Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Детское кафе мороженого»
В старшей группе
1. Задачи:
1) Обогащение представлений детей о возможных вариантах проведения досуга.
Расширять представления детей о труде работников в сфере предоставления услуг населению: кафе мороженого и службы такси.
Продолжать знакомить с назначением денег и пластиковых карт, как средством расчетов при покупках.
2) Формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; комбинировать различные игровые сюжеты в единый игровой сюжет.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей.
Развивать умения дошкольников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.
Формирование умения соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
3) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Закрепление употребления вежливых слов (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.).
Формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
4) Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (одно мороженое, два коктейля), прилагательные с существительными (вишневое мороженое, шоколадный коктейль).
2. Подготовка к игре:
Дата | Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Сентябрь | Изготовление «вафельных» стаканчиков из картона.
Изготовление шариков разных видов мороженого из соленого теста или пластилина. Изготовление денег, пластиковых карт. Изготовление вывески кафе мороженого. Изготовление табличек-стоек с видами мороженного и коктейлей с указанием цен и буклетов. Складывание бумажных салфеток и укладывание их в салфетницы. Изготовление бейджей с изображением специальностей. |
Рассказ воспитателя на тему: «Профессия продавец».
Рассматривание картин и иллюстраций с видами кафе. Проигрывание ситуаций: «Вежливый администратор», «Разговор продавца с покупателем» «Работа кассира». Проблемная ситуация «Научи Павлика правилам культурного поведения в кафе». Показ слайдов «Как изготавливают мороженое», «Виды мороженого». Познавательно-исследовательская деятельность на тему: «Как изготавливают мороженое». Дидактическая игра «Какой» или «Что из чего». Рисование на тему: «Мое любимое мороженое». Беседа о том, как можно назвать кафе мороженного, выбор детьми названия. Посещение воспитанниками кафе с родителями. Беседа на тему: «Как я побывал в кафе». |
Учиться
работать на кассе; оплачивать покупки и поездку на такси деньгами и пластиковыми картами; смешивать молочные коктейли в миксере; накладывать мороженое в «вафельные» стаканчики и креманки; бронировать столики. |
3. Перспективный план подготовки к игре «Детское кафе мороженого «Снежинка»
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Устройство на работу в кафе.
Приход посетителей в кафе. Покупка мороженного посетителями. Отдых в кафе (беседы, слушают музыку). Посетители расходятся по своим делам (интересам). Посетители еще раз возвращаются в кафе и вновь совершают покупки.
|
Администратор
(1 человек) |
Стол для админист-ратора, табличка, бейдж, телефон. | Принимает персонал на работу, встречает посетителей, помогает персоналу в работе. | Здравствуйте.
Нам на работу требуются … С кем Вы пришли? Рады Вас видеть. Проходите. Присаживайтесь. Я могу Вам чем-то помочь? Приходите к нам еще. |
Посетители | Бусы, сумки, шляпы, банты, заколки, телефоны, деньги, пластиковые карты, др. | Приходят в кафе, делают заказ, оплачивают покупку, берут покупку, садятся за столики, разговаривают, уходят или покупают мороженое еще. | Здравствуйте. Будьте любезны. Пробейте, пожалуйста …
Положите, пожалуйста … Спасибо. |
|
Кассиры
(2 человека) |
Кепка,
бейдж, кассовый аппарат с деньгами. |
Выслушивают заказ, озвучивают сумму покупки, пробивают чек, отдают покупателю. | Здравствуйте.
Что будете заказывать? Сумма Вашей покупки составляет … С Вас … Приятного аппетита. |
|
Продавцы
(2 человека) |
Стойка «Кафе», фартуки, колпаки,
«вафельные» стаканчики, креманки, ложки, лотки с шариками разных видов мороженого, миксер для молочных коктейлей, коробка с молоком, баночки с сиропами, цветные стаканы для молочных коктейлей, трубочки для коктейлей. |
Подготавливают товар к продаже, в зависимости от того, где посетитель будет отдыхать, кладут мороженое в вафельный стаканчик или креманку. | Здравствуйте.
Какое мороженое будете? Вам в вафельный стаканчик или креманку? Приятного аппетита. |
|
Официанты
(2 человека) |
Фартуки, чепчики,
подносы. |
Убирают посуду и мусор со столов.
Моют, расставляют на места. |
Приходите к нам еще. | |
Охранник
(1 человек) |
Кепка, бейдж, рация. | Обеспечивает порядок в кафе. | В нашем кафе соблюдаются такие правила поведения:
быть вежливыми друг с другом, громко не разговаривать, не сорить, др. Кафе закрывается. |
|
Сопутствующие сюжеты | ||||
Семья | Члены семьи | Посуда | 1. Празднуют день рождения в кафе мороженого.
2. Покупают мороженое для членов семьи, оставшихся дома, идут домой, угощают их мороженым. |
Поздравляем с днем рождения! Желаем …..
Попробуйте вкусное банановое и шоколадное мороженое. Завтра все вместе сходим в кафе мороженого «Снежинка». |
Такси | Клиенты
|
Телефоны. | Клиенты вызывают такси в кафе мороженого по телефону. | Здравствуйте.
Мне нужно добраться с улицы …. на улицу ….. Сколько это будет стоить? Спасибо. Счастливого пути или до свидания. |
Диспетчер
|
Телефоны,
наушники, рации. |
Диспетчеры принимают вызовы и передают таксистам. | Заказ принят. Ожидайте такси через 15 минут.
