Конспект НОД по развитию речи и подготовки к обучению грамоте «Спасение насекомых»

(С детьми среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет)

 

Образовательная область: «Коммуникация».

Цель: Дифференциация звуков [Ж], [З]. Расширение словарного запаса.

Задачи НОД:

Основная образовательная область: «Коммуникация».

Образовательные:

  • Учить дифференцировать звуки [З], [Ж], активизировать словарь: жужжит.

Развивающие:

  • Развивать артикуляционный аппарат, умение различать звуки, выделять их в начале слова.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение детей слушать друг друга.
  • Воспитывать бережное отношение к живому миру природы.

Задачи интегрирующих образовательных областей:

«Познание»

  • Уточнить и обобщить представления детей о многообразии насекомых.

«Социализация»

  • Воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношениясо сверстниками и взрослыми.

«Безопасность»

  • Учить устанавливать взаимосвязь между неправильным поведением и возможными последствиями.

Ожидаемые результаты:

  • правильная артикуляция и правильное произношение звуков [з] - [ ж] в словах; дифференциация звуков [з] - [ ж];
  • повышение уровня знаний детей о жизни насекомых в природе;
  • стремление к бережному и заботливому отношению к миру природы.

Предполагаемый результат:

  • дети могутдифференцировать звуки [з] и [ж];
  • произносят изолированные звуки, находят слова с заданными звуками.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательная, продуктивная.

Формы организации деятельности: беседа, обсуждение, дидактическая игра, динамическая пауза, рассматривание, проблемная ситуация.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Насекомые», беседа о насекомых, отгадывание загадок, дидактические игры «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Как появилась бабочка», «Летает, прыгает, ползает», просмотр презентаций, просмотр видеофильмов по заявленной теме, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, заучивание пальчиковых гимнастик. Работа по развитию мелкой моторики: выкладывание фигур и узоров из природного материала.

Оснащение НОД:

Игрушки Ежик и Лисенок. Корзинка с привязанными к ней шарами, наполненные гелием, в ней лежат баночки внутри которых находятся картинки с изображением насекомых, с обратной стороны картинки приклеен магнит. Иллюстрация на большом листе изображение бабочки, с вырезанными частями рисунка. Крашеная фасоль в тарелочках. У детей на столах стаканы с гранеными карандашами, рисунки «Лабиринт». Звуковая запись «Звуки природы» комар, жук, насекомые на лугу, слайды презентации с изображением летнего луга.

 

Ход НОД

(Дети проходят в группу и встают полукругом возле подставки с корзинкой.)

В: Ребята, к нам в гости пришли Лисенок и Ежонок. Они чем-то очень расстроены, давайте спросим, что же произошло?

В: Дело было так: Лисенок и Ежонок отправились на природу, у них были яркие воздушные шары. На лугу Лисенок и Ежонок увидели, как один мальчик ловит насекомых и сажает их в банки и каждую плотно закрывает крышкой, чтобы они не смогли выбраться. Игрушкам стало очень жаль насекомых, и когда мальчик убежал за бабочкой и не вернулся, привязали к корзинке, в которой находились баночки с насекомыми воздушные шарики, и принесли в детский сад просить вас о помощи.

В: Ребята, как вы думаете можно сажать насекомых в банки? Почему? Что может случиться с насекомыми?

(Воспитатель выслушивает рассуждения детей.)

В: Ребята, что же мы с вами можем сделать? Как помочь?

(Воспитатель выслушивает мнение детей.)

В: Ребята, давайте скорее, поможем насекомым, выпустим их из баночек, только осторожно, откручивайте крышку и несите насекомых на нашу волшебную поляну.

(Включается запись со звуками насекомых. Дети идут к интерактивной доске и прикрепляют насекомых на цветочки и травинки.)

В: Ребята, давайте мы с вами пройдем на нашу поляну отдыха. Приглашаем с собой Лисенка и Ежонка, пойдемте вместе отгадывать загадки:

Летит, пищит

Ножки длинные тащит

Случай не упустит

Сядет и укусит. (Комар.)

В: Вы ничего не слышите? Что это? Чья это песенка? Да это песенка комара.

(Дети отгадывают загадку, педагог включает запись со звуком комара. Воспитатель показывает картинка с изображением комара.)

В: Давайте её вместе споем. А чтобы песенка была красивой и звонкой, нужно правильно уложить язычок. Язык за нижними зубами, а губки ваши улыбаются, поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать холодную струю воздуха.

В: Давайте поиграем в игру, я буду произносить слоги, а вы, как только услышите слог со звуком [з] – произносите [З-З-З-З-З-З-З-З-З].

ЗА-СА-ЗУ-РО-ТУ-ЗО-ЗА-КО-ЗЫ

В: Назовите слова которые начинаются со звука [з]

(Дети называют слова со звуком [з]. Воспитатель следить за тем, чтобы дети выделяли голосом звук [з].)

