Сценарий экскурсии в этнографический музей «Льняные смотрины»

для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель:

  • Познакомить детей с русским народным костюмом, кружевом, вышивкой.
  • Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев.
  • Воспитывать у детей уважение к национальному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Предварительная работа. Подготовить горницу к приему гостей: вдоль стен - лавки, у боковой стены - выставка изделий, выполненных кружковцами и взрослыми в традициях народных ремесел /кружево, прядение, вязание, вышивка/; повесить расшитые рушники, мужской и женский костюмы, головные уборы, обувь; столы застлать самоткаными скатертями и поставить самовар, керосиновую лампу, на сундуке - вязание, кудель с веретеном, пяльца с вышиванием.

 

/Звучит музыкальный фон «Вариации на темы русских народных песен» хозяйка убирает в горенке, входят дети-кружковцы «Наши корни»/
Хозяйка: Здравствуйте, подруженьки, проходите, садитесь на скамьи дубовые, располагайтесь как дома. Спасибо вам, что пришли ко мне на посиделки.
/Дети занимают места за рукоделием. Запевают песню/
Хозяйка: Вот и собран богатый урожай в закрома. Пришла сама Покровушка-Покрова - время посиделок, ярмарок да свадебок. А чтоб свадебку играть, надо приданое собрать. Так что работайте, милые,
а чтоб дело спорилось, запевайте песню.
«Как во поле ячмень уродился» р.н.п.
/Стук в дверь, входят дети и взрослые участники фольклорного ансамбля Дома культуры «Горенка»/
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гость на гость - хозяину радость. Прошу в горенку! Красному гостю - красное место!
Взрослый: Как уютно у тебя, Акулина! А чем вы тут занимаетесь? Хозяйка: Все сейчас вам расскажу, гостёчки дорогие! Расскажу про рукоделие русское, да устрою для вас «льняные смотрины». Вот мои подруженьки-помощницы уже принялись за дело. Они прядут пряжу из шерсти овцы, вяжут кружева, носочки, варежки. Приданое себе готовят, стараются красиво изготовить изделие. Алена, как там гласит народная мудрость?
Алена: «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства». Русский народ творил из простого материала: дерева, глины, шерсти, льна, но ценность изделий умельцев определялась не ценою материала, а мастерством и фантазией мастера, а талантливых мастеров много было на Руси. Да и сейчас наш край славится мастерами и умельцами.
Хоровод «Прялица» р.н.м.
Хозяйка: Славно пели и плясали, а прялку воспевали еще лучше, да она у нас и впрямь красавица, посмотрите.
/Дети рассматриваются иллюстрации с изображением разных образцов прялок, вальков, веретенец. Хозяйка обращает внимание детей на украшения прялок/
Хозяйка: Мы видим на прялках солнечные символы, они-то противостоят всему злому и темному. В средней и нижней части изображена вспаханная земля в виде заштрихованных ромбов. Прялка предназначена для прядения шерсти и льна. А из ниток ткали материал, затем шили одежду.
Ребенок: Сейчас на дворе осень. Октябрь - паздерник - означает «месяц очистки льна». А как его очищают, тетка Акулина?
Хозяйка: А вот так, как в песне поется. Настенька, запевай!
Инсценировка песни «Лен зеленой» р.н.п.
Хозяйка: Вот в песне вы услышали всю последовательность обработки льна, затем идет прядение и ткачество.
Ребенок: Расскажите, пожалуйста, нам о том, как шьют и украшают одежду. Ведь одежда должна не только сохранять тепло, но и защищать человека от всевозможных неблагоприятных влияний и воздействий. Хозяйка: Да, шитье и украшение одежды были глубоко осмысленны и организованны. Дети, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Подходите, посмотрите, а девочки вам расскажут, что к чему.
/Хозяйка открывает ширму с иллюстрациями русских народных костюмов Белгородской области. Музыкальный фон «Народные наигрыши» р.н.м. Дети рассматривают выставку, а девочки рассказывают о русской народной одежде, головных уборах/
Хоровод «Выйду ль я на реченьку» р.н.м.
Хозяйка: Ах, как ладно девочки танцевали, словно кружево вязали. Ребята, посмотрите, здесь вы видите легкие, прозрачные, с тонкими узорами кружева, которые по сей день пленяют своей красотой.
/Дети рассматривают кружева/
1 девочка. А знаете, что кружева появились 300 лет назад в Венеции. Они были очень красивы. Их носили в виде воротников, манжет, из них шились богатейшие женские платья, ими украшали мужские камзолы /пиджаки/, шляпы, перчатки, белье, обивали мебель, стены комнат, кареты...
2 девочка. Кружево можно плести иглой./Показ/ Его основные элементы: петелька большая и маленькая, резеда, уголок, цветок, ягодка.
3 девочка: Кружево особенно нежным получается из тонких ниток. Можно связать салфетки, воротнички, обвязать платочек /показ/.
«Кружево» р.н.п. исполняет ансамбль «Горенка»
Хозяйка: Славится наша русская земля вышивальщицами. Вышивка - один из видов народного творчества, вышивкой украшают одежду, предметы быта и помещения.
/Рассмотреть виды вышивки на портретах, картинах, рушниках, наволочках, скатертях, дорожках, утиральниках./
1 девочка. На узорах мы видим разнообразные орнаменты цветов, птиц сказочных персонажей, животных. Каждая вышивка имеет свое название в зависимости от места ее возникновение - изготовления.
2 девочка. /показ иллюстраций/. Так, в поселке Крестцы Новгородской области выполняют крестецкую строчку, а в Нижегородской области - гипюрную, а в Рязани - рязанскую вышивку.
Хозяйка: А еще я вам скажу по секрету, что вышивкой украшали одежду жениха и невесты. Заведем и мы хороводную игру.
Карагод-игра «Княгини» р.н.м. играют взрослые и дети.
Хозяйка: Вот и клонится вечор ко сну. Пора прощаться нам. Мальчики.
1 .«Играть - не уставать, не ушло бы дело!»
2. «Гостю - почет, хозяину - радость!»
3. «Гость доволен - хозяин рад!»
Гости: Спасибо тебе, хозяюшка, за гостеприимство.
Хозяйка: Спасибо вам, дорогие музыканты и певуньи! До свидания, гости дорогие! Милости прошу побывать у нас в следующий раз.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование ИКТ в детском саду

Использование ИКТ в детском саду Ребята группы "Умка" очень любят мультфильмы. Мы решили поэкспериментировать и посмотреть мультфильмы на потолке. Детям комфортно...

Конспект по развитию речи для детей младшей группы. Тема: «Домашние…

Конспект по развитию речи для детей младшей группы Тема: «Домашние животные» Задачи:1. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные.2. Развивать умения детей...

Педагогический проект «Огород на окне»

Педагогический проект «Огород на окне» Паспорт проекта: Наименование проекта Огород на окне Образовательная область Познавательное развитие Актуальность проекта Дети, наблюдая за растениями, не подозревают, что рост растений...

Читайте также

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...