«Технология изготовления авторской куклы-марионетки»

 

Введениекукла-марионетка

«… Всё началось с того, что у Надежды родился Марик — её младший сын и «главный помощник». В декрете она научилась вязать, а потом появились сны про больших кукол. (Менделееву ведь тоже приснилось однажды — и стал знаменитым).

Итак, таланту стало тесно, и началось бурное творчество… пряжа, нитки и крючки мелькали в её руках. Одна за другой появлялись всё новые яркие и весёлые игрушки, которым в свою очередь стало тесно дома. Поехали на «Сибирскую ярмарку» — получили серебряную медаль и диплом «Уникальные куклы». Затем побывали в Петербургском музее кукол и в Германии на выставке.

Следующим шагом было получение авторского патента, так как Надежда Боднарь обладает уникальной технологией изготовления кукол: форма головы у них как у человека, есть подбородок, глаза с веками и так далее. Всего один шаг в квартиру удивительного мастера — и будто попадаешь в царство кукол. Они везде: на стенах, на полках, на мебели. Сидят и наблюдают. Надежда берёт марионеток в руки, и они оживают — начинают весело танцевать ламбаду» - это строки из телерепортажа об истории возникновения кукол – марионеток в жизни Надежды Боднарь.

Марионетка – это кукла, которая двигается при помощи нитей. 

Кукла, как правило, практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

Для изготовления авторской куклы – марионетки я использую смешанную

технологию. Предлагаю Вам научиться изготавливать текстильные куклы – марионетки. А поможет нам в этом: клубочек ниток, маленький крючок и лоскутки ткани, которые таят в себе неограниченные возможности. Технология изготовления кукол на столько проста, что ею может овладеть любой!

Актуальность:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к текстильной авторской кукле, мои коллеги по ДОУ с осторожностью воспринимают куклу – марионетку как привлекательную развивающую игрушку. Я чувствую, что моя авторская технология подтолкнет коллег к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.

И я полна решимости донести ее до как можно большего числа педагогов и детей.

Цель:

Пробуждение интереса к народному творчеству через рождение на свет авторской куклы – марионетки.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать основы вязания крючком.
  2. Сформировать навыки шитья.
  3. Сформировать умение самостоятельно создавать эскизы и выкройки одежды куклы – марионетки.
  4. Формировать цветовое представление.
  5. Научить думать самостоятельно, находить способы решения задач по изготовлению собственных моделей кукол - марионеток.
  6. Сформировать навыки создания текстильной скульптуры головы, тела.
  7. Оживить куклу – марионетку.

Развивающие:

  1. Развить художественный и эстетический вкус.
  2. Развивать творческие способности через приобретение ремесленнических навыков художественного труда.
  3. Развить познавательную обучаемость в процессе владения навыками кройки, шитья и вязания крючком.
  4. Развивать сенсорные и моторные навыки.
  5. Развить (повысить) самооценку за счет осознания собственной значимости.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
  2. Воспитать чувство собственного достоинства.

 

кукла-марионетка

 

Основы вязания крючком

Учиться вязать лучше из светлой или яркоокрашенной пряжи средней толщины. Клубок для вязания должен находиться слева от вас, а нитка — на пальцах левой руки. Основными элементами вязания крючком являются: цепочка (воздушные петли), полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли.

Цепочка служит начальным рядом вязания. На конце крючка надо сделать петлю.

Для этого введите крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверните его вместе с нитью: на крючке образуется петля, а под ним перехлест. Слегка растяните петлю и прижмите перехлест большим пальцем левой руки к указательному. Снова введите крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив ее, протяните в образовавшуюся петлю. Отпустите большой палец с перехлеста и затяните петлю. Так повторяйте до тех пор, пока не свяжете цепочку нужной длины. Вяжите медленно и аккуратно. Если она получилась неровной, не ленитесь, распустите и перевяжите. Ведь от того, какая будет цепочка, во многом зависит красота всей работы.

Полустолбик служит, как правило, для замыкания цепочки в кольцо. Для его провязывания сначала крючок, на котором находится последняя петля в цепочке, введите в первую петлю, на крючке образуется две петли. Затем накиньте нитку на крючок и протяните ее через обе эти петли.

Столбик без накида. Связав цепочку, введите крючок в третью петлю (отсчет ведут на­чиная с петли на крючке) и, накинув нить на крючок, протяните ее через эту петлю. На крючке появятся две петли. Снова накиньте нить на крючок и протяните ее через две петли, находящиеся на нем. Так вяжите до конца ряда, вводя крючок последовательно в каждую петлю цепочки. Поверните вязание и свяжите одну воздушную петлю - это нужно для высоты ряда и еще для того, чтобы край работы был ровным. Дальше все ряды вяжите такими же столбиками.

На схемах петля на крючке и петли для подъема не учитываются.

Столбик с накидом. Связав цепочку, накиньте нить на крючок. Введите крючок в четвертую петлю цепочки, накиньте нить на крючок и протяните ее через петлю цепочки. На крючке три петли: петля, накид, петля. Вновь накинув нить на крючок, протяните ее через петлю и накид, находящиеся на крючке; еще раз накиньте нить на крючок и протяните ее через две оставшиеся на нем петли. Так вяжите до конца ряда. Разверните вязание, свяжите две воздушные петли для подъема и вновь вяжите столбики с накидом.

Длинные петли. Свяжите цепочку, а на ней ряд столбиков без накида. Поверните вязание, перед провязыванием второй петли цепочки перехватите полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведите под рабочую нить и немного оттяните ее на себя. Перехватите полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящийся на большом пальце, был подведен к крючку, и провяжите столбик без накида, после чего освободите большой палец из петли. На полотне окажетсязакрепленная длинная петля. Затем подхватите полотно правой рукой, большим пальцем левой руки оттяните рабочую нить, образовав из нее петлю, и закрепите ее провязыванием следующего столбика без накида. Так вяжите до конца ряда.

Следующий ряд свяжите столбиками без накида — это закрепляющий ряд. Далее чередуйте эти ряды.

кукла-марионетка

 

а — образование первой петли; б — цепочка из воздушных петель: в — полустолбик; г — столбик без накида; д — столбик с накидом; с — длинные петли

 

Вязание по кругу. кукла-марионетка

Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком в колечко. Затем, вводя крючок в колечко и подхватывая нить, свяжите 8 столбиков без накида. Соедините первый и последний столбики полустолбиком. В каждом следующем ряду равномерно увеличивайте число провязываемых столбиков так, чтобы их число было равно числу, указанному на схеме.

5Полустолбик с накидом.

Делают накид, затем подхватывают начальную воздушную петлю или петлю предыдущего ряда и вытягивают через нее нить. После этого снова делают накид и провязывают все 3 находящиеся на крючке петли за один прием.

«Рачий шаг»

Вводим крючок в последнюю петлю ряда;
вытягиваем петлю и провязываем петлю подъема (воздушную петлю),
так, чтобы короткий конец нити находился между рабочей нитью и петлей подъема.

Плотность вязания.Плотно связанное крючком должно быть достаточно плотным, иначе наполнитель – синтепух будет проступать сквозь петли. Перед работой свяжите образец. Если Вы вяжите слабо, возьмите крючок более тонкий.

Цвет и сочетание цветов

Цвет играет большую роль в нашей жизни. Чистые, яркие тона веселят глаз, создают хорошее настроение. Мрачные, блеклые, темные, грязные тона могут угнетать, вызывать чувство подавленности. Подбирая пряжу для вязания одежды куклы, учитывайте, что теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Теплые тона - желтый, желто-зеленый, оранжевый, красный. Холодные тона – голубой, зеленый, сине-фиолетовый. Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью, насыщенностью.

Цветовой тон – это цветность (желтый, синий, красный и т.д.)

Яркость – это близость к белому цвету. Самый светлый – розовый, голубой, желтый.

Насыщенность – это густота цвета. Насыщенные цвета гармонируют с черным и белым, малонасыщенные – с различными оттенками серого.

Материалы:

  • ситец 3х, 4х цветов (для тела клоуна нам понадобиться кругляшки: диаметром 13 см - 40 шт., диаметром 25 см - 24 шт.);
  • синтепух 700 гр.;
  • акриловая пряжа, нить в два сложения:

- красная - 100 гр. (нос, губы, тапочки);

- телесного цвета - 200 гр. (голова, ручки);

- желтая, оранжевая - 150 гр. (для волос);

- бирюзовая-15 гр. (кепка, тапочки);

- белая - 20гр.

  • глазки d = 15 мм;
  • леска d = 0.6 мм;
  • нитки армированные № 10;
  • медная проволока, в оболочке d = 3-4 мм. 30 см.;
  • крючок № 2,5;
  • палка в виде буквы Т. 25 см на 15 см.;
  • ножницы;
  • длинная игла;
  • клей «момент» кристалл - прозрачный.

Алгоритм изготовления куклы – марионетки (клоуна)

  • Изготовление основных элементов для сборки - «кругляшек» (авторское название основного элемента): д - 13 см - 40 шт., д - 24 см -24 шт.
  • Вязание головы по схеме, набивание ее синтепухом
  • Закрепление крючка в голове
  • Изготовление ушей, носа, губ
  • Изготовление и закрепление волос по контуру головы
  • Вязание ладошек - 2 шт.
  • Вязание башмачков - 2 шт.
  • Вязание головного убора клоуна (кепки)
  • Сборка всей куклы - марионетки
  • Изготовление и закрепление палки – «креста» для управления куклой

Изготовление основного элемента

Для одежды клоуна понадобиться вырезать из ткани (ситец), разных цветов «кругляшки»: d = 13 см - 40 шт., d = 24 см – 24 шт. - это зависит от размера клоуна (наживуливаем «кругляшки», отступая на 0,5см от края, наполняем синтепухом, затягиваем, закрепляем узлом 3-4 раза).

кукла-марионетка

 

 

 

Голова клоуна

Основная вязка.

кукла-марионетка

 

Для изготовления головы понадобятся нитки телесного цвета в два сложения и крючок № 2,5. Основная вязка - столбик без накида.

Вяжем цепочку из 4 х воздушных петель, вводим крючок в 3 петлю, накидывая нить на крючок, протягиваем нить через эту петлю. На крючке появиться 2 петли. Снова накидываем нить на крючок и протягиваем ее через 2 петли, находящиеся на нем. Вяжем по кругу прибавляя в каждом ряду.

Смотрим схему головы. Размер головы зависит от толщины нити, плотности вязания (голова в диаметре 40-45 см.)

Схема вязания головы клоуна

кукла-марионетка

9

 

Можно заменить, вязанную голову текстильной (используя капроновые колготки телесного цвета) или слепить голову из самоотвердевающего пластика (папер клей и т. д.). В любом из предложенных вариантов необходимо вставить крючок в голову, так как весь центр тяжести расположен на крючке (для закрепления головы с туловищем и ведущей палочкой «крестом»).

Крючок

кукла-марионетка

кукла-марионетка

 

Для закрепления головы с туловищем необходимо изготовить крючок из медной проволоки в оболочке d = 2-4 мм. (использование более тонкой проволоки приведет к поломке куклы). Длина крючка должна быть равна длине головы. Вставляем крючок в середину головы и одновременно набиваем ее синтепухом, не растягивая изделие. Затем зашиваем отверстие шеи лоскутом (d = шеи + 0,5 см.).

Уши клоуна

кукла-марионетка

 

Вывязываем уши: набираем цепочку из пяти воздушных петель, связываем по кругу, прибавляя четыре петли в каждом ряду (3-4 ряда, зависит от размера ушей). Пришиваем уши к голове большой иглой, одновременно делая утяжку для глаз.

Нос клоуна

Из красных ниток вывязываем нос: набираем 3 воздушные петли и вяжем по кругу, прибавляя по 5 петель, провязываем 3 ряда, с 4 ряда делаем убавление. Оставляем 30 см красной нити для пришивания носа к голове.

кукла-марионетка

 

Рот клоуна

Набираем 12 воздушных петель, соединяем в кольцо, обвязываем. Плотно пришиваем потайным стежком, приклеиваем глаза, коричневой нитью вышиваем гладью брови.

кукла-марионетка

 

Волосы

Яркие, желтые, рыжие волосы эффектно смотрятся на клоуне. Нарезаем нити одинаковой длины. Складываем каждую нить пополам (волосок), вытягиваем петлю, продеваем два конца этой нити, затягиваем. Таким способом оформляем волосами контур головы до полного заполнения.

Подстригаем и расчесываем волосы.

кукла-марионетка

кукла-марионетка

 

 

Ладошки

кукла-марионетка

Основная вязка, столбик без накида. Набираем 20 петель, вяжем по кругу пять рядов, прибавляя в каждом по 2 петли, вывязываем большой палец, провязываем два ряда для подъема прибавляя две петли. Делим все петли на четыре пальчика, между ними провязываем по две воздушные петли дополнительно с каждой стороны ладошки, вывязываем с указательного пальца. Ладошку набиваем синтепухом, зашиваем через край.

кукла-марионетка

 

Башмачки

Подошвы вывязываем в форме вытянутого овала нитью желто-голубого в две нитки. Набираем 12 петель, вяжем по кругу, делаем прибавку, в начале по две петли и на конце две петли, пять рядов по четыре прибавки. Переходим на одну белую нить (голубую), обвязываем подошву по кругу, вытягивая петлю, из края петли подошвы, пять рядов, затем меняем на красный (желтый) цвет, вывязываем мысок.

кукла-марионетка

 

Мысок - первый и второй ряд из трех петель, зацепляя за края, провязанные белой (голубой) ниткой с левой и справой стороны, мысок составляет 11 рядов, в конце 12 петель. Провязываем голяшку по кругу - пять рядов. Край подошвы обвязываем «рачим шагом».

Набиваем синтепухом, подшиваем.

Для куклы можно использовать готовые пинетки, ботиночки, носочки.

кукла-марионетка

 

Кепка

Основная вязка – столбик с накидом, два цвета: желтый и бирюзовый. Для вязания кепки набираем цепочку из пяти воздушных петель, вяжем по кругу, прибавляя во 2 и 3 рядах по 3 петли из каждой петли предыдущего ряда. С 4 по 8 ряд вяжем без прибавления, по рисунку попеременно меняя цвет (по 6 петель каждого цвета).

9, 10 ряд – вяжем убавляя до размера головы клоуна, вывязываем козырек, украшаем помпоном. Обвязываем кепку «рачим шагом».

кукла-марионетка

 

Сборка ног клоуна

Сборку начинаем снизу вверх. Для сборки ног, необходима нить № 10, в четыре сложения, длинной равной 120см.

Первый тапочек прокалываем насквозь, в середине, закрепляем нить. Надеваем 1 большой «кругляшок», 7 – 10 маленьких, 4 больших, 7 – 10 маленьких, 1 большой, второй тапочек прокалываем в середине насквозь, стягиваем, Нить выводим в обратном направлении через большой и маленький «кругляшки» и закрепляем ее. Длина ног зависит от набора «кругляшков».

кукла-марионетка

кукла-марионетка

 

Сборка тела клоуна

Для сборки тела клоуна необходимо взять «кругляшки» d = 24 – 10 шт., нить в 4 сложения, длинной равной 120- 130см. Ноги разделяем пополам, между двумя большими кругляшками, находящиеся справа и слева, привязываем нить, на иглу этой нити надеваем один большой «кругляшок» туловища, возвращаемся на ноги, прокалывая «клугляшок» иглой в обратном направлении и обматываем этой нитью вокруг нити ножек.

Нанизываем остальные 10 больших кругляшков (туловище). Стягиваем туго, вводим иголку в отверстие крючка головы, закрепляем нить, одновременно затягиваем, возвращаемся на 2 кругляшка вниз от головы и закрепляем нить.

Голову подшиваем потайным стежком (при сборке учитываем воротник, если он имеется).

кукла-марионетка

 

Сборка рук клоуна

Для сборки рук куклы берем нить в четыре сложения, длиной 120 см. Закрепляем ладошку на нитку и начинаем сборку с большого кругляшка, затем собираем маленькие 7 –10 шт., 3 больших.

кукла-марионетка

 

Нитку обматываем вокруг тела (под вторым кругляшком от головы) стягиваем, завязываем вместе с ниткой тела, собираем на эту же нитку, вторую руку в обратной последовательности.

Учитываем симметричность «кругляшков» (размер и цвет).

кукла-марионетка

 

Маленькие тонкости

Маленькой иглой закрепляем потайным стежком крайние большие «кругляшки» рук ко 2, 3 большому «кругляшку» тела.

Маленькой иглой потайным стежком закрепляем ножки в двух местах, к 1 большому «кругляшку» туловища.

кукла-марионетка

 

Палка «крест» для управления куклой

К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепим леску, продевая ее через отверстия так называемого «креста» (25 x16 см), посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

Леску (d = 0,6 – 0,8 мм) равную 40 см (для головы) складываем пополам. Нащупываем рукой крючок в голове. Протягиваем крючком для вязания леску через отверстие крючка головы и закрепляем (как и волосы). Привязываем к палке леску, на расстоянии 15 – 16см. от головы.

Берем леску (d = 0,6 – 0,8 мм) по 60см (для рук), обматываем вокруг рук и завязываем ее. Длина между руками и палкой ровна 45 см.

кукла-марионетка

 

 

кукла-марионетка

Оживление куклы - марионетки

 

Наш клоун-марионетка ожил, у него появились ручки, ножки и весёлый, озорной характер. Он готов к новым приключениям….

С этой куклой можно играть, танцевать, читать, считать, рисовать, познавать окружающий мир. Она научит новым играм, поможет выучить правила этикета и безопасности. Её можно использовать в куклотерапии.

Кукла - клоун Клепа станет веселым другом детям и надежным помощником воспитателям и родителям.

Я надеюсь, что у Вас, уважаемые педагоги все получится. Самое главное терпение, старание! Ваш труд не останется незамеченным. Внимательно прочитайте инструкцию от начала до конца и только после этого приступайте к изготовлению куклы.

Желаю удачи!

кукла-марионетка

 

Литература:

  1. Боднарь Н. Г. «Вязаные объемные куклы крючком», Новосибирск, 2004 г.;
  2. «Википедия. Свободная энциклопедия»;
  3. Йорик. История марионетки. М., 1990. Репринт;
  4. Ярмулавичене О. С. «Вязание крючком», Москва, легкая индустрия, 1978 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Музыкальная игра-сказка

Музыкальная игра-сказка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование...

Театрализованная игра «Лягушка»

Театрализованная игра «Лягушка» Аннотация: Театрализованная игра «Лягушка» способствует формированию у детей связной речи, активизирует речь, формирует навыки драматизации. Цель: Вовлекать детей в театральную деятельность. Задачи: OO...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...

Читайте также

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...