Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?»

Введение

Актуальность темы добра и зла в нашей жизни, обусловлена несколькими направляющими. Первая из них, это непростая мировая обстановка, поддерживающаяся конфликтными и враждебными настроениями по отношению к нашей стране и к русскому народу. Вторая, немаловажная направляющая, это внутренний духовно-нравственный ориентир каждого человека, который входит в основу создания и сохранения культурных, семейных ценностей, что является основой гуманного общества.

