Воспитание поэтической культуры как условие формирования интегративных качеств дошкольника
В настоящее время идет модернизация системы дошкольного образования, направленная на реализацию федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада.
В ФГТ перечисляются основные виды детской деятельности, наиболее приемлемые формы практики для дошкольника, и среди них- чтение художественной литературы, которая направлена «на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса».
Все образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями»
Образовательная область |
Задачи |
Физическая культура |
1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок. 2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей 3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений. 4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры |
Здоровье |
1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания 2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы 3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения. |
Социализация |
1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации 2.Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование 3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений 4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству 5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения , к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. 6. Участвовать в драматизации знакомых произведений |
Безопасность |
1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах. 2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города. 3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.) |
Труд |
1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. 2. Воспитывать заботливое отношение к животным. 3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту. 4. Знакомство с трудом взрослых (профессии) |
Познание |
1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета 2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. 3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях 4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений 5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра |
Коммуникация |
1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве 2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения 3. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения 4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво. 5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе. |
Художественное творчество |
1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу 2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора 3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве 4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения. 5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке 6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность |
В образовательной программе нашего МБДОУ определено содержание психолого-педагогической работы по реализации ОО «Чтение художественной литературы», перечень технологий и определены формы организации образовательного процесса.
Старшая группа
Направления
|
Содержание психолого-педагогической работы обязательной части образовательной программы |
Методические приемы |
|
Образовательные области (задачи)
|
Задачи программы «Детство» |
||
Познавательно- речевое развитие |
Чтение художественной литературы
|
Развиваем речь детей Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки:
|
|
Перечень программ и технологий по ОО «Чтение художественной литературы» |
Логинова В.И.,Бабаева Т.И.,Ноткина Н.А.и др.Детство.Программа развития и воспитания детей в детском саду.СПб, «Детство-пресс»,2000 - Детство:Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Бабева Т.И., Гогоберидзе А.Г.. Михайлова З.А. и др. СПб.,ООО Издательство»Детство-пресс»,2011 - Культурологическое образование детей дошкольного возраста:Методическое пособие.Выпуск 6: Мир игры.Игровые технологии формирования основ детских культур. Ульяновск:ИПКПРО,2000 - Федорова Г.П.На золотом крыльце сидели.СПб., «Детство-пр.»2000. - Развитие речи: тематическое планирование занятий. Автор-составитель Дьяченко В.Ю. и др. Волгоград :Учитель, 2007 - Баландина Л.А. Риторика для малышей.Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003 - Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.Развитие диалогического общения. 3-7 лет.М. Мозаика – синтез,2004 - Арушанова А.Г., Дурова Н.В. Истоки диалога. 5-7 лет.М., Мозаика-синтез, 2004. - Гурович Л.М.,Береговая Л.Б.,Логинова В.И.Ребенок и книга.СПб, «Акцидент»1996 - Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе д/с. ТЦ Учитель,Воронеж,2004 - Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе д/с. Познавательное развитие.ТЦ Учитель, Воронеж, 2004 - Щипицына Л.М.,Защиринская О.В. и др.Азбука общения.Развитие личности дошкольника,навыков общения со взрослыми и сверстниками.СПб., «Д-пр»,2002 - Гончарова Н.В. и др.План-программа педагогического процесса в детском саду.СПб, «Детство-пресс»,2000 - Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе д/с. Познавательное развитие.ТЦ Учитель, Воронеж, 2004 - Белоусова Л.Е.Удивительные истории.СПб.,»Д-пр»,2000 - Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе д/с. Развитие речи.ТЦ Учитель, Воронеж, 2004,2006. - Волчкова В., Степанова Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. ТЦ Учитель, Воронеж,2004 - Куприна Л.С.Бударина Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством.СПб., «Д-пр»,2001 - Белоусова Л.Е.Добрые досуги.СПб., «Д-пр»,2005 - Ельцова О.М. Риторика для дошкольников .СПб., Д-пр,2009 - Мартынова Б.А., Сучкова И.М. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство».Старшая группа. Волгоград: Учитель,2010 - Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»:Учебно-методическое пособие. Т.И.Бабаева и др. Сост. И ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева и др. СПб., ОООИзд-во Детство-пресс,2010 - Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб., издательство ООО Дедство-пресс,2011 - Кутьина Н.Б.Программа «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой». СПб..Детство-пресс,2004 - Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Система воспитания индивидуальности дошкольников. Воронеж: ЧП Лакоцетнин С.С., 2007 - Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий. Автор- составитель Дьяченко В.Ю. и др. Волгоград: Учитель,2007 - Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты.М.:ТЦ Сфера,2006 |
Я считаю, что наличие и уровень развития начал поэтической культуры у дошкольников можно определить по следующим интегративным качествам:
- «любознательный, активный»
У ребенка проявляется познавательный интерес. Он может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать;
Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем;
- «Эмоционально отзывчивый»
Ребенок понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т. п.); проявляет готовность помочь, сочувствие;
Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей
понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в художественной литературе;
- «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Стремится рассказывать старшим о своих любимых книгах;
Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;
Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями;
- «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Имеет некоторые представления о великих россиянах прославивших Россию, знаменитых жителях своего города;
- «овладевший необходимыми умениями и навыками (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений.
Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.
Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях.
Способен устанавливать связи по содержанию произведения, проникать в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст.
Проявляет внимание к языку литературного произведения, использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности.
Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).
Задачи практической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к поэзии следующие:
1. Знакомить детей с произведениями поэтов-классиков и современных детских авторов.
2. Учить детей с помощью взрослого понимать содержание поэтического произведения, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку; представлять в воображении героев, созданных авторским словом, узнавать их в иллюстрациях.
3. Развивать выразительность детской речи (умение регулировать силу голоса, темп речи, интонационную выразительность, использование жестов, мимики).
4. Побуждать детей к чтению наизусть стихов, к участию в инсценировках.
5. Способствовать появлению у детей эмоциональных отношений к читаемому литературному произведению.
6. Выявить уровни освоения детьми литературного произведения.
Я провела диагностику развития вышеперечисленных интегративных качеств , используя следующие формы и методики:
- Диагностика выразительности произвольной речи детей.Авторы: Алексеевой М.М.,. Яшиной В.И. «Речевое развитие
- дошкольников» М.; Издательский центр «Академия», 1999)
- Наблюдение (См. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство- пресс»,2011)
- Диагностика посредством н/п игры «Литературная страна» (См. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство- пресс»,2011,стр.443)
В диагностические данные заносится оценка по каждому показателю- балльная (может обозначаться цветом)
- показатель проявляется ярко, самобытно, наблюдается повышенный интерес ребенка в развитии данного качества -4 балла
- показатель проявляется стабильно (постоянно), это- достижение ребенка- 3 балла
- показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном направлении-2 балла
- показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении-1 балл
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком
планируемых результатов (показателей) определённому уровню
Уровень |
Количество баллов |
количество детей, набравшие баллы |
В % |
Высокий |
40-46 |
1 |
10 |
Достаточный |
29-39 |
2 |
20 |
средний |
18-28 |
4 |
40 |
низкий |
1-17 |
3 |
30 |
Из десяти детей трое с низким уровнем освоения поэтических литературных произведений (при чтении стихов отвлекались, были равнодушны к их содержанию, не проявляли эмоционального отношения к прочитанному); шестеро детей на среднем уровне и один на высоком уровне освоения поэтических произведений.
Одновременно с выявлением уровней освоения художественных произведений родителям старшей группы было предложено ответить на вопросы анкеты.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Вопрос. 1. Есть ли у Вашего ребенка домашняя детская библиотека?
Ответ:_____________________________________________
Вопрос. 2. Часто ли Вы читаете книги Вашему ребенку?
Ответ:_____________________________________________
Вопрос. 3. Какую литературу Вы читаете своему ребенку:
а) произведения русской классической литературы
б) произведения фольклора: сказки, потешки, прибаутки, песенки ит.д.
в) произведения современных авторов
Ответ: (нужное подчеркнуть)
Вопрос. 4. Кто выступает инициатором домашнего чтения:
а) ребенок
б) взрослый
Ответ: (нужное подчеркнуть)
Вопрос. 5. Отметьте особенности восприятия художественной литературы Вашим ребенком:
а) внимательно и с интересом слушает
б) слушает невнимательно, отвлекается.
в) эмоционально сопереживает героям произведения: радуется, грустит, смеется и т.д.
г) остается равнодушным
Ответ: (нужное подчеркнуть)
Вопрос. 6. Какие художественные произведения предпочитает слушать Ваш ребенок:
а) написанные в прозе
б) написанные в стихах
Ответ: (нужное подчеркнуть)
Вопрос. 7. Любит ли Ваш ребенок стихи?
Ответ:_____________________________________________
Вопрос. 8. Привлекаете ли Вы ребенка к ремонту книг детской домашней библиотеки?
Ответ:_____________________________________________
Вопрос. 9. Можете ли Вы поделиться своим опытом семейного воспитания по приобщению ребенка к миру книг?
Ответ:_____________________________________________
Анкеты показали, что родители чаще читают детям произведения, написанные в прозе (70%) и реже в стихотворной форме (30%). Но следует отметить, что дети старшего возраста любят стихи и проявляют к ним интерес (60%).
Поэтому мною была разработана цепочка технологических карт лингвистических игр по воспитанию поэтической культуры у старших дошкольников.
...
Полную версию работы можно скачать здесь.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. –М.: Изд. «Академия»,1999
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.Развитие диалогического общения. 3-7 лет.М. Мозаика – синтез,2004.
3. Бабева Н. и др. Программа «Детство» - новая жизнь в соответствии с ФГТ. ж-л Управление ДОУ 2011 № 5
4.Баландина Л.А. Риторика для малышей.Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1998
6. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно- методическое пособие. СПб., «Детство- пресс», 2001
7. ВидраД. Почему детям необходимо дурачиться? Журнал Дошкольное воспитание, 2002 № 8
8. Голуб И. Что делает нашу речь выразительной?Журнал Дошкольное воспитание, 1996 № 6
9. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М.,: «Просвещение», 1985
10. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет.-М., : «Просвещение», 2001
11. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни-М., : «Просвещение», 2004
12. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.-М.,: «Линка-пресс»,2003
13. Гурович Л.М.,БереговаяЛ.Б.,ЛогиноваВ.И.Ребенок и книга.СПб, «Акцидент»1996
14. Гурович Л.М.,УткинаЮ.В.Встречи с поэзией.Журнал Дошкольная педагогика, 2001№4
15. Детство:Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Бабаева Т.И.,Гогоберидзе А.Г.. Михайлова З.А. и др. СПб.,ООО Издательство «Детство-пресс»,2011
16. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка.Журнал Дошкольное воспитание,2007 №6
17. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/под ред. Бабаевой Т.И. и др. СПб: «Детство-Пресс», 2007г.
18. Культурологическое образование детей дошкольного возраста:Методическое пособие.Выпуск 6: Мир игры.Игровые технологии формирования основ детских культур. Ульяновск:ИПКПРО,2000
19. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления , воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. –Ульяновск, 2003
20 Логинова В.И.,Бабаева Т.И.,НоткинаН.А.идр.Детство.Программа развития и воспитания детей в детском саду.СПб, «Детство-пресс»,2000
21. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др.СПб., издательство ООО Дедство-пресс,2011
22. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А. –М.: «Мозаика-синтез», 2005
23. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. М.: «Просвещение», 1997
24. Развитие: основные положения программы. М.,: «Новая школа», 1994
25. Развитие речи: тематическое планирование занятий. Автор-составитель Дьяченко В.Ю. и др. Волгоград :Учитель, 2007
26. Сидорчук Т. ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. Сборник Дошкольник. Образование. Инновации.метод. рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2008-2009 уч.г. Ульяновск: УИПКПРО, 2008
27. Синицына Е.И.Умные слова. Серия «Через игру- к совершенству».М.: «Лист»,1999
28. Скоролупова О., Федина Н.Федеральные требования, комментарии. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.журнал Дошкольное воспитание№8- 2010 г.
29. Скоролупова О., Федина Н. Федеральные требования, комментарии. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции.журнал Дошкольное образование № 7-2010 г.
30. СкоролуповаО.,Федина Н. Федеральные требования, комментарии. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.журнал Дошкольное образование № 2-2011 г.
31. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Журнал Дошкольное образование № 4-2010 г.
32.Чиндилова О.Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации.журнал Дошкольное образование № 1-2011 г
33. Чуковский К.И. От двух до пяти.Сочинения в 2-х томах.-М.: «Правда»,1990
34. Щипицына Л.М.,Защиринская О.В. и др.Азбукаобщения.Развитие личности дошкольника,навыков общения со взрослыми и сверстниками.СПб., «Д-пр»,200
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной…
Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Интересные жидкости…
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интересные жидкости в лаборатории профессора Грю»
Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада
Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада Действующие лица Взрослые: Ведущая, Огородное Пугало. Дети: морковь, чеснок, свекла, огурец, капуста, помидор, Почтальон...