Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Детское кафе мороженого»

В старшей группе

 

1. Задачи:

1) Обогащение представлений детей о возможных вариантах проведения досуга.

Расширять представления детей о труде работников в сфере предоставления услуг населению: кафе мороженого и службы такси.

Продолжать знакомить с назначением денег и пластиковых карт, как средством расчетов при покупках.

2) Формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; комбинировать различные игровые сюжеты в единый игровой сюжет.

Учить усложнять игру путем расширения состава ролей.

Развивать умения дошкольников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.

Формирование умения соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

3) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Закрепление употребления вежливых слов (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.).

Формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

4) Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (одно мороженое, два коктейля), прилагательные с существительными (вишневое мороженое, шоколадный коктейль).

 

2. Подготовка к игре:

 

Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам
Сентябрь Изготовление «вафельных» стаканчиков из картона.

Изготовление шариков разных видов мороженого из соленого теста или пластилина.

Изготовление денег, пластиковых карт.

Изготовление вывески кафе мороженого.

Изготовление табличек-стоек с видами мороженного и коктейлей с указанием цен и буклетов.

Складывание бумажных салфеток и укладывание их в салфетницы.

Изготовление

бейджей с изображением специальностей.

Рассказ воспитателя на тему: «Профессия продавец».

Рассматривание картин и иллюстраций с видами кафе. Проигрывание ситуаций: «Вежливый администратор», «Разговор продавца с покупателем» «Работа кассира».

Проблемная ситуация «Научи Павлика правилам культурного поведения в кафе».

Показ слайдов «Как изготавливают мороженое», «Виды мороженого».

Познавательно-исследовательская деятельность на тему: «Как изготавливают мороженое».

Дидактическая игра «Какой» или «Что из чего».

Рисование на тему: «Мое любимое мороженое».

Беседа о том, как можно назвать кафе мороженного, выбор детьми названия.

Посещение воспитанниками кафе с родителями.

Беседа на тему: «Как я побывал в кафе».

Учиться

работать на кассе;

оплачивать покупки и поездку на такси деньгами и пластиковыми картами;

смешивать молочные коктейли в миксере;

накладывать мороженое в «вафельные» стаканчики и креманки; бронировать столики.

 

3. Перспективный план подготовки к игре «Детское кафе мороженого «Снежинка»

 

Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
Устройство на работу в кафе.

Приход посетителей в кафе.

Покупка мороженного

посетителями.

Отдых в кафе

(беседы, слушают музыку).

Посетители расходятся по своим делам (интересам).

Посетители еще раз возвращаются в кафе и вновь совершают покупки.

 

Администратор

(1 человек)

Стол для админист-ратора, табличка, бейдж, телефон. Принимает персонал на работу, встречает посетителей, помогает персоналу в работе. Здравствуйте.

Нам на работу требуются …

С кем Вы пришли?

Рады Вас видеть. Проходите. Присаживайтесь.

Я могу Вам чем-то помочь?

Приходите к нам еще.

Посетители Бусы, сумки, шляпы, банты, заколки, телефоны, деньги, пластиковые карты, др. Приходят в кафе, делают заказ, оплачивают покупку, берут покупку, садятся за столики, разговаривают, уходят или покупают мороженое еще. Здравствуйте. Будьте любезны. Пробейте, пожалуйста …

Положите, пожалуйста …

Спасибо.

Кассиры

(2 человека)

Кепка,

бейдж, кассовый аппарат с деньгами.

Выслушивают заказ, озвучивают сумму покупки, пробивают чек, отдают покупателю. Здравствуйте.

Что будете заказывать? Сумма Вашей покупки составляет …

С Вас …

Приятного аппетита.

Продавцы

(2 человека)

Стойка «Кафе», фартуки, колпаки,

«вафельные» стаканчики, креманки, ложки,

лотки с шариками разных видов мороженого, миксер для молочных коктейлей, коробка с молоком, баночки с сиропами, цветные стаканы для молочных коктейлей, трубочки для коктейлей.

Подготавливают товар к продаже, в зависимости от того, где посетитель будет отдыхать, кладут мороженое в вафельный стаканчик или креманку. Здравствуйте.

Какое мороженое будете?

Вам в вафельный стаканчик или креманку?

Приятного аппетита.

  Официанты

(2 человека)

Фартуки, чепчики,

подносы.

Убирают посуду и мусор со столов.

Моют, расставляют на места.

Приходите к нам еще.
Охранник

(1 человек)

Кепка, бейдж, рация. Обеспечивает порядок в кафе. В нашем кафе соблюдаются такие правила поведения:

быть вежливыми друг с другом, громко не разговаривать, не сорить, др.

Кафе закрывается.

Сопутствующие сюжеты
Семья Члены семьи Посуда 1. Празднуют день рождения в кафе мороженого.

2. Покупают мороженое для членов семьи, оставшихся дома, идут домой, угощают их мороженым.

Поздравляем с днем рождения! Желаем …..

Попробуйте вкусное банановое и шоколадное мороженое.

Завтра все вместе сходим в кафе мороженого «Снежинка».

Такси Клиенты

 

Телефоны. Клиенты вызывают такси в кафе мороженого по телефону. Здравствуйте.

Мне нужно добраться с улицы …. на улицу …..

Сколько это будет стоить?

Спасибо. Счастливого пути или до свидания.

Диспетчер

 

Телефоны,

наушники, рации.

Диспетчеры принимают вызовы и передают таксистам. Заказ принят. Ожидайте такси через 15 минут.

Цена вашей поездки составляет … рублей.

Такси номер 1 (2, 3) примите заказ на улицу …

Таксисты

 

Рули, кепки, телефоны. Таксисты принимают заказ от диспетчеров, приезжают к месту вызова, отвозят клиентов, принимают оплату за проезд, прощаются, уезжают. Заказ принят. Здравствуйте. Вам на улицу ….?

Пристегните, пожалуйста, ремни безопасности. Посадите Вашего ребенка в автокресло.

Как будете рассчитываться наличными или по карте?

С Вас …. рублей.

До свидания.

 

4. Ход игры.

Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием появления объектов – внесение воздушных шаров со словами: «Внимание! Внимание! Открылось новое детское кафе мороженого «Снежинка». Желающие попробовать вкусное мороженое непременно сегодня приходите!»

Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям. Для того, чтобы кафе мороженого начало работу, подумайте и ответьте:

Какие сотрудники нужны для работы в кафе?

Кто приходит в кафе? С кем можно пойти в кафе?

Куда можно пойти после кафе?

Как можно добраться из кафе до дома и наоборот?

Затем воспитатель говорит о том, что в кафе мороженное на работу требуются сотрудники. Желающие могут устроится на работу у стола администратора кафе. Для распределения ролей сотрудников используется прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением специальности.

Воспитатель говорит о том, что пока идет прием на работу сотрудников, уважаемые посетители могут подумать о том, кто какую роль хочет играть и кто с кем придет в кафе мороженного. Для себя воспитатель выбирает роль посетителя кафе мороженого.

При приеме на работу воспитатель использует прием – напоминание и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т.е. игровые действия.

Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает воспитанникам создать обстановку кафе мороженого: поставить стойки для кассиров и продавцов с кассовыми аппаратами, лотками мороженного, посудой, миксерами; повесить вывеску и воздушные шарики; расставить столы со стульями для посетителей кафе; поставить стол с тазиком тряпочкой – мойкой; поставить стол для администратора и стул для охранника. Педагог обращает внимание детей на стол с атрибутами для сотрудников, где администратор готов выдать специальную одежду и на стол с атрибутами для посетителей кафе для самостоятельного выбора.

После подбора атрибутов и после того, как все набранные сотрудники займут свои рабочие места, администратор говорит: «Уважаемые посетители! Двери нашего кафе мороженного «Снежинка» – открыты. Проходите, попробуйте мороженое в нашем кафе!»

Затем воспитатель использует такой прием обучения игровым действиям, как – показ способов действия, а именно: заходит в кафе, здоровается с администратором, подходит к кассе, и начинает диалог покупателя с кассиром.

Покупатель: Здравствуйте. Пробейте, мне один шарик вишневого мороженного и один молочный коктейль.

Кассир: Сумма Вашей покупки составляет два рубля.

Покупатель: Возьмите (отсчитывает деньги, отдает кассиру).

Кассир: Спасибо. Вот Ваш чек (пробивает чек, отдает его покупателю). Проходите к продавцу.

Посетитель: Здравствуйте. Положите мне, пожалуйста, мороженое в креманку я сяду за столик.

Продавец: Хорошо (выкладывает шарик мороженого в креманку, кладет ложечку, отдает посетителю; наливает молоко в миксер, «наливает» в стакан, кладет в стакан трубочку для коктейлей, отдает посетителю). Приятного аппетита.

Посетитель: Спасибо.

После посетителя-воспитателя дети-посетители озвучивают свои заказы, оплачивают покупки деньгами или пластиковыми картами, садятся за столики, едят мороженое, беседуют, слушают музыку, празднуют день рождения, встают из-за столиков, заказывают такси, уходят или уезжают из кафе. Официанты подходят к уходящим посетителям, составляют грязную посуду (креманки и стаканы) на подносы, относят на мойку, моют, расставляют на лотки продавцов).

При затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь (разложить мороженое, смешать коктейль, просчитать сумму покупки), напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.

Для поддержания и развития игры воспитатель использует следующие приемы:

- внесение новых атрибутов: администратор вносит в зал разноцветные пластиковые палочки для коктейлей. Дети самостоятельно придумывают в качестве чего можно использовать эти предметы заместители (например: фруктовый лед);

- введение новой игровой ситуации: объявление акции «Пришедшему сегодня в кафе мороженого «Снежинка» – мороженое и воздушный шарик в подарок!».

Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, поощрения вежливости.

 

5. Окончание игры

Звенит звонок, оповещающий о закрытии кафе. Охранник проходит по залу кафе мороженого и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут кафе закрывается.

Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со совами: «До свидания, приходите к нам завтра» закрывает двери кафе.

 

6. Оценка игры

Воспитатель:

- Сегодня вы побывали в новом кафе мороженого «Снежинка». Сотрудники этого кафе работали первый раз и им очень хочется узнать понравилось ли посетителям. У меня в руках коробка с наклейками, прошу посетителей кафе подойти взять из коробки наклейки и наградить того сотрудника, который как вам кажется, хорошо выполнил свою работу, был к вам внимателен, обходителен и доброжелателен (дети-покупатели берут наклейки и приклеивают их на футболки детям-сотрудникам) и пояснить своё решение.

- В свою очередь сотрудники кафе также хотят отметить вежливых покупателей (дети-сотрудники берут наклейки и приклеивают их на футболки детям-покупателям) и пояснить своё решение.

Воспитатель совместно с детьми отмечает удачно сыгранные роли, интересные высказывания, повороты сюжета, корректно дает советы тем детям в форме пожелания, которые не совсем справились со своими ролевыми действиями. Обсуждают, как в следующий раз можно будет отдохнуть в кафе с друзьями:

- придти на обед во время рабочего дня,

- петь караоке,

- устраивать вечеринки.

 

7. Схема игры

 

Схема игры



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...

Читайте также

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России»

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России» «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...

Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»

Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...