Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы» с последующим рисованием
(воспитанники 5-6 лет)
Образовательная область: «Художественное творчество».
Тема: «Дымковский конь».
Цели:
Образовательные:
Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.
Развивающие:
Инициировать декоративное оформление вылепленных фигур – украшение элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками прямыми линиями штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиками кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое восприятие к народному искусству.
Воспитательные:
Развивать интерес к изучению народных промыслов, усиливая восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.
Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа: знакомство с декоративной росписью дымковских мастеров; лепка и выбеливание дымковского коня из глины; рисование в художественном альбоме «Дымковская игрушка».
Материалы, инструменты, оборудование.
Вылепленные изделия (кони); дидактические игры: «Музыкальная палитра», «Краски Дымкова», «Контрастные цвета»; гуашь, кисти разных размеров, пробки, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой.
Литературный ряд: «Ярмарка», «Глиняное чудо» Е. Поповой.
Музыкальный ряд: русская народная музыка «Карусель»,
П. И. Чайковский «Камаринская» из сборника «Детский альбом», русская народная песня «Калинка», Стравинский «Петрушка», фрагменты «Голоса животных и птиц» (ржание лошадей).
Зрительный ряд: макет карусели, дымковские игрушки, картина зимнего дымковского пейзажа, рисунки – варианты узоров на лошадях, таблицы с картинным планом,
Ход занятия
1. Экскурсия в музей
Воспитатель:
- Сегодня мы пришли в музей декоративно-прикладного искусства, чтобы поговорить о необычных игрушках, а вот где их изготавливают, вы можете догадаться, если внимательно прослушаете мой рассказ (рассказ по дымковским пейзажам).
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое,
Может догадались, как его назвали? (Дымково – скажем хором)
Вечера зимой длинны и лепили там из глины
Все игрушки непростые, а волшебно-расписные.
Вылепили петуха, и конечно индюка
Вот медведь с гармошкой – потанцуй немножко.
Свинка Ненила, уточка красива,
Тут и барыня краса - посмотрите, какова!
Вот и Ваня, вот и няня
Не игрушки – чудо прямо.
- А как называются эти игрушки? (дымковские).
- Как вы догадались, что это игрушки из Дымкова?
(Вылеплены из глины, украшены кольцами, капельками, кружочками, линиями прямыми и пересекающимися.)
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымкове слава, заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О дымковской игрушке поведем рассказ:
Карусель
Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей
Посмотрите-ка, пуста
Не хватает тут пока….
- Кого не хватает на карусели?
Прослушайте музыкальную загадку и
Узнаете отгадку (прослушивание фрагмента - ржание коней).
- Какой дымковской игрушки здесь нет? (Дымковского коня.)
А ведь конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай взращивать.
Коня лепили с двумя или тремя головами. Сам конь был белым, с золотой гривой, на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.
Увидели такие необычные фигурки ребятишки, очень уж очень им они понравились, и стали ими играть. С тех самых пор мастера Дымкова лепят самые разные фигурки и украшают их незамысловатыми узорами (показ игрушки).
- А какими красками мастера расписывают игрушки? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, немного коричневого и черного.)
Дидактическая игра «Подбери палитру»
- Веселые или грустные или грустные это краски?
- Почему? (Чтобы детям понравилась и на ярмарке продать.)
- Палитра Дымкова - цвета все яркие, праздничные, нарядные – желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, золотой и чуть-чуть черного, но он используется только для оформления таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива.
Показ и объяснение воспитателя
- Сейчас я приглашаю всех в художественную мастерскую, где вас ждут игрушки, и мы с вами можем попробовать расписать и, как это делают дымковские мастера.
Аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, кончиком кисти нарисовать глаза.
- А пока краска сохнет, поможем пальчикам вспомнить дымковские узоры (жестовое рисование под русскую народную музыку).
- Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предложить рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Полоски мы рисуем кончиком кисти, круги и точки, ватными палочками и пробками.
Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать пробкой и ватной палочкой, а потом поставить очки вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.
Самостоятельная работа по картинному плану.
Итог: А теперь, когда работы готовы можно ими украсить нашу карусель.
Игра: Еле- еле-еле
Завертелись карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей
Вот он конь нарядный,
Весь такой он ладный,
И у каждого конька все расписаны бока,
Всех нарядом удивил
Гриву важно распустил.
Посмотрите-ка на хвост
У него совсем не прост -
И у каждого конька хвост и грива завита.
Итог: Молодцы ребята. Сегодня на мы еще раз встретились с дымковской игрушкой, побывали в мастерской и даже стали дымковскими мастерами.
Читайте также |
---|
Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»
Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...
Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку
Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...
Описание результатов педагогической деятельности
Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...