Конспект культурной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами А.С. Пушкина»

 

Цель: Развивать интерес к литературному творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Творчески развивать и обращать внимание детей на особенности русского языка: красоту, звучность, простоту, лаконичность.
  2. Развитие музыкальных способностей творческой фантазии и воображения детей.
  3. Создание эмоциональной атмосферы праздника для детей.
  4. Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок.

Материал: портреты А. С. Пушкина и членов его семьи, детские рисунки по мотивам произведений А.С.Пушкина,  различные предметы (убранство для русской избы, орех, прялка, веретено, коромысло, ведерки, зеркальце), русские народные костюмы для детей и взрослых.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, чтение сказок А. С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей в исполнении артистов, просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина. Участие детей в подготовке инсценировок по произведениям А.С. Пушкина, заучивание стихов и песен. Игра на музыкальных инструментах. Участие родителей совместно с детьми в конкурсе творческих работ  «Сказки Пушкина».

Действующие лица:  

Взрослые:

Сказочница (муз. руководитель), Поп, Балда.

Дети: Царь, Белка, 1-я девица, 2-я девица, 3-я девица, Таня, Ваня.

 

Ход мероприятия

(Под музыку дети входят в зал.)

Сказочница: Наша встреча посвящена Александру Сергеевичу Пушкину.

Я хочу вам рассказать, какой это был человек. Давайте вместе пройдем дорогами его жизни.

Дороги Пушкина…  Это проселочные дороги, размытые осенью, пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние-большие, похожие на реки… Это дороги вечного странника и вечного путника. А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

(Портрет А.С. Пушкина.)

Я очень хочу рассказать о семье, в которой родился А.С. Пушкин. Родился он давным-давно, когда не было не только вас, но и когда не было ваших дедушек и бабушек, прабабушек и прадедушек.

Он родился в самом красивом городе нашей страны - Москве.          Посмотрите, каким был в детстве маленький Александр. Это такой же, обыкновенный мальчик, как вы сейчас.  Родители называли его ласково Сашенька. (Портрет Пушкина в детстве.)

Папу Пушкина звали Сергей Львович, а маму Надежда Осиповна.

Еще у Саши была старшая сестра и два младших брата.

В доме Пушкиных жили еще две женщины, которые дали Александру материнскую любовь и ласку. Это няня Арина Родионовна и бабушка

Мария Алексеевна Ганнибал. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки с королевичем, с кощеем, добрыми волшебниками и умными колдунами.

И вот когда Александр Сергеевич вырос, то своей няне Арине Родионовне он посвятил стихотворение, которое так и называется «Няне».

Подружка дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будь - то на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь.

Тоска, предчувствия заботы

Теснят твою всечасно грудь

Свою няню Саша очень любил больше всех на свете. В длинные, зимние вечера в ветхом доме в селении Михайловском Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал, няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка, затейницу-белку.

А сейчас предлагаю вам посмотреть инсценировку отрывка сказки А.С Пушкина,  и скажите, из какой сказки отрывок.

Сказочница:

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

1-я девица:

Кабы я была царица.

Сказочница:

Говорит одна девица.

1-я девица:

То на весь крещеный мир,  

Приготовила б я пир.

2-я девица:

Кабы я была царица.

Сказочница:

Говорит ее сестрица.

2-я девица:

То на весь бы мир одна,

Наткала я полотна.

3-я девица:

Кабы я была царица.

Сказочница:

Третья молвила сестрица.

3-я девица:

Я б для батюшки-царя,

Родила богатыря.

Сказочница:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь:

Здравствуй, красная девица!

Сказочница:

Говорит он.

Царь:

Будь царица,

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Сказочница: Арина Родионовна не только рассказывала Саше сказки, но и пела русские народные песни, которые он любил.

Спой мне песню, как синица,

Тихо за морем жила, спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Дети исполняют и инсценируют русскую народную песню

«Пошла млада за водой»

Сказочница:  

Давайте посмотрим, из какой еще сказки к нам пришли герои

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару,

Посмотреть кой - какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идет, сам не зная куда.

Балда:

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Сказочница:

Поп ему в ответ.

Поп:

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Сказочница:

Балда говорит.

Балда:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

Сказочница:

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде.

Поп:

Ладно. Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье.

Сказочница: Саша с восьми лет начал сочинять маленькие комедии и эпиграммы. А в девять лет писал басни, пьесы. Когда исполнилось 12 лет, его отправляют в город Петербург. Там Саша поступает учиться в лицей.  Александр начинает писать поэму «Руслан и Людмила», отрывок из   которой я вам прочту.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный,

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там, на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках.

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны,

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом,

Пленяет грозного царя;

Там  в облаках перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой,

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный,

Свои мне сказки говорил.

Александр Сергеевич написал очень много стихов о нашей природе.  Из всех времен года Пушкин любил осень.

Дети читают стихи

Унылая пора!

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Сказочница: После окончания лицея автор много путешествует, свои стихи уже дополняет собственными рисунками пером. (Демонстрация рисунков Пушкина к произведениям.)

У взрослого А.С. Пушкина была большая семья, жену звали Наталья Николаевна. И было четверо детей, которых он нежно называл «детушки».

А.С.Пушкин был очень честным и правдивым человеком, писал смелые стихи, где высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Он не мог терпеть и прощать оскорбления.

Поэтому он стрелялся на дуэли и погиб от раны.

В  исполнении музыкального руководителя звучит

Песня «Дуэль» (сл. Вратарёва, муз. А.Вербицкого)

Сказочница: Пушкин умер, но оставил нам изумительные сказки, много звучных и сильных стихотворений, поэм и повестей. Имя Александра Сергеевича никогда не забудется, он всегда с нами, наш, живой, любимый, наш великий Пушкин.

А сейчас мы с вами узнаем самого лучшего знатока сказок Пушкина.

Викторина.

1. Из какой сказки этот отрывок:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

2. Сколько раз за всю сказку ходил старик на берег моря?(6 раз)

3. Назовите слова Пушкина, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

4. Из какой сказки отрывок?

«Ель в лесу, под елью белка

Право слово не безделка.

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет:

При честном, при всем народе:

Во саду ли в огороде..»

(Сказка о царе Салтане.)

Дети инсценируют и исполняют на музыкальных инструментах русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде».

  1. Есть ли в сказках Пушкина Баба-Яга? В каких? (У Лукоморья дуб зеленый…)
  1. В какой сказке надо превратиться в комара, шмеля, муху, чтобы

попасть к своему царю-отцу?  (Сказка о царе Салтане.)

  1. Внимание! Черный ящик!

 В этом ящике лежит то, что погубило молодую царевну. (Яблоко.)

Игра «Катись, катись яблочко»

(Дети встают в круг, передавая яблоко друг другу, говорят слова: « Катись, катись яблочко по волшебному блюдечку, назови нам всех героев сказок Пушкина» тот ребёнок, у которого яблоко окажется в руках в конце сказанных слов, называет героя сказок А.С. Пушкина.)

8. О скольких  богатырях идет речь в «Сказке o мертвой  царевне»? (О семи.)

9. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня – рыбка.)

10. Где жили старик со старухой? - У моря.

11. Внимание! Черный ящик. (Петух.)

«За такое одолженье

Говорит он в восхищенье –

Волю первую твою

Я исполню «как свою».

Вопрос: Что одолжил мудрец царю Дадону? (Петух.)

Подведение итогов викторины, награждение.

Вот и закончился наш праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина. Вы еще многое узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, а и все остальные стихи, повести, романы.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный.

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца,

Добру и красоте не изменяла.

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

 

Список литературы:

  1. Зацарна Ю.А. 50 русских народных песен / Зацарна Ю.А. - Советский композитор, 1984. -64с.
  2. Пушкин А. С. Сказки Пушкина- ОлмаМедиаГрупп, 2014 г. -128с. (Лучшие сказки для детей.)
  3. Пушкин А. С. Стихи и сказки для детей- Улыбка, 2014 г.-12ос. (Подарочное  издание.)


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Физкультурный досуг на День космонавтики «Путешествие на Марс» в старшей…

Физкультурный досуг на День космонавтики «Путешествие на Марс» в старшей группе ДОУ Цель: приобщение детей к празднованию дня первого полета человека в...

Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов»

Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов» Цель: - выявление творческих детей и родителей. Задачи: - развивать творческие способности детей; - знакомить детей с...

Адаптация детей с ОВЗ к дошкольному учреждению

Адаптация детей с ОВЗ к дошкольному учреждению Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую...

Читайте также

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники –…

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография»  Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением...

Никто не забыт, ничто не забыто

Никто не забыт, ничто не забыто В настоящее время необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, любовь к...

Нетрадиционные техники рисования с детьми 3-4 лет в детском саду

Нетрадиционные техники рисования с детьми 3-4 лет в детском саду Уже давно известно, что каждый ребенок любознателен. Что такое любознательность для...