Конспект НОД «Колобок»

(Средняя группа)

 

Образовательная область: «Познание».

Цель: Воспитать положительное отношение к живой природе, закрепить знание детей о диких животных.

Задачи:

  • Приобщить детей к миру природы;
  • Познакомить с жизнью лесных животных зимой;
  • Познакомить с изменениями воды в зимнее время года;
  • Развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию;
  • Развивать речь, воображение.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие ребята! Мне очень хочется увидеть ваши улыбки. Улыбнемся - я вам, а вы мне. Как приятно видеть ваши улыбающиеся лица. А теперь я вас попрошу улыбнуться как кот на солнце. А теперь, как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили игрушку. Улыбнитесь от всей души. Вот с таким хорошим настроением, я предлагаю отправиться в гости в сказку. (Звучит музыка.)

Воспитатель: Далеко - далеко раскинулось царство, необъятное государство- Страна Сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья самые причудливые, горы самые высокие, терема самые прекрасные, а чудовища самые ужасные! Дорогие друзья вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной:

Один, и два, и три, и восемь,

В сказку всех мы попросим.

Вот мы с вами и в сказке. Ребята, вы помните сказку «Колобок»? В ней действие происходило летом. А теперь представьте себе, что баба испекла деду Колобка в зимнее время года. И давайте, с вами станем маленькими волшебниками и продолжим сказку с того момента, когда баба вынула его из печи и поставила остужать… (разворачивается ширма с куклами).

Но ведь зимой окно не откроешь, чтобы остудить Колобок…. Как по вашему, куда баба могла поставить Колобок, чтобы он остыл? (Предположение детей.) Надоело Колобку на столе (варианты детей) стоять. Решил он поглядеть, куда это баба вышла. Спрыгнул Колобок со стола на стул. Со стула на пол и покатился по избе. Дверь баба плохо прикрыла. Вот и Колобок и прошмыгнул на улицу.

Воспитатель: Что же он увидел во дворе? Покатился Колобок по расчищенной дедом тропинке сначала к калитке. Калитка оказалась не заперта: видно дед за водой или за дровами отправился. Колобок покатился дальше. Изба деда и бабы на самом краю села стояла. И как только выкатился Колобок из калитки, так сразу он за селом и оказался. Решил по дорожке к лесу отправиться….

Воспитатель: Катится он катится…… по накатанной снежной дорожке хорошо, быстро получается. Катится и песенку напевает….. давайте мы ее вспомним.

Дети:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

Воспитатель: Смотрит Колобок на лес и не узнает его. Почему? (Дети говорят об изменениях внешнего облика леса, об изменениях в неживой природе). Лес стоит уже не в зеленном убранстве, а голый. Деревья, кустарники, земля- все покрыто снегом.

Воспитатель: Вспомните, кого Колобок в сказке первым повстречал?

Дети: Зайца.

Воспитатель: Ребята! А какой заяц? Каким цветом у него становится шубка зимой.

Дети: Трусливый, быстрый. У зайца шуба белая, он быстро бегает.

Воспитатель: Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. А питается заяц зимой корой деревьев, мелкими веточками осины, ивы, березы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зайцы наведываются каждый день пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами. А теперь давайте маленько отдохнем, повторяйте за мной:

Физкультминутка «Зайка беленький»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть,

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал

Зайка тут же убежал.

Воспитатель: Говорит зайчик Колобку: «Колобок, колобок я тебя съем».

«Не ешь меня я тебе песенку спою», и запел песенку. Давайте вместе споем ее:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от тебя заяц не хитро уйти, и покатился дальше.

Воспитатель: Катится Колобок и на встречу ему идет…. Кто? Волк.

Волк крупнее собаки и хвост никогда не закручивается в «колечко». У волка за лето и осень отрастает шерсть и становится густой и теплой, волк спит прямо на снегу. В отличии от собак вол не лает, а рычит или воет. Волчий вой протяжный, тревожный. Становится не по себе когда услышишь его. Так волки разговаривают, общаются между собой. Волк умный, смелый, сильный зверь. Он быстро бегает, хорошо плавает. Волки живут зимой семьями. Кто входит в волчью семью?

Дети: Волк, волчица и волчата.

Воспитатель: Говорит волк Колобку: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня я тебе песенку спою», и запел колобок и мы вместе с ним:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

И от тебя вол не хитро уйти, и покатился дальше.

Воспитатель: Кого колобок встретит дальше? А может колобок встретить в лесу медведя?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему нельзя встретить зимой медведя?

Дети: Он спит.

Воспитатель: Где спит медведь?

Дети: в берлоге.

Воспитатель: Берлога –зимний дом медведя, может быть под корнями упавшего дерева или в большой куче хвороста. Но иногда медведь роет нору сам. Сверху засыплет берлогу пушистым снегом, останется только маленькая дырочка, для воздуха. Что ел медведь летом?

Дети: Ягоды, рыбу, грибы.

Воспитатель: На зиму медведь не делает запасов, потому что он всю зиму спит. Живут они в это время за счет жира, который накопили еще летом и осенью.

Воспитатель: катится колобок и видит перед ним озеро. А что произошло с озером зимой?

Дети: Оно замерзает.

Воспитатель: Озеро покрывается льдом. (Достает коробочку.) Посмотрите здесь, что-то лежит. Что это?

Дети: Лед.

Воспитатель: Потрогайте льдинки, какие они? (Ответы детей.) А если мы нажмем на льдинки, что можно о них сказать, твердые или мягкие они? (Ответы детей.) Посмотрите, льдинки выскальзывают у меня из рук, удержать их очень трудно, почему как вы думаете? (Ответы детей - они скользкие.) Положите свои льдинки на поднос, спрячьте руки за спину. Посмотрите, на подносе у нас появилась вода. Как вы думаете, откуда она взялась? (ответы детей - льдинки растаяли). Ребята, как вы думаете, почему льдинки начали таять? (Ответы детей - мы их трогали теплыми ладошками, в помещение тепло, а в тепле лед тает.) А теперь давайте опустим наши льдинки в миску с теплой водой, что же с ними произойдет, они растают. Ребята покажите мне свои ладошки, они, наверно, замерзли, давайте их погреем.

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики».

Снег руками собирали, (энергично сжимают и разжимают пальчики)

Наши пальчики устали

Мы их будем растирать, (энергично потирают ладонь о ладонь)

Мы их будем согревать.

Воспитатель: Вот мы с вами и согрелись и можем отправляться дальше, путешествовать по нашей сказке. Катится Колобок и видит: на снегу разбросаны чешуйки и стерженьки шишек. Кто насорил в лесу? Кто любит лакомится шишками?

Дети: Белка.

Воспитатель: Как она выглядит? Поменяла шубку с рыже - золотой на серебристо серую, теплую, пушистый хвост, который бережет, чистит. Где живет белка?

Дети: В дупле.

Воспитатель: Белка спит зимой только в очень сильные морозы. Поэтому им очень нужны запасы на зиму. Осенью они прячут желуди, орехи в лесную подстилку, в дупла. Достать от туда их может только сама белка. Свои гнездышки она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох. В сильные морозы белка не вылезает из своего домика и может даже уснуть. Скачет белка там и тут.

Серый хвост - как парашют!

Управляя им умело,

Белка вниз с сосны слетела.

Когда трескучие морозы

Ветки опушат,

Белка спрячется в дупло -

Там и сухо и тепло.

Воспитатель: Говорит Белка Колобку: «Колобок, Колобок я тебя съем». «Не ешь меня я тебе песенку спою» - и запел.

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

И от тебя белка не хитро уйти. И покатился дальше.

Воспитатель: Катится Колобок, а навстречу ему…

Дети: Лиса.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Хитрая, красивая, с пушистым хвостом.

Воспитатель: Лиса действительно умный, наблюдательный, ловкий, хитрый зверь. Жить, рыжая плутовка предпочитает не в дремучем лису, а ближе к опушке. Чем питается лиса? Охотится лиса и на зайцев, ловит птиц, разоряет их гнезда, не откажется и от жуков и других насекомых. С удовольствием проглотит лягушку, ящерицу или змею. Так же любит полакомится и ягодами. У лисицы хороший слух и обоняние. Зимой лиса «мышкует»: бегает по заснеженному полю и прислушивается, не пискнет ли под снегом мышка. Услышит. Раскопает и схватит добычу.

Дети: Мышами, зайцами

Воспитатель: Все мы знаем, что колобка лиса съедает. Как жаль Колобка. И дед с бабкой, наверное, очень огорчились. Они его искали, ждали. А давайте с вами придумаем, хороший конец сказки. Подумайте, как мы сможем спасти с вами Колобка. (Варианты спасения Колобка.)

Воспитатель: послушайте, как я придумала: «Спел Колобок песенку, а лиса ему говорит: «Славная песенка! Да, только голубчик, стала я стара,- плохо слышу. Сядь мне на носок и пропой еще разок». Знал Колобок все уловки и хитрости лисы и решил сам ее перехитрить. Спел он ей другую песню - «Колыбельную». Заслушалась лисичка, да и заснула. А колобок покатился по дорожке назад к бабушке с дедушкой».

Воспитатель: Вам понравилось путешествие? К сожалению, пора возвращаться в детский сад. Пока мы с вами путешествовали, игрушки нас очень заждались. Ну-ка ребята закрывайте глаза и скажем волшебные слова:

Один, и два, и три, и восемь,

В детский сад всех переносим.

Ребята, расскажите, где мы с вами побывали? С какими зверями встретились? Что мы о них узнали? Чем покрывается озеро зимой.

А бабушка с дедушкой обрадовались возвращению колобка и прислали вам гостинцы. (Каждому ребенку вручается колобок.)

 

Литература:

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.-М.:ВАКО, 2011.-240с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Читайте также

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф»

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...