Конспект культурной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами А.С. Пушкина»

 

Цель: Развивать интерес к литературному творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Творчески развивать и обращать внимание детей на особенности русского языка: красоту, звучность, простоту, лаконичность.
  2. Развитие музыкальных способностей творческой фантазии и воображения детей.
  3. Создание эмоциональной атмосферы праздника для детей.
  4. Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок.

Материал: портреты А. С. Пушкина и членов его семьи, детские рисунки по мотивам произведений А.С.Пушкина,  различные предметы (убранство для русской избы, орех, прялка, веретено, коромысло, ведерки, зеркальце), русские народные костюмы для детей и взрослых.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, чтение сказок А. С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей в исполнении артистов, просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина. Участие детей в подготовке инсценировок по произведениям А.С. Пушкина, заучивание стихов и песен. Игра на музыкальных инструментах. Участие родителей совместно с детьми в конкурсе творческих работ  «Сказки Пушкина».

Действующие лица:  

Взрослые:

Сказочница (муз. руководитель), Поп, Балда.

Дети: Царь, Белка, 1-я девица, 2-я девица, 3-я девица, Таня, Ваня.

 

Ход мероприятия

(Под музыку дети входят в зал.)

Сказочница: Наша встреча посвящена Александру Сергеевичу Пушкину.

Я хочу вам рассказать, какой это был человек. Давайте вместе пройдем дорогами его жизни.

Дороги Пушкина…  Это проселочные дороги, размытые осенью, пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние-большие, похожие на реки… Это дороги вечного странника и вечного путника. А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

(Портрет А.С. Пушкина.)

Я очень хочу рассказать о семье, в которой родился А.С. Пушкин. Родился он давным-давно, когда не было не только вас, но и когда не было ваших дедушек и бабушек, прабабушек и прадедушек.

Он родился в самом красивом городе нашей страны - Москве.          Посмотрите, каким был в детстве маленький Александр. Это такой же, обыкновенный мальчик, как вы сейчас.  Родители называли его ласково Сашенька. (Портрет Пушкина в детстве.)

Папу Пушкина звали Сергей Львович, а маму Надежда Осиповна.

Еще у Саши была старшая сестра и два младших брата.

В доме Пушкиных жили еще две женщины, которые дали Александру материнскую любовь и ласку. Это няня Арина Родионовна и бабушка

Мария Алексеевна Ганнибал. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки с королевичем, с кощеем, добрыми волшебниками и умными колдунами.

И вот когда Александр Сергеевич вырос, то своей няне Арине Родионовне он посвятил стихотворение, которое так и называется «Няне».

Подружка дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будь - то на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь.

Тоска, предчувствия заботы

Теснят твою всечасно грудь

Свою няню Саша очень любил больше всех на свете. В длинные, зимние вечера в ветхом доме в селении Михайловском Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал, няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка, затейницу-белку.

А сейчас предлагаю вам посмотреть инсценировку отрывка сказки А.С Пушкина,  и скажите, из какой сказки отрывок.

Сказочница:

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

1-я девица:

Кабы я была царица.

Сказочница:

Говорит одна девица.

1-я девица:

То на весь крещеный мир,  

Приготовила б я пир.

2-я девица:

Кабы я была царица.

Сказочница:

Говорит ее сестрица.

2-я девица:

То на весь бы мир одна,

Наткала я полотна.

3-я девица:

Кабы я была царица.

Сказочница:

Третья молвила сестрица.

3-я девица:

Я б для батюшки-царя,

Родила богатыря.

Сказочница:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь:

Здравствуй, красная девица!

Сказочница:

Говорит он.

Царь:

Будь царица,

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Сказочница: Арина Родионовна не только рассказывала Саше сказки, но и пела русские народные песни, которые он любил.

Спой мне песню, как синица,

Тихо за морем жила, спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Дети исполняют и инсценируют русскую народную песню

«Пошла млада за водой»

Сказочница:  

Давайте посмотрим, из какой еще сказки к нам пришли герои

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару,

Посмотреть кой - какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идет, сам не зная куда.

Балда:

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Сказочница:

Поп ему в ответ.

Поп:

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Сказочница:

Балда говорит.

Балда:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

Сказочница:

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде.

Поп:

Ладно. Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье.

Сказочница: Саша с восьми лет начал сочинять маленькие комедии и эпиграммы. А в девять лет писал басни, пьесы. Когда исполнилось 12 лет, его отправляют в город Петербург. Там Саша поступает учиться в лицей.  Александр начинает писать поэму «Руслан и Людмила», отрывок из   которой я вам прочту.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный,

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там, на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках.

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны,

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом,

Пленяет грозного царя;

Там  в облаках перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой,

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный,

Свои мне сказки говорил.

Александр Сергеевич написал очень много стихов о нашей природе.  Из всех времен года Пушкин любил осень.

Дети читают стихи

Унылая пора!

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Сказочница: После окончания лицея автор много путешествует, свои стихи уже дополняет собственными рисунками пером. (Демонстрация рисунков Пушкина к произведениям.)

У взрослого А.С. Пушкина была большая семья, жену звали Наталья Николаевна. И было четверо детей, которых он нежно называл «детушки».

А.С.Пушкин был очень честным и правдивым человеком, писал смелые стихи, где высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Он не мог терпеть и прощать оскорбления.

Поэтому он стрелялся на дуэли и погиб от раны.

В  исполнении музыкального руководителя звучит

Песня «Дуэль» (сл. Вратарёва, муз. А.Вербицкого)

Сказочница: Пушкин умер, но оставил нам изумительные сказки, много звучных и сильных стихотворений, поэм и повестей. Имя Александра Сергеевича никогда не забудется, он всегда с нами, наш, живой, любимый, наш великий Пушкин.

А сейчас мы с вами узнаем самого лучшего знатока сказок Пушкина.

Викторина.

1. Из какой сказки этот отрывок:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

2. Сколько раз за всю сказку ходил старик на берег моря?(6 раз)

3. Назовите слова Пушкина, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

4. Из какой сказки отрывок?

«Ель в лесу, под елью белка

Право слово не безделка.

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет:

При честном, при всем народе:

Во саду ли в огороде..»

(Сказка о царе Салтане.)

Дети инсценируют и исполняют на музыкальных инструментах русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде».

  1. Есть ли в сказках Пушкина Баба-Яга? В каких? (У Лукоморья дуб зеленый…)
  1. В какой сказке надо превратиться в комара, шмеля, муху, чтобы

попасть к своему царю-отцу?  (Сказка о царе Салтане.)

  1. Внимание! Черный ящик!

 В этом ящике лежит то, что погубило молодую царевну. (Яблоко.)

Игра «Катись, катись яблочко»

(Дети встают в круг, передавая яблоко друг другу, говорят слова: « Катись, катись яблочко по волшебному блюдечку, назови нам всех героев сказок Пушкина» тот ребёнок, у которого яблоко окажется в руках в конце сказанных слов, называет героя сказок А.С. Пушкина.)

8. О скольких  богатырях идет речь в «Сказке o мертвой  царевне»? (О семи.)

9. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня – рыбка.)

10. Где жили старик со старухой? - У моря.

11. Внимание! Черный ящик. (Петух.)

«За такое одолженье

Говорит он в восхищенье –

Волю первую твою

Я исполню «как свою».

Вопрос: Что одолжил мудрец царю Дадону? (Петух.)

Подведение итогов викторины, награждение.

Вот и закончился наш праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина. Вы еще многое узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, а и все остальные стихи, повести, романы.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный.

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца,

Добру и красоте не изменяла.

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

 

Список литературы:

  1. Зацарна Ю.А. 50 русских народных песен / Зацарна Ю.А. - Советский композитор, 1984. -64с.
  2. Пушкин А. С. Сказки Пушкина- ОлмаМедиаГрупп, 2014 г. -128с. (Лучшие сказки для детей.)
  3. Пушкин А. С. Стихи и сказки для детей- Улыбка, 2014 г.-12ос. (Подарочное  издание.)




Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «День Победы»

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «День Победы» С.1. Ведущая: 9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы. С.2. Много...

Проект «Малые Олимпийские игры (зимние)» для реализации с детьми…

Проект «Малые Олимпийские игры (зимние)» для реализации с детьми старшего дошкольного возраста Тип проекта: информационно-практико-ориентированный; открытый, детско-взрослый, групповой; долгосрочный (2 месяца). Проблема:...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Как нужно…

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цели: формировать представления детей о необходимости основных гигиенических процедур...


Комментарии





В блогах

План работы по нравственному воспитанию в группах 6-7 лет

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ            ...

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство