Научно-методическая разработка на тему:
«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста»

 

Введение

«Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека и деформируют его личностное развитие».

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность

Актуальность объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых в начале ХХ I века проблемы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности приобрели глобальный характер, от их решения зависят не только условия жизни населения, развитие экономики, но и само существование настоящего и будущего поколений. Сложная экологическая обстановка в мире диктует необходимость всё более настойчиво совершенствовать экологическое образование и просвещение. В этой связи Ю.А.Шаронова отмечает: «Экологическое образование – важная социальная задача, без решения которой трудно представить возможность реального развития гармонических взаимоотношений общества и природы. Обращённость к экологическому образованию обусловлена реальной экологической опасностью, которая является следствием нарастающего вмешательства человека в природу. Одним из важнейших путей решения этой проблемы является воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к природе, сформированность экологического мышления, экологической культуры в целом».

Во-вторых, сегодня в дошкольном образовании приоритетным становится компетентностный подход. Цель его реализации -компетентный выпускник образовательного учреждения. При этом в качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенных детьми знаний, но и способность действовать в конкретных жизненных ситуациях, в том числе – определять свои стратегии взаимодействия с природой.

В настоящее время компетентностный подход следует рассматривать в качестве теоретико – методологического, нормативно – правового базиса, результативно – целевой основы модернизации образования в целом и экологического образования в частности.

Особую актуальность придаёт то обстоятельство, что речь пойдёт о формировании экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Актуальной составляющей экологической культуры личности является экологическая компетентность, которая проявляется в демонстрируемых учащимся умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами, организациями. Экологическая компетентность предполагает грамотное и гуманное отношение к природе, мобилизацию усилий к разрешению экологических проблем, соотнесение своих целей и способов жизнедеятельности с потребностями общества и природных сообществ.

Проблема:

- как формировать экологическую компетентность подрастающего поколения?

Нормативные документы:

- стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения, 2010г.;

- санитарно - эпидеомологические правила и нормы, 2010г.;

- концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.;

- концепция модернизации ДОУ, 2012г.

Противоречия:

- между необходимостью формирования экологической компетентности специалистов и неразработанностью организационно-педагогических и методических мер в теории и практике экологического образования и воспитания;

- между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью;

-потенциальными возможностями игровой деятельности в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности;

- обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей режиссерской игры в данном процессе.

Цель:

- выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Уточнить сущность, структуру, содержание экологической компетентности старших дошкольников;
  2. Проанализировать динамику уровня сформированности экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать систему игр экологического содержания;
  4. Создать новую экологическую эону (экологическую тропу);
  5. Включение семьи в социальное партнёрство.

Основная часть

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Особое значение для реализации компетентностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшей группы имеет концепция воспитания экологической культуры, в которой сформированы положения о самоценности экологической культуры личности, развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.

Чтобы определить уровень экологической компетентности детей старшей группы, мы провели мониторинг эффективности деятельности по формированию экологической компетентности по следующим направлениям:

- Обследование уровня  экологического  развития детей (неживая природа, многообразие растительного мира, многообразие животного мира, сезонные изменения в природе, человек, отношение  дошкольников  к природе).

- Оценка профессиональных знаний  и  умений воспитателя.

- Экспертиза состояния предметно-развивающей экологической среды в группе

- Удовлетворённость родителей результатами работы по формированию  экологической   компетентности .

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • педагог - родитель;
  • педагог - ребенок - родитель.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания», мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Работа по экологическому воспитанию осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов детской деятельности.

В совместной деятельности с детьми оформили уголок природы, огород на участке и на подоконнике. В результате проектной деятельности учимся самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий. На территории участка детского сада совместными усилиями была создана экологическая тропа. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении. Дает возможность воспитывать ребенка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, формирует систему экологических знаний и представлений.

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность, познавательные беседы, творческие задания, экскурсии, прогулки в природу, исследования, экспериментирование, проектирование и т.д.

Заключение:

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Таким образом, для реализации компетентностного подхода в процессе экологического воспитания детей, мы наметили следующую перспективу работы:

- разработка и применение в системе воспитания дошкольников игр экологического содержания;

- определение новых подходов в экологизации детского сада;

- подготовка статей, отражающих основные принципы деятельности по формированию экологической компетентности детей старшего дошкольного возраста

- осуществление преемственности и непрерывности экологического образования.

 

Библиография

  1. Концепция модернизации ДОУ, 2012г.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. №16 62-р).
  3. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А «Программа развития и воспитания в детском саду». Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2010г
  4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас». Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
  5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. №03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2010г. №655 «Об утверждении и внедрении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  7. Санитарно-эпидеомологические правила и нормы СаНПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г.
  8. Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения на 2011-2020 гг. от 25.02.2011г. №57.
  9. Федеральный закон «Об образовании» от 01.12.2007г. №309-Ф3, статья 9, пункт 6.2.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека»

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека» Цель: расширить представления детей о внутреннем строении человека. Задачи. Обучающие: - обобщить знания детей о внутреннем строении человека:...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

Читайте также

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе…

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...

Сценарий рождественского праздника «И дети снова славят Бога»

Сценарий рождественского праздника «И дети снова славят Бога» Надежда Васильевна: Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! С праздником всех Вас! С рождеством...