Сайт для воспитателей детских садов



План – конспект совместной деятельности педагога - психолога и детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Дорога добра»

 

Цели:

1. Сохранение психологического здоровья детей через развитие навыка свободного общения с окружающими.

2. Создание условий для накопления положительных эмоций и чувств у детей.

 

Образовательная область

Задачи

Целевые ориентиры

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-воспитательные

«Социально-коммуникативное развитие»

Корректировать и развивать у детей навыки конструктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности с взрослым и сверстниками.

Развивать у детей способности понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей.

Сформировать у детей первичные представления о нравственных нормах и ценностях, принятых в обществе на примере сказочных героев и сказочного царства.

Воспитывать у детей навык здороваться и прощаться с окружающими.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям сказки, доброжелательность в общении с окружающими людьми.

.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Может соблюдать правила личной гигиены.

«Речевое развитие»

Корректировать и развивать у детей умение свободно высказывать своё мнение в процессе совместной деятельности.

Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый

Воспитывать у детей навык внимательно слушать собеседника, не перебивая его.

Ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств.

«Познавательное развитие»

Развивать у детей любознательность и познавательную мотивацию; воображение, фантазию и творческую активность; произвольное внимание и память.

Обогатить жизненный опыт детей посредством сказки.

Сформировать у детей первичные представления о причинах и следствиях негативных эмоций на примере сказочного героя.

 

Ребёнок проявляет любознательность, пытается экспериментировать, обладает развитым воображением.

«Физическое развитие»

Развивать у детей координацию движений, мелкую моторику рук. Снять мышечное напряжение.

   

У ребёнка развита мелкая моторика, он подвижен, может управлять своими движениями.

 

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация, круги из зеленой бумаги, два мостика: желтого и синего цвета; наборы для развития мелкой моторики (бусинки), набор сюжетных картинок к сказке «Гадкий утенок», воздушные шары по количеству детей, маркеры разных цветов, наклейки – сердечки по количеству детей.

 

Ход НОД

 

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1. Приветствие психолога детям:

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова встретится с вами. И сегодня к нам пришли гости, чтобы увидеть, что интересного у нас здесь происходит. Вы не против? Тогда давайте поприветствуем гостей.

2.Приветствие детей гостям.

Под музыку в группу, в сопровождении воспитателя, проходят дети и встают в круг.

Дети здороваются с гостями:

- Здравствуйте, мы очень рады Вас видеть у себя в гостях.

Позитивный настрой на занятие; создание атмосферы психологического комфорта.

2. Ритуал приветствия:

3. Упражнение «Доброе сердце»: А теперь ребята, как обычно в начале, нам необходимо зарядить добром наше волшебное сердечко. Мы поприветствуем друга слева, обратимся к нему ласковым именем (можно несколько вариантов) и скажем ему комплимент, а затем передадим ему сердечко. Так мы поприветствуем всех по кругу, пока круг не сомкнётся.

Речёвка: Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука.

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу вам не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки -не бросятся в драку.

Добрые руки- погладят собаку,

Умные руки- умеют лечить.

Чуткие руки- умеют любить.

Пример: «Саша, Сашенька, Сашуля, какие у тебя лучистые глазки!»

Расширение и обогащение речи словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие связной речи; -воспитание доброжелательных отношений, навыков взаимодействия и сотрудничества.

4. Читает притчу «Две свечи» (слайд 1,2) (см. в приложении), раздает наклейки-сердечки.

Слушают педагога, рассматривают презентацию.

Развитие слухового внимания, воображения,способности к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества.

5. Открывает письмо от Герды (слайд 3, 4)

6. Предлагает отправиться в сказочное царство, но пройти нужно через болото, Как это с делать? Пройти по кочкам нужно парами.

Дети умеющие читать - читают письмо от Герды, обсуждают, высказывают своё мнение. (слайд 5, 6)

Обсуждают в парах как можно пройти. Идут в царство через болото по кочкам - парами

Интерес к предстоящей деятельности

Умение работать согласованно в паре

7. Предлагает, озвучивает задания, помогает, раздает материал:

1) – Вот мы и пришли в сказочное царство и перед нами карта. Первое задание в сундучке, давайте посмотрим, что же там. А там гномы. В какой сказке есть герои-гномы? Снежная королева заколдовала гномов, перепутала их чувства, забрала все цвета. Они не понимают, что чувствуют, поэтому не могут управлять своими чувствами.

2) Молодцы! Вы выполнили первое задание и теперь гномы рядом с Белоснежкой. Давайте посмотрим 2-е задание. Снежная королева перепутала сюжет сказки «Гадкий утенок», и утенок навсегда может остаться гадким утенком и не превратиться в прекрасного лебедя.

4) Рассказывает, подводит детей к выполнению психогимнастики.

5) Раздает детям нитки и бусинки.

6) Раздает детям листочки с пословицами, помогает прочитать.

7) предлагает детям составить предложение из слов.

8) Включает фильм – презентацию «Сказки гуляют по свету»

Подводит детей к тому, что все задания выполнили, в сказках навели порядок, Кай с Гердой вместе (слайд 26, 27). Предлагает вернуться в детский сад через волшебный лес. (см. в приложении)

Дети выполняют задания: (слайды 7-14)

1. «Гномики» - узнать настроение гномиков. Называют сказку в которой есть герои гномы, рассматривают, определяют настроение, чувства, которые испытывают гномы.

Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

2. Восстановить сюжет сказки «Гадкий утенок» (слайды 15, 16).Дети раскладывают сюжетные картинки по порядку и проверяют правильность, рассказывая сказку кратко.

Развитие долговременной памяти, умение отвечать полным ответом.

3. «Мостики». Дети определят мостики «радости» и «грусти» по цвету, характеру музыки, выбирают по какому мостику хотят пройти, изображая мимикой, жестами эмоции. (слайд17)

Развитие у детей умения выражать эмоциональное состояние различными способами: вербально, мимикой, жестами.

4. Упражнение «Отдых на берегу реки» (слайд 18). Дети лежат на ковриках и слушают педагога. (см. в прил.)

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании, напряжение и расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и эмоционально расслабление и успокоение

5. «Бусы для Золушки» - у золушки рассыпалось ожерелье перед входом во дворец, она расстроилась. Давайте поможем ей собрать ожерелье.(слайд 19-20)

Развитие мелкой моторики, внимания, активизация мозговой деятельности.

6. Упражнение добрые пословицы: Дети получают листочки с началом пословицы, должны ее продолжить. За помощью нужно обратиться к взрослым. (слайд 21-22)

Развитие умения взаимодействовать со взрослыми.

7. «Составь предложение» (слайд 23-24) - на льдинках написаны слова «зло», «добро», «побеждает». Нужно составить предложение. Дети составляют предложение и дружно его произносят – включается презентация «Сказки гуляют по свету». (слайд 25)

 

8. Дети смотрят презентацию, делятся впечатлениями.

Возвращаются в детский сад через волшебный лес.

 

- Вы были дружными, активными преодолели все препятствия! Скажите, что было самым трудным, а что самым радостным в дороге? Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. И я вам предлагаю нарисовать свое настроение на шарике (шарики раздаются)

Сидя за столом, дети рисуют свое настроение.

Развитие способности обозначать свое эмоциональное состояние схематическим изображением - графическим образом.

Наша встреча подходит к концу…Встанем в круг Упражнение «Доброе сердце»: А теперь ребята, прощаясь мы зарядимся добром от нашего волшебного сердечка. Прижмите его к груди и улыбнитесь всем окружающим вас, затем передайте его другу слева и так пока наш круг дружбы не сомкнётся.

Выполняют ритуал прощания.

Сплочение группы

 

Приложение:

 

1. Педагог-психолог : Ребята, сегодня утром я прочитала притчу о двух свечах. И мне захотелось рассказать ее вам. Послушайте.

"Жаль мне тебя", - сказала не зажжённая свеча своей зажжённой подруге. "Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены". Ответила горящая свеча: (экран). Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но (Щелчок) от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. Я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаза ребёнка, а ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя?

Я бы хотела, чтобы в вашей душе никогда не потухал огонь доброты, любви и милосердия, поэтому я приготовила для вас огоньки добра, пусть они всегда будут с вами, как напоминание о доброте души человеческой.

 

2. «Мостики»

Педагог-психолог:

- Посмотрите, мы оказались с вами у молочной речки- кисельных берегов.

- Как же через нее перебраться?

- Правильно речку можно перейти по мостику.

- Через речку переброшены два моста: мостик радости и мостик грусти. (Подходят к мостикам.)

- Ребята, вам надо определить какой из них мостик радости, а какой грусти. А поможет вам в этом музыка и цвет мостика. (Включается музыка Чайковского «Болезнь куклы» и Глинки «Руслан и Людмила».) Затем дети дают ответы, характеристики музыки.

Радостная музыка – праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая.

Грустная музыка – тоскливая, унылая, трагическая.

- Как вы думаете, какой по музыке и цвету, мостик радости, а какой грусти? А почему вы так считаете? Каждому из вас предлагаю выбрать мостик, по которому вы бы хотели пройти. А пройти по ним не сложно, нужно с помощью лица, мимики показать эти чувства. (Дети выбирают мостик и с помощью мимики и голоса показывают чувства.)

- Мы благополучно перебрались через молочную речку.

 

3. Упражнение «Отдых на берегу реки», музыкальное сопровождение: музыка из кинофильма «Профессионал», Э. Мариконе (метод психогимнастики: психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании, напряжение и расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и эмоционально расслабление и успокоение). Дети лежат на коврике.

Ложитесь поудобнее… Солнце светит ярко – закройте глаза от солнца…Расслабьтесь… Солнышко стоит высоко в небе и греет вас жарко-жарко… Подставьте свой подбородочек солнцу… Вдохните глубоко свежий запах реки… Задержите дыхание… А теперь выдохните… Летит жучок, хочет сесть на ваш язычок. Подразните жучка – покажите ему язычок, я теперь быстро спрячьте… Крепко закройте ротик… Двигайте губками – прогоняйте жучка… А теперь вдохните глубоко соленый воздух и с силой выдохните…Жучок улетел… А теперь наш носик загорает – подставьте его солнышку, приоткройте ротик…Летит бабочка, выбирает, на чей же носик ей присесть… Сморщите носик, задержите дыхание… Выдохните… Бабочка села к вам на бровки и хочет покачаться на них, как на качельках. Покачайте ее…Бабочка улетела… А теперь ручки вытянем и погреем их… Покажите ладошки солнышку…Опустите…На пальчики ваших ног залез муравей и бегает по ним. А теперь почувствуйте, на каком пальчике он сидит… Задержите дыхание… Сбросьте муравья и выдохните…Отдыхайте… А теперь глазки можно открыть на счет 1, 2, 3 и медленно встать.

 

4. Упражнение добрые пословицы : Дети получают листочки с началом пословицы, должны ее продолжить. За помощью нужно обратиться к взрослым:

  • Жизнь дана… (на добрые дела).
  • Доброе сердце… (лучше богатства).
  • При солнышке тепло… (при матушке добро).
  • Доброе слово… (и кошке приятно).
  • Не ищи красоты… (ищи доброты).
  • Не одежда красит человека… (а его добрые дела).

5. «Дорога через волшебный лес».

 

Список использованной литературы:

1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / Автор – составитель И. А. Пазухина – Спб.: 2004.

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: 2004.

3. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: 2001.

4. Крюкова С. В., Слободянник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: 2005.

5. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

7. Клименкова О. Игра как азбука общения. – Дошкольное воспитание, 2002, №4, стр.7.

8. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. Эмоциональное развитие дошкольников. Издательство Академия. 2003.

9. Юрчук Екатерина. Эмоциональное развитие дошкольника. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2008 г.

10. Программы «Я, ты, мы. Социально-эмоционального развития детей от 3 до 6 лет» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Москва. Просвещение. 2004.

 

К работе прилагается презентация.

1 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт