Конспект совместной игровой деятельности по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей 6-7 лет с ОПН (3 год обучения) «Снег – снежок»

(построение осязательного образа предмета)

Задачи:

1. Раздел «Здоровье»:

- закреплять у детей позитивное отношение к выполнению игровых заданий;

- закреплять умение детей распознавать и показывать эмоциональные состояния человека;

- продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; тактильно-двигательное осязательное восприятие.

2. Раздел «Социальное развитие»:

- закреплять у детей умение осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на навыках сотрудничества;

- продолжать развивать у детей умение оценивать результат своей работы.

3. Раздел «Познавательное развитие»:

- закреплять умения детей называть признаки зимы;

- упражнять в умении детей видеть, выделять и называть геометрическую форму круг, цвет (белый), температурные характеристики (теплый, холодный);

- продолжать развивать у детей визомоторную и графомоторную координацию;

- учить детей охарактеризовывать предмет на основе, полученных в ходе обследования ими свойств и качеств предмета.( круглый, белый, холодный).

- продолжать развивать понимание речи и умение отвечать на вопросы.

Оборудование и игровые материалы:

Демонстрационный материал: 3 (игровые) развивающие зоны; мимические карточки схемы; мягкая игрушка «Снежик»; сюжетная картинка «Игра в снежки»; картинки с изображением предметов по форме.

Раздаточный материал: снежки из бумаги; шары геометрические по количеству детей; полотенца, подносики, пластиковые празрачные стаканчики по количеству детей, по 3 на каждого; 1 пластиковая ёмкость со снегом; бумага А4 разных цветов + по 1белому листу на каждого ребенка; снежинки из бумаги; простые карандаши; индивидуальные графические задания по теме «теплый-холодный».

Методы и приемы:

  • игровая мотивация;
  • игровые упражнения и задания;
  • образец;
  • объяснение;
  • вопросы;
  • повторение ответа;
  • прием параллельного сравнения;
  • показ;
  • практическая помощь.

Предварительная работа:

  • изучение лексической темы «Зима», «Зимние забавы»;
  • знакомство с персонажем «Снежик»;
  • упражнения на развитие эмоций;
  • рассматривание, обследование, сравнение геометрических фигур и форм;
  • дидактическая игра «Чудесный мешочек» с геометрическими формами;
  • наблюдения на прогулке за снегом;
  • игры на развитие функции «глаз – рука»;
  • штриховка, обводка, рисование.

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы с родителями о проведении совместных игр с ребенком по закреплению цвета, формы и величины геометрических фигур и форм;
  • беседы и чтение художественной литературы с ребенком о времени года зима;
  • наблюдения на прогулке за свойствами снега.

 

Ход совместной игровой деятельности:

1. Организационный момент и оздание эмоционально-положительного настроя

Дефектолог: - Ребята, посмотрите, кто нас ждет?

Дети: - Снежик. (Предварительно проведена работа с детьми по знакомству с персонажем. Снежик – человечек, слепленный из комочка снега)

Дефектолог: - Посмотрите, он ждет нас с хорошим настроением, улыбается. Давайте и мы придем к нему с хорошим настроением.

2. Мимическая гимнастика (детям показываются карточки-схемы с изображением эмоций в речевом сопровождении)

«Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы смеемся и грустим,

А сердиться не хотим».

3. Закрепление лексического материала

Дефектолог: - Ну вот, а теперь мы с хорошим настроением пойдем в гости к Снежику.

Снежик: - Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Снежик: - Скажите мне, какое сейчас время года?

Дети: - Зима.

Снежик: - Догадайтесь, в какую игру я люблю играть зимой. ( Детям предьявляется сюжетная картинка «Игра в снежки»)

Дети: - Снежки.

Снежик: - Какое время года на картинке?

Дети: - Зима.

Снежик: - А почему вы так думаете?

Закрепление признаков зимы.

Снежик: - А как вы догадались, что ребята играют в снежки?

Дети: - У них в руках снежные комочки.

Снежик: - Давайте мы сегодня тоже поиграем в снежки.

4. Введение материала по развитию сенсорного восприятия

Дефектолог:- Посмотрите, какие снежки сделал Снежик. Из чего они сделаны?

Дети: - Из бумаги.

Дефектолог: - Какие они по цвету?

Дети: - Белые.

Дефектолог: - Посмотрите вокруг и скажите, что еще в группе белого цвета?

Дети называют предметы белого цвета.

Дефектолог: - А какой снежок по форме?

Дети: - круглый, шар.

Дефектолог: - Посмотрите на картинку и назовите круглые предметы.

Дефектолог: - Возьмем в руки шарики и погладим их; покатаем между ладонями; покатаем по столу. ( Педагог фискирует внимание детей на том, что шар круглый).

5. Пальчиковая гимнастика и массаж ладоней.

Снежик: - Помогите мне ребята сделать еще снежки из бумаги для игры.

Дефектолог: - Чтобы наши ручки хорошо работали, сделаем гимнастику для пальчиков.

«Снежок»

«1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем»

Перед детьми лежат листы бумаги разных цветов.

Дефектолог: - Возьмите лист бумаги для снежка. Какого цвета вы выбрали бумагу?

Дети: - Белую.

Дефектолог: - Почему вы взяли белый лист?

Дети: - Снег белого цвета.

Дефектолог: - Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился «снежок»?

Дети: - Нужно смять бумагу.

Дефектолог: - Что нужно сделать, чтобы «снежок» получился круглый?

Дети: - Нужно покатать его в руках.

Дефектолог: - Давайте сравним ваши «снежки» и «снежки» нашего гостя. Похожи они по цвету?

Дети: - Да. «Снежки» белого цвета.

Дефектолог: - Похожи они по форме?

Дети: - Да. «Снежки» круглой формы.

Снежик: - А вам нравятся снежки, которые вы сделали?

Оценка детьми результатов своей работы.

6. Динамическая пауза

Снежик: - А теперь давайте поиграем в снежки!

Дети и педагог играют в «снежки».

Дефектолог: - Ох, устали, отдохнем.

Речь с движением «Снег» (дети повторяют за педагогом)

«Снег ложится на дома, улицы и крыши.

Тихо к нам идет зима, мы ее не слышим.»

Дефектолог: - Тихо стало, пошел снег. (Педагог берет снежинку и плавными движениями руки из стороны в сторону опускает ее на пол. Дети взором прослеживают за снежинкой)

Дефектолог: - А теперь вам нужно проследить куда упадет ваша снежинка.

(Детям раздаются снежинки. Выполняется упражнение.)

7. Формированиие перцептивных функций

Снежик: - Ребята, а я вам приготовил игру с настоящим снегом. Давайте поиграем!

Дети садятся за стол. У каждого ребенка поднос с 2-мя прозрачными пластиковыми стаканчиками с теплой водой и со снегом.

Дефектолог: - Посмотрите, ребята, что перед вами на столе?

Дети: - Стаканчики.

Дефектолог: - Сколько их?

Дети: - Два.

Дефектолог: - Они пустые или полные?

Дети: - Полные.

Дефектолог: - Что в этих стаканчиках?

Дети: - Снег и вода.

Дефектолог: - Почему вы так думаете?

(Педагог по необходимости оказывает помощь при ответах детей)

Дефектолог: - Давайте потрогаем стенки стаканчиков. Какой стаканчик теплый на ощупь?

Дети: - С водой ( или показывают на него)

Дефектолог: - Значит вода в стаканчике какая?

Дети: - Теплая.

Дефектолог: - А какой стаканчик холодный на ощупь?

Дети: - Со снегом (или показывают на него)

Дефектолог: - Значит снег в стаканчике какой?

Дети: - Холодный.

Дефектолог: - Протяните мне свою ладошку. (Педагог кладет немного снега)

- Во что превратился снег?

Дети: - В воду.

Дефектолог: - Почему снег растаял?

Дети: - Ладошка теплая, а снег холодный.

Дефектолог: - Давайте посмотрим, что будет со снегом, когда мы положим его в воду.

(Дети ложечкой кладут снег в воду )

Дефектолог: - Куда исчез снег?

Дети: - Растаял.

Дефектолог: - Почему снег растаял?

Дети: - Вода теплая, а снег холодный.

Снежик: - Ребята, мы с вами сегодня делали «снежки» из бумаги, а теперь попробуем слепить настоящий снежок.

Дефектолог вместе с детьми берет снег из пластиковой ёмкости лепят снежки, кладут их в пустые стаканчики, вытирают руки полотенцем.

8. Дыхательная гимнастика

Дефектолог: - Ох, замерзли наши ручки! Давайте их согреем своим дыханием!

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Дефектолог: - Давайте потрогаем руки друг друга. Согрелись?

Дети трогают руки друг друга: - Согрелись.

9. Закрепление изученного материала.

Дефектолог: - Что мы слепили из снега?

Дети: - Снежок.

Дефектолог: - Какой он по цвету?

Дети: - Белый.

Дефектолог: - Какой он по форме?

Дети: - Круглый.

Дефектолог: - Какой он на ощупь?

Дети: - Холодный.

Снежик: - Давайте оставим наши снежки в стаканчиках до обеда и посмотрим, что получится. А может вы догадаетесь, что будет со снежками потом?

Дети: - Они растаят и превратятся в воду.

Снежик: - Почему?

Дети: - Потому что в группе тепло.

10. Индивидуальные графические задания

Снежик: - А сейчас я хочу узнать, как вы знаете холодные и теплые предметы.

Дети переходят в другую развивающую зону, где у каждого лист с графическим заданием и простой карандаш.

Снежик: - Посмотрите на рисунок, назовите холодные предметы.

Дети: - Снеговик, мороженое.

Снежик: - А теперь возьмите простой карандаш и обведите в кружок горячие предметы.

Дети выполняют задание.

Дефектолог: - Обменяйтесь листочками, посмотрите, правильно ли сделал ваш сосед?

Снежик: - Молодцы! Вы правильно выполнили моё задание!

11. Подведение итогов

Снежик: - Ну вот пришла пора прощаться; мне понравилось играть с вами. А давайте вспомним, во что мы сегодня играли?

Педагог подводит детей к закреплению понятий белый, круглый, теплый, холодный.

Дети прощаются со Снежиком.

 

Литература:

1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Москва «Просвещение» 2005г.

2. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» Методические рекомендации. Москва «Просвещение» 2009г.

3. И.В. Чумакова «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта». Москва «Владос» 2001г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...

Читайте также

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом…

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом пахнуло» Программные задачи:Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для...