Сайт для воспитателей детских садов



Конспект по конструктивно-модельной деятельности
Тема: «Автомобильный прицеп»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

 

Реализуемая образовательная программа:

«От рождения до школы» (под ред.: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Дидактические единицы: зависимость особенностей модели конструкции от функционального назначения.

Вид (разновидности) деятельности детей:

  1. Познавательно - исследовательская (моделирование).
  2. Игровая.
  3. Конструктивная (продуктивно – трудовая).
  4. Коммуникативная (информационное взаимодействие).
  5. Двигательная.

Задания для совместной деятельности:

Задание
(действие и его содержание)
Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

1.Дети и воспитатель входят в зал: Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра. (См. Приложение.)

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в клуб юных изобретателей. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?

Воспитатель: Хотите побывать в роли изобретателей?

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям, новым изобретениям. В нашем клубе есть всё необходимое для этого.

 

Демонстрация специальной одежды, атрибутики клуба, презентации, демонстрация оборудования (рабочие места, конструктор, зал, переделанный под лабораторию-мастерскую). выказывают желание стать членами клуба
2. Постановка проблемной задачи (звучат позывные передачи ПИН-Код.

Воспитатель:К нам пришло срочное сообщение от Смешариков. Что-то случилось с Пином Он очень расстроен. Всё дело в том, что Пин с детсва мечтал стать настоящим моряком. Всю зиму он строил корабль, чтобы удивить своих друзей речной прогулкой. Но весной оказалось что корабль невозможно спустить на воду: он оказался слишком большим и его никак не дотащить до берега. Чем и как помочь знаменитому механику?

Воспитатель: Итак, мы должны разработать модель автоприцепа для перевозки лодки. А из чего мы можем сделать автоприцеп?

Примерный ответ: из строительного материала, пластилина, картона, механического конструктора.

Воспитатель: Вы знаете, мы уже конструировали с использованием строительного материала, картона. Лепили из пластилина. А как было бы чудесно сконструировать прицеп с использованием. механического конструктора. Все согласны?

/Дети соглашаются./

Воспитатель: Давайте рассмотрим изображения настоящих автоприцепов. Рассмотрим, из каких частей они состоят, какого типа бывают (презентация). Итак, мы выяснили, на что похож автоприцеп (на тележку), из каких частей он состоит:

-платформа разного типа: рамочная, лафетная, с бортами; платформа может быть разной длины, ширины, борта могут отличаться по высоте.

- колёса, могут крепиться на платформу, а могут и на оси. По числу осей платформы бывают одноосные, двухосные.

- сцепка с автомобильным фаркопом (крюком) жёсткая из одной или двух частей, может отличаться длиной.

Давайте подумаем, какие детали нужны для изготовления автоприцепа, в какой последовательности нужно выполнять работу.

Примерный ответ: Для изготовления автоприцепа нам понадобятся панели для платформы. Для осей берём скобы с 5 отверстиями. Затем нужно скрепить панели между собой при помощи планок разной длины, винтов и гаек. Отверстие планки нужно совместить с отверстием панели, чтобы отверстия точно совпали друг с другом. Затем нужно вставить в отверстие винт и закрепить на винте гайку при помощи гаечного ключа. Завинтить гайку нужно очень прочно, тогда и конструкция будет прочной. Всего для изготовления автоприцепа нам понадобиться 2-3 панели, разной длины планки, скобы, винты короткие и длинные, гайки, гаечный ключ, отвёртка.

Воспитатель: Все правильно.

Итак, у нас все готово для работы? Давайте проверим.

Демонстрация презентации (наглядный алгоритм планирования собственной деятельности детей). («Правило 5 пальцев»).

1. У нас появилась задумка - сделать автоприцеп для перевозки лодки.

2. Материалом будет механический конструктор.

3. Инструментом будет гаечный ключ /отвертка/.

4. Работу будем выполнять по порядку (схема организации рабочего места).

5. И тогда у нас получится отличный результат (изображение счастливых Смешариков).

Воспитатель: Да, у нас все готово. Берите себе нужный материал, присаживайтесь и приступайте к работе.

Презентация с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация образцов автоприцепов различной конструкции с помощью электронной презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание деталей конструктора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация наглядного алгоритма планирования деятельности с помощью электронной презентации

Заинтересованы, выказывают желание оказать помощь.
4. III. Выполнение работы /конструирование автоприцепа/ по представлению.

(На 10 минуте сборки проводится физминутка)

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

IV. Анализ выполненных конструкций.

Воспитатель: Расскажите, как вы выполняли свою работу.

Примерный ответ: Я всё делал по порядку. Для изготовления автоприцепа мне понадобилось 2 панели. Из них я сделал платформу. Скрепил панели планками снизу и с боков. Мне понадобились 2 планки с 2 овальными отверстиями и 1 планка с 5 круглыми отверстиями. Я прикрепил их к панели при помощи винтов и гаек. При завинчивании гаек пользовался гаечным ключом. У меня получился отличный прицеп. Я думаю, он понравится Смешарикам.

Воспитатель: Нравится ли вам то, что у вас получилось? Изобретатели всегда могут «защитить» своё изобретение, продемонстрировать его так, чтобы оно всем понравилось.

Примерный ответ: У меня получился отличный результат. Я сделал удлинённый прицеп. Модель получилась ровная и устойчивая, потому что я очень прочно завинчивал гайки гаечным ключом. Мне понравилось работать.

Пальчиковая гимнастика «Наши ручки не простые»

Наши ручки не простые, (хлопки)

Наши ручки золотые, (вращения)

Учёные, (поглаживания с внешней стороны)

Смышлёные, (поглаживания с внутренней стороны)

Замечательные! (Потереть ладонь о ладонь)

V. Оценка работ воспитателем.

Воспитатель: Ребята, вы все отлично потрудились. У вас получилась очень хорошие прицепы. Вы справились с задачей. Я думаю, Крош и Пин будут довольны выполненным заказом, и смогут воспользоваться вашими моделями и разработками.

А теперь давайте приступим к испытаниям: возьмите модели лодок, которые вы сложили из бумаги раньше и проверьте, удобно ли их перевозить на ваших прицепах? Соедините автоприцепы с машиной - тягачом и организуйте настоящий автопоезд! Усиленные испытания мы проведём в группе.

Пожелайте нашим гостям всего доброго и попрощайтесь.

– металлический конструктор № 1 (1 комплект на двоих),

– гаечный ключ, отвертка (по числу детей),

–тканевые однотонные салфетки (по числу детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модели лодок, катамаранов из бумаги в технике оригами (по числу детей)

 

По окончании работы дети ставят свои конструкции на общий стол.

 

 

Образовательные задачи:

1. Формировать у детей представления о функциональности конструкций, взаимосвязи особенностей модели и её назначения.

2. Формировать у детей умения создавать конструкции по представлению, упражнять в совместном конструировании, формировать умение проявлять аккуратность и ответственность в процессе совместной работе.

3. Стимулировать проявление познавательной активности, формировать устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить, изобретать, развивать способность к самостоятельному анализу конструкций с точки зрения практического назначения объектов.

Материалы и оборудование (наименование, количество):

Стимульный материал:

– изображения автомобильных прицепов различного вида и конструкции (презентация);

– модели лодок, катамаранов из бумаги в технике оригами (по числу детей);

– эмблемы, специальная одежда («халаты конструкторов») (по числу детей).

Материалы для деятельности детей:

– металлический конструктор № 1 (по числу детей);

– гаечный ключ, отвертка (по числу детей);

– тканевые однотонные салфетки (по числу детей).

Дидактический материал:

– наглядный алгоритм планирования собственной деятельности детей («Правила пяти пальцев»);

– демонстрационное изображение деталей конструктора.

Оборудование (техническое обеспечение):

– CD - проигрыватель, МР3 запись заставки к мультипликационному сериалу «Пин-Код. Смешарики» (исполнитель С. Мардарь);

– проектор, ноутбук, электронная презентация).

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

 

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивациионно-целевой Презентация о Смешариках с просьбой о помощи в транспортировке кораблика.

