Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Воспитание поэтической культуры как условие формирования интегративных качеств дошкольника

В настоящее время идет модернизация системы дошкольного образования, направленная на реализацию федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада.

В ФГТ перечисляются основные виды детской деятельности, наиболее приемлемые формы практики для дошкольника, и среди них- чтение художественной литературы, которая направлена «на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса».

Все образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями»

Образовательная область

Задачи

Физическая культура

1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.

2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей

3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.

4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры

Здоровье

1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания

2. Воспитывать  у детей  умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы

3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.

Социализация

1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации

2.Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование

3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений

4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству

5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения , к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.

6. Участвовать в драматизации знакомых произведений

Безопасность

1. Учить ребенка  умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.

2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам  и паркам города.

3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.)

Труд

1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.

2. Воспитывать заботливое отношение к  животным.

3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

4. Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Познание

1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать  на их содержание и следить за развитием сюжета

2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

3. Систематизировать  и углублять знания о литературных произведениях

4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений

5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра

Коммуникация

1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам  художественной речи, словесном творчестве

2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения

3. Формировать  образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение  воспроизводить и осознавать образные выражения

4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.

5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Художественное творчество

1. Вырабатывать отношение  к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу

2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых  и юмористических  вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора

3. Развивать  чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве

4. Развивать у детей индивидуальные  литературные предпочтения.

5. Воспитывать желание  выразить свои  впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке

6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность

В образовательной программе нашего МБДОУ определено содержание психолого-педагогической работы по реализации ОО «Чтение художественной литературы», перечень технологий и определены формы организации образовательного процесса.

Старшая группа

Направления

 

Содержание психолого-педагогической работы обязательной части образовательной программы

Методические приемы

Образовательные области (задачи)

 

Задачи программы «Детство»

Познавательно- речевое развитие

Чтение художественной литературы

  • Дать представление о целостной картине мира
  • Развивать литературную речь
  • Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус
  • Сочинение чистоговорок,загадок, договаривание стихов,собственных рассказов, сказок;сохраняя стилистические и жанровые особенности ( например, лягушка- квакушка, зачин сказки- жили были и т.п.), придает своему рассказу комическую или драматическую окраску,находит точное, выразительное слово

Развиваем речь детей

Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки:

  • Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали)
  • Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях( внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героев
  • Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности, осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении
  • Умеет развитую культуру слушательского восприятия
  • Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями
  • Активен в театрализации, где включается в ритмо- интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания
  • Проговаривает ритмизировано стихи
  • Дидактические игры
  • Слушание, заучивание
  • Речевая деятельность по инициативе воспитателя: составление и отгадывание загадок, пересказ, описание
  • Элементарное словотворчество – совместное с педагогом сочинение чистоговорок, загадок ,придумывание концовок рассказов из опыта, по картине, по игрушке,
  • Экскурсии
  • Коллекционирование
  • Театральная игра
  • Театрализованная игра
  • Сюжетно- ролевая игра
  • Изобразительная и конструкторская деятельность

 

Перечень программ и технологий по ОО

«Чтение художественной литературы»

Логинова В.И.,Бабаева Т.И.,Ноткина Н.А.и др.Детство.Программа развития и воспитания детей в детском саду.СПб, «Детство-пресс»,2000

- Детство:Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Бабева Т.И., Гогоберидзе А.Г.. Михайлова З.А. и др. СПб.,ООО Издательство»Детство-пресс»,2011

- Культурологическое образование детей дошкольного возраста:Методическое пособие.Выпуск 6: Мир игры.Игровые технологии формирования основ детских культур. Ульяновск:ИПКПРО,2000

- Федорова Г.П.На золотом крыльце сидели.СПб., «Детство-пр.»2000.

- Развитие речи: тематическое планирование занятий. Автор-составитель Дьяченко В.Ю. и др. Волгоград :Учитель, 2007

- Баландина Л.А. Риторика для малышей.Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003

- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.Развитие диалогического общения. 3-7 лет.М. Мозаика – синтез,2004

- Арушанова А.Г., Дурова Н.В. Истоки диалога. 5-7 лет.М., Мозаика-синтез, 2004.

- Гурович Л.М.,Береговая Л.Б.,Логинова В.И.Ребенок и книга.СПб, «Акцидент»1996

- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе д/с. ТЦ Учитель,Воронеж,2004

- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе д/с. Познавательное развитие.ТЦ Учитель, Воронеж, 2004

- Щипицына Л.М.,Защиринская О.В. и др.Азбука общения.Развитие личности дошкольника,навыков общения со взрослыми и сверстниками.СПб., «Д-пр»,2002

- Гончарова Н.В. и др.План-программа педагогического процесса в детском саду.СПб, «Детство-пресс»,2000

- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе д/с. Познавательное развитие.ТЦ Учитель, Воронеж, 2004

- Белоусова Л.Е.Удивительные истории.СПб.,»Д-пр»,2000

- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе д/с. Развитие речи.ТЦ Учитель, Воронеж, 2004,2006.

