Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Сказка – как средство всестороннего развития дошкольников»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Под влиянием мультфильмов Запада у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что «дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами такой деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам»

Существуют различные средства для достижения этой цели: игровые ситуации, использование музыки, пример взрослого и т.д. Но наиболее оптимальным для детей средством всестороннего развития и воспитания, на мой взгляд, является сказка

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказки являются эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста. Ведь сказки близки детям, в них нет нравоучений, при помощи сказки самые элементарные и в то же время самые важные представления об уме и глупости, о хитрости, о прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – закладываются в сознании ребёнка и определяют для него нормы поведения. Сказки - эффективный способ воспитательно-образовательной работы с детьми. Они создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе.

Работа со сказочным материалом способствует возрождению традиций семейного чтения. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого), формирует представления об общечеловеческих ценностях, о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

Сказка оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на позитивный лад, повышает речевую активность детей.

Поэтому я решила использовать сказки в работе с детьми дошкольного возраста

Перед собой поставила цель: всестороннее развитие детей дошкольного возраста через использование педагогического потенциала сказки.

Задачи:

1) Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
2) Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, грамматический строй, связной, выразительной речи.
3) Развивать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.
4) Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.
5) Развивать представления об окружающем мире.
6) Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.
7) Побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

На первом этапе своей работы я пополнила предметно-развивающую среду. Подобрала произведения для детей в соответствии с возрастными особенностями, разместила в книжном центре русские народные и авторские сказки. Для обыгрывания сказок в центре театрализованной деятельности подготовила разнообразные виды театра для самостоятельной творческой деятельности, атрибуты для обыгрывания сказочных сюжетов

Мной был создан лэпбук по сказкам, который вызвал массу эмоций у детей. Целью данного пособия стало: развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

В процессе работы с пособием у детей пополняется активный и пассивный словарный запас, развивается устная речь, все виды внимания, мышления, памяти, воображение, мелкая моторика рук.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы читали с детьми сказки, беседовали по содержанию, обыгрывали их. У ребят расширялись знания об окружающем, нравственные чувства и качества

Использовала сказки как средство мотивирования на деятельность.

Практика дошкольного воспитания показывает, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включая сказки в занятия, давала возможность детям приобрести опыт познания, создавая ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Такая организация занятий способствовала тому, что ребенок из пассивного, наблюдателя превращался в активного участника образовательного процесса.

Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, преобразовывала сложные ситуации в педагогические задачи, подводила к решению проблемы. Дети вместе с героем искали альтернативные способы действия, спорили с ним или соглашались, предлагали свои решения.

При знакомстве со сказкой использовала метод моделирования.

В качестве условных заместителей (элементов модели) выступали символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Работу начинала с коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В. Бианки, «Три котенка» В. Cутеева. Позднее использовала более сложные произведения.

Несмотря на то, что объем некоторых сказок довольно большой, дети при помощи схем и моделей быстро запоминали текст и с легкостью его воспроизводили. Так через картинно-графическую схему материализуется для детей содержание сказки. Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развитию речи.

Очень интересным приемом работы с детьми стали творческие индивидуальные и коллективные задания. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Теремок".

  • Рассказать знакомую сказку по кругу.
  • Разыграть сказку по ролям.
  • Рассказать о пользе теремка и о том, для чего он нужен.
  • Придумывание своей сказки "Погребок" (по аналогии).
  • Оформление книги "Полезные сказки".
  • Изготовление костюмов-нагрудников "Лесные жители".
  • Разыгрывание придуманных сказок.

Такие задания развивают у детей творческие способности, мышление, креативность.

В своей работе использовала сказки в целях развития математических способностей

Например в сказках «Теремок», «Рукавичка» дети не просто считают, а на протяжении всей сказки занимаются сложением, суммируя жителей …и стали они жить вдвоём, …. втроем…, сравнивают по величине медведя и теремок (рукавичку) и т.д.

Использовала сказки не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо». У ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

Старалась использовать в работе с детьми такие сказки, которые учат нравственному поведению детей.

Например, сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль» и т. д.

Сказка играет большую роль в формировании у детей художественно вкуса и творческих способностей. На занятиях по изобразительной деятельности активно использовала сказочные сюжеты, которые дети отображали в рисовании, лепке, аппликации. Дети охотно выполняли коллективные работы: рисование по сказке «Маша и медведь» аппликация по сказке «Три медведя, очень нравится детям рисовать по замыслу: «Нарисуй любимую сказку», «Любимый герой сказки»

Следующим важным этапов в работе со сказкой стало использование драматизации.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

В настоящее время, по моему мнению, особенно важно использовать драматизацию как способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами.

В связи с этим, в первую очередь возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.). Здесь помогают дидактические игры, которые можно использовать на прогулке, в вечерние и утренние часы, например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Откуда я?» (описание героев) и другие. Подвижные игры, где требуется имитация движений животных: «Вороны и пес», «Сова и воробушки», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши» и другие игры.

В своей работе я знакомила детей с различными видами театра:

- настольным,

- варежковым,

- кукольным,

- пальчиковым.

Одну и ту же сказку мы часто проигрывали во всех видах театра – это способствовало обогащению сенсомоторного опыта детей. С детьми показывали кукольные спектакли малышам по сказкам «Теремок», «Маша и медведь», «Сказка про лень», которые были направлены на формирование умения дружить, жить вместе, желание помочь

В рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» был оформлен журнал «Наши любимые сказочные герои», в котором собраны детские рисунки с изображениями любимых сказочных героев.

Была создана книга сказок, куда вошли сказки, сочиненные воспитанниками группы и их родителями. Семья каждого воспитанника приняла участие в создании этой удивительной книги: сказки длинные и короткие, смешные и грустные, иллюстрированные красками, цветными карандашами, мелками, пастелью, компьютерными картинками, но все получились интересными и необычными, очень порадовали детей и родителей.

В своей работе по данному направлению использовала всё многообразие форм работы с родителями:

- размещение информации в уголке для родителей: это различные консультации, памятки, буклеты;

- привлечение к изготовлению атрибутов к кукольным театрам

- участие в проекте «Что за чудо эти сказки;

Это позволило сплотить коллектив родителей, укрепить детско-родительские отношения, обогатить жизнь детей новыми добрыми впечатлениями.

В результате проведенной работы у дошкольников и их родителей повысился интерес к сказкам.

Я считаю, что мой опыт работы будет интересен педагогам, которые захотят работать с детьми, используя сказки.

Таким образом, можно отметить, что сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит детей с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема «Автоматизация звука Ж в слогах…

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема «Автоматизация звука Ж в слогах и словах» Цель: Закрепить произношение звука Ж в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -...

Интерактивная игра «В мире спорта»

Интерактивная игра «В мире спорта»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?» Для детей 4 -5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Кто чем питается?» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена...

Читайте также

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего…

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста» Слайд 1. Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...