Сайт для воспитателей детских садов



Система Социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Теоретические основы социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

1. Основы нравственного воспитания личности.

2. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как педагогическое явление.

3. Методы и формы социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение 1. Педагогический совет: «Нравственное совершенствование – цель воспитания в детском саду».

Приложение Г 2. Памятка для родителей.

Приложение 3. Консультация по проведению воспитательных занятий с вымышленным персонажем Хорплошей.

Приложение 4. Консультация для воспитателей: «Наглядные формы работы с родителями по нравственному воспитанию детей».

Приложение 5. Сценарий родительского собрания на тему: «Доброта начинается с детства».

Приложение 6. Консультация для родителей по оформлению плаката: «Звезда недели».

Приложение 7. Консультация для родителей по проведению фотовыставки: «Шкатулка добрых дел».

Приложение 8. Сценарий праздника для детей и родителей старшей группы. КВН, посвященный Дню матери: «Нам не страшны преграды, если мама рядом».

Приложение 9. Сценарий занятия: «В мире доброты».

Приложение 10. Сценарий занятия на тему: «Встреча с Хорплошей» Приложение 11. Сценарий занятия на тему: «Учимся быть справедливыми».

Приложение 12. Вопросы для проведения беседы на тему «Нужно ли кошельком мерить все на свете, или магазин необычных покупок».

Приложение13. Вопросы для беседы на тему «Сумел провиниться – сумей и повиниться!».

Приложение 14. Вопросы для проведения беседы на тему: «Жалобная книга природы».

Приложение 15. Сценарий занятия на тему: «Зимующие птицы».

 

Введение

Изменения, происходящие в обществе, в том числе и в сфере образования как одного из социокультурных и духовных феноменов требует пристального и всестороннего осмысления в области нравственного становления подрастающего поколения.

Поиск новых приоритетов в современных условиях идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей и по направлению принятия западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека. Особенности, присущие западному обществу характеризуются эгоизмом и рационализмом, замкнутостью на себе и своих проблемах, ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности – без должной заботы о ценностях духовных.

В последнее десятилетие в образовательной политике нашего государства заметное место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. Без укрепления духовных начал нашей жизни, ее нравственных основ невозможно развитие нашего общества.

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» как основополагающий государственный документ, устанавливающий стратегию и основные направления развития образования, связывает стратегические цели развития образования со стратегическими целями развития страны, среди которых: поддержания статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан; преодоление экономического и духовного кризиса [1].

Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленные отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания личности. Если в ранее существовавшей практике нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (убеждение, внушение, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество во все времена. Многие научные деятели педагогики (Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов) считают, что для нравственного становления личности необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, нравственных чувств, качеств и поведения. При этом разные авторы уделяют большее внимание тому или иному компоненту этих систем, по-разному подходят к решению проблемы нравственного воспитания, рассматривая его как необходимое условие для гармоничного развития личности.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась, она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции, что говорит о сложностях практического решения задач нравственного воспитания. Остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.

В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Этот этап является наиболее сенситивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном становлении.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, которая включает в себя: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества, ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений, формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в воспитании личности ребенка играет создание такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.

Возникает явное противоречие между достаточным уровнем накопленного теоретического опыта и сложившейся ситуацией недостаточного развития современного методического материала по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время велика потребность в нравственно воспитанных людях, однако, это не является главным направлением в деятельности современных дошкольных учреждений.

Нетрудно передать ребенку знания о нравственной норме, требовать и контролировать выполнение ребенком нравственных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний нравственных норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален и вызывает большие трудности в воспитании детей.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. В настоящее время, в практической деятельности дошкольного образовательного учреждения нравственное воспитание личности осуществляется во многом стихийно, эпизодически.

Это определило выбор темы нашей работы: Система социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: система социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: разработать систему социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с выдвинутой целью определены основные задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной проблеме;

2) раскрыть сущность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3) раскрыть методы и формы организации социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

 

Теоретические основы социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

1. Основы нравственного воспитания личности

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Задачи воспитания нравственности, помощи учащимся в осмыслении духовных ориентиров стоят перед каждым педагогом, который решает их в меру своей профессиональной компетентности и личного мировоззрения.

Главным средством восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала подрастающего поколения является возрождение системы духовно-нравственного воспитания и просвещения. Нравственное воспитание – это процесс содействия восхождения человека к нравственному идеалу, через:

– приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие);

– побуждение и развитие нравственных чувств (совести, стыда, сострадания, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, любви и веры);

– становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию);

– побуждение к нравственному совершенствованию (послушание, служение Отечеству);

– формирование у него нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

– нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [26, с. 7].

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

Так, философ-идеалист Сократ (469 – 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение к высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.), выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум – таковы три источника нравственного воспитания.

Спустя много веков, Я. А. Коменский (1592 – 1670), призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, особое внимание уделял нравственному воспитанию. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [31, с. 342].

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Д. Локк подчеркивал, что «нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами молодого человека и только в этом случае могут выполнить свое назначение «в обеспечении его добродетели» [22, с. 140].

Необходимость формирования в личности потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов определялась главной целью воспитания. И.Г. Песталоцци нравственное воспитание считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что «Из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [31, с. 343].

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниям» [ушински; с. 431].

Следует обратить внимание на сущностную характеристику «духовности» и «нравственности». Ее можно определить с помощью мотивационной сферы: внешние проявления этого – нравственность, и внутренние – духовность. Между духовностью и нравственностью, несомненно, существует глубокая связь, что служит причиной недостаточно четкого их различия в научно-педагогической литературе.

«Дух есть самое главное в человеке», - писал русский философ А.И.Ильин [43, с. 4]. Эта мысль недалеко и от позиции К.Д.Ушинского, для которого духовным было все, что отличает человека от животного.

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Большое значение в нравственном воспитании личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе нравственных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала нравственные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие нравственные ценности должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению – хорошо или плохо поступил человек? «Правило, имеющее общий характер, то есть распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма – это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми» [27, с. 377].

Нравственное воспитание – особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни человека: деятельности, отношений, общения с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Нравственное воспитание включает:

– формирование устойчивых нравственных чувств;

– формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

– ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

– превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

– формирование высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

– формирование нравственных привычек.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности.

Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осмысление и осознание своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственной личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемее ею нравственно-чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок [13, с. 394]. Нравственный человек проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом, красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, то есть образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Он проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Начальный уровень практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импульсов и внешних воздействий. Постепенно через эмоциональную подсознательную сферу психики формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения в многообразных жизненных ситуациях, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения, мерилом нравственной устойчивости человека является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях [13, с. 395].

Результатом целостного воспитательного процесса ряд педагогов считают нравственность, другие же понимают под этим нравственную воспитанность.

Ю. К. Бабанский говорит о том, что термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений [21, с. 155].

Понятия морали, охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе.

В.А. Сластенин под моралью понимает систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека, по его мнению, трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. «Нравственность – личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» [27, с. 310].

И.С. Марьенко обозначил нравственность как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду [16, c. 7].

В словаре Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [19, с. 123].

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование. Она образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет ее стержень и что выражается в принципах жизнедеятельности интеллектуально-нравственно свободной, совестливой и ответственной личности. Среди них Б.Т. Лихачев выделил следующие:

– идейность, духовность, убежденность;

– внутренняя свобода выбора поведения и принятия нравственного решения, диктат совести;

– автономность, самостоятельность, верность убеждениям и самому себе как духовной и социально ответственной личности;

– терпимость к инакомыслию и вместе с тем активное духовное противостояние заблуждениям;

– гибкость нравственного мышления, способность к ломке моральных догм, запретов, стереотипов, к ценностной переориентации на основе истины и правды жизни;

– неколебимое стояние за истину с меньшинством или в одиночестве, против большинства, а также и с большинством против меньшинства;

– вера в человека духовного как в высшую ценность и цель существования, в его способность к полному раскрытию своих сущностных сил и к самореализации;

– стремление к коллективности как единственному средству распространения и утверждения в людях нравственного начала [14, с. 25].

С позиций такого понимания сущности нравственности подлинно нравствен не тот, кто не переступает официальных норм морали, а тот, кто верен нравственным принципам, преодолевает ради их утверждения самого себя и внешние препятствия.

Наряду с этим, результатом нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

«Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе» [13, c. 398].

Конкретная нравственность – явление не только социальное, но и психологическое, связанное со всеми сферами человеческой организации: рациональной, потребностной, мотивационной, волевой, эмоциональной, нервно-психической, сексуальной. Они не определяют содержания нравственности, ее императивов и принципов, но индивидуально окрашивают нравственные проявления личности, влияют на характер протекания борьбы мотивов, способы осуществления нравственного решения. Благодаря личностно-характерологическим свойствам нравственность в человеке формируется как его собственный, индивидуальный нрав, как внутренний сплав нравственных принципов и черт характера, потребностей, интересов, мотивов, целей. Будучи нравственным, индивид может оказаться суровым, хмурым, грубоватым, несдержанным, резковатым, прямолинейным, жестким, непримиримым и оставлять впечатление недоброты. Другой проявляет себя слишком страстным, вспыльчивым, торопливым в решениях, сомневающимся, нерешительным, неопределенным и производит впечатление нравственно неустойчивого. Третий действует неторопливо, вдумчиво, внимательно, заботливо, даже робко и ласково, располагает к себе, что окрашивает его нравственный облик привлекательными внешними чертами. Человек может быть общителен, скрытен, застенчив, раскован, зануден, педантичен, решителен, труслив, храбр, простодушен, хитроват, авантюрен. За всем этим внешним проявлением живого человека нужно уметь разглядеть его подлинную нравственность, которая реально существует не в виде набора абстрактных принципов, правил, голой схемы в сознании, а как воплощение и проявление нравственных мыслей, сомнений, чувств, страстей, комплексов, выборов действий, поступков в общении, отношениях и деятельности.

Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.

Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований [27, с. 310].

Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. В частности, И.Ф. Харламов выделяет такие качества, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям, и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения [31, с. 347].

В.А. Сластенин среди прочих нравственных качеств личности одним их основополагающих определяет гуманность.

«Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению» [27, c. 312].

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. «Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам» [27, с. 313].

Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Дисциплина является результатом нравственного воспитания. Неслучайно поэтому А.С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Но дисциплина личности не может рассматриваться только как подчинение, она должна рассматриваться в контексте ее свободы, как субъективная способность личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически выработанным способом. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки. Обладание самодисциплиной, защищает от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы личности.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность [27, с. 314].

Патриотизм и культура межнациональных отношений выступают как социальные элементы мировоззрения человека и отношения к родной стране, другим нациям и народам. И.Ф. Харламов определяет патриотизм как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов [31, с. 351].

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести:

– уважение к людям различных национальностей;

– соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов;

– проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов;

– стремление развивать общечеловеческие ценности.

Трудолюбие выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Любое качество личности не может существовать вне контекста целостной личности ребенка, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений.

Важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается нравственных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

В связи с этим Б.Т. Лихачев раскрывает такие понятия, без которых сегодня невозможно грамотно осмыслить педагогический процесс. Внеморальность как пребывание ребенка, в силу ограниченности возрастных возможностей, по ту сторону морали, добра и зла. Аморальность как преступление через моральную норму и общественное требование. Ненравственность как духовная глухота. Безнравственность как предательство по отношению к людям и собственной совести. Естественно-эгоистическое, внеморальное поведение, определяющееся инстинктами и комплексами. Лицемерно-фарисейская, двойная, тройная мораль как форма аморальности. Нравственные ценности как духовные принципы, интеллектуальная свобода и совесть как высшая мера духовности, нравственности человека [14, с. 22].

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания [31, с. 345].

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становиться нравственное самовоспитание и самосовершенствование. «Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование – процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества» [13, с. 398].

В целом, в качестве показателей нравственной воспитанности отечественными психологами выделяются: готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение; устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации; проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события; возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.

Воспитание нравственности, целеустремленности, культуры общения, ценностных ориентаций личности – таким задачам, как правило, отдают приоритет педагоги на сегодняшний день. Я.А. Коменский утверждает, что природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере относиться к самому человеку… корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет [22, с. 21].

Исследователями доказано, что описанное состояние у детей возникает в возрасте 5 – 7 лет. Именно поэтому стоит рассмотреть особенности нравственного воспитания старших дошкольников.

 

Список использованных источников:

I. Нормативно - правовые акты
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Одобрена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с.
II. Монографии, брошюры, статьи, выступления
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
4. Белая К.Ю. Как подготовить и провести педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: УЦ Перспектива, 2011 – 84 с.
5. Борисовский А.М. Чистый родник педагогического опыта. (Идеи В.А.Сухомлинского о нравственном воспитании) [Текст] / А.М. Борисовский. – Ф., «Мектеп», 1976. – 60 с.
6. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. – 512 с.
8. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей [Текст] / Авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 111 с.
9. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения [Текст] / Н.В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 245 с.
10. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – Изд. 2-е, уточненное и дополненное [Текст] / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.
11. Курбатов А. Воспитание духовно-нравственного здоровья [Текст] / А. Курбатов, Л. Курбатова, Н. Парницына-Курбатова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика. «Курс лекций» [Текст] / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 648 с.
13. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 335с.
14. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
15. Марьенко И.С. Нравственное становление личности [Текст] / И.С. Марьенко. – М., 1985г. – 365 с.
16. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / И.Ф. Мулько. – М.: Сфера, 2004. – 96 с.
17. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» [Текст] / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.
19. Парамонова Л.А. Дошкольное образование и его качество: Новые подходы к проблеме [Текст] / Л.А. Парамонова. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. –2-е изд., доп. и перера. – М., Просвещение, 1988г. – 479 с.
21. Педагогическое наследие. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. [Текст] / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
22. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления [Текст] / В.И. Петрова, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова, Т.Д. Стульник. – Спб.: Питер, 2007. – 304 с.
23. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов [Текст] / В.Н. Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.
24. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа [Текст] / Авт.-сост. С.В. Чирикова. – М.: ВАКО, 2011. – 320 с.
25. Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности. Методическое пособие [Текст] / В.П. Сергеева. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. – 28 с.
26. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
27. Соловьева Е.В. Наследие. И быль, и сказка...: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры [Текст] / Е.В. Царенко, С.И. Царенко. – М.: Обуч, 2011. – 144 с.
28. Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы [Текст] / Т.А. фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
29. Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4 -7 лет [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. – 192 с.
30. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
31. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа [Текст] / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2011. – 320 с.
32. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.В. Шакурова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
III. Материалы конференций
33. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006.
IV. Статьи из сборника
34. Шамухаметова Е.С. К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника // Сборник «Проблемы социальной психологии личности». Выпуск 2 [Текст] / Е.С. Шамухаметова. – Саратов: Изд-во Саратовского Государственного Университета им Н.Г. Чернышевского, 2008.
V. Статьи из журналов
35. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2009. № 9. – С. 52 – 58.
36. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст [Текст] / Е. Бехтерева // Дошкольное воспитание. – 2010. № 8. – С. 36 – 45.
37. Давыдова О. Детский сад – семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода [Текст] / Давыдова О., А. Майер // Дошкольное воспитание. – 2011. № 5. – С.17 -22.
38. Иванова Н. Воспитание добрых чувств [Текст] / Н. Иванов, Н. Касухина // Дошкольное воспитание. – 2009. № 2. – С. 54 – 59.
39. Поштарева Т. Патриотическое воспитание [Текст] / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2010. № 7. – С. 28 – 31.
40. Платохина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ [Текст] / Н.А. Платохина // Дошкольная педагогика. – 2010. № 5. – С. 16 – 19.
VI. Отдельный том из многотомного издания
42. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность [Текст] / А.С. Макаренко // Собрание сочинений: В 5-и т., Т. 5. М.: Просвещение, 1987г. – С. 424-425.
43. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: В 11-и т., Т. 2. [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948 г. – С. 431.
VII. Электронный ресурс
44. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. Часть 1. Работа психолога в детском саду – Психодиагностика в детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru

 

Полную версию работы можно скачать здесь.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт