Комплект рабочих материалов для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ОВЗ ДОУ
«Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ»

Психолого-педагогическое представление на ребенка дошкольного возраста

 

Дата заполнения: 5 декабря.
1. Общие сведения о ребенке: Павел У., 10.08.2007 г.

2. Характеристика семьи: Воспитывается в полной семье.

3. Особенности внешнего вида ребенка: опрятный, ухоженный.

4. Особенности моторной сферы:

Общая моторика: развита слабо.

Ручная моторика: графическая деятельность развита слабо.

Ведущая рука: правая.

5. Характеристика познавательной сферы ребенка:

Характеристика внимания: наблюдаются трудности сосредоточенности, устойчивость внимания зависит от объема восприятия.

Характеристика памяти в норме.

Характеристика мышления: уровень мышления приближен к норме.

6. Состояние знаний ребенка по разделам программы (знания об окружающем, математические навыки, рисование, трудовое обучение, какие затруднения испытывает в обучении) усвоение программного материала соответствует норме.

7. Отношение к занятиям: на занятиях активный иногда проявляет рассеянное внимание.

Принимает ли помощь и какую: требует стимуляцию со стороны взрослых

как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: с затруднениями справляется без посторонней помощи.

Темп деятельности зависит от сложности выполняемого задания.

8. Характеристика речи ребенка: заключение ПМПК ОНР II ст. и ФФН.

9. Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания развиты в соответствии с возрастом.

Игровая деятельность: играет со всеми детьми и проявляет лидерство, в случае неудачи проявляет агрессию.

Конструктивная деятельность: приближены к норме.

10. Личностные особенности: трудолюбивый, отзывчивый, но не со всеми взрослыми идет на контакт.

11. Особенности эмоционально-волевой сферы: иногда не контролирует свои эмоции.

12. Дополнительные особенности развития ребенка: вялые руки, слабые кисти, тонус мышц рук.

 

Индивидуальная программа развития

Фамилия, имя ребенка___Павел У.

Возраст__6 лет

Заключение ПМПК ____ОНР II ст.

Дата обследования __20 декабря

Срок реализации_____6 мес.

 

Специалист\

педагог

Выявленные нарушения у ребенка

Задачи коррекционной работы

Воспитатель

Неустойчивое внимание

Развитие произвольного внимания

 

Агрессивность

Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок

 

Слабая моторика рук

Развитие мелкой моторики и графических навыков

 

Фонетико–фонематическим недоразвитием речи

Обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ФФН

 

Игры и упражнения для решения задач к коррекционной программе

 

1. Корректировка внимания:

Упражнение «Найди игрушку»

Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Описание.Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Определи на ощупь»

Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.

Описание.На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Описание.«Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабирин­ту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необ­ходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

Упражнение «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки доб­раться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те при­знаки геометрических фигур, на которые он должен ориентиро­ваться при выполнении задания.

Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, форми­рование умения следовать образцу, развитие мелкой мотори­ки руки.

Описание.Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности.

Упражнение «Исключение лишнего»

Цель: развитие объема внимания.

Описание.Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

 

2. Коррекция агрессии:

Упражнение «Доброжелательность»

Цель: Снятие агрессивных проявлений, обучение доброжелательности.

Описание. Чтение сказки братьев Гримм «Звездные талеры».

Беседа о доброте.

Игра «хорошо-плохо» - анализ поступков в данных ситуациях.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

Задуй свечу 
Описание. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”. 
Ленивая кошечка 
Описание. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.

Упражнение «Два барана»

Цель: помочь снять физическое напряжение, не принося вред другому человеку.

Описание. Для этой игры попросите малышей разделиться на пары, потом встать, широко расставив ноги, наклонить туловище впереди упереться ладонями и лбами друг в друга. Причем с места сдвигаться нельзя! Кто сдвинулся — проиграл.

 

Упражнение «Игротерапия»

Цель: дать ребенку свободу, возможность самому оце­нить свое поведение, понять собственный творческий потенциал: результатом каждого занятия является под­держание положительного образа «Я» ребенка.

Описание. Необходимы и так называемые «взрослые вещи»: два телефона, фотоаппарат, приемник или плеер с наушниками, украшения и т.п. Детям важно попользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение.

Игры с мукой. Дети сами высыпают муку из пакетов в ванночку, «закапывают» в нее руки, прячут «сокровища» (ракушки, монетки, бусики, маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль и воду - месят тесто. Строят из теста замки, а также все, что хочется им самим.

 

3. Коррекция нарушения моторики рук.

Упражнение пальчиковая гимнастика. «Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Описание. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Упражнение "Мозаика".

Цель: самомасаж кистей и пальцев рук.

Описание. Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.

Упражнение «Пластилинография».

Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.

Упражнение с бумагой.

Цель: Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.

Упражнение «Шнуровка»

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать шнурки.

Упражнение «Штриховка»

Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.

 

4. Коррекция фонетико–фонематическим недоразвитие речи.

Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ»

Цель: Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

- рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

- намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

- поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина, конец).

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».

Цель: Различение звуков.

Упражнение «Повтори слоговой ряд».

Упражнение «Слушай и выбирай», «Верно – неверно», «Подбери рифму»

Цель:Различение сходных между собой по звучанию слов.

 

Список использованной литературы:

1. Герасимова, А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007 – 224 с.

2. Зуева, Л. И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольника. – ООО «Издательство АСТ», 2003. – 79 с.

3. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб: КАРО. 2007. – 92 с.

4. Юдина, Я. Л., Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2010. – 128 с.

5. Куражева Н. Ю. Цветик-семицветик. Программа интелектуального эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет – СПб.: Творческий центр, 2012.- 155 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну…

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну Родственных слов» Задачи: - учить образовывать родственные слова по вопросам; - упражнять в...

Конспект занятия в младшей группе (основы безопасности жизнедеятельности). Тема: «Чему…

Конспект занятия в младшей группе (основы безопасности жизнедеятельности) Тема: «Чему нас учат сказки» Цель: Закрепить знания детей о безопасном поведении в...

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для…

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для детей 4-5 лет В. Здравствуйте ребята! Дети отвечают. В. Кто мне скажет какое время...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками Программное содержание: Формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Продолжать учить детей...