В: Но у меня есть ещё одна загадка:

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.(Жук)

В: Вы слышите ещё одна песенка!

(Включается запись со звуком жука.)

В: Да это песенка жука.

(Показываю картинку с изображением жука.)

В: Ребята, давайте вместе споем песенку жука, для этого закрепите язычок за верхними зубами, губы хоботком, теплая воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены и дают голос.

В:Молодцы, красивые песенки исполнили.

В: Ребята, найдите среди картинок те, названия которых начинаются со звука [ж]?

(На мольберте предложены 4 картинки, в двух из которых

слово начинается со звука [ж].)

Игра «Угадай, чья песенка и пропой»

В: А теперь, я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг, кому жук сядет на ладонь своими лапками, тот будет петь песенку жука, а кого затронет комар своим хоботком, тот будет петь песенку комара, раскрывайте ладошки.

(Дети встают в круг, воспитатель поворачивается к каждому ребёнку и поочерёдно одним «садит» на ладонь комара, а другим жука, провожу индивидуальную работу.)

Чистоговорки . Дидактическая игра «Эхо»

В: Ребята, все знают, что это такое эхо?

(Выслушиваю ответы детей.)

В: Я буду говорить, а вы будете повторять за мной.

За - за, за – за- у ёжика глаза.

Жа - жа, жа–жа- есть иголки у ежа.

Зу - зу, зу – зу - под пеньком грибок грызу.

Жу - жу, жу–жу- - с вами вместе я дружу.

Физкультминутка «Рождение бабочки»

Этот странный дом без окон

У людей зовётся «кокон».

медленно поворачиваются вокруг себя
Свив на ветке этот дом, вращают руками
Дремлет гусеница в нём. ладошки под правой щекой
Спит без просыпа всю зиму. ладошки под левой щекой
Но зима проходит мимо - взмахи руками вверх
Март, апрель, капель, весна хлопки руками на каждое слово
Просыпайся ото сна потягиваются
Просыпайся, соня – Сонюшка! потягиваются
Под весенним ярким солнышком рисуют руками солнышко
Гусенице не до сна грозят пальцем
Стала бабочкой она! бегут по кругу, машут руками, как крыльями

(В. Егоров.)

В: Ребята, нас ведь Лисенок и Ежонок просили помочь бабочке, когда мальчик ловил их, повредил чешуйки на крылышках, давайте поможем бабочке полечим крылышки.

(Дети идут к столу, где разложены рисунки с изображением бабочек.)

Пальчиковое упражнение «Очки»

В: А чтобы было лучше видно наденем очки.

(Образуем два кружка большим и указательным пальчиками обеих рук,

а затем соединяем их. Затем дети выкладывают из фасоли узор на крыльях бабочки.)

В: Ребята, берите «чешуйки» аккуратно, по одной и выкладывайте, там, где повреждено крылышко.

Артикуляционное упражнение «Трубочка»

В: Бабочка очень рада, что вы ей помогли, и говорит вам спасибо, но никаких звуков она не издает, она делает вот так (артикуляционное упражнение «Трубочка»). И вы ей только губками ответьте «Пожалуйста».

(Дети выполняют артикуляционное упражнение «Трубочка».)

В: Ребята, Лисенок с Ежонком просили нас помочь муравьишке найти дорогу домой. Как называется его дом? Сможете?

В: Садитесь, берите карандаши, чтобы пальчики лучше нас слушались, давайте их помассируем.

(Дети проходят за столы, берут карандаши.)

Упражнение с гранеными карандашами.

Спят в стакане малыши,

Малыши – карандаши.

Красный, жёлтый, голубой...

А сейчас берите свой.

В: А теперь, приступайте к работе. Движение начинайте от красной стрелки к муравейнику.

(Воспитатель следит за осанкой детей, как они держат карандаш, проводит при необходимости индивидуальную работу.)

В: Ребята, вам понравилось сегодняшнее приключение? Что особенно вам понравилось? Кому мы с вами помогли? Какие вы все молодцы, что откликнулись на просьбу братьев наших меньших. Лисенок и Ежонок и все насекомые вас всех благодарят и дарят вам подарки.

 

Используемая литература:

1. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

2. В. Егоров «Рождение бабочки».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогическое кредо современного воспитателя

Педагогическое кредо современного воспитателя Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид...

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...

Театрализованная игра «Коза»

Театрализованная игра «Коза» Аннотация: Игра «Коза» предназначена для детей в группах раннего возраста. Игра способствует развитию речи, внимания и двигательную активность. Цель: Создание положительного...

Читайте также

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна»

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна» Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Задачи: Закреплять названия цвета. Развивать зрительное внимание. Развивать мелкую моторику...