Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста

 

Педагогическая наука постоянно развивается. На сегодняшний день педагоги и воспитатели имеют доступ к широкому спектру методического инструментария в работе с детьми. Однако стоит отметить, что зачастую различные инновационные техники под своей основой имеют хорошо знакомые и проверенные методики, несколько модифицированные, согласно современным технологиям и особенностям развития современных детей.

Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкольников в первую очередь характерен тенденциями к развитию мелкой моторики рук, речи, моторной и зрительной координации, выразительности движений и повышению сенсорного восприятия, когда ребенок познает мир ощущая предметы тактильно.

В своей работе я стараюсь применять как новые методики, так и хорошо апробированные. Одним из любимых занятий моих воспитанников является тестопластика. Преимуществами данной техники является ее доступность, вариативность, простота и относительная дешевизна. Детям, почти всем без исключения, нравится лепить своими ручками различные фигурки. Тесто, в отличии от пластилина, более приятное на ощупь, обладает большей пластичностью (более податливо), ему можно придать желаемый цвет, а также с бытовой точки зрения оно более безвредно для ребенка и легче поддается очищению.

Лепка из соленого теста направлена на развитие воображения детей, способствует повышению вариативности мышления, а также развитию восприятия, реализации творческого потенциала ребенка. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, объемом, формируют образ предмета, развивают пальчики, что также способствует развитию речи, развивают наблюдательность, мышление, внимание, эстетическое восприятие, снижают стереотипичность мышления. Работа с тестом всегда приносит детям радость. Технические сложности, возникающие при воспроизведении каких либо фигурок, развивают у детей трудолюбие, настойчивость в достижении цели, а при их преодолении эмоциональное удовлетворение и уверенность в своих силах.

В процессе работы мы всегда ведем беседы с детьми. Выбор такой игровой организации стимулирует речевую активность детей, способствует расширению словарного запаса, речевому подражанию. Ребенок придумывает различные игровые ситуации с персонажем, который лепит из теста, наделяет его качествами, характером. Все это способствует процессу самораскрытия ребенка, а также бессознательному отреагированию негативных эмоций, снятию психических защитных механизмов в процессе творчества.

Тестопластика рекомендована преимущественно для занятий с детьми 4-7 лет.
Тесто для занятия приготовить очень легко. Для этого вам понадобятся 2 стакана муки немного сухого крахмала для повышения эластичности, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, а также 2 столовые ложки клея ПВА. При желании можно добавить немного растительного масла или пищевые красители, но если вы предпочитайте раскрашивать поделки после выполнения, можете воспользоваться техникой смешивания цветов для получения необходимого оттенка или цвета, что будет очень интересно и познавательно для детей.

Необходимый цвет:
Голубой = синий + белый
Розовый = белый + красный
Фиолетовый = синий + розовый
Зелёный = голубой + жёлтый
Оранжевый = жёлтый + красный
Коричневый = зелёный + красный
Изумрудный = зелёный +синий
Телесный = светло – розовый +чуть-чуть желтого

Солёное тесто должно быть плотным. После замешивания рекомендуется на 2-3 часа поместить тесто в холодильник, в полиэтиленовом пакете.

В процессе непосредственной работы с тестом вы можете использовать различные предметы для декорирования (бусины, пряжу, бисер, различные природные материалы – веточки, травинки, цветы, семена), соединяя их с тестом с помощью клея ПВА. Не забывайте о технике безопасности; перед началом работы рекомендую провести с детьми мини-лекцию или видео урок о правилах работы с тестом и правилах гигиены после его использования.

Стоит отметить, что при использовании тестопластики нет конкретного и точного алгоритма использования методики. Приняв данную технику за основу вы можете разнообразить ваше занятие с детьми, выбрав интегрированный метод, добавить какие либо новые детали, усовершенствовать способ декорирования и так далее. Все зависит от вашей фантазии и желания ваших воспитанников.

Стандартный набор материалов для работы с соленым тестом включает в себя: емкость с водой для смачивания рук, кисточки, гуашь или акварельные краски, доску для лепки, пластмассовые ножи и стеки, маленькие скалки, различные формочки.

Вашему вниманию я предлагаю собственное тематическое планирование, которое вы можете взять за основу, а в последствии изменить или модифицировать.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и...

Дидактическая игра «Какой вкус?»

Дидактическая игра «Какой вкус?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какой вкус?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...

Педагогический проект «Кем быть?»

Педагогический проект «Кем быть?»

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...