Развитие психических процессов по средствам музыкально-ритмических занятий

 

 

«Влияние музыки на детей благодатно,

и чем раньше они начнут испытывать его на себе,

тем лучше для них».

В.Г. Белинский.

 

«Если вы не видите немедленного результата-

хорошего или плохого, -

будьте терпеливы и наблюдайте».

Дипак Чапра.

 

Актуальность.

В данное время внимание многих специалистов из области педагогики привлекают дети с не сильно выраженной эмоционально-волевой сферой, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы. Поэтому проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Это обусловлено  тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. На сегодняшний день еще не достаточно организованна система педагогической и психической поддержки развития воспитанников, отсутствует программное обеспечение для работы с данными детьми.

Анализируя имеющуюся литературу (Р.С. Немов, Л.А. Венгер, А.В. Петровский) по этому вопросу, как отечественную, так и зарубежную, можно выделить несколько разных подходов к проблеме обучения детей с недостаточно развитыми психическими процессами (внимание, память, мышление, восприятие, воображение). В подходе отечественных психологов учитываются разные аспекты этой проблемы. Оно характеризуется отставанием в развитии психической деятельности ребенка.

Исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьева посвящены рассмотрению особенностей двух ранних форм мышления. Ученые указывают на недоразвитие у детей познавательной деятельности. В исследованиях Б.Г.Ананьева констатировалась сниженная продуктивность детей, проявляющаяся в различных видах психической деятельности: в процессах восприятия, запоминания, мышления. Несмотря на многочисленные исследования в данной области практический материал отсутствует, не разработана система работы с детьми. Педагоги ДОУ испытывают затруднения в организации и в индивидуальной работе с такими детьми.

Не разработаны критерии оценки уровня развития психических процессов детей.

Таким образом, как показывает исследование ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: педагогов-психологов, логопедов, инструкторов по физкультуре, музыкальных руководителей, воспитателей.

Системный анализ личности ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и вскрыть причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.

Чтобы помощь детям оказалась в правильном направлении очень важно провести тщательное комплексное обследование детей. Для этого мы предлагаем диагностическую карту с участниками всех специалистов в ДОУ.

После завершения обследования я пришла к выводу, что у детей снижена работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивость внимания, более низкий уровень восприятия, недостаточная продуктивность произвольной памяти, отставание в развитии мышления, своеобразное поведение, низкий навык самоконтроля, незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченный запас всех сведений и представлений, бедный словарный запас.

Таким образом, в начале работы необходимо распределить детей в группы не по биологическому возрасту, а прежде всего с учетом уровня их психического развития. Поэтому, в одной развивающей группе оказываются дети разного возраста и разного уровня развития. В связи с этим дети подразделяются на подгруппы: сильную, среднюю и слабую. С детьми слабой группы ведется индивидуальная работа, тогда, как дети из сильной и средней групп посещают подгрупповые занятия (по 4-6 человек) и лишь по мере необходимости занимаются индивидуально.

Анализируя вышеизложенное я разработала:

  • Сборник музыкальных игр на развитие психических процессов дошкольников;
  • Сборник упражнений по релаксации;
  • Сборник игр по психогимнастике;
  • Вследствие чего определила цель.

Цель: разностороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, интеллекта, кругозора, личностных качеств, развитие музыкальных качеств ребенка (пение, слушание музыки, музыкальные игры).

Для реализации данной цели определяются следующие задачи по пяти образовательным областям:

Задачи:

  • Социально-коммуникативная область: воздействовать на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняя коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений;
  • Художественно-эстетичкая область: посредствам музыки воспитывать у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности;
  • Физическая область: формировать взаимосвязь музыки и ритмических движений повышая общий жизненный тонус, регуляцию деятельности дыхательной, опорно-двигательной системы, формировать произвольность психических функций;
  • Речевая и познавательная области: увеличение объема памяти;
  • Художественно-эстетическая область: развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей;
  • Социально-коммуникативная область: выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками, взрослыми.

С учетом ФГОС (индивидуализация дошкольного образования) рассматриваются индивидуальные педагогические методы, приемы и средства являются важнейшим принципом педагогической работы с детьми. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном учреждении являются организованные занятия, где особая роль относится к индивидуальной работе. Индивидуальное занятие с ребенком более эффективны, потому что ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, взрослого и ребенка, постепенно перерастающие в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Поэтому необходимо разработать и внедрить в свою практическую деятельность индивидуальные занятия. С учетом целевых ориентиров содержание индивидуальных занятий направленно на практическое закрепление познаний совместного сотрудничества педагога с ребенком, формируемых на занятиях.

В период дошкольного детства у детей формируются предпосылки будущей учебной деятельности. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, в мышлении и памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные, всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуры, музыкальный работник, родители, воспитатели – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки занятий по развитию интеллекта являются необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса, в развитии всех психических функций у детей. Грамотное проведение интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе. В ходе игровых занятий развиваются: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Детские психологи доказали, что ключом к развитию умственных способностей детей являются его личный чувственный опыт. Следовательно, главное его обогащение, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь — пополнение о свойствах предметов. Развивая представление о цвете, форме, величине окружающих предметах, о пространственном расположению их, о временных понятиях, необходимо иметь знания о сенсорных эталонах. Таким образом, я развиваю сенсорное представление ребенка, обеспечиваю получение первичных знаний и представлений об окружающем, что является основой умственного развития.

В каждое занятие я включаю психогимнастические упражнения тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую) не выходя из учебной ситуации. На музыкальных занятиях включаю упражнения для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.

Таким образом, на основе выше изложенного моя работа ведется по следующим направлениям:

  1. развитие двигательной активности,
  2. развитие всех психических функций,
  3. развитие сенсорных представлений,
  4. развитие всех речевых компонентов.

Занятия построены по комбинированному принципу, таким образом, чтобы в рамках одного занятия решалось несколько разноплановых задач развития, восприятия и обучения. С учетом дифференцированного подхода.

При обучении детей старшего дошкольного возраста, учитываю их возрастные и специфические особенности. Это важно не только для познавательного развития ребенка, но и для сохранения и поддержки его здоровья, поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.

На основании этого я строю свою деятельность с учетом проблем данного воспитанника при помощи построения траектории обучения в индивидуальных образовательных маршрутах.

 

Индивидуальный образовательный маршрут

Образовательная область «Музыка»

Фамилия, имя ребенка _________________

Группа__подготовительная____

Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника.

Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка.

Периодичность занятий: ___________________

Длительность: _________________

 

Результат мониторинга Виды музыкальной деятельности Проблема Решение
н.г. к.г. н.г. к.г.    
    1. Слушание музыки     1. Слабый интерес к слушанию музыкальных произведений

2. Затрудняется в определении характера и образа музыкального произведения

3. Ограниченный словарный запас

4. Затрудняется в определении жанра музыки

1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова

2. Музыкально-дидактические игры на определение характера музыки, развитие эмоций

3. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок

4. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти

    2. Пение     1. Не правильно передает мелодический рисунок песни

2. Слабый артикуляционный аппарат

3. Неправильно пользуется дыханием

4. Недостаточно развито чувство ансамбля

1. Упражнения на развитие слуха и голоса

2. Артикуляционная  гимнастика, упражнения для языка

3. Дыхательная гимнастика

4. Пение в ансамбле, упражнения на коммуникацию.

    3. Движение под музыку     1. Недостаточно развито чувство ритма

2Слабое слуховое восприятие музыки

3. Не согласованность движений с музыкой

4. Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня

1. Упражнения на развитие чувства ритма.

2. Музыкально-дидактические игры  

3. Развивающая предметно-пространственная среда, игры с предметами

4. Пластические этюды, танцевальное творчество

    4. Игра на детских музыкальных инструментах     1. Не владеет навыками игры на  д.м.и.

2. Не достаточно развито чувство ритма

3. Слабо проявляет интерес к музицированию

4. Затрудняется играть в ансамбле

1. Игры-упражнения

2. Муз-дид.игры на развитие чувства ритма

3. Просмотр презентаций с использованием ИКТ

4. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами

 

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей

Образовательная область «Музыка»

Фамилия, имя ребенка ________________

Группа______________

Цель маршрута: Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника, удовлетворение потребности самовыражения.

Задача: Амплификация развития (максимально обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности).

Периодичность занятий: ______________

Длительность: ______________

 

Результат мониторинга Виды музыкальной деятельности Проблема Решение Рекомендации
н.г. к.г. н.г. к.г.   Взаимодействие специалистов  и воспитателей групп; консультации с детским психологом; индивидуальные беседы с родителями
  • Посещение музыкальной школы
  • Посещение танцевально-хореографического кружка
  • Посещение театрализованной студии
  • Посещение вокальной студии
    1. Слушание музыки     Не умеет сдерживать эмоции, не способен к волевым усилиям, не может следовать социальным нормам и правилам поведения

 

    2. Пение     Отсутствует самоконтроль во время пения

 

    3. Движение под музыку     Не умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться их успехам

 

    4. Элементарное музицирование     Не умеет подчиняться правилам и социальным нормам

 

Индивидуальный образовательный маршрут

Образовательная область «Музыка»

Фамилия, имя ребенка: _______________

Группа:   старшая_______

Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника

Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка

Периодичность занятий: ___________

Длительность: _______________

 

Результат мониторинга Виды музыкальной деятельности Проблема Решение
н.г. к.г. н.г. к.г.    
    1. Восприятие музыки     1. Не сформирован навык культуры слушания музыки, музыкальная память

2. Не развито умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном

3. Не сформировано умение замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро)

4.  Не развита способность различать звуки по высоте

1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова

2. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок

3. Музыкально-дидактические игры на определение динамики, темпа, ритма, диатонического слуха

4. Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха

    2. Пение     1. Не сформирован навык выразительного пения

2. Не четко произносит слова

3. Неправильно пользуется дыханием

4. Не развит навык сольного пения без инструментального сопровождения

1. Музыкально-дидактические игры на определение настроения

2. Артикул. гимнастика, упражнения для языка

3. Дыхательная гимнастика

4. Упражнения на развитие слуха и голоса

    3. Движение под музыку     1. Выполняет движения не ритмично

2. Не умеет самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными фразами

3. Не ориентируется в пространстве, затрудняется выполнять перестроения

1. Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.

2. Музыкально-ритмические упражнения,

3. Игры на развитие ориентировки в пространстве

    4. Игра на детских музыкальных инструментах     1. Не владеет навыками игры на  д.м.и.

2. Не сформировано умение игры в ансамбле

1. Игры-упражнения

2. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами

 

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута заключаются: в открытости обязательных результатов обучения; возможности выбора учащимися уровня сложности; целесообразности сочетания различных форм организации учебной деятельности; организации дифференцированной помощи со стороны педагога; создании психологического комфорта обучающегося (воспитанника), учет его индивидуальных особенностей.

Применительно к дошкольному образованию точное определение индивидуального образовательного маршрута ребенка направленно на развитие индивидуальных способностей, реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (А.Н. Малышкина, И.Ю.Аршинова, Н.А.Рошаль).

Исходя из вышеизложенного, мы определяем индивидуальный образовательный маршрут ребенка, как персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании.

По нашему мнению, необходимо конкретизировать дефиницию - индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный творческий маршрут. В своей работе З.А.Ермакович отмечает, что даже очень "тусклые" дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать, у них появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового, они обретают опыт творчества.

Признавая правомерность данных положений, мы приходим к выводу, что при формировании базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста рождаются и развиваются воображение и основанное на нем творчество. Именно творчество, которое, существует еще в неразвитой форме, позволяет детям дошкольного возраста самостоятельно выходить за пределы познаний, полученных от взрослых, создавать новый продукт. При этом возрастает значение педагогического сопровождения ребенка в творческой деятельности.

Объединив понятия, мы считаем, что индивидуальный образовательно-творческий маршрут развития ребенка дошкольного возраста должен включать в себя сочетание разных видов деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования его собственного опыта. Музыкальный руководитель должен обеспечить ребенку преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия проблемной ситуации и творческой деятельности, атмосферу благожелательности, принятия ребенка.

Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить ребенку спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Под выбором индивидуального образовательно-творческого маршрута развития ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности, мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности мотивации детей выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные и творческие интересы воспитанников.

Ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому индивидуальные занятия я составила в системе дидактических игр, с требованиями в "зоне ближайшего развития", в процессе которых ребенок исследует проблемные ситуации, выявляет существенные признаки и отношения, соревнуется, делает "открытия".

В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированные воздействия взрослого с ребенком и детей между собой. Ребенок не замечает, что идет обучение - он перемещается по залу, работает с наглядностями (картины, карточки с изображением птиц, насекомых, животных, растений, природы; карточки с изображением персонажей песни; карточки с цветом: красный, синий, желтый, зеленый); фланелеграфом, атрибутами (корзинки, игрушки, колокольчики). Я стараюсь строить индивидуальную работу так, чтобы вся система организации занятия воспринималась ребенком, как естественное продолжение его игровой деятельности.

Проводя занятие, я стараюсь органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, передать виды и формы организации учебной деятельности. В самом начале занятия, с помощью упражнений ("Солнышко и тучка", "Солнечный зайчик", "Корабль и ветер"), вместе с воспитанниками настраиваемся на рабочее настроение. Это позволяет направлять внимание детей на решение учебных задач, приучать их организовывать и планировать свою деятельность.

Большое значение, во время занятий я уделяю словесным указаниям, устным упражнениям, играм, при этом опираюсь на ранее полученные детьми представления. Также уделяю внимание формированию умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Воспитанник выполняет определенные действия в уме, мысленно обдумывает ход решения. Использую прием активизации мышления, пробуждение задавать вопросы друг другу. Побуждать дошкольников объяснять, рассуждать, доказывать, давать развернутые ответы. Выполнив правила игры на занятии, они каждый раз рассказывают, что и как выполняли, что получилось в результате. Я постоянно контролирую ход усвоения знаний, умений и навыков ребенком. Это позволяет мне судить о том, как воспитанники поняли и усвоили материал. Не спешу им давать новый материал, а даю возможность как можно лучше разобраться в изученном. Постепенно увеличиваю объем полученных заданий. Выполняя их, ребенку приходиться ориентироваться на все большее число признаков и выполнять все большее количество действий. На своих занятиях использую упражнения и игры, которые несут учебную нагрузку, такие как ("Капельки", "Картина оживает", "Запомни цифру", "Шарики летят", "Найди свой цвет", "Где бывали?", "Конкурс лентяев", "Медвежата в берлоге", "Три характера"). При этом дети дошкольного возраста приучаются работать сосредоточенно, уплотненно развивается его работоспособность.

Во время занятий создаю и поддерживаю у воспитанников радостное настроение. Укрепляю их веру в себя, хвалю, глажу по голове с учетом индивидуальных особенностей детей. Эмоционально и искренно радуюсь малейшему успеху, предлагаю порадоваться за себя. Именно поэтому на занятиях часто предлагаю похлопать в ладоши после правильного выполнения задания.

Это способствует развитию у ребенка самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Приучаю детей быть внимательными на занятиях, находить и исправлять, как свои, так и ошибки других ребят.

Таким образом, для успешной организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей использую следующие методы обучения.

Методы: словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, частично-поисковый, репродуктивный, руководство под руководством педагога-психолога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.

На занятиях использую разнообразный демонстрационный материал дидактические и подвижные игры, упражнения, этюды, карточки на цвет, карточки с изображениями животных, птиц, насекомых, растений, природы, игрушки.

Организация всей работы по созданию необходимых условий для полноценного физического, психологического и эстетического развития детей принадлежит всему педагогическому коллективу. Между всеми специалистами педагогом-психологом, инструктором физического воспитания, музыкальным руководителем и воспитателями установлена тесная связь (формы взаимодействия: педагог – педагог, педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – родитель).

В своей работе придерживаюсь ФГОС, в основе которого заложены следующие основные принципы:

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, к следующему периоду;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогов и детей;

- уважение личности ребенка;

- реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

На основании ФГОС учитываю:

- индивидуальные потребности ребенка;

- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

В перспективе планирую уделить в своей работе особое внимание работе с родителями. Так как считаю, что успех в воспитании и развитии детей дошкольного возраста может быть только тогда, когда ему будут помогать родные дома.                        

 

Перспективный план работы музыкального руководителя с воспитателями и родителями 2014-2015 уч. год.

 

Месяц Работа с воспитателями Работа с родителями
Сентябрь Игры детей на музыкальных занятиях;

Музыкальные ритмические движения;

Цикл консультаций по теме: «Присутствие музыки во всех видах деятельности детей»

("Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи")

Музыкотерапия;

Музыкальное воспитание в детском саду.

Октябрь Театрализация на занятиях;

Правила игры на детских музыкальных инструментах.

Цикл консультаций по теме: «Присутствие музыки во всех видах деятельности детей»

(«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»)

Слушание музыки дома;

Музыка в общении с ребенком (советы родителям)

Ноябрь Музыкальное воспитание и значение его в жизни маленького человечка;

Развитие воображение детей через прослушивание музыкального произведения.

Внешний вид детей на музыкальных занятиях;

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.

Декабрь Межпредметные связи (музыка и математика, музыка и поэзия, музыка и правописание, музыка и дисциплина);

Воспитатель на музыкальном занятии.

Приобщайте детей к музыке;

Музыка лечет;

Влияние музыки  на психику ребенка.

Январь Семь цветов музыки;

П.И. Чайковский детям (памятка по слушанию);

Психогимнастика на занятиях.

Цикл консультаций по теме: «Присутствие музыки во всех видах деятельности детей»

(Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное состояние ребенка.)

Музыка на кухне (даже кухонная посуда может быть музыкальным инструментом);
Февраль Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, через реализацию инновационных подходов в проведении праздников.

Цикл консультаций по теме: «Присутствие музыки во всех видах деятельности детей»

(Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.)

Поем с малышом;

Правила поведения родителей на детском празднике;

«Секреты волшебницы-релаксации»

 

Март Музыка и танец, как одна из форм оздоровления;

«Мышление – основа интеллекта»;

Цикл консультаций по теме: «Присутствие музыки во всех видах деятельности детей»

(Музыка в повседневной жизни детей)

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье;

Музыка и речь (рекомендации и анкетирование).

Апрель Музыкальное развитие;

Рекомендации по изготовлению экспериментальных  инструментов (шумовые музыкальные инструменты, совместное творчество взрослого и ребенка).

Пойте своему ребенку перед сном (народные колыбельные);

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Май Б.М.Теплов «Психология музыкальных способностей и одарённости детей»;

Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста

Музыка в развитии детей;

Музыкальное развитие в семье (методы);

Музыкотерапия.

 

Список литературы:

1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группа / Анисимова Г.И. Худож.: Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития - 2007. - с 96.

2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - с 291.

3. Детская психология: Методические указания. / Автор - составитель Р.П. Ефимкин. - Новосибирск: Научно-учебный цент психологии НГУ, 1995. - с 42.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - Ростов н/Дону, Феникс, 2005. - с 536.

5. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. // - М.: Наука, 1981. - с 458.

6. Немов Р.С. Психология образования. - М.: Просвещение-ВЛАДОС, 1995. - с 496.

7. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - с 160.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие «Фартук для повара»

Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема «Автоматизация звука Ж в слогах…

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема «Автоматизация звука Ж в слогах и словах» Цель: Закрепить произношение звука Ж в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...

Читайте также

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ Метод обучения - это способ взаимодействия педагога с обучающимися, в результате которого...

Эффективные механизмы вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста…

Эффективные механизмы вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ Современное общество ставит перед образовательной системой задачу создания условий...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...