Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы» с последующим рисованием

(воспитанники 5-6 лет)

Образовательная область: «Художественное творчество».

Тема: «Дымковский конь».

Цели:

Образовательные:

Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Развивающие:

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигур – украшение элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками прямыми линиями штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиками кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое восприятие к народному искусству.

Воспитательные:

Развивать интерес к изучению народных промыслов, усиливая восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.

Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа: знакомство с декоративной росписью дымковских мастеров; лепка и выбеливание дымковского коня из глины; рисование в художественном альбоме «Дымковская игрушка».

Материалы, инструменты, оборудование.

Вылепленные изделия (кони); дидактические игры: «Музыкальная палитра», «Краски Дымкова», «Контрастные цвета»; гуашь, кисти разных размеров, пробки, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой.

Литературный ряд: «Ярмарка», «Глиняное чудо» Е. Поповой.

Музыкальный ряд: русская народная музыка «Карусель»,

П. И. Чайковский «Камаринская» из сборника «Детский альбом», русская народная песня «Калинка», Стравинский «Петрушка», фрагменты «Голоса животных и птиц» (ржание лошадей).

Зрительный ряд: макет карусели, дымковские игрушки, картина зимнего дымковского пейзажа, рисунки – варианты узоров на лошадях, таблицы с картинным планом,

 

Ход занятия

1. Экскурсия в музей

Воспитатель:

- Сегодня мы пришли в музей декоративно-прикладного искусства, чтобы поговорить о необычных игрушках, а вот где их изготавливают, вы можете догадаться, если внимательно прослушаете мой рассказ (рассказ по дымковским пейзажам).

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое,

Может догадались, как его назвали? (Дымково – скажем хором)

 

Вечера зимой длинны и лепили там из глины

Все игрушки непростые, а волшебно-расписные.

Вылепили петуха, и конечно индюка

Вот медведь с гармошкой – потанцуй немножко.

Свинка Ненила, уточка красива,

Тут и барыня краса - посмотрите, какова!

Вот и Ваня, вот и няня

Не игрушки – чудо прямо.

- А как называются эти игрушки? (дымковские).

- Как вы догадались, что это игрушки из Дымкова?

(Вылеплены из глины, украшены кольцами, капельками, кружочками, линиями прямыми и пересекающимися.)

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымкове слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О дымковской игрушке поведем рассказ:

Карусель

Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

Посмотрите-ка, пуста

Не хватает тут пока….

- Кого не хватает на карусели?

Прослушайте музыкальную загадку и

Узнаете отгадку (прослушивание фрагмента - ржание коней).

- Какой дымковской игрушки здесь нет? (Дымковского коня.)

А ведь конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай взращивать.

Коня лепили с двумя или тремя головами. Сам конь был белым, с золотой гривой, на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.

Увидели такие необычные фигурки ребятишки, очень уж очень им они понравились, и стали ими играть. С тех самых пор мастера Дымкова лепят самые разные фигурки и украшают их незамысловатыми узорами (показ игрушки).

- А какими красками мастера расписывают игрушки? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, немного коричневого и черного.)

Дидактическая игра «Подбери палитру»

- Веселые или грустные или грустные это краски?

- Почему? (Чтобы детям понравилась и на ярмарке продать.)

- Палитра Дымкова - цвета все яркие, праздничные, нарядные – желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, золотой и чуть-чуть черного, но он используется только для оформления таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива.

Показ и объяснение воспитателя

- Сейчас я приглашаю всех в художественную мастерскую, где вас ждут игрушки, и мы с вами можем попробовать расписать и, как это делают дымковские мастера.

Аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, кончиком кисти нарисовать глаза.

- А пока краска сохнет, поможем пальчикам вспомнить дымковские узоры (жестовое рисование под русскую народную музыку).

- Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предложить рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Полоски мы рисуем кончиком кисти, круги и точки, ватными палочками и пробками.

Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать пробкой и ватной палочкой, а потом поставить очки вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

Самостоятельная работа по картинному плану.

Итог: А теперь, когда работы готовы можно ими украсить нашу карусель.

Игра: Еле- еле-еле

Завертелись карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

 

Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

Вот он конь нарядный,

Весь такой он ладный,

И у каждого конька все расписаны бока,

Всех нарядом удивил

Гриву важно распустил.

Посмотрите-ка на хвост

У него совсем не прост -

И у каждого конька хвост и грива завита.

Итог: Молодцы ребята. Сегодня на мы еще раз встретились с дымковской игрушкой, побывали в мастерской и даже стали дымковскими мастерами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Читайте также

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...