Беседа с детьми в старшей группе по теме
«Родник»

 

Говорливый и живой

Плещет он в лесу водой.

Он всегда кружит, привык

Этот маленький…(родник)

 

Правильно ребята. Родничок. Родник. Вслушайтесь в однокоренные слова - Родина, родной, родимый... Русские люди всегда умели называть обычные явления и понятия просто и живописно, выражая суть и эмоциональное отношение. Что же такое родник? (Ответы детей.)

Это небольшая струя воды, выбивающаяся из-под земли. Сама родная земля- матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе-холодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой, в мороз не заболеешь, наоборот - силы и здоровья прибавится. Родники, пробившиеся из земли недалеко от тропинок и дорог, называли в старину криницами. Над ними ставили деревянную часовенку с крестом и иконкой. Возле криницы вешали кружку, чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студеной воды, помолиться Богу в прохладной тени.

 

Как рождается родник?

Вы, наверное, знаете, что под землей тоже есть вода. Там бегут глубокие реки, струятся ручьи, вода заполняет подземные озера.

Подземная вода бывает соленой и пресной, холодной, а порой горячей. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезны для здоровья людей, так как насыщены растворимыми минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья. Такие воды называют минеральными.

Подземные воды иногда выходят на поверхность земли.

Родники издавна служат местными источниками питьевой воды, которая во многих случаях обладает высокими вкусовыми и лечебными свойствами. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоев (свыше 10-20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают.

С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.

Многие источники на Руси получили названия «святых». Благодаря их целебным свойствам происходят чудеса исцеления больных!

Послушайте одну из легенд, связанную со святым и преподобным Сергием Радонежским.

…В глухих лесах он выстроил сначала небольшую деревянную церковку и келью при ней. Со временем вокруг преподобного Сергия собрались 12 монахов. Все они возвели монастырь. Первые годы в обители не было хорошего источника питьевой воды. Монахи упрекали игумена за выбор неудачного места для монастыря.

Тогда, взяв одного из монахов, преподобный Сергий пошел в лесную чащобу, окружавшую монастырь. В канаве стояла талая весенняя вода.

Святой Сергий Радонежский, встав на колени, усердно молился. И вот случилось чудо – у ног его забил родник с чистейшей прозрачной студеной водой! С тех пор прошло почти 700 лет, но святой источник до сих пор не иссяк!

Послушайте стихотворение.

 

Святой источник.

На самом дне сырой канавы

Блестела талая вода.

И ветерок, качая травы,

К земле клонил их иногда.

 

И Сергий над водой склонился:

Всевышнего молил святой,

Чтоб из земли родник пробился

С живой чудесною водой.

 

И внял Господь мольбам святого

(Вы только вдумайтесь на миг!)

Забил в глуши святой родник!

С родниками, источниками подземной воды, связано в народе немало сказок, легенд, преданий.

Вспомните названия сказок, в которых говорится о роднике.

 

История одного родника. Сказка - быль.

Жил-был на свете маленький родник. Он тек спокойно, потому что еще не знал о коварстве людей.

Родник нашел маленькую чистую ямку и заполнил ее своей прозрачной водой. Перелившись через край, он потек дальше, журча чистым неземным голосом. По краям его появились тростник, камыши и высокие стебли рогоза с наконечниками шоколадного цвета. Вся растительность наслаждалась журчанием родника и тишиной.

Тростник рос только по краям, он не превращал водоем в болото. Посередине плавали кувшинки и лилии. Откуда-то появились рыбы и лягушки... Они не портили ключ. Родник тек, журчал и радовался жизни. Он был счастлив. Белые лилии, желтые кувшинки, коричневые и зеленые сочетания тростников, серебристые рыбы - это было прекрасно! Даже бурые лягушки ему нравились.

Не было человека - не было беды. Лягушки глотали комаров, рыбы ели мотыля, цапли охотились за лягушками и рыбами, хищные рыбы ловили мелких - все совершалось тихо, без особого убытка чего-то. Ключ был в восторге. Он с радостью журчал свою песню.

На зиму цапли улетали, лягушки да рыбы спали, камыши спасались под снегом, лилии и кувшинки прятались под лед, прозрачный, как хрусталь. Проруби в нем проделывал снег: лед проламывался под его тяжестью, и в воду проникал кислород, которым дышали рыбы.

Прошел год. К роднику, бившему хрустальной водой, прилетела на черных крыльях неумолимая судьба. Она принесла беду.

Роднику все представлялось в розовом цвете: земля, вода, кусты, рыбы. Теперь сюда пришел человек. Ручейку он поначалу понравился, и ему захотелось поделиться с новым другом всеми своими богатствами. Если бы можно было предположить, чем это кончится!..

Родник не умеет говорить, иначе он поведал бы нам ужасные вещи. Он рассказал бы о том, как толпы мальчишек и девчонок срывали початки рогоза, которые, мол, им нравились. О том, сколько лет рос этот рогоз, они не думали! Рвали кувшинки и лилии, которые тут же увядали в их руках, желтую калужницу, распустившуюся только неделю назад. Родник плакал, видя, как рыбаки вылавливают рыбок, с которыми он дружил. Под конец дети с хохотом стали ловить лягушек и головастиков, тритонов и утят, которые в ужасе пытались спрятаться в камышах, от початков которых остались лишь жалкие обрубки.

Родник заглох. От хрусталя его воды осталось лишь болото, вонючее и грязное. Ключ задохнулся от окурков, в обилии плавающих в нем. Ручей не смог пробиться сквозь консервные банки, бутылки и прочий мусор. От чистенького окошечка, как будто залитого хрусталем, осталась лишь яма окурков, хлама и слизи.

 

 Памятка «Как сохранить воду чистой»

- Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.

- Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.

- Оберегайте открытые колодцы. Не бросай в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

- Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран неисправен, попросите взрослых его починить.

- Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

 

Ответьте на вопросы:

1. Что такое родник?

2. Откуда бьют родники?

3. Как еще их называют?

4. Как сохранить воду в роднике чистой?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме:…

Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме: «Как мы Зиму искали»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека»

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека» Цель: расширить представления детей о внутреннем строении человека. Задачи. Обучающие: - обобщить знания детей о внутреннем строении человека:...