Конспект открытого мероприятия по декоративному рисованию в старшей логопедической группе на тему:
«В гостях у скатерти-самобранки»

 

Программное содержание:

1. Учить детей рисовать новый элемент хохломской росписи (смородинку), включать его в узор на плоскости, использовать при рисовании смородинки «тычки» разного размера;

2. Расширять представления детей об особенностях хохломской росписи, закреплять умение выделять в узоре знакомые элементы, совершенствовать технику кистевой росписи, упражнять в умении подбирать цвета соответственно фону;

3. Активизировать в речи детей словарь: центральная линия, завиток, осочки, капельки, усики;

4. Воспитывать интерес и уважение к труду народных умельцев.

Материалы и оборудование: ширма, скатерть с плоскостными и натуральными предметами посуды, расписанными хохломскими узорами; карточки с элементами хохломской росписи; образец нового элемента (смородинка) для рассматривания, ваза с хохломским узором; плоские формы чашек (тонированные желтой гуашью) по количеству детей, подставки для кисточек, кисти № 2, 3, тычки (ватные палочки), непроливайки, палитра с гуашью, салфетки (по 2 штуки на каждого ребёнка).

Предварительная работа: рассматривание предметов хохломской росписи, иллюстрации, открыток с хохломской росписью.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну. Но чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова: (Артикуляционная гимнастика.)

Колокольчик всё звенит

Язычком он шевелит.

(Движение языка влево вправо 8-10 раз.)

- Вот мы и очутились в сказочной стране. Но что-то нас здесь никто не встречает?

Скатерть-самобранка: Как не встречает? Я скатерть-самобранка. Здравствуйте ребята! (Здравствуйте.) Я очень люблю, когда ко мне приходят гости и всех угощать. Вот и для вас накрыт уже стол.

Воспитатель: Спасибо, самобранка. Мы видим здесь не только угощения, но и красивую посуду.

Скатерть-самобранка: Да, правда, хороша! Привезли мне её давно, уж и не помню кто.

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, кто был в гостях у самобранки? (гости из села Хохлома).

- Как вы догадались? (на посуде хохломские узоры).

- Что мы знаем об этой росписи? Расскажите, кто её придумал?

(Ответы детей.)

1) Хохломскую роспись придумали очень давно простые люди.

Воспитатель: - Из чего делали посуду?

2) Делали её из дерева, раскрашивали и украшали растительными узорами, используя чаще всего желтый цвет. Посуда от этого становилась похожей на «золотую».

Воспитатель: - Почему её стали называть хохломской?

3) Люди продавали посуду на ярмарке и от названия этого села, она стала называться хохломской.

Воспитатель: - Где делают хохломскую посуду в настоящее время?

4) В настоящее время такая посуда делается на фабриках мастерами и расписывается художниками.

Воспитатель: - Какие цвета красок используются в хохломской росписи?

5) В хохломской росписи используется четыре цвета: красный, жёлтый, черный и зеленый.

Воспитатель: Самобранка, а что же на твоём столе не вся посуда расписана? Вот чашки без узора.

Скатерть-самобранка: Не может быть! Наверное, узор стёрся. Сколько времени прошло. Ребята, а вы не могли бы помочь мне расписать чашки? (можем).

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе, давайте, ребята, вспомним, какие элементы хохломской росписи мы знаем. Посмотрите, какой дивный узор на вазе. Скажите, с какого элемента начинается хохломской узор? (с центральной линии - завитка).

Завиток важней всего

Сверху вниз веди его.

Что бы получился красивый узор, что надо сделать? (украсить центральную линию разными элементами). Какие элементы вам еще здесь знакомы? (Ответы детей: называют и показывают элементы на образце.)

Воспитатель: А вот посмотрите, на вазе есть ещё один – новый элемент. Подумайте и скажите, на что он похож? (На смородинку.) Это новый элемент хохломской росписи, он так и называется – смородинка (рассматриваем его с детьми).

- Посмотрите, у смородинки есть веточка. Веточка - это изогнутая линия, и ягодки. Обратите внимание на размер ягод: одни - большие, другие - поменьше. Все они расположены на веточке попарно и только на конце веточки – одна, самая маленькая ягодка. На каждой ягодке есть «разживка» – это маленькие точечки. Сейчас я вас научу рисовать этот элемент. (Показ и объяснение последовательности рисования нового элемента.)

Воспитатель: А теперь можно приступить к работе.

Чтоб начать нам рисовать

Нужно пальчики размять.

(Пальчиковая гимнастика.)

Дети берут заготовки чашек и приступают к работе.

Самостоятельная работа детей.

Составление узоров по мотивам хохломской росписи. Играет тихая музыка. В конце занятия работы выставляются детьми на скатерть-самобранку (в виде стенда).

Воспитатель: - Ребята, давайте рассмотрим и расскажем, какие чашки у нас получились. (Дети анализируют работы.)

Скатерть-самобранка: Мне тоже очень нравятся чашки. Узоры, просто диво! Спасибо вам ребята.

Воспитатель: А теперь нам пора в детский сад возвращаться.

Скатерть-самобранка:

Милые друзья мои

В память обо мне

Вот вам угощения:

Для себя и для друзей

Моих дорогих гостей!

Приходите ещё в гости. До свидания!

Дети. До свидания!

Воспитатель: Вернуться в детский сад нам помогут волшебные слова. (Дети закрывают глаза, произносят чистоговорку.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «Космические…

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Космические помощники» Цель: дифференциация сонорных звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ в речи, развитие связной речи...

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ

Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ Паспорт педагогического проекта Название проекта: «Живая память». Длительность: краткосрочный (1 месяц) 05.04.21 – 05.05.21г. Тип проекта:...

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви...

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную…

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации Наиболее актуальной и одной из главных стратегических...

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…»

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…» Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи...