Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?»
Введение
Актуальность темы добра и зла в нашей жизни, обусловлена несколькими направляющими. Первая из них, это непростая мировая обстановка, поддерживающаяся конфликтными и враждебными настроениями по отношению к нашей стране и к русскому народу. Вторая, немаловажная направляющая, это внутренний духовно-нравственный ориентир каждого человека, который входит в основу создания и сохранения культурных, семейных ценностей, что является основой гуманного общества.
Нужно отметить и важность гуманного отношения к братьям нашим меньшим и окружающей нас природе. Ведь ни кому не секрет, что наш мир незаметно перешел в век потребления, людей все меньше заботят внутренние духовные устои и ценности, поэтому очень важной задачей образования является воспитание и формирование у детей высших качеств человека и человеческой души.
Данный проект «Добро наших сердец» и интерактивное занятие, которое затрагивает тему добра и зла, направленно на формирование у детей таких важных человеческих качеств как: милосердие, понимание, доброту, сострадание, дружбу и конечно любовь. Пониманию того, что добро всегда побеждает зло, что злое деяние всегда можно исправить. Дать понятие о необходимости воспитывать в себе добрые качества и быть милосердным, всегда помогать друг другу.
Пояснительная записка
Целью мероприятия является развитие и воспитание традиционных ценностей духовно-нравственной культуры у дошкольников.
Для достижения цели, решаются следующие задачи:
- дать представление о понятиях «добро» и «зло»;
- объяснить взаимосвязь понятий добро-свет, зло-тьма, и на примере
показать, как они проявляются в нашем мире и в наших поступках;
- формирование таких качеств человека, как: трудолюбие, милосердие, понимание, сострадание, помощь, доброту и любовь;
- формировать у детей желание проявлять добро и сострадание по
отношению к несправедливости и злу.
Технологии, используемые в ходе проведения занятия:
- информационно-коммуникационная;
- здоровьесберегающая;
-технология интегрированного обучения;
- технология критического мышления;
- проектная технология;
- арт технология;
- ИКТ технологии;
Виды деятельности:
- игровая;
- продуктивная;
- познавательно-исследовательская;
- творческая деятельность;
- интегрированная и комбинированная форма работы.
Методы, используемые в ходе проведения занятия:
- проблемный метод;
- исследовательский метод;
- поисковый метод;
- ИКТ;
- деятельностный метод;
- рефлексия;
- беседа;
- дискуссия.
Способы организации образовательной деятельности:
- фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный.
Ожидаемые результаты:
Вызвать эмоциональный отклик детей в процессе обсуждения темы «добра» и «зла», создать включенность в живую беседу и рассуждения о духовно-нравственных качествах человека. Формирование ценностного отношения к добру во всех его проявлениях. Вызвать чувство милосердия и гуманности друг к другу и окружающему миру. Формировать духовно-нравственные качества личности.
Оборудование и техническое оснащение:
- использование средств мультимедиа (интерактивная доска, звуковое оснащение, ноутбук);
- использование средств светового оснащения;
- презентация;
- столы, стулья.
Раздаточный материал, для выполнения практической работы:
- подложка;
- листочки в виде карточек, закрашенных в технике граттаж;
- деревянные палочки, для процарапывания рисунка в технике граттаж;
- салфетки.
Структура мероприятия:
1. Подготовительный этап:
Включает в себя следующие мероприятия:
- подбор методических и информационных материалов;
- подготовка презентации на тему «добро и зло в нашей жизни»;
- подбор музыкального сопровождения;
- тонировка листочков в виде карточек в технике граттаж;
- подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.
2. Этап проведения интерактивного занятия:
- в начальной фазе занятия, происходит сюрпризный момент, который настраивает на доброжелательную обстановку, и мотивирует на решение проблемной задачи;
- создание атмосферы живого общения на этапе объяснения материала;
- обеспечить раскрытие творческой активности на этапе проведения практической работы, при решении проблемной задачи;
- обозначить важность и нужность от разрешения проблемной задачи в творческой работе;
- наблюдение педагога за активность и степенью погружения в данную тематику и усвоение материала.
3. Заключительный этап:
- благодарность педагога за участие в данном мероприятии, за творческое проявление и за проявление добрых качеств;
- пожелание детям всего самого доброго и светлого;
- самоанализ проведенного занятия.
Приложения:
- Сценарий интерактивного занятия.
Заключение
Проведение проектов и занятий по развитию духовно-нравственной культуры, создают огромную платформу и образовательную среду для формирования личностных качеств подрастающего поколения, а так же обеспечивают совместную коммуникативную деятельность между детьми и педагогом. Надо отметить, что духовно-нравственное воспитание создает добрую комфортную обстановку, которая наиболее полно раскрывает психоэмоциональное состояние ребенка, что позволяет работать и корректировать его психологическую составляющую на стадии формирования личности. Немаловажным в формировании духовно-нравственных качествах, является и творческая деятельность, через которую ребенок может проявить свои мысли, чувства и желания. Поэтому творческая деятельность позволяет снять степень напряжения и раскрыть новые грани личности. Анализ проведенного занятия на тему «Добро и зло в нашей жизни» позволил выявить заинтересованность детей к данной теме. В процессе занятия дети активно взаимодействовали друг с другом. Отмечен уровень положительных эмоций, особенно в ходе выполнения практического задания, направленный на проявление добрых качеств и помощи в решении проблемной задачи.
Список используемой литературы
- Архиепископ Евсевий (Орлинуский): Энциклопедия воспитания маленького христианина. Издательство: НФ Институт перспективных исследований, 2022 г.- 368 с.
- Бацкалева Виктория Викторовна, Забегайлова Ирина Валерьевна. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие". Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 2021 г.-192 с.
- Детская библия, рассказы притчи для детей. Издательство: Вольный странник 2021 г.-168 с.
- Колокольцева М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников. М.:«Издательство «Перо», 2019 г.-130 с.
- Ларионова С. О., Дзацило Ю. А. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2018 г.- 118 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь. Издательство мир и образование, 2020 г.- 736 с.
Приложение №1
Сценарий интерактивного занятия
План занятия
- Вступление. Сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка целей занятия, игровая мотивация.
- Этап объяснения, раскрытие основной темы и проблемы, изложение темы с использованием ИКТ технологий в виде презентации и с использованием светового оснащения.
- Этап закрепления
- Физкультминутка
- Практическое задание направленное на решение поставленной проблемы, посредством творческой деятельности, с использованием арт технологий и нетрадиционных техник.
- Опрос, живая беседа, выражение собственного отношения к добру и злу, рассуждение о выборе каждого человека в сторону добра или зла.
- Закрытие занятия.
Ход мероприятия
1. Сюрпризный момент. Дети сидят с выключенным светом, звучит мрачная музыка, затем начинает играть волшебная музыка. В этот момент включается светильник со звездным небом, и темное помещение наполняется красивым свечением.
2. Вступительное слово. Приветствие гостей.
- Да будет свет и добро!!! Включается основное освещение. На экране картинка с изображением темного и светлого фона Слайд 1
- Здравствуйте ребята, рада Вас всех видеть. Пока здесь было темно, к нам прилетала злая колдунья, она закрасила темной краской эти картинки, а на некоторых нарисовала злые рисунки (демонстрирую детям эти картинки). Затем силы добра пришли на помощь и появился свет, который прогнал тьму и зло. Но картинки они не исправили, потому что они попросили сделать добро именно нас. Ребята вы согласны? (Ответы детей).
- Очень рада, что вы согласились. Но прежде чем сотворить добро, давайте узнаем, что же это такое и как его отличить от зла.
- Добро и зло проявляется в нашем мире через мысли и поступки людей Слайд 2.
- Добро и зло существуют в нашем мире давным- давно и связаны вместе, как свет и тьма, потому что именно свет виден во тьме, и что тьма всегда может стать светом. Свет- это божья искра, это чувство любви в каждом человеке, и эта искорка может стать большим ярким светом. Боженька научил человека отличать добро от зла, для этого он создал законы в нашем мире. Законы Бога это: трудолюбие, любовь к людям природе и животным, а злые мысли и действия –это грех Слайд 3.
- Грех – это совершение вреда не только себе, но и другим людям. Ребята, а вы знаете, что навредить можно даже словом, ведь обидеть человека очень легко, поэтому в некоторых сказках злые колдуньи накладывают свои чары с помощью заклинаний и слов, но исправить это можно с помощью хороших слов или хороших и добрых действий. В народных сказках нас учат тому, что добро всегда побеждает зло, и что зло может стать добром, надо только помочь в этом Слайд 4.
- Ребята, а сейчас я хочу рассказать о главных правилах жизни добрых людей
- Вы должны относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к вам. (привожу пример) Слайд 5
- Не обижай никого ни словом ни делом.
- Не мешай другим.
- Желай здоровья всем людям.
- Не ссорься ни с кем, не ругайся.
- Приноси добро и помогай. (показ картинок)
- Есть такая пословица «За добрые дела, всегда похвала». Ребята, как вы думаете, человек сам по себе становится добрым, или это качество нужно воспитать? (ответы детей). Правильно и в этом помогают наши родители, воспитатели, книжки. Это, то качество, которое можно в себе воспитывать постепенно с самого детства. Поэтому ребенку важно слушаться родителей и воспитывать это качество Слайд 6
- Ребята, но бывает такое, что не всегда получается следовать этим правилам? (ответы детей). В этом случае существуют волшебные слова- это слова прощения . Если вы кого то обидели, нужно попросить прощения.
- Знайте и помните можно всегда исправить плохие качества на хорошие например: лень, можно превратить в трудолюбие; злость в милосердие; жадность в щедрость; ложь в честность; скуку в радость и конечно зло в добро а тьму в свет Слайд 7
3. Физкультминутка:
«Тропинка доброты»
По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),
И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).
Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),
Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).
Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),
Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).
Дети садятся на места.
4. Творческая, практическая работа
- Дорогие ребята, а теперь пришло время исправить плохие деяния злой колдуньи и сотворить добро. Вы готовы? (ответы детей).
На столах лежат закрашенные в технике граттаж листочки в виде карточек и деревянные палочки для процарапывания рисунка (демонстрирую, как палочкой процарапать рисунок).
- Перед вами лежат те листочки, которые закрасила злая колдунья, возьмите тот, который закрашен черным цветом, давайте подумаем, как из страшной ночи создать день (нарисовать солнце и лучи, возможно творческое решение своего варианта).
- Молодцы ребята, теперь страшная ночь превратилась в радостный день. Теперь возьмите карточку с птичкой, у которой колдунья стерла одно крыло. Подумайте, как исправить это зло? (нужно дорисовать второе крыло птичке, возможно творческое решение своего варианта).
- Видите ребята, птичка нам очень благодарна за помощь. А теперь ждут нашей помощи те животные, которых колдунья закрыла в темнице за решеткой. Как их спасти?(конечно, мы нарисуем открытую дверь и выпустим всех зверей домой, возможно творческое решение своего варианта).
- Возьмем последнюю карточку на которой колдунья превратила веселую девочку в грустную ( на картинке лицо без рта и глаза закрыты в виде двух щелочек), давайте научим девочку снова улыбаться ( дорисовываем открытые глаза и рисуем улыбку, возможен собственный вариант).
Посмотрите ребята, мы расколдовали злые чары и сотворили добро!!! Мы помогли тем, кому нужна была помощь, это же так просто!!!
5. Рефлексия
- И так ребята, в чем проявляется добро и зло? (ответы детей). А давайте перечислим основные законы для человека создал Бог (ответы детей). Молодцы! Кто скажет, что такое грех? (ответы детей). Ребята, давайте назовем добрые качества человека? (ответы детей).
- Как вы здорово запомнили добрые качества. Расскажите, как можно исправить плохое деяние? (ответы детей).
(После ответов детей.)
- А сейчас давайте подумаем, есть ли выбор у человека, быть добрым или злым? (живое общение и обсуждение)
6. Заключительное слово педагога
- Дорогие ребята, теперь вы знаете, что такое добро, а что зло. Сегодня мы все стали еще добрее, ваши души стали еще светлее. Пускай этот свет всегда горит в ваших сердцах и освещает весь мир. Я желаю всем добра, до новых встреч! Слайд 8.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...
Дидактические игры в работе учителя-логопеда
Дидактические игры в работе учителя-логопеда О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский...
Непосредственная образовательная деятельность детей в младшей группе компенсирующего вида для…
Непосредственная образовательная деятельность детей в младшей группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения по теме: «Путешествие по сказкам»