Педагогическая технология ТРИЗ «Пять шагов» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими логопедическое заключение: общее недоразвитие речи

 

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство), а также сочинение рассказов по картине.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Особый интерес вызывает составление рассказа по сюжетной картине, т. к. его подготовка и проведение является одним из самых трудных как для детей, так и для логопеда.

Дети с ОНР имеют низкий уровень сформированности навыков, необходимых при составлении рассказа по картине:

  • У детей наблюдаются затруднения в установлении причинно-следственных связей, допускаются искажение ситуации. Они неверно трактуют поступки персонажей картины, испытывают затруднения в создании замысла, выделении основных смысловых звеньев, установлении их последовательности. В некоторых случаях рассказ может быть не завершен.
  • Все дети составляют рассказ только по наводящим вопросам, составление рассказа самостоятельно им недоступно.
  • Дети не могут создать несколько вариантов рассказа по сюжетной картине. Услышав готовый вариант рассказа, не могут отвлечься и придумать свой авторский рассказ.

Мой многолетний опыт показывает, что традиционная методика обучения рассказыванию по картине оказывается малоэффективной.

Как правило, процесс обучения детей составлению рассказа строится с минимальным использованием резервных возможностей ребенка: логопед предлагает детям четкий план рассказа, а ребенок только воспроизводит его. Дети заранее настроены только на репродукцию, а не на поиск и самостоятельное создание рассказа. Обучение в данном случае не носит развивающего характера.

Классические технологии не предусматривают обучение детей созданию двух и более вариантов рассказа. В течение одного занятия детям приходится выслушать 4-5 однотипных рассказов и, как следствие - этот вид деятельности им становится неинтересен. На занятиях наблюдается низкая речевая активность детей, а ведь эффективность обучения зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.В соответствии с вышесказанным следует ориентировать ребенка не только на результаты деятельности, необходимо также сделать привлекательным и интересным сам процесс и способ познания.

Как показывает практика, на занятии даже после подробного анализа событий, установления их последовательности, дети, переходя к составлению рассказа, продолжают пропускать или перестанавливать смысловые звенья. Это является следствием того, что детям на занятии предлагается удержать во внутреннем плане весь ход рассуждений, а это ребенку с ОНР без специального обучения сделать достаточно сложно.

Обозначенный круг проблем явился основанием для создания мной технологии «5 шагов» на базе технологии ТРИЗ «Системный оператор».

 

Глава 1.Описание технологии «5 шагов». Организация работы на каждом этапе. Методические рекомендации.

В процессе обучения детей составлению рассказа по картине с использованием технологии «5 шагов» решаются следующие задачи:

1. Сформировать у детей алгоритм мыслительных действий, необходимых для составления рассказа по картине:

а) детализирование содержания картины с заданной степенью подробности;

б) установление логических взаимосвязей между выделенными объектами;

в) распределение установленных связей во времени.

2. Научить детей переносить данный алгоритм на новый материал.

3. Обучить детей способам создания нескольких вариантов рассказа по одной

картине.

4. Сформировать у детей устойчивое позитивное отношение к данному виду деятельности.

Путем достижения перечисленных задач является раскрытие творческих и интеллектуальных способностей каждого ребенка.

 

Работа по картине состоит из пяти шагов:

 

Работа по картине

Работа по картине

 

1 шаг. Определение состава картины.

Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование).

С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине.

Методические рекомендации: Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных

объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). Я считаю, что в начале обучения, степень подробности должна быть низкой или средней, т.к. дети могут «утонуть» в деталях, потеряв основную нить рассказа. На более поздних этапах обучения необходимо, наоборот, выделять как можно больше объектов. Чем больше предметов будет выделено, тем большим количеством подробностей будет наполнен рассказ и тем большее количество вариантов рассказа можно будет придумать.

Игровой прием, используемый в данном случае – «фотоаппарат».

Логопед предлагает детям вооружиться фотоаппаратами (из бумаги или воображаемыми), найти и сфотографировать самые крупные живые или неживые объекты)

Все предметы, которые перечисляют дети, логопед выставляет на доске

(изображения могут быть реалистичные или схематичные).

С этой же целью используются приемы «Подводная лодка», «Фотографы», «Снимаем кино», «Подзорная труба».

Эти игры активизируют внимание детей, повышают интерес к занятию.

Логопед должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. По окончании определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного).

Окончательным итогом данного шага является рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить предметы, на ней изображенные».

2 шаг. Установление взаимосвязей между объектами, изображенными на картине.

Цель: Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Предварительная работа: На этапе автоматизации (дифференциации) звуков во фразе нужно использовать игры на объединение двух, а позже 3-4 слов, в одно предложение. Используются игры «Царица стрелок», «Логические цепочки». (Описание игр смотрите в приложении 1.)

Результатом регулярного проведения этой игры является способность ребенка без труда устанавливать логические связи между любыми предметами. Это послужит необходимым базовым компонентом при работе над составлением рассказа.

Методические рекомендации:

На этом этапе вводится волшебник «Объединяй».

В начале обучения логопед сам объединяет предметы, а дети объясняют, почему волшебник объединил те или иные предметы и в процессе рассуждений находят смысловые звенья, устанавливают логические цепочки. Позже последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.

Логопед должен проявлять терпимость к самым неожиданным объяснениям ребенка.

На занятиях должна создаваться ситуация доверия и внутренней свободы каждого ребенка (в процессе составления рассказа участвуют все дети, принимаются любые варианты ответов, даже самые нелепые). Каждый ребенок должен чувствовать себя необходимым, полезным участником этого процесса.

Также можно провести игру «Знатоки». Дети-знатоки должны представить несколько версий одного объединения. Каждая версия поощряется значком «Умник» («Умница»).

В процессе обсуждения набирается множество событий, которые теперь необходимо выстроить в определенную систему, установить между ними последовательность, и мы

переходим к третьему шагу.

3 шаг. Преобразование объектов во времени.

Цель: Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Картина рассматривается детьми как остановившийся миг. Используя преобразование объектов во времени, мы оживляем картину, и некоторые события, поступки персонажей становятся понятными для детей, а рассказ наполняется интересными подробностями, появляются новые смысловые звенья.

 

Методические рекомендации: в рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было-будет, весна-осень, раньше-позже, до того- после того…). 2, 3 шаг можно реализовать одновременно и параллельно создавать опорную схему.

4 шаг.Создание опорной схемы.

Цель: Учить детей отражать в схеме все выделенные смысловые звенья в

определенной последовательности, а также эмоциональное состояние каждого героя, их ощущения.

Схема, в которой воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, является важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирование внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности нуждается в материальных опорах, и схема – одна из таких опор.

Методические рекомендации:

Таблица заполняется логопедом вместе с детьми.

В средний столбик – зону настоящего помещаются изображения главных персонажей.

Строк в таблице – по количеству главных героев. Если на картине

изображено 5-6 и более персонажей, то вместе с детьми решается, кто будет главным (их не должно быть более трех) героем, а кто - второстепенным. Изображения второстепенных героев заносятся в зону прошлого или настоящего главных героев.

 

Зона прошлого

Зона настоящего

Зона будущего

Зона прошлого

1 героя

1 герой

Зона будущего

1 героя

Зона прошлого

2 героя

2 герой

Зона будущего

2 героя

Зона прошлого

3 героя

3 герой

Зона будущего

3 героя

 

c[tvf

 

5 шаг. Составление рассказа с опорой на схему.

1 вариант. Рассказ составляют 3 человека: первый – о прошлом, второй – о настоящем, третий – о будущем.

2 вариант. Ребенок составляет рассказ по всей схеме, используется на более поздних этапах обучения.

 

Заключение.

В течение трех лет обучение по данной технологии прошли 21 человек с НВ ОНР. Все дети выпущены с хорошей речью.

По результатам итогового обследования по всем критериям оценки сформированности умения составлять рассказ по картине дети показали высокий уровень.

Заключение

Заключение

 

Анализ эффективности технологии «5 шагов» на протяжении 3 лет позволил сделать следующие выводы:

1. Дети с НВ ОНР научились самостоятельно определять основные смысловые звенья, выстраивать их в трех временных отрезках: прошлом, настоящем и будущем; конструировать опорную схему, т.е. у каждого ребенка был сформирован алгоритм мыслительных действий:

а) детализирование содержания картины с заданной степенью подробности;

б) установление логических взаимосвязей между выделенными объектами;

в) распределение установленных связей во времени.

Данный алгоритм дети успешно использовали, составляя рассказ по картине при итоговом обследовании уже без опоры на схему.

2. Применение данной технологии дало детям возможность без труда создавать несколько вариантов рассказа на одном занятии путем:

а) перемещения событий во времени;

б) изменения эмоционального состояния героев рассказа;

в) варьирования главных и второстепенных героев;

г) включения в рассказ описания ощущений главных персонажей,

усиления образности.

д) введения элементов творческого рассказа.

3. Все дети составляют рассказ самостоятельно, иногда требуется только стимулирующая помощь логопеда.

4. При использовании данной технологии интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую игру или цепочку игр, плавно переходящих одна в другую. И конечно, в этом случае, мотив к данному виду деятельности – игровой.

Но он не единственный. У детей, которые посетили несколько занятий, появляется желание еще и еще раз почувствовать себя успешными в данном виде деятельности.

Использование данной технологии делает составление рассказа по картине привлекательным видом деятельности для детей.

5. Введение в занятие создания схемы будущего рассказа позволило фиксировать все

события, происходящие в прошлом, настоящем и будущем. Наличие зрительного плана

сделало рассказы детей чёткими, связными, полными, последовательными.

6. Построение занятия с использованием предлагаемой технологии позволило сделать обучение в данном направлении развивающим. На занятии у каждого ребенка активно включаются такие мыслительные процессы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивается логическое мышление, воображение, внимание, память, т.е. вся познавательная сфера.

В процессе применения технологии «5 шагов» у детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

Технологию составления рассказа по сюжетной картине рекомендуется использовать в работе логопедов с подгруппой детей с НВ ОНР.

 

Библиография.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебн. Пособие для студентов высш. и средн. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – СПб.: Детство-пресс, 2003.

3. Т.Б. Большева Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001.

4. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками: Пособие для педагогов дошк. Учреждений /А.В. Корзун. – 2-е изд. – Мн.: Университетское, 2001.

5. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1987.

7. ЖуковаН., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

8. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошк. воспитание. – 1992. - № 7-11; 1993. - № 3; 1994.-№№ 5, 10.

9. Логопедия / Под ред. Л.Волковой. – М., 1989.

10. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картиики без запинки СПб .: ТРИЗ-Шанс, 1995.

11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-пресс, 2003.

12. Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. – СПб., 1998.

13. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошк. воспитание.- 1997. - №3.

14. Уникальное руководство по развитию речи / А.С. Герасимова; под ред. Б.Ф. Сергеева. – 3-е изд. – М.: Айрис - пресс, 2005.

15. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Под редакцией Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.

16. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М., 1996.

17. Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

18. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

«Милая мама»

«Милая мама» Какое слово все люди произносят первым в своей жизни? Конечно же, это слово «мама». Мама — первое слово в...

Читайте также

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста Какой будет наша Белaрусь, кaким увидят окружaющий мир будущие поколения, во многом...

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и...