Беседа с детьми в старшей группе по теме
«Родник»
Говорливый и живой
Плещет он в лесу водой.
Он всегда кружит, привык
Этот маленький…(родник)
Правильно ребята. Родничок. Родник. Вслушайтесь в однокоренные слова - Родина, родной, родимый... Русские люди всегда умели называть обычные явления и понятия просто и живописно, выражая суть и эмоциональное отношение. Что же такое родник? (Ответы детей.)
Это небольшая струя воды, выбивающаяся из-под земли. Сама родная земля- матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе-холодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой, в мороз не заболеешь, наоборот - силы и здоровья прибавится. Родники, пробившиеся из земли недалеко от тропинок и дорог, называли в старину криницами. Над ними ставили деревянную часовенку с крестом и иконкой. Возле криницы вешали кружку, чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студеной воды, помолиться Богу в прохладной тени.
Как рождается родник?
Вы, наверное, знаете, что под землей тоже есть вода. Там бегут глубокие реки, струятся ручьи, вода заполняет подземные озера.
Подземная вода бывает соленой и пресной, холодной, а порой горячей. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезны для здоровья людей, так как насыщены растворимыми минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья. Такие воды называют минеральными.
Подземные воды иногда выходят на поверхность земли.
Родники издавна служат местными источниками питьевой воды, которая во многих случаях обладает высокими вкусовыми и лечебными свойствами. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоев (свыше 10-20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают.
С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.
Многие источники на Руси получили названия «святых». Благодаря их целебным свойствам происходят чудеса исцеления больных!
Послушайте одну из легенд, связанную со святым и преподобным Сергием Радонежским.
…В глухих лесах он выстроил сначала небольшую деревянную церковку и келью при ней. Со временем вокруг преподобного Сергия собрались 12 монахов. Все они возвели монастырь. Первые годы в обители не было хорошего источника питьевой воды. Монахи упрекали игумена за выбор неудачного места для монастыря.
Тогда, взяв одного из монахов, преподобный Сергий пошел в лесную чащобу, окружавшую монастырь. В канаве стояла талая весенняя вода.
Святой Сергий Радонежский, встав на колени, усердно молился. И вот случилось чудо – у ног его забил родник с чистейшей прозрачной студеной водой! С тех пор прошло почти 700 лет, но святой источник до сих пор не иссяк!
Послушайте стихотворение.
Святой источник.
На самом дне сырой канавы
Блестела талая вода.
И ветерок, качая травы,
К земле клонил их иногда.
И Сергий над водой склонился:
Всевышнего молил святой,
Чтоб из земли родник пробился
С живой чудесною водой.
И внял Господь мольбам святого
(Вы только вдумайтесь на миг!)
Забил в глуши святой родник!
С родниками, источниками подземной воды, связано в народе немало сказок, легенд, преданий.
Вспомните названия сказок, в которых говорится о роднике.
История одного родника. Сказка - быль.
Жил-был на свете маленький родник. Он тек спокойно, потому что еще не знал о коварстве людей.
Родник нашел маленькую чистую ямку и заполнил ее своей прозрачной водой. Перелившись через край, он потек дальше, журча чистым неземным голосом. По краям его появились тростник, камыши и высокие стебли рогоза с наконечниками шоколадного цвета. Вся растительность наслаждалась журчанием родника и тишиной.
Тростник рос только по краям, он не превращал водоем в болото. Посередине плавали кувшинки и лилии. Откуда-то появились рыбы и лягушки... Они не портили ключ. Родник тек, журчал и радовался жизни. Он был счастлив. Белые лилии, желтые кувшинки, коричневые и зеленые сочетания тростников, серебристые рыбы - это было прекрасно! Даже бурые лягушки ему нравились.
Не было человека - не было беды. Лягушки глотали комаров, рыбы ели мотыля, цапли охотились за лягушками и рыбами, хищные рыбы ловили мелких - все совершалось тихо, без особого убытка чего-то. Ключ был в восторге. Он с радостью журчал свою песню.
На зиму цапли улетали, лягушки да рыбы спали, камыши спасались под снегом, лилии и кувшинки прятались под лед, прозрачный, как хрусталь. Проруби в нем проделывал снег: лед проламывался под его тяжестью, и в воду проникал кислород, которым дышали рыбы.
Прошел год. К роднику, бившему хрустальной водой, прилетела на черных крыльях неумолимая судьба. Она принесла беду.
Роднику все представлялось в розовом цвете: земля, вода, кусты, рыбы. Теперь сюда пришел человек. Ручейку он поначалу понравился, и ему захотелось поделиться с новым другом всеми своими богатствами. Если бы можно было предположить, чем это кончится!..
Родник не умеет говорить, иначе он поведал бы нам ужасные вещи. Он рассказал бы о том, как толпы мальчишек и девчонок срывали початки рогоза, которые, мол, им нравились. О том, сколько лет рос этот рогоз, они не думали! Рвали кувшинки и лилии, которые тут же увядали в их руках, желтую калужницу, распустившуюся только неделю назад. Родник плакал, видя, как рыбаки вылавливают рыбок, с которыми он дружил. Под конец дети с хохотом стали ловить лягушек и головастиков, тритонов и утят, которые в ужасе пытались спрятаться в камышах, от початков которых остались лишь жалкие обрубки.
Родник заглох. От хрусталя его воды осталось лишь болото, вонючее и грязное. Ключ задохнулся от окурков, в обилии плавающих в нем. Ручей не смог пробиться сквозь консервные банки, бутылки и прочий мусор. От чистенького окошечка, как будто залитого хрусталем, осталась лишь яма окурков, хлама и слизи.
Памятка «Как сохранить воду чистой»
- Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
- Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
- Оберегайте открытые колодцы. Не бросай в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
- Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран неисправен, попросите взрослых его починить.
- Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!
Ответьте на вопросы:
1. Что такое родник?
2. Откуда бьют родники?
3. Как еще их называют?
4. Как сохранить воду в роднике чистой?
Читайте также |
---|
Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме:…
Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме: «Как мы Зиму искали»
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...