 

Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы полным предложением, используют обороты речи «Я думаю, что…», «Я считаю, что…». Сформировано умение внимательно слушать, строить умозаключения, суждения. Дети эмоциональны, отзывчивы.
Проектировочно-организационный

 

Ставит перед детьми познавательно –исследовательскую задачу: подготовить несколько моделей автомобильных прицепов для транспортировки плавательного средства.

Представляет наглядный алгоритм планирования деятельности детей.

Принимают задачу, выказывают желание приступить к выполнению задания.

Понимают алгоритм планирования своей деятельности («Правила пяти пальцев»):

1. Целеполагание («что я сейчас буду делать?») – автоприцеп.

2. Определились с материалом («из чего?») - детали металлического конструктора.

3. Инструменты («с помощью чего?») – отвёртка и гаечный ключ.

4. Устанавливают порядок, последовательность работы (разбиваются на пары; определяют, какие детали нужны в зависимости от типа прицепа (платформа-лафет, рама, с бортами); в какой последовательности проходит сборка).

5. Желаемый результат (автоприцеп, с помощью которого Смешарики смогут перевезти своё плавательное средство).

Содержательно-деятельностный Предлагается совместно подумать и решить, какую модель автоприцепа выбрать, распределить работу, подобрать материал.

Предлагает нескольким детям (одному-двум) рассказать о будущей модели.

Предлагает начать самостоятельную работу.

В процессе работы оказывает помощь затрудняющимся детям, советует, задаёт вопросы.

Дети самостоятельно выбирают модель атоприцепа, самостоятельно ищут способы его сборки. Дети самостоятельно договариваются о распределении работы. Сформировано умение анализировать объекты, соотносить части по величине и пропорциям, отражать результаты наблюдения в речи. Различают и называют различные детали.

Сформировано умение самостоятельно видоизменять конструкцию. Закреплены навыки аккуратного пользования конструктором. Сформировано умение сотрудничать со сверстниками.

Оценочно-рефлексивный Продолжает формировать у детей умение доброжелательно и объективно оценивать качество моделей, совместно находить причины неудач.

 

Дети переносят готовые работы на один стол, проводят «испытания», обыгрывают конструкции. Сформировано умение анализировать работы.

Сформирован интерес к работе с металлическим конструктором.

 

Методы и приемы

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей.

1.1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера);

– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей);

– создание ситуации успеха;

– демонстрация презентации;

– создание проблемной ситуации.

1.2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка задачи;

– предвосхищающее поощрение;

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа);

– наглядные (демонстрация электронной презентации, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение);

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов);

– практические (упражнение, поручение);

– наглядно-практические (моделирование, оказание дозированной помощи).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий;

– взаимоконтроль;

– коллективный смотр;

– самопроверка.

 

 

Приложение:

Н. Красильников «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

 

Методические рекомендации по проектированию конспекта (пошаговое предписание).

Шаг 1. Определите возрастную группу и тему в соответствие с календарно-тематическим планом.

Шаг 2. Определите реализуемую образовательную программу.

Дидактические единицы.

Шаг 3.Укажите дидактические единицы как краткую формулировку области познания – те представления, которые вы формируете у детей, и которые реализуется детьми в предлагаемых заданиях. Например: свойства воды (прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества).

Виды (разновидности) деятельности детей.

Шаг 4. Определите реализуемые детьми виды деятельности (по ФГОС ДО), конкретизируйте их разновидности согласно тому заданию, которое будут выполнять дети, и запишите именно эти разновидности. Например, вы предлагаете детям провести опыт «Что растворится?» по наглядному алгоритму. Поэтому записать надо: познавательно-исследовательская (экспериментирование, моделирование).

Задания для деятельности детей.

Шаг 5. Разработайте содержание заданий для деятельности детей, сформулируйте задания детям, используя глаголы, которые точно обозначают действие, которое должен совершить ребенок (н-р, «постройте», «решите», «сочините» р.), и конкретизировать его содержание.

Например:

1. Составьте рассказ по картине «Кошка с котятами».

2. Проанализируйте содержание картинки и расскажите, какое правило нарушили дети.

3. Придумайте загадку о предмете и задайте ее детям.

4. Опишите предмет, используя карточку –помощник (наглядный алгоритм рассказа).

Шаг 6. Определите способ предъявления каждого задания детям и способы презентации детьми результатов работы. При этом следует точно назвать то дидактическое средство или материал, которые позволят детям реализовать этот способ.

Заявленное дидактическое средство или материал затем следует назвать в перечне материалов и представить в методическом сопровождении.

Определение образовательных задач.

Шаг 7. Определите задачи, которые будут решаться с учетом выделенных дидактических единиц, реализуемых детьми видов (разновидностей) деятельности, содержания заданий и реализуемой образовательной программы.

Задачи должны быть представлены тремя группами.

Первая группа задач ориентирована на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт личности).

Вторая группа задач ориентирована на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру).

Третья группа задач ориентирована на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности).

Следует конкретизировать задачи с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в ДОУ, указав образовательные области.

Например:

Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества (ОО «Познание»). Формировать у детей умение высказывать предположения, формулировать гипотезу, отражающую способ решения проблемы, планировать проведение эксперимента по проверке гипотезы и зарисовывать его с помощью знаков. Стимулировать проявление познавательной активности, желание самому проводить эксперименты.

При формулировании задач следует соблюдать следующие требования.

1. Диагностируемость постановки задач:

– задача настолько точно описывает формируемое качество (умение, представление), что его можно безошибочно выделить среди любых других;

– имеется способ, «инструмент», критерий для однозначного выделения диагностируемого качества, представленного в задаче;

– результаты измерения формируемого качества могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки (какой уровень проявляется).

2. Соответствие представленных задач ООП в ДОУ.

3. Реальная достижимость задач в созданных условиях.

4. Систематизированность и полнота задач, которая отражает специфику данного вида деятельности.

5. Точность определения и четкость (краткость) формулировок задач - характеризует конкретные действия, качества, представления, свойства личности и их различными параметры.

Материалы и оборудование.

Шаг 8.Определите и перечислите материалы и оборудование, которые будет использоваться в ходе совместной деятельности педагога и детей в соответствии с заявленными разновидностями:

  • стимульный материал;
  • материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей;
  • дидактический материал;
  • оборудование (техническое обеспечение).

В скобках после названного материала сделайте ссылку на номер приложения, если данный материал представлен вметодическим сопровождении. Например: наглядный алгоритм проведения эксперимента «Что растворяется?» (приложение 1).

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Шаг 9. В соответствие с предложенными этапами (мотивациионно-целевой, организационно-поектировочный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) продумайте и опишите особенности действий педагога и детей, соблюдая принцип взаимообусловленности и взаимосвязи действий (бинарности).

Методы и приемы.

Шаг 10. Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации), которые вы будете использовать при организации деятельности детей по выполнению заданий и которые обеспечат решение поставленных вами образовательных задач.

Последовательность представления методов должна соответствовать этапам конструктора совместной деятельности педагога и детей.

Методы должны быть представлены тремя группами.

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей.

1.1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера),

– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),

– создание ситуации успеха,

– демонстрация нового объекта,

– демонстрация игрового персонажа,

– появление персонажа (в исполнении взрослого),

– создание проблемной ситуации;

1.2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка диагностической задачи,

– предвосхищающее поощрение,

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа, чтение),

– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение),

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

– практические (упражнение, поручение),

– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– коллективный смотр,

– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом, карта самопроверки и т.п.),

– рефлексия деятельности.

Примеры оформления методов и приемов

1. Беседа по картине «Осень».

Вопросы для беседы:

– Какое событие отражено в картине?

– Как можно назвать картину?

2. Анализ проблемной ситуации.

Описание ситуаций: …

Вопросы для беседы:

3. Предъявление детям алгоритма составления загадки (приложение 2).

4. Напоминание детям плана описания предмета.

План описания предмета:

1) внешние признаки,

2) материал, из которого сделан предмет,

3) строение предмета и назначение каждой части,

4) функции и назначение предмета.

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Лев
    [quote name="Ольга"]Ни на Ивановна, СПАСИБО!!!Отлич ный сценарий!Была бы очень благодарна, если бы ...

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо за разнообразие и вдохновение)!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Ольга Николаевна, это потрясающая идея! Спасибо)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Очень насыщенно)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Замечательно описано), уже хочется поиграть,))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт