«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период закладываются основные черты личности. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Остановимся подробнее на проблеме формирования понятия о необходимости ведения здорового образа жизни, а именно на ознакомлении с основами рационального питания. Для растущего организма очень важно рациональное питание. Оно должно обеспечивать поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, и возмещать энергетические затраты организма, способствовать нормальному физическому и психическому развитию детей, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшать работоспособность. Поэтому необходимо воспитать у ребёнка привычку правильно питаться, так как правильное питание является основой здорового образа жизни. Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе педагога любого профиля является частью валеологического просвещения детей и взрослых и окажет неоценимую помощь для сохранения здоровья ребёнка, что, в конечном итоге, является самой важной задачей в жизни человека и общества.

 

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ НОД

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ – ВИТАМИНЫ».

Цели: - Формирование представлений о здоровье. - Формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. - Воспитание привычки к здоровому образу жизни. - Развитие умения использовать полученные по валеологии знания в жизни.

Задачи: - Закрепление знаний о полезных и вредных продуктах. - Закрепление знаний о витаминах и их роли в жизни человека. - Ознакомление с основами рационального питания. - Закрепление понятия об овощах как копилке витаминов и необходимой пищи.

Оборудование: - Таблица «Витамины». - Карточки с названиями витаминов: А, В, С, Д. - Картинка «Огород». - Атрибуты костюмов овощей для детей: горох, белокочанная капуста (картинки с другими видами капусты: краснокочанная капуста, савойская капуста, кольраби, цветная капуста, брюссельская капуста), картофель, лук, морковь, огурец, перец, свёкла, репа, томат, чеснок. Элементами костюма являются карточки с витаминами.

- Картинки с овощами: шпинат, морковь, фасоль, тыква, петрушка, хрен, перец, свёкла, томат, салат, капуста, репа, кабачок, баклажан. Для рассказа воспитателя по книге Н. Надеждиной «Во саду ли, в огороде».

- Карточки-модели с частями овощей. - Картинка с картофелем (части картофеля). - Картинки с разными группами полезных продуктов питания. Молочные продукты: молоко, творог, кефир, сливочное масло, сыр, йогурт. Овощи: морковь, капуста, картофель, лук, помидор, огурец, тыква, сладкий перец, бобовые, спаржа, соя, кукуруза. Фрукты: цитрусовые, персики, абрикосы, яблоки, хурма, виноград, авокадо, бананы, слива, изюм, чернослив. Ягоды: чёрная смородина, шиповник, арбуз, дыня, облепиха, черешня, земляника, рябина, голубика. Зерновые продукты: хлебопродукты и хлеб из муки грубого помола, каша. Яйца. Пивные дрожжи. Орехи. Грибы. Мясо, птица, печень, сердце, почки. Рыба, рыбий жир, икра, устрицы. Травы: укроп, петрушка, мята, щавель, хмель, крапива, шпинат, салат. Водоросли, морская капуста. - Картинки с потенциально вредными продуктами. Сладости: сахар, шоколад, конфеты. Мучные высококалорийные изделия: белый хлеб, булочки, торты.

Литературный ряд: Н. Надеждина. Во саду ли, в огороде. Азбука здоровья.

Предварительная работа: Чтение рассказов об овощах из книги Н. Надеждиной «Во саду ли, в огороде».

Этапы непосредственно образовательной деятельности: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Что самое первое говорим мы людям, когда встречаемся? Ответы детей: Здороваемся.Слово «здравствуйте» - очень нужное слово. Этим словом мы не только приветствуем людей, но и желаем им здоровья. Здоровье – это самый большой подарок, который даётся нам в жизни. К сожалению, часто мы начинаем это ценить, когда его теряем, начинаем болеть. А ведь наше здоровье в наших руках. Сегодня мы и поговорим об этом. Мы постараемся понять причины ухудшения здоровья, поговорим о здоровом образе жизни и о том, как сохранить и укрепить здоровье.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. Что же такое здоровье? Ответы детей.Что влияет на наше здоровье? От чего оно зависит? Ответы детей: погода, настроение, экология планеты, питание, образ жизни и т.д.Но бывает и так: человек часто бывает на воздухе, следит за своим здоровьем, хорошо питается, а всё равно заболевает. Очень важно, чтобы питание было правильным, а не только хорошим. При правильном питании человек должен употреблять полезные для организма продукты. Кроме этого, необходимо, чтобы в организм человека попадало достаточное количество витаминов.

ВИТАМИНЫ. Н. Надеждина. Во саду ли, в огороде. Азбука здоровья.Чтение. С чего начался первый на свете огород? С мусорной кучи возле шалаша дикаря. Сюда вместе с объедками овощей попали и спелые семена. Они дали всходы. Зазеленевшая мусорная куча убедила дикаря в том, что удобно и выгодно собирать урожай у порога дома. Так вошли в меню человека овощи, которые дикарь захотел сеять сам. Чтобы никто не затоптал всходы, сеятель стал огораживать посевы. Отсюда появилось русское слово

ОГОРОД.

В старину трудно было отличить сад от огорода. На востоке, например, дерево граната уживалось с дынями и розами. В России морковь и репа сажали по соседству с маком, смородиной, мятой. А первые томаты, привезённые из-за моря, посадили на цветочной клумбе. Мы ценим овощи за то, что они помогают нам быть бодрыми, здоровыми и сильными. В чём же заключается их чудесная сила? Ответ на это люди искали с давних времен. Вот один из таких случаев. Это случилось во время дальнего плавания с кораблями, которые давно не приставали к берегу. В открытом море, где так легко дышится, матросы вдруг стали жаловаться на головные боли и слабость. Это могло означать, что на корабль пробралась непрошеная гостья – болезнь цинга. Но ведь на корабле было много провизии, матросы были сыты. Почему же они слабели? Ещё сто лет назад это никто не мог объяснить. А теперь мы знаем, что этим людям на корабле не хватало витаминов. Первым в конце девятнадцатого века открыл витамины русский доктор Н.И. Лунин. У него было две клетки с мышами. Мышей первой клетки поили натуральным молоком. Эти мыши были здоровы. Для мышей второй клетки доктор приготовил искусственное молоко. В нём были те же компоненты, что и в молоке: белок, молочный сахар, жир. Но мыши второй клетки погибали. Им чего-то не хватало. Это что-то было ничтожно малым по сравнению с основными веществами. Но без него нельзя прожить. Через тридцать лет эти вещества получили наконец-то своё название. Польский учёный Казимир Функ предложил назвать их ВИТАМИНЫ от латинского слова ВИТА, что означает жизнь. Названия витаминам дали по буквам латинского алфавита. Все овощи – копилки витаминов. Благодаря своим целебным свойствам, они стали докторами многих заболеваний людей.

Пациенты доктора ШПИНАТА, докторши МОРКОВИ и докторши ФАСОЛИ – малокровные люди, чьим щекам необходимо порозоветь. Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к докторше ТЫКВЕ, врачам ПЕТРУШКЕ и СВЁКЛЕ. Доктора ХРЕН и ПЕРЕЦ помогают прогнать цингу. Доктора ТОМАТ и САЛАТ помогают толстякам похудеть. Врач КАПУСТА лечит желудок. Доктора РЕПА, КАБАЧОК, БАКЛАЖАН помогают при болезнях печени. Рассказ воспитателя о витаминах с показом картинок продуктов в соответствии с рассказом. Помощь в составлении рассказа – консультация «Витамины».

Много интересного и полезного можно сказать о витаминах. Давайте разберём, какие бывают витамины и для чего они нужны. Дидактическая игра «Где найти витамин». На доске таблица «Витамины». На столе картинки с полезными продуктами, карточки с названиями витаминов. Дети рассматривают таблицу «Витамины» и обсуждают, для чего они нужны. Воспитатель рассказывает, в каких продуктах можно найти витамины А, В, С, Д. Дети прикрепляют карточки с названиями витаминов на продукты.

ОГОРОД. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ.

При слове ОГОРОД мы представляем себе грядки с овощами. Овощами мы считаем травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, цветы, побеги, плоды. Картинка «Огород». Представим себе, что огород – это город, где живут овощи. Грядки – домики овощей. Давайте послушаем, что могли бы рассказать о себе жители этого города. ГОРОХ. Я - горох. Есть такая поговорка: с тобой надо говорить, гороху поевши. Так говорят, если тебя не понимают и надо набраться сил для долгого и трудного разговора. Почему же даёт силы именно горох и почему он так прославился? Если сажать из года в год на земле овощи, то земля постепенно оскудевает и становится неплодородной. Потому что растения забирают у земли полезные элементы. И только я могу сделать так, что земля после меня станет ещё богаче. Я умею вырабатывать азот. Это очень важное питание для растений. Поэтому меня всегда высаживают на бедные земли перед севом других растений. Азот в бобовых растениях превращается в белок. Как дом строится из кирпичей, так и живое тело строится из клеток. Клетки, в свою очередь, строятся из белка. У человека, который употребляет достаточное количество белка, крепнут мускулы, прибывают силы. Меня называют растительным мясом за то, что я так богат белком. Ещё я содержу витамин А и витамины группы В. КАПУСТА Я – белокочанная капуста. Капусту едят в России больше всех других овощей. Моё название произошло от латинского слова КАПУТ, что значит ГОЛОВА. Я похожа на человеческую голову. Витамина С во мне не меньше, чем в лимоне. Но, в отличие от него, я не боюсь холода и могу расти на севере, где даже яблоня не растёт. Круглый год можно есть капусту. И запасать впрок её легко. У меня много сестёр. Мы разные по вкусу, но все одинаково полезны. Краснокочанная капуста имеет красивый красный цвет. У савойской капусты рифлёные листья. Цветная капуста вся в мелких соцветьях. Кольраби больше похожа на репу. Брюссельская капуста имеет кочанчики величиной с грецкий орех. Кроме витамина С у меня есть витамин А и витамины группы В. КАРТОФЕЛЬ Я – картофель. В это трудно поверить, но я иностранец. Моя историческая Родина – Америка. Долго не хотели признавать меня на новой Родине, пока не поняли, какой я вкусный и полезный. Невежественные люди называли меня «чёртовым яблоком» и распускали слухи, что если меня посадить, без хлеба останешься и землю испортишь. Сейчас без картофеля не обойтись. Я очень сытный овощ. Меня часто называют вторым хлебом. В моих клубнях найдены витамины С, Д, В. ЛУК Я – лук. Это про меня говорят, что лук от семи недуг. Я защищаю людей от болезней, повышаю их сопротивляемость. Мои солдаты – фитонциды. Это летучие защитные вещества, которые убивают микробов. Если пожевать лук в течение трёх минут, то во рту у тебя не останется ни одного микроба. Мой острый пряный вкус сделает вкуснее любое блюдо. Я богат витаминами А, С, Д, В.

МОРКОВЬ Я – морковь. В России я на первом месте среди корнеплодов. Вот только хлопот со мной много. Семена у меня мелкие, их ровно не посеешь. Приходится огородницам прорежать меня. Всходы из таких семян слабые, нежные. Того и гляди сорняки заглушат. Без прополки не обойтись. Много дел со мной у огородников, но не жалеют они сил для меня. Любят они меня за мой вкус и пользу. У меня есть очень полезное вещество – каротин. В организме человека каротин превращается в витамин А. Есть у меня и витамины группы В, и витамин С. ОГУРЕЦ Я – огурец. По сравнению с другими овощами, я не так сытен и беднее витаминами. Но это не мешает моей популярности. Один мой запах повышает аппетит. А за то, что огурцы можно запасать впрок, я стал народным овощем. Меня так давно знают и любят в России, что уже давно забыли о моей исторической Родине. Когда-то давно меня привезли в Россию из Индии – страны вечного лета. Потому самый страшный враг для меня – холод. Но люди научились с ним бороться и построили для меня теплицы и парники. Сейчас свежие огурцы можно есть круглый год. Во мне есть витамины группы В, витамин А и витамин С. Во мне много воды, полезных веществ и мало калорий. Я замечательно подхожу для диетического питания.

ПЕРЕЦ Я – перец. Я родственник картофеля и томата. Мы все родом из Америки. Вначале я был только горьким. Индейцы Америки не знали соли, они перчили пищу. Поэтому порошок красного горького перца вначале называли красной солью. Индейское растение быстро распространилось по Европе и Азии. Чем заботливей человек ухаживал за перцем, тем крупнее становились его стручки, тем меньше оставалось в них горечи. От горького перца родился сладкий овощной перец. Перец едят свежим и запасают впрок. А если устроить состязание среди овощей, кто богаче витаминами, то чемпионом стал бы сладкий перец. Я заслужил бы сразу три золотые медали: одну за каротин, который помогает образованию витамина А, другую за витамин Р, третью – за витамин С. Недаром говорится, что кто ест сладкий перец, тот долго живёт. Есть у меня и витамины группы В. РЕПА Я – репка. Пока не было картофеля, репа с капустой были главной едой в России. В неурожайные годы, когда вымерзала рожь, репа заменяла людям хлеб. Я не боюсь мороза. Мой главный враг – земляная блоха. Хитрые огородники придумали, как обмануть блоху. Репу сеяли очень рано. В это время жучок ещё спит. Когда жучок просыпался, листья репы уже становились грубыми, он уже не мог их прокусить. Ели репу сырой, варёной, печёной, а чаще всего пареной. И хоть сейчас появилось много других овощей, богатая витаминами репка по-прежнему пользуется большим успехом. Во мне очень высокое содержание витамина С, витамина А и витаминов группы В. СВЁКЛА Я – свёкла. Я очень древний овощ. Свёкла росла ещё в садах Древнего Вавилона. Это была лиственная свёкла. Из неё можно было сделать салат. Древние вавилоняне не знали, что такое борщ и винегрет. Прошла тысяча лет, пока на востоке попробовали корешки свёклы. Люди поняли, что корешки были намного вкуснее вершков. Сейчас у нас есть и оранжевая кормовая свёкла, и красно-фиолетовая столовая свёкла, и белая сахарная свёкла. Раньше не каждому по карману был сахар. Его делали из сахарного тростника и привозили из других стран. Чай с сахаром пили вприкуску, огрызок оставляли на другой раз. Когда нашли сахар в белой свёкле, сахар стал доступным и дешёвым. Не только Россия пила чай с сахаром из свёклы, на западе и востоке тоже оценили его. Мои полезные качества связаны с высоким содержанием витаминов. Я даю организму витамины группы В, витамин А и витамин С. ТОМАТ Я – томат. У меня есть другое имя – помидор. Томатом меня называли на моей Родине, в Америке. Первыми привезли в Европу жёлтые томаты. На солнце они светились золотом. И я стал помидором. В переводе с итальянского «помо» - яблоко, «доро» - золотое. Золотое яблоко – вот как назвали меня в Европе. Сначала помидоры сажали на клумбах для красоты. Португальцы первыми рискнули попробовать томаты на вкус. С тех пор я переселился в огород и стал одним из самых любимых овощей. Через четыреста лет томат снова привезли в Америку. И на Родине его не узнали. В Америке пришлось разводить помидоры заново. Сейчас я самый популярный овощ, благодаря своим полезным веществам и витаминам, среди которых очень много витаминов группы В, витамина А и витамина С.

ЧЕСНОК Я – чеснок. Мои родственники – тюльпаны и лилии, потому что все мы из семейства лилейных. Я отличаюсь резким острым запахом. Из-за этого запаха у меня много противников. Из-за пользы, которую я приношу, у меня много поклонников. Чеснок использовали для лечения ещё в Древнем Египте. В наши дни чеснок использует и народная медицина, и официальная. Бактерии не могут устоять перед фитонцидами чеснока. Свою силу кашица чеснока сохраняет четыре месяца. Это дольше, чем лук. Чеснок не только лекарство, но и добавка к еде, которая улучшает вкус. Во мне есть витамины группы В, витамин С и витамин Д. ЧТО СЪЕДИМ У ОВОЩЕЙ. Мы познакомились с жителями города.Это полезные и очень нужные продукты для человека. Надо только знать, какие части овощей можно, а какие части нельзя есть. Ведь среди овощей есть и такие, у которых одни части полезные, а другие ядовитые. В истории освоения овощей были случаи, когда человечество чуть не отказалось от них из-за неправильного употребления в пищу. Вспомним историю освоения картофеля в Европе, в России. Не зная, что можно есть у нового растения, люди попробовали не корнеплод, который выкапывают из земли, а зелёные плодики, похожие на яблоки, которые растут на стебле.Эти плодики нужны картофелю для образования семян. Их есть нельзя, потому что они ядовиты. Люди умирали, съев такие «яблоки». Другие люди отказывались разводить и есть картофель. Так мы чуть было не лишились вкусного и полезного продукта, без которого сейчас нельзя представить себе наш стол. У нас есть карточки с обозначением различных частей овощей. Мы дадим каждому жителю нашего города нужную карточку, где указано, что мы у него едим. Горох – семена, капуста – листья и стеблеплоды, картофель – корнеплоды, морковь – корнеплоды, свёкла – корнеплоды и листья, репа – корнеплоды, лук – листья и луковицы, чеснок – листья и луковицы, огурец – плоды, томат – плоды, перец – плоды.

ПРОДУКТЫ ПОЛЕЗНЫЕ И НЕПОЛЕЗНЫЕ.Дидактическая игра «Полезные продукты и неполезные продукты». Все продукты, которые мы употребляем в пищу, бывают полезными продуктами и продуктами, которые могут нанести человеку вред. При этом продукты вредные могут быть по вкусу приятнее, чем полезные продукты. Чтобы наша пища действительно оказала пользу, надо научиться есть полезные продукты и уметь отказаться от того, что нам пользы не окажет. Сейчас мы проведём игру, в которой повторим названия полезных и неполезных продуктов. Условия игры: если называется полезный продукт, дети хлопают; если называется вкусный, но не очень полезный продукт – дети топают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Здоровье не купишь, его можно получить от родителей при рождении и сохранить при ведении здорового образа жизни, который невозможен без правильного питания.

 

Полную версию работы можно скачать здесь .



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья -…

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между...

Проект «Огород на окне»

Проект «Огород на окне»

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Читайте также

Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Очевидно, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...