Конспект литературной игры по сказкам В.Г. Сутеева в подготовительной группе к 110-летию со дня его рождения «Литературный форт Боярд»

Программное содержание:

Уточнить и обогатить представления детей об авторских сказках, закрепить знания о творчестве В.Г. Сутеева.

Упражнять в умении определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки.

Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Материал: Выставка книг В.Г. Сутеева, портрет писателя, детские рисунки, красные и синие кубики по 8 штук, карта с океаном и фортом, предметы для игры «составь слово», тексты отрывков из сказок, серии сюжетных картинок по сказкам: «Под грибом», «Кто сказал «мяу»», «Мешок яблок», «Кораблик», предметы для игры «Потеряшки», тексты к игре «салат из сказок», 2 сундука, закрытых на 4 замка, яйца из-под киндер-сюрпризов с надписями - доброта, верность, стойкость, терпение, трудолюбие, аккуратность, мужество и смелость, забота о близких, умение отличать хорошее от плохого, умение быть чутким, бережное отношение к окружающему миру, 2 удочки, магнитные рыбки, 8 банок с разными наполнителями (горох, манка, клейстер, разная крупа- по 2 каждой), две книги сказок В.Г.Сутеева, шоколадные монеты.

Предварительная работа: Знакомство с биографией В.Г.Сутеева, чтение его произведений, просмотр иллюстраций в книгах, рисование любимых героев.

Ход:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вас пригласить в волшебное путешествие по миру сказок, который полон добрых чудес, волшебства и тайн! В мир авторской сказки! А что за автор будет у нас сегодня героем вы должны угадать! Готовы внимательно слушать?

- Ответы детей.

- Этот автор родился в Москве, в семье врача. Написал множество сказок, сам иллюстрировал свои произведения, писал сценарии к мультфильмам. У этого автора был секрет: писал – правой рукой, рисовал - левой. Настоящий волшебник!

- Что это за автор? Кто его назовет?

- Ответы детей.

- Правильно. Сегодняшнее наше путешествие будет посвящено детскому писателю, художнику, кинорежиссеру Владимиру Геннадьевичу Сутееву.

- Сегодня мы отправляемся в очень интересное место- это форт (или крепость) Боярд (Педагог показывает карту океана с местом, где установлена эта крепость). В этой крепости вас ждет много испытаний и приключений. От вас требуется быть внимательными, слушать все задания до конца, не выкрикивать с места и не подводить свою команду. И если вы выполните все условия, в конце путешествия вас ждет сюрприз. Готовы ли вы отправиться в это увлекательное путешествие?

- Ответы детей.

- Разделение детей на команды.

- Чтобы нам отправиться в путешествие, надо разделиться на две команды. Сейчас по очереди будете подходить ко мне и вытягивать по кубику из мешка. Если выпадает синий кубик, садитесь на синюю скамейку, если красный - на красную. (Дети выполняют задание).

- Ребята, а на чем можно добраться до этой крепости?

- Ответы детей.

Игра «Составь слово по буквам алфавита»

- Сейчас каждая команда узнает, на чем мы будет добираться до этой крепости. Вам будет предложен алфавит и зашифрованное слово. В алфавите каждая буква имеет свою цифру. Ваша задача – в пустые клеточки зашифрованного слова вписать нужную букву. (По необходимости привести пример). Если вы все сделаете правильно, в конце сможете прочитать слово и узнаете, на каком транспорте отправитесь в путешествие. Вам понятно задание? Тогда приступайте к его выполнению. (Выполнение задания)

«Путешествие на волшебном транспорте»

После того, как дети выполнят задание, они строятся друг за другом, держась за плечи соседа, закрывают глаза или всем их завязывают, и ведущий под музыку проводит команды в основное место игры (к двум сундукам, закрытых на несколько замков).

- Ребята, открывайте глаза. Вот вы и попали в форт Боярд. Посмотрите, мы оказались с вами в сокровищнице. Что нас здесь ожидает?

- Ответы детей.

Слушайте внимательно правила игры. Чтобы открыть эти сундуки и узнать, что там находится, вы должны:

- вспомнить все сказки В.Г. Сутеева;

- получить 4 ключа, чтобы открыть все замки на сундуке;

- отыскать как можно больше подсказок, чтобы разгадать ключевое слово. Это ключевое слово дает право на открытие сундука. Если вы его не отгадаете, то не сможете открыть сундук.

- Все еще хотите проверить свои знания и получить приз? Тогда начинаем получать ключи. Построились команды друг за другом и побежали за мной (в зале приготовлена «полоса препятствий»: конусы для бега «змейкой», ворота –для подлезания и др)

«Первый ключ» - «Отрывок из сказки»

(Дети рассаживаются на стулья, каждой команде читаются по несколько отрывков из текста, они должны сказать название сказки).

- Я буду зачитывать вам отрывок из сказки, а ваша задача дать название этой сказки. Вы помните, что у нас путешествие по сказкам В.Г. Сутеева?

- Ответы детей.

Команде красных:

– «Заяц с кочки на кочку прыгает, Ёжик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет. – «Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле – ели?»». (Палочка – выручалочка).

– «Крик, шум на весь лес. И уже драка началась. Ворона Ёжа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул». (Яблоко).

– «Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке». (Мешок яблок).

– «Как – то раз застал Муравья сильный дождь, куда спрятаться». (Под грибом).

Команде синих:

– «Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал. На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа вставили морковку». (Елка).

– «А в воде уже бой идет: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь, не долго думая и с разбегу тоже бултыхнулся в воду». (Кот – Рыбалов).

– «А добрый петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «ку-ка-ре-ку». Стал Гусь, ни на кого не похож». (Это что за птица).

- «Девочка нарисовала забор вокруг домика. – Это будет сад,- сказала она. Кошка посмотрела и фыркнула: - Какой же это сад? Тут ничего нет!» (Капризная кошка)

- Молодцы ребята, вы все сказки назвали правильно. Каждая команда получает по ключу.

- Отправляемся дальше! (Дети вслед за ведущим пробегают снова полосу препятствий).

«Второй ключ» - «Разложи по порядку»

- Вашим командам будут даны по два конверта. В этих конвертах серия сюжетных картинок. Ваша задача – рассмотреть эти картинки, вспомнить что это за сказка и правильно и последовательно составить сюжет этой сказки. Выполните это задание и получите еще один ключ! (Выполнение детьми задание, вручение второго ключа)

- Ну, что, ребята, отправимся дальше? (Дети вслед за ведущим пробегают снова полосу препятствий)!

«Третий ключ» - «Потеряшка»

- Сейчас каждый участник по очереди будет подходить к этому мешку, доставать по одному предмету и называть из какой сказки этот предмет потерялся. Если игрок не знает ответа, ему может помочь команда. (Дети выполняют задание, получают по ключу).

Кошка - «Три котенка», «Капризная кошка», «Кот - рыболов», «Кто сказал мяу?»

Карандаш – «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Умелые руки».

Щенок - «Кто сказал мяу?», «Ёлка».

Письмо – «Ёлка».

Мешок - «Мешок яблок».

Краски – «Петух и краски».

Шприц – «Про бегемота, который боялся прививок».

Палка – «Палочка – выручалочка».

Гриб- «Под грибом».

Яблоко – «Яблоко», «Мешок яблок».

Красная шапочка – «Петя и Красная шапочка».

Яичная скорлупа – «Цыпленок и утенок».

Удочка – «Кот - рыболов», «Дядя Миша».

Ореховая скорлупа – «Кораблик».

Колесо – «Разные колеса».

Мячик – «Умелые руки».

- Наше путешествие продолжается! (Дети вслед за ведущим пробегают снова полосу препятствий)!

«Четвертый ключ» - «Салат из сказок»

- Ребята, я сейчас каждой команде прочитаю необычную сказку. В этой сказке собраны отрывки сразу из нескольких сказок. Ваша задача – внимательно прослушать, запомнить и потом назвать все сказки, отрывки из которых прозвучали. Если назовете все сказки, то получите ключ. (Обеим командам читается текст, дети отгадывают, получают ключ)

Команде красных:

«Вылупился из яйца утенок. –Я вылупился! - сказал он. –Я тоже, - сказал цыпленок. И вдруг за ними бросились три котенка –черный, серый, белый. Случайно попали эти котята в банку с мукой и вылезли оттуда три белых котенка. –Я иду гулять, - сказал утенок. –Я тоже, - сказал цыпленок. Шли они шли, а навстречу им идет гусь на журавлиных ногах, вороньими крыльями без толку машет, лебединой шеей во все стороны крутит. Удивились утенок и цыпленок, и отправились дальше гулять» («Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Это что за птица?»)

Команде синих:

«Девочка сидела за столом и рисовала картинки. Вдруг пришла полосатая кошка и стала смотреть. –Что это ты делаешь? - спросила любопытная кошка. –Я рисую для тебя домик, -сказала девочка. Пока девочка рисовала, кошка на окошко прилегла. Вдруг слышит- крик, шум в лесу. И драка уже начинается: ворона ежа в нос клюнула, еж зайца иголками уколол, а заяц ворону ногой лягнул… А во дворе кошка увидела такую картину: цыпленок несет листочек, мышонок – скорлупку, муравей – соломинку, а жучок – веревочку. И пошла у зверей работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик! Вот такие чудеса!

- Давайте теперь отправимся в сокровищницу! У вас у каждой команды добыто по 4 ключа, теперь надо отгадать ключевое слово! А чтобы его отгадать, надо достать подсказки. Готовы ли вы к дальнейшим испытаниям?

- Ответы детей.

Испытание первое – «Поймай рыбку»

- Сейчас вы превратитесь в рыбаков, как кот и медведь из сказок «Кот - рыболов», «Дядя Миша». По команде каждый из участников удочкой ловит рыб и приносит их в таз, по другой команде меняются игроки и т.д., пока все участники не поучаствуют. Какая команда наловит больше рыб, та и получает подсказку. (Дети выполняют задание)

Испытание второе – «Отгадай загадку»

От вашей команды отправляется по два человека к старцу, который им загадает загадки, если оба игрока ответят правильно, то каждая команда получает подсказку. Решите, кто из вас пойдет и я вас отведу. (Дети отгадывают загадки, получают подсказки).

Команде красных:

Он зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

 

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный. (Петух)

Команде синих:

 

Удивительный портной, -

Нет катушки не одной,

И машинки швейной нет

И утюг не разогрет…?

Но зато иголки есть.

Сколько? И не перечесть (Еж)

 

Над цветком, порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

 

Испытание третье – «Банки с сюрпризом»

- Ну и последнее испытание на вашем пути - это «Банки с сюрпризом». Ваша задача состоит в том, что вы должны опустить руку в каждую банку и найти там одно яичко, как только вы нашли это яичко, быстро возвращаетесь к своей команде, чтобы другой участник отправился за подсказкой. Для этого вам надо выбрать трех самых отважных ребят. (Выполнение задания)

- Молодцы, давайте отправимся в сокровищницу. (Дети рассаживаются на стульях)

- Ну что, готовы открыть сундуки? Прежде чем их открыть, надо угадать ключевое слово, которое дает вам право на открытие сундука, если вы его отгадаете, то откроете, если нет, то открыть вы его не сможете, его заберет старец. А теперь будьте очень внимательны и ни в коем случае не выкрикивайте ответ, чтобы не подсказать его сопернику. Как только я вам задам вопрос, вы должны шепотом обсудить ответ со своей командой и записать его на бумаге. Итак, открываем подсказки (там находятся слова - доброта, верность, стойкость, терпение, трудолюбие, аккуратность, мужество и смелость, забота о близких, умение отличать хорошее от плохого, умение быть чутким, бережное отношение к окружающему миру). Ведущий зачитывает эти слова и задает вопрос:

- Что в нас воспитывает такие качества, как доброта, верность, стойкость, терпение, трудолюбие, аккуратность, мужество и смелость, забота о близких, умение отличать хорошее от плохого, умение быть чутким, бережное отношение к окружающему миру? (Сказка).

Дети пишут слова на бумаге, по команде переворачивают её для старца, если слово отгадано верно, то команда имеет право открыть сундук с сюрпризом. (В нем находится новая книга В.Г.Сутеева и шоколадные монеты).

Дети забирают приз и возвращаются из путешествия тем же способом, которым попали в форт.

Проводится подведение итогов игры.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие у ребенка самостоятельности

Развитие у ребенка самостоятельности Скажи мне – и я забуду, Учи меня - и я, наверное, запомню, Дай мне сделать – и я...

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей…

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие на паровозике из Ромашково» Цель: Расширить и закрепить...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...

Читайте также

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы…

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы на тему: «Осенний лес» Цели: Учить изображать гуашью на листе деревья Задачи: Образовательные: закреплять представления...

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…»

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…» Цель. Формировать познавательную активность детей, закреплять знания детей о диких животных. Доставить...