Конспект НОД по развитию речи и подготовки к обучению грамоте «Спасение насекомых»
(С детьми среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет)
Образовательная область: «Коммуникация».
Цель: Дифференциация звуков [Ж], [З]. Расширение словарного запаса.
Задачи НОД:
Основная образовательная область: «Коммуникация».
Образовательные:
- Учить дифференцировать звуки [З], [Ж], активизировать словарь: жужжит.
Развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат, умение различать звуки, выделять их в начале слова.
Воспитательные:
- Воспитывать умение детей слушать друг друга.
- Воспитывать бережное отношение к живому миру природы.
Задачи интегрирующих образовательных областей:
«Познание»
- Уточнить и обобщить представления детей о многообразии насекомых.
«Социализация»
- Воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношениясо сверстниками и взрослыми.
«Безопасность»
- Учить устанавливать взаимосвязь между неправильным поведением и возможными последствиями.
Ожидаемые результаты:
- правильная артикуляция и правильное произношение звуков [з] - [ ж] в словах; дифференциация звуков [з] - [ ж];
- повышение уровня знаний детей о жизни насекомых в природе;
- стремление к бережному и заботливому отношению к миру природы.
Предполагаемый результат:
- дети могутдифференцировать звуки [з] и [ж];
- произносят изолированные звуки, находят слова с заданными звуками.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательная, продуктивная.
Формы организации деятельности: беседа, обсуждение, дидактическая игра, динамическая пауза, рассматривание, проблемная ситуация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Насекомые», беседа о насекомых, отгадывание загадок, дидактические игры «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Как появилась бабочка», «Летает, прыгает, ползает», просмотр презентаций, просмотр видеофильмов по заявленной теме, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, заучивание пальчиковых гимнастик. Работа по развитию мелкой моторики: выкладывание фигур и узоров из природного материала.
Оснащение НОД:
Игрушки Ежик и Лисенок. Корзинка с привязанными к ней шарами, наполненные гелием, в ней лежат баночки внутри которых находятся картинки с изображением насекомых, с обратной стороны картинки приклеен магнит. Иллюстрация на большом листе изображение бабочки, с вырезанными частями рисунка. Крашеная фасоль в тарелочках. У детей на столах стаканы с гранеными карандашами, рисунки «Лабиринт». Звуковая запись «Звуки природы» комар, жук, насекомые на лугу, слайды презентации с изображением летнего луга.
Ход НОД
(Дети проходят в группу и встают полукругом возле подставки с корзинкой.)
В: Ребята, к нам в гости пришли Лисенок и Ежонок. Они чем-то очень расстроены, давайте спросим, что же произошло?
В: Дело было так: Лисенок и Ежонок отправились на природу, у них были яркие воздушные шары. На лугу Лисенок и Ежонок увидели, как один мальчик ловит насекомых и сажает их в банки и каждую плотно закрывает крышкой, чтобы они не смогли выбраться. Игрушкам стало очень жаль насекомых, и когда мальчик убежал за бабочкой и не вернулся, привязали к корзинке, в которой находились баночки с насекомыми воздушные шарики, и принесли в детский сад просить вас о помощи.
В: Ребята, как вы думаете можно сажать насекомых в банки? Почему? Что может случиться с насекомыми?
(Воспитатель выслушивает рассуждения детей.)
В: Ребята, что же мы с вами можем сделать? Как помочь?
(Воспитатель выслушивает мнение детей.)
В: Ребята, давайте скорее, поможем насекомым, выпустим их из баночек, только осторожно, откручивайте крышку и несите насекомых на нашу волшебную поляну.
(Включается запись со звуками насекомых. Дети идут к интерактивной доске и прикрепляют насекомых на цветочки и травинки.)
В: Ребята, давайте мы с вами пройдем на нашу поляну отдыха. Приглашаем с собой Лисенка и Ежонка, пойдемте вместе отгадывать загадки:
Летит, пищит
Ножки длинные тащит
Случай не упустит
Сядет и укусит. (Комар.)
В: Вы ничего не слышите? Что это? Чья это песенка? Да это песенка комара.
(Дети отгадывают загадку, педагог включает запись со звуком комара. Воспитатель показывает картинка с изображением комара.)
В: Давайте её вместе споем. А чтобы песенка была красивой и звонкой, нужно правильно уложить язычок. Язык за нижними зубами, а губки ваши улыбаются, поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать холодную струю воздуха.
В: Давайте поиграем в игру, я буду произносить слоги, а вы, как только услышите слог со звуком [з] – произносите [З-З-З-З-З-З-З-З-З].
ЗА-СА-ЗУ-РО-ТУ-ЗО-ЗА-КО-ЗЫ
В: Назовите слова которые начинаются со звука [з]
(Дети называют слова со звуком [з]. Воспитатель следить за тем, чтобы дети выделяли голосом звук [з].)
В: Но у меня есть ещё одна загадка:
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.(Жук)
В: Вы слышите ещё одна песенка!
(Включается запись со звуком жука.)
В: Да это песенка жука.
(Показываю картинку с изображением жука.)
В: Ребята, давайте вместе споем песенку жука, для этого закрепите язычок за верхними зубами, губы хоботком, теплая воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены и дают голос.
В:Молодцы, красивые песенки исполнили.
В: Ребята, найдите среди картинок те, названия которых начинаются со звука [ж]?
(На мольберте предложены 4 картинки, в двух из которых
слово начинается со звука [ж].)
Игра «Угадай, чья песенка и пропой»
В: А теперь, я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг, кому жук сядет на ладонь своими лапками, тот будет петь песенку жука, а кого затронет комар своим хоботком, тот будет петь песенку комара, раскрывайте ладошки.
(Дети встают в круг, воспитатель поворачивается к каждому ребёнку и поочерёдно одним «садит» на ладонь комара, а другим жука, провожу индивидуальную работу.)
Чистоговорки . Дидактическая игра «Эхо»
В: Ребята, все знают, что это такое эхо?
(Выслушиваю ответы детей.)
В: Я буду говорить, а вы будете повторять за мной.
За - за, за – за- у ёжика глаза.
Жа - жа, жа–жа- есть иголки у ежа.
Зу - зу, зу – зу - под пеньком грибок грызу.
Жу - жу, жу–жу- - с вами вместе я дружу.
Физкультминутка «Рождение бабочки»
Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон». |
медленно поворачиваются вокруг себя |
Свив на ветке этот дом, | вращают руками |
Дремлет гусеница в нём. | ладошки под правой щекой |
Спит без просыпа всю зиму. | ладошки под левой щекой |
Но зима проходит мимо - | взмахи руками вверх |
Март, апрель, капель, весна | хлопки руками на каждое слово |
Просыпайся ото сна | потягиваются |
Просыпайся, соня – Сонюшка! | потягиваются |
Под весенним ярким солнышком | рисуют руками солнышко |
Гусенице не до сна | грозят пальцем |
Стала бабочкой она! | бегут по кругу, машут руками, как крыльями |
(В. Егоров.)
В: Ребята, нас ведь Лисенок и Ежонок просили помочь бабочке, когда мальчик ловил их, повредил чешуйки на крылышках, давайте поможем бабочке полечим крылышки.
(Дети идут к столу, где разложены рисунки с изображением бабочек.)
Пальчиковое упражнение «Очки»
В: А чтобы было лучше видно наденем очки.
(Образуем два кружка большим и указательным пальчиками обеих рук,
а затем соединяем их. Затем дети выкладывают из фасоли узор на крыльях бабочки.)
В: Ребята, берите «чешуйки» аккуратно, по одной и выкладывайте, там, где повреждено крылышко.
Артикуляционное упражнение «Трубочка»
В: Бабочка очень рада, что вы ей помогли, и говорит вам спасибо, но никаких звуков она не издает, она делает вот так (артикуляционное упражнение «Трубочка»). И вы ей только губками ответьте «Пожалуйста».
(Дети выполняют артикуляционное упражнение «Трубочка».)
В: Ребята, Лисенок с Ежонком просили нас помочь муравьишке найти дорогу домой. Как называется его дом? Сможете?
В: Садитесь, берите карандаши, чтобы пальчики лучше нас слушались, давайте их помассируем.
(Дети проходят за столы, берут карандаши.)
Упражнение с гранеными карандашами.
Спят в стакане малыши,
Малыши – карандаши.
Красный, жёлтый, голубой...
А сейчас берите свой.
В: А теперь, приступайте к работе. Движение начинайте от красной стрелки к муравейнику.
(Воспитатель следит за осанкой детей, как они держат карандаш, проводит при необходимости индивидуальную работу.)
В: Ребята, вам понравилось сегодняшнее приключение? Что особенно вам понравилось? Кому мы с вами помогли? Какие вы все молодцы, что откликнулись на просьбу братьев наших меньших. Лисенок и Ежонок и все насекомые вас всех благодарят и дарят вам подарки.
Используемая литература:
1. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
2. В. Егоров «Рождение бабочки».
Читайте также |
---|
Педагогическое кредо современного воспитателя
Педагогическое кредо современного воспитателя Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид...
Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…
Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...
Театрализованная игра «Коза»
Театрализованная игра «Коза» Аннотация: Игра «Коза» предназначена для детей в группах раннего возраста. Игра способствует развитию речи, внимания и двигательную активность. Цель: Создание положительного...