- Волчкова В., Степанова Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. ТЦ Учитель, Воронеж,2004

- Куприна Л.С.Бударина Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством.СПб., «Д-пр»,2001

- Белоусова Л.Е.Добрые досуги.СПб., «Д-пр»,2005

- Ельцова О.М. Риторика для дошкольников .СПб., Д-пр,2009

- Мартынова Б.А., Сучкова И.М. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство».Старшая группа. Волгоград: Учитель,2010

- Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»:Учебно-методическое пособие. Т.И.Бабаева и др. Сост. И ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева и др. СПб., ОООИзд-во Детство-пресс,2010

- Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб., издательство ООО Дедство-пресс,2011

- Кутьина Н.Б.Программа «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой». СПб..Детство-пресс,2004

- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Система воспитания индивидуальности дошкольников. Воронеж: ЧП Лакоцетнин С.С., 2007

- Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий. Автор- составитель Дьяченко В.Ю. и др. Волгоград: Учитель,2007

- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты.М.:ТЦ Сфера,2006

 

Я считаю, что наличие и уровень развития начал поэтической культуры у дошкольников   можно определить по следующим интегративным качествам:

  • «любознательный, активный»

У ребенка проявляется познавательный интерес. Он может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предпо­ложение, доказать;

Фан­тазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем;

  • «Эмоционально отзывчивый»

Ребенок понимает эмоциональные со­стояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомими­ке, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т. п.); проявляет готовность помочь, сочувствие;

Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоци­онального состояния людей

понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в худо­жественной литературе;

  • «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Стремится рас­сказывать старшим о своих любимых книгах;

Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;

Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, граммати­чески правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются эле­ментарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями;

  • «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет некоторые представления о великих россиянах прославивших Россию, знаменитых жителях своего го­рода;

  • «овладевший необходимыми умениями и навыками (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)

Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных про­изведений.

Обнаруживает избирательное отношение к произведениям опреде­ленной тематики или жанра. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.

Различает основные жанры литературных произведений: стихотво­рение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их осо­бенностях.

Способен устанавливать связи по содержанию произведения, про­никать в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст.

Проявляет внимание к языку литературного произведения, исполь­зует средства языковой выразительности литературной речи в про­цессе пересказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности.

Активно и творчески проявляет себя в разных видах художествен­ной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении зага­док, сказок, рассказов).

Задачи практической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к поэзии следующие:

1. Знакомить детей с произведениями поэтов-классиков и современных детских авторов.

2. Учить детей с помощью взрослого понимать содержание поэтического произведения, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку; представлять в воображении героев, созданных авторским словом, узнавать их в иллюстрациях.

3. Развивать выразительность детской речи (умение регулировать силу голоса, темп речи, интонационную выразительность, использование жестов, мимики).

4. Побуждать детей к чтению наизусть стихов, к участию в инсценировках.

5. Способствовать появлению у детей эмоциональных отношений к читаемому литературному произведению.

6. Выявить уровни освоения детьми литературного произведения.

Я провела диагностику развития вышеперечисленных интегративных качеств , используя следующие формы и методики:

  • Диагностика выразительности произвольной речи детей.Авторы: Алексеевой М.М.,. Яшиной В.И. «Речевое развитие
  • дошкольников» М.; Издательский центр «Академия», 1999)
  • Наблюдение (См. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство- пресс»,2011)
  • Диагностика посредством н/п игры «Литературная страна» (См. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство- пресс»,2011,стр.443)

В диагностические данные заносится оценка по каждому показателю- балльная (может обозначаться цветом)

  • показатель проявляется ярко, самобытно, наблюдается повышенный интерес ребенка в развитии данного качества -4 балла
  • показатель проявляется стабильно (постоянно), это- достижение ребенка- 3 балла
  • показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном направлении-2 балла
  • показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении-1 балл

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком

планируемых результатов (показателей) определённому уровню

Уровень

Количество баллов

количество детей, набравшие баллы

В %

Высокий

40-46

1

10

Достаточный

29-39

2

20

средний

18-28

4

40

низкий

1-17

3

30

 

Из десяти детей трое с низким уровнем освоения поэтических литературных произведений (при чтении стихов отвлекались, были равнодушны к их содержанию, не проявляли эмоционального отношения к прочитанному); шестеро детей на среднем уровне и один на высоком уровне освоения поэтических произведений.

Одновременно с выявлением уровней освоения художественных произведений родителям старшей группы было предложено ответить на вопросы анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вопрос. 1. Есть ли у Вашего ребенка домашняя детская библиотека?

Ответ:_____________________________________________

Вопрос. 2. Часто ли Вы читаете книги Вашему ребенку?

Ответ:_____________________________________________

Вопрос. 3. Какую литературу Вы читаете своему ребенку:

а) произведения русской классической литературы

б) произведения фольклора: сказки, потешки, прибаутки, песенки ит.д.

в) произведения современных авторов

Ответ: (нужное подчеркнуть)

Вопрос. 4. Кто выступает инициатором домашнего чтения:

а) ребенок

б) взрослый

Ответ: (нужное подчеркнуть)

Вопрос. 5. Отметьте особенности восприятия художественной литературы Вашим ребенком:

а) внимательно и с интересом слушает

б) слушает невнимательно, отвлекается.

в) эмоционально сопереживает героям произведения: радуется, грустит, смеется и т.д.

г) остается равнодушным

Ответ: (нужное подчеркнуть)

Вопрос. 6. Какие художественные произведения предпочитает слушать Ваш ребенок:

а) написанные в прозе

б) написанные в стихах

Ответ: (нужное подчеркнуть)

Вопрос. 7. Любит ли Ваш ребенок стихи?

Ответ:_____________________________________________

Вопрос. 8. Привлекаете ли Вы ребенка к ремонту книг детской домашней библиотеки?

Ответ:_____________________________________________

Вопрос. 9. Можете ли Вы поделиться своим опытом семейного воспитания по приобщению ребенка к миру книг?

Ответ:_____________________________________________

Анкеты показали, что родители чаще читают детям произведения, написанные в прозе (70%) и реже в стихотворной форме (30%). Но следует отметить, что дети старшего возраста любят стихи и проявляют к ним интерес (60%).

Поэтому мною была разработана цепочка технологических карт лингвистических игр по воспитанию поэтической культуры у старших дошкольников.

...

Полную версию работы можно скачать здесь.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. –М.: Изд. «Академия»,1999

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.Развитие диалогического общения. 3-7 лет.М. Мозаика – синтез,2004.

3. Бабева Н. и др. Программа «Детство» - новая жизнь в соответствии с ФГТ. ж-л Управление ДОУ 2011 № 5

4.Баландина Л.А. Риторика для малышей.Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003

5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1998

6. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно- методическое пособие. СПб., «Детство- пресс», 2001

7. ВидраД. Почему детям необходимо дурачиться? Журнал Дошкольное воспитание, 2002 № 8

8. Голуб И. Что делает нашу речь выразительной?Журнал Дошкольное воспитание, 1996 № 6

9. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М.,: «Просвещение», 1985

10. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет.-М., : «Просвещение», 2001

11. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни-М., : «Просвещение», 2004

12. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.-М.,: «Линка-пресс»,2003

13. Гурович Л.М.,БереговаяЛ.Б.,ЛогиноваВ.И.Ребенок и книга.СПб, «Акцидент»1996

14. Гурович Л.М.,УткинаЮ.В.Встречи с поэзией.Журнал Дошкольная педагогика, 2001№4

15. Детство:Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Бабаева Т.И.,Гогоберидзе А.Г.. Михайлова З.А. и др. СПб.,ООО Издательство «Детство-пресс»,2011

16. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка.Журнал Дошкольное воспитание,2007 №6

17. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/под ред. Бабаевой Т.И. и др. СПб: «Детство-Пресс», 2007г.

18. Культурологическое образование детей дошкольного возраста:Методическое пособие.Выпуск 6: Мир игры.Игровые технологии формирования основ детских культур. Ульяновск:ИПКПРО,2000

19.  Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления , воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. –Ульяновск, 2003

20 Логинова В.И.,Бабаева Т.И.,НоткинаН.А.идр.Детство.Программа развития и воспитания детей в детском саду.СПб, «Детство-пресс»,2000

21. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др.СПб., издательство ООО Дедство-пресс,2011

22. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А. –М.: «Мозаика-синтез», 2005

23. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. М.: «Просвещение», 1997

24. Развитие: основные положения программы. М.,: «Новая школа», 1994

25. Развитие речи: тематическое планирование занятий. Автор-составитель Дьяченко В.Ю. и др. Волгоград :Учитель, 2007

26. Сидорчук Т. ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. Сборник Дошкольник. Образование. Инновации.метод. рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2008-2009 уч.г. Ульяновск: УИПКПРО, 2008

27. Синицына Е.И.Умные слова. Серия «Через игру- к совершенству».М.: «Лист»,1999

28. Скоролупова О., Федина Н.Федеральные требования, комментарии. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.журнал Дошкольное воспитание№8- 2010 г.

29. Скоролупова О., Федина Н. Федеральные требования, комментарии. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции.журнал Дошкольное образование № 7-2010 г.

30. СкоролуповаО.,Федина Н. Федеральные требования, комментарии. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.журнал Дошкольное образование № 2-2011 г.

31. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Журнал Дошкольное образование № 4-2010 г.

32.Чиндилова О.Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации.журнал Дошкольное образование № 1-2011 г

33. Чуковский К.И. От двух до пяти.Сочинения в 2-х томах.-М.: «Правда»,1990

34. Щипицына Л.М.,Защиринская О.В. и др.Азбукаобщения.Развитие личности дошкольника,навыков общения со взрослыми и сверстниками.СПб., «Д-пр»,200

 Полную версию работы можно скачать здесь.



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...