Цена вашей поездки составляет … рублей. Такси номер 1 (2, 3) примите заказ на улицу … |
|
Таксисты
|
Рули, кепки, телефоны. | Таксисты принимают заказ от диспетчеров, приезжают к месту вызова, отвозят клиентов, принимают оплату за проезд, прощаются, уезжают. | Заказ принят. Здравствуйте. Вам на улицу ….?
Пристегните, пожалуйста, ремни безопасности. Посадите Вашего ребенка в автокресло. Как будете рассчитываться наличными или по карте? С Вас …. рублей. До свидания. |
4. Ход игры.
Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием появления объектов – внесение воздушных шаров со словами: «Внимание! Внимание! Открылось новое детское кафе мороженого «Снежинка». Желающие попробовать вкусное мороженое непременно сегодня приходите!»
Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям. Для того, чтобы кафе мороженого начало работу, подумайте и ответьте:
Какие сотрудники нужны для работы в кафе?
Кто приходит в кафе? С кем можно пойти в кафе?
Куда можно пойти после кафе?
Как можно добраться из кафе до дома и наоборот?
Затем воспитатель говорит о том, что в кафе мороженное на работу требуются сотрудники. Желающие могут устроится на работу у стола администратора кафе. Для распределения ролей сотрудников используется прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением специальности.
Воспитатель говорит о том, что пока идет прием на работу сотрудников, уважаемые посетители могут подумать о том, кто какую роль хочет играть и кто с кем придет в кафе мороженного. Для себя воспитатель выбирает роль посетителя кафе мороженого.
При приеме на работу воспитатель использует прием – напоминание и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т.е. игровые действия.
Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает воспитанникам создать обстановку кафе мороженого: поставить стойки для кассиров и продавцов с кассовыми аппаратами, лотками мороженного, посудой, миксерами; повесить вывеску и воздушные шарики; расставить столы со стульями для посетителей кафе; поставить стол с тазиком тряпочкой – мойкой; поставить стол для администратора и стул для охранника. Педагог обращает внимание детей на стол с атрибутами для сотрудников, где администратор готов выдать специальную одежду и на стол с атрибутами для посетителей кафе для самостоятельного выбора.
После подбора атрибутов и после того, как все набранные сотрудники займут свои рабочие места, администратор говорит: «Уважаемые посетители! Двери нашего кафе мороженного «Снежинка» – открыты. Проходите, попробуйте мороженое в нашем кафе!»
Затем воспитатель использует такой прием обучения игровым действиям, как – показ способов действия, а именно: заходит в кафе, здоровается с администратором, подходит к кассе, и начинает диалог покупателя с кассиром.
Покупатель: Здравствуйте. Пробейте, мне один шарик вишневого мороженного и один молочный коктейль.
Кассир: Сумма Вашей покупки составляет два рубля.
Покупатель: Возьмите (отсчитывает деньги, отдает кассиру).
Кассир: Спасибо. Вот Ваш чек (пробивает чек, отдает его покупателю). Проходите к продавцу.
Посетитель: Здравствуйте. Положите мне, пожалуйста, мороженое в креманку я сяду за столик.
Продавец: Хорошо (выкладывает шарик мороженого в креманку, кладет ложечку, отдает посетителю; наливает молоко в миксер, «наливает» в стакан, кладет в стакан трубочку для коктейлей, отдает посетителю). Приятного аппетита.
Посетитель: Спасибо.
После посетителя-воспитателя дети-посетители озвучивают свои заказы, оплачивают покупки деньгами или пластиковыми картами, садятся за столики, едят мороженое, беседуют, слушают музыку, празднуют день рождения, встают из-за столиков, заказывают такси, уходят или уезжают из кафе. Официанты подходят к уходящим посетителям, составляют грязную посуду (креманки и стаканы) на подносы, относят на мойку, моют, расставляют на лотки продавцов).
При затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь (разложить мороженое, смешать коктейль, просчитать сумму покупки), напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.
Для поддержания и развития игры воспитатель использует следующие приемы:
- внесение новых атрибутов: администратор вносит в зал разноцветные пластиковые палочки для коктейлей. Дети самостоятельно придумывают в качестве чего можно использовать эти предметы заместители (например: фруктовый лед);
- введение новой игровой ситуации: объявление акции «Пришедшему сегодня в кафе мороженого «Снежинка» – мороженое и воздушный шарик в подарок!».
Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, поощрения вежливости.
5. Окончание игры
Звенит звонок, оповещающий о закрытии кафе. Охранник проходит по залу кафе мороженого и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут кафе закрывается.
Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со совами: «До свидания, приходите к нам завтра» закрывает двери кафе.
6. Оценка игры
Воспитатель:
- Сегодня вы побывали в новом кафе мороженого «Снежинка». Сотрудники этого кафе работали первый раз и им очень хочется узнать понравилось ли посетителям. У меня в руках коробка с наклейками, прошу посетителей кафе подойти взять из коробки наклейки и наградить того сотрудника, который как вам кажется, хорошо выполнил свою работу, был к вам внимателен, обходителен и доброжелателен (дети-покупатели берут наклейки и приклеивают их на футболки детям-сотрудникам) и пояснить своё решение.
- В свою очередь сотрудники кафе также хотят отметить вежливых покупателей (дети-сотрудники берут наклейки и приклеивают их на футболки детям-покупателям) и пояснить своё решение.
Воспитатель совместно с детьми отмечает удачно сыгранные роли, интересные высказывания, повороты сюжета, корректно дает советы тем детям в форме пожелания, которые не совсем справились со своими ролевыми действиями. Обсуждают, как в следующий раз можно будет отдохнуть в кафе с друзьями:
- придти на обед во время рабочего дня,
- петь караоке,
- устраивать вечеринки.
7. Схема игры
Читайте также |
---|
Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…
Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...
Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»
Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...
Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»
Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...