Сайт для воспитателей детских садов



Конспект познавательно-исследовательской НОД на тему:
«Знакомство с гончарным промыслом и народной игрушкой г. Задонска»

 

Программные задачи:

- познакомить детей с гончарным промыслом г.Задонска (фотовыставка), с мастером гончарного промысла Алехиным А.В., художниками гончарного промысла Ряжских В.М. и Чурсиной Н.В.;

- вызвать интерес к предметам гончарного промысла и народной игрушки;

- расширять и обогащать словарный запас речи детей: гончарный круг, му­фельная печь для обжига, глазурь; развивать познавательные интересы детей;

- воспитывать чувство гордости за земляков - народных умельцев.

Материал: посылка-сундук, предметы гончарного промысла мастеров г.Задонска (кружка, кувшин, корчага, блюдо), народные игрушки - свистульки (петушок, жаворонок, бык, баран), современная посуда (чашка, тарелка, кувшин, кружка).

Интеграция образовательных областей:

Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Художественное творчество, Познавательно-исследовательская.

 

Содержание НОД

Игровая мотивация.

Почтальон приносит в детский сад посылку -сундук без обратного адреса.

- Как узнать, откуда пришла посылка?

Дети размышляют: спросить у почтальона, открыть и посмотреть, что лежит в сундуке.

- Какой мы выбираем вариант? (Открыть.)

Дети открывают сундук и достают из него изделия гончарного промысла: кружка, кувшин, корчага, блюдо.

- Как вы думаете, кто прислал нам эти изделия? Как узнать? Каков будет план наших действий? (Дети рассматривают все предметы народного промысла, сравнивают их с фабричными образцами современной посуды.)

Проводится дидактическая игра «Найди отличия».

Приходим к выводу, что изделия из сундука ручной работы мастеров.

- А мастера эти живут у нас в г.Задонске и работают в гончарной мастер­ской. которая расположена на территории краеведческого музея. Они и прислали нам посылку-сундук. А где можно разместить эти изделия гон­чарного промысла, чтобы дети нашего детского сада могли с ними знако­миться?

(Происходит дискуссия, дети предлагают различные варианты, приходят к единому мнению.)

- Лучшее место для этих красивых предметов - Центр краеведения (располагают предметы на полочках).

Вам интересно узнать о мастерах, которые изготовили изделия? Тогда пройдем на фотовыставку.

Рассказ воспитателя:

Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Задонском крае. Изготавливались тогда предметы домашнего обихода и продавались на рынке. Позже с появлением фабрик о гончарном промысле забыли. И только в наше время возобновилась работа гончарного мастерства на территории крае­ведческого музея. В гончарной мастерской работает мастер народных изделий - Алехин Александр Васильевич, художники гончарного про­мысла Ряжских Владимир Михайлович и Чурсина Надежда Викторовна (рассказ сопровождается показом фотографий).

Они сами сконструировали гончарный круг с электрическим приводом и с его помощью изготавливают изделия из разных сортов глины.

Обратите внимание на фотографии предметов народного быта, назовите их и расскажите, для чего они предназначены. (Ответы и рассказы детей.)

Особенностью украшения изделий народных мастеров является метод процарапывания по необожженному предмету, раскрашивания гуашью, покрытие глазурью внутренней части предметов и затем обжиг в му­фельной печи.

Вновь привлекаю внимание детей к посылке-сундуку:

- Оказывается, наш сундук - волшебный! У него есть второе дно! Хотите посмотреть, что там спрятано? (Достаем игрушки народного промысла: свистульки разной формы.)

Эти игрушки прислала нам Надежда Викторовна Чурсина - художник гончарного промысла. Она занимается лепной керамикой народной игрушки.

Дети рассматривают игрушки, называют их.

- Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими полосками.

- Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)

- Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук (прослушивают звучание каждой игрушки, останавливаемся на свистульке-жаворонке).

- Вот свистулька - жаворонок, на своих крыльях настоящая птица - жаворонок приносит долгожданную весну, которую мы встречаем песнями и выпеканием пирогов в виде птичек. Жаворонки живут в полях среди хлебов, трудится вместе с человеком.

А вы хотите посвистеть, весну покликать? Возьмите свистульки и все вместе посвистим.

Читаю закличку:

Весна, весна яркая,

Пришла весна красная,

Птицы громко поют,

Громко, спать не дают.

Сегодня я рассказала вам о творчестве народных умельцев земли задонской. А в следующий раз мы пойдем с вами на экскурсию в гончарную мастерскую, где вы сами познакомитесь с мастерами и понаблюдаете процесс изготовления изделий народного промысла.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Нина
    Спасибо за консультации мне помогут в работе с родителями.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...