества (ОО «Познание»). Формировать у детей умение высказывать предположения, формулировать гипотезу, отражающую способ решения проблемы, планировать проведение эксперимента по проверке гипотезы и зарисовывать его с помощью знаков. Стимулировать проявление познавательной активности, желание самому проводить эксперименты.
При формулировании задач следует соблюдать следующие требования.
1. Диагностируемость постановки задач:
– задача настолько точно описывает формируемое качество (умение, представление), что его можно безошибочно выделить среди любых других;
– имеется способ, «инструмент», критерий для однозначного выделения диагностируемого качества, представленного в задаче;
– результаты измерения формируемого качества могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки (какой уровень проявляется).
2. Соответствие представленных задач ООП в ДОУ.
3. Реальная достижимость задач в созданных условиях.
4. Систематизированность и полнота задач, которая отражает специфику данного вида деятельности.
5. Точность определения и четкость (краткость) формулировок задач - характеризует конкретные действия, качества, представления, свойства личности и их различными параметры.
Материалы и оборудование.
Шаг 8.Определите и перечислите материалы и оборудование, которые будет использоваться в ходе совместной деятельности педагога и детей в соответствии с заявленными разновидностями:
- стимульный материал;
- материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей;
- дидактический материал;
- оборудование (техническое обеспечение).
В скобках после названного материала сделайте ссылку на номер приложения, если данный материал представлен вметодическим сопровождении. Например: наглядный алгоритм проведения эксперимента «Что растворяется?» (приложение 1).
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Шаг 9. В соответствие с предложенными этапами (мотивациионно-целевой, организационно-поектировочный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) продумайте и опишите особенности действий педагога и детей, соблюдая принцип взаимообусловленности и взаимосвязи действий (бинарности).
Методы и приемы.
Шаг 10. Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации), которые вы будете использовать при организации деятельности детей по выполнению заданий и которые обеспечат решение поставленных вами образовательных задач.
Последовательность представления методов должна соответствовать этапам конструктора совместной деятельности педагога и детей.
Методы должны быть представлены тремя группами.
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей.
1.1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа (информационного характера),
– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),
– создание ситуации успеха,
– демонстрация нового объекта,
– демонстрация игрового персонажа,
– появление персонажа (в исполнении взрослого),
– создание проблемной ситуации;
1.2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– постановка диагностической задачи,
– предвосхищающее поощрение,
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (рассказ, беседа, чтение),
– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение),
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),
– практические (упражнение, поручение),
– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– взаимоконтроль,
– коллективный смотр,
– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом, карта самопроверки и т.п.),
– рефлексия деятельности.
Примеры оформления методов и приемов
1. Беседа по картине «Осень».
Вопросы для беседы:
– Какое событие отражено в картине?
– Как можно назвать картину?
2. Анализ проблемной ситуации.
Описание ситуаций: …
Вопросы для беседы:
3. Предъявление детям алгоритма составления загадки (приложение 2).
4. Напоминание детям плана описания предмета.
План описания предмета:
1) внешние признаки,
2) материал, из которого сделан предмет,
3) строение предмета и назначение каждой части,
4) функции и назначение предмета.
Читайте также |
---|
Спортивный праздник «Зимушка-зима»
Спортивный праздник «Зимушка-зима» (Средняя группа) Ход мероприятия: 1-й ребёнок С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. 2-й ребёнок Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы на снежинку нам...
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...
Спортивный досуг «Город подвижных игр»
Спортивный досуг «Город подвижных игр» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая: - Ребята, я знаю, что вы все любите играть. Игры всегда поднимают настроение, уберегают...