Конспект коррекционного часа по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи в логопедической подготовительной группе

Программные задачи:

  • Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях;
  • Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду;
  • Обогащение лексики родственными словами к слову «лес», прилагательными, глаголами;
  • Закрепить название лиственного, хвойного, смешанного леса;
  • Упражнять в обобщении и классификации;
  • Упражнять образовывать относительные прилагательные от названий деревьев;
  • Упражнять в употреблении в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук;
  • Воспитывать бережное отношение к лесу.

 

- Дети, вы сегодня были на прогулке в лесу. Как только об этом узнал ваш друг Буратино, то очень расстроился. Как же вы его забыли? Вы теперь много узнали нового, а он ничего не знает о лесе. Я пообещала ему, что вы его обязательно возьмёте на следующую прогулку. И вот он уже готов. Ждет с нетерпением прогулки в лес. Чтобы не было скучно в пути, мы возьмём с собой песенку.

 

Песня «Осенняя прогулка».

(Дети останавливаются около фланелеграфа, на котором картинки с изображением деревьев: хвойных – сосна, ель; лиственных – береза, дуб, тополь, рябина, липа, клен).

- Вот мы и пришли!

Здравствуй лес!

Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Сколько здесь деревьев и все разные. В какой же лес мы пришли? (В смешанный).

А если бы в лесу росли одни елочки и сосны, то, как бы он назывался? (Хвойный).

А какой лес еще бывает? (Лиственный).

Почему его так называют? (Потому что на деревьях растут только листики, а не хвоя).

- Дети, расскажите Буратино, как называются деревья, которые растут на опушке леса? (Дети перечисляют).

Буратино: Я уже запомнил и сейчас все назову. (Начинает называть и допускает две ошибки путая сосну и ель).

- Правильно назвал деревья Буратино? Где он ошибся? Чем отличается сосна и ель? Почему Буратино их спутал? (Дети называют отличия и сходство сосны и ели).

Буратино: Я тоже хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете деревья? Мне очень нравятся два дерева и о них я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

«Богатырского сложенья

Он раскидист и высок,

Желуди на нем растут,

Угадай, как его зовут»

 (Дуб)

 

«Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане»

(Береза)

- Буратино спрашивает, почему эти деревья мне нравятся? Дети, вы не поможете мне ему объяснить? (Дети рассказывают о дубе и березе. Дуб – какой? Береза – какая?).

Пока мы говорили о сосне да ели, дубе и березе, другие деревья загрустили. Им обидно, что о них ничего не сказали. А разве они плохие? Давайте мы им сделаем приятное, мы их похвалим. Клен – какой? Рябина – какая? Тополь – какой? Липа – какая?

Дети, вот видите, как повеселели деревья, им очень приятно, что так хорошо о них рассказывали.

Буратино любит играть и предлагает, чтобы мы поиграли с деревьями. А любимая игра у него – «прятки». Сначала вы спрячетесь за кленовые листочки, которые лежат у ваших ног. А когда откроете глаза, то отгадайте, что изменилось, какое дерево спряталось или поменяло свое место. (Игра проводится 2-3 раза).

 

Физкультминутка. Игра с мячом.

(Дети стоят в кругу).

Воспитатель бросает мяч и говорит:

- Одна береза, а пять… (ребенок добавляет… пять берез и бросает мяч воспитателю).

- одна сосна, а семь… семь сосен и т.д.

- Дети, где растут все эти деревья? (в лесу).

- Конечно, мы сейчас в большом лесу, а, знаешь ли, Буратино, как называется маленький лес?

- Конечно, знаю! Лесок! А какие слова еще образовались от слова «лес»?

- Нет, больше я не знаю. А вы ребята, знаете? Подскажите, пожалуйста.

- Дети, вы не только должны называть слово, но и объяснить Буратино, что оно обозначает. (Лесочек, лесник, лесная, лесовичок, подлесок).

Буратино загрустил ему стыдно, что он так мало знает. А ведь ему тоже хочется, чтобы его взяли в школу. Но мы ему будем помогать готовится. Давайте покажем Буратино, как мы умеем составлять предложения.

 

Проведем игру «Подберем пару».

(У детей картинки с изображением дерева, а у воспитателя – с изображением веток от этих деревьев).

Ребенок говорит:

- Мне нужна сосновая ветка, потому что у меня сосна и т.д.

(Последний раз предложение произносит Буратино и очень рад, что произнес правильно).

Вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Но ведь нельзя же вернуться без подарка. Давайте хотя бы соберем осенний букет из листиков.

 

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Раз, два, три, четыре, пять – хлопки в ладошки.

Будем листья собирать:                 энергичное сжимание:

Листья березы                               кулачков

Листья рябины                               загибание пальцев

Листья тополя                                по одному, начиная с

Листья осины                                 большого

Листья дуба

Мы соберем                                     сжимание кулачков

Маме осенний букет

отнесем                                            «хождение» в воздухе пальцами.

Почему мы собрали в букет только подарки лиственных деревьев, а не взяли веточки ели и сосны? (Потому что деревья осенью сбрасывают листья, а у хвойных пришлось бы их отламывать, а этого делать нельзя).

«Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом помогать

Беречь леса, поля и реки

Чтоб сохранилось все на веки».

(Дети с песенкой возвращаются с прогулки из «леса»).

«Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклониться,

Клен качает головой.

А кудрявая березка

Провожает всех ребят,

До свиданья, лес осенний

Мы уходим в детский сад»

Индивидуальная работа (за столом).

Воспитатель дает задание:

1) Штриховка изображения ели наклоном в правую и левую сторону от центра;

2) Рисование хвои на еловой ветке;

3) Нанизывание рябины на проволоку – изготовление бус.

(Работают над одним заданием по парам, сравнивая свои работы).

Воспитатель индивидуально занимается с детьми по заданию логопеда.

1 задание – подбери действия к предмету.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Макет по ПДД

Макет по ПДД Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими детьми и...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка»…

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка» в старшей группе Цель: Обогащение словарного запаса. Задачи: - Формировать умение правильно употреблять в речи слова...

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...

Читайте также

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши» (Старший дошкольный возраст) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: -...

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья…

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм) старшая группа Цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение...

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...