Конспект культурной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами А.С. Пушкина»
Цель: Развивать интерес к литературному творчеству А.С. Пушкина.
Задачи:
- Творчески развивать и обращать внимание детей на особенности русского языка: красоту, звучность, простоту, лаконичность.
- Развитие музыкальных способностей творческой фантазии и воображения детей.
- Создание эмоциональной атмосферы праздника для детей.
- Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок.
Материал: портреты А. С. Пушкина и членов его семьи, детские рисунки по мотивам произведений А.С.Пушкина, различные предметы (убранство для русской избы, орех, прялка, веретено, коромысло, ведерки, зеркальце), русские народные костюмы для детей и взрослых.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, чтение сказок А. С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей в исполнении артистов, просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина. Участие детей в подготовке инсценировок по произведениям А.С. Пушкина, заучивание стихов и песен. Игра на музыкальных инструментах. Участие родителей совместно с детьми в конкурсе творческих работ «Сказки Пушкина».
Действующие лица:
Взрослые:
Сказочница (муз. руководитель), Поп, Балда.
Дети: Царь, Белка, 1-я девица, 2-я девица, 3-я девица, Таня, Ваня.
Ход мероприятия
(Под музыку дети входят в зал.)
Сказочница: Наша встреча посвящена Александру Сергеевичу Пушкину.
Я хочу вам рассказать, какой это был человек. Давайте вместе пройдем дорогами его жизни.
Дороги Пушкина… Это проселочные дороги, размытые осенью, пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние-большие, похожие на реки… Это дороги вечного странника и вечного путника. А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.
(Портрет А.С. Пушкина.)
Я очень хочу рассказать о семье, в которой родился А.С. Пушкин. Родился он давным-давно, когда не было не только вас, но и когда не было ваших дедушек и бабушек, прабабушек и прадедушек.
Он родился в самом красивом городе нашей страны - Москве. Посмотрите, каким был в детстве маленький Александр. Это такой же, обыкновенный мальчик, как вы сейчас. Родители называли его ласково Сашенька. (Портрет Пушкина в детстве.)
Папу Пушкина звали Сергей Львович, а маму Надежда Осиповна.
Еще у Саши была старшая сестра и два младших брата.
В доме Пушкиных жили еще две женщины, которые дали Александру материнскую любовь и ласку. Это няня Арина Родионовна и бабушка
Мария Алексеевна Ганнибал. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки с королевичем, с кощеем, добрыми волшебниками и умными колдунами.
И вот когда Александр Сергеевич вырос, то своей няне Арине Родионовне он посвятил стихотворение, которое так и называется «Няне».
Подружка дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будь - то на часах
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь.
Тоска, предчувствия заботы
Теснят твою всечасно грудь
Свою няню Саша очень любил больше всех на свете. В длинные, зимние вечера в ветхом доме в селении Михайловском Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.
Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке
И слушал, слушал, няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок
Смеялся Пушкин, говоря:
«Какая прелесть эти сказки!
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.
А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка, затейницу-белку.
А сейчас предлагаю вам посмотреть инсценировку отрывка сказки А.С Пушкина, и скажите, из какой сказки отрывок.
Сказочница:
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
1-я девица:
Кабы я была царица.
Сказочница:
Говорит одна девица.
1-я девица:
То на весь крещеный мир,
Приготовила б я пир.
2-я девица:
Кабы я была царица.
Сказочница:
Говорит ее сестрица.
2-я девица:
То на весь бы мир одна,
Наткала я полотна.
3-я девица:
Кабы я была царица.
Сказочница:
Третья молвила сестрица.
3-я девица:
Я б для батюшки-царя,
Родила богатыря.
Сказочница:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь:
Здравствуй, красная девица!
Сказочница:
Говорит он.
Царь:
Будь царица,
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Сказочница: Арина Родионовна не только рассказывала Саше сказки, но и пела русские народные песни, которые он любил.
Спой мне песню, как синица,
Тихо за морем жила, спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Дети исполняют и инсценируют русскую народную песню
«Пошла млада за водой»
Сказочница:
Давайте посмотрим, из какой еще сказки к нам пришли герои
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару,
Посмотреть кой - какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идет, сам не зная куда.
Балда:
Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Сказочница:
Поп ему в ответ.
Поп:
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
Сказочница:
Балда говорит.
Балда:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
Сказочница:
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде.
Поп:
Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье.
Сказочница: Саша с восьми лет начал сочинять маленькие комедии и эпиграммы. А в девять лет писал басни, пьесы. Когда исполнилось 12 лет, его отправляют в город Петербург. Там Саша поступает учиться в лицей. Александр начинает писать поэму «Руслан и Людмила», отрывок из которой я вам прочту.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках.
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой,
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.
Александр Сергеевич написал очень много стихов о нашей природе. Из всех времен года Пушкин любил осень.
Дети читают стихи
Унылая пора!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Сказочница: После окончания лицея автор много путешествует, свои стихи уже дополняет собственными рисунками пером. (Демонстрация рисунков Пушкина к произведениям.)
У взрослого А.С. Пушкина была большая семья, жену звали Наталья Николаевна. И было четверо детей, которых он нежно называл «детушки».
А.С.Пушкин был очень честным и правдивым человеком, писал смелые стихи, где высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Он не мог терпеть и прощать оскорбления.
Поэтому он стрелялся на дуэли и погиб от раны.
В исполнении музыкального руководителя звучит
Песня «Дуэль» (сл. Вратарёва, муз. А.Вербицкого)
Сказочница: Пушкин умер, но оставил нам изумительные сказки, много звучных и сильных стихотворений, поэм и повестей. Имя Александра Сергеевича никогда не забудется, он всегда с нами, наш, живой, любимый, наш великий Пушкин.
А сейчас мы с вами узнаем самого лучшего знатока сказок Пушкина.
Викторина.
1. Из какой сказки этот отрывок:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи!
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)
2. Сколько раз за всю сказку ходил старик на берег моря?(6 раз)
3. Назовите слова Пушкина, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
(Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)
4. Из какой сказки отрывок?
«Ель в лесу, под елью белка
Право слово не безделка.
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет:
При честном, при всем народе:
Во саду ли в огороде..»
(Сказка о царе Салтане.)
Дети инсценируют и исполняют на музыкальных инструментах русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде».
- Есть ли в сказках Пушкина Баба-Яга? В каких? (У Лукоморья дуб зеленый…)
- В какой сказке надо превратиться в комара, шмеля, муху, чтобы
попасть к своему царю-отцу? (Сказка о царе Салтане.)
- Внимание! Черный ящик!
В этом ящике лежит то, что погубило молодую царевну. (Яблоко.)
Игра «Катись, катись яблочко»
(Дети встают в круг, передавая яблоко друг другу, говорят слова: « Катись, катись яблочко по волшебному блюдечку, назови нам всех героев сказок Пушкина» тот ребёнок, у которого яблоко окажется в руках в конце сказанных слов, называет героя сказок А.С. Пушкина.)
8. О скольких богатырях идет речь в «Сказке o мертвой царевне»? (О семи.)
9. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня – рыбка.)
10. Где жили старик со старухой? - У моря.
11. Внимание! Черный ящик. (Петух.)
«За такое одолженье
Говорит он в восхищенье –
Волю первую твою
Я исполню «как свою».
Вопрос: Что одолжил мудрец царю Дадону? (Петух.)
Подведение итогов викторины, награждение.
Вот и закончился наш праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина. Вы еще многое узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, а и все остальные стихи, повести, романы.
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт.
Бессмертен тот, чья муза до конца,
Добру и красоте не изменяла.
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
Список литературы:
- Зацарна Ю.А. 50 русских народных песен / Зацарна Ю.А. - Советский композитор, 1984. -64с.
- Пушкин А. С. Сказки Пушкина- ОлмаМедиаГрупп, 2014 г. -128с. (Лучшие сказки для детей.)
- Пушкин А. С. Стихи и сказки для детей- Улыбка, 2014 г.-12ос. (Подарочное издание.)
Читайте также |
---|
Физкультурный досуг на День космонавтики «Путешествие на Марс» в старшей…
Физкультурный досуг на День космонавтики «Путешествие на Марс» в старшей группе ДОУ Цель: приобщение детей к празднованию дня первого полета человека в...
Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов»
Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов» Цель: - выявление творческих детей и родителей. Задачи: - развивать творческие способности детей; - знакомить детей с...
Адаптация детей с ОВЗ к дошкольному учреждению
Адаптация детей с ОВЗ к дошкольному учреждению Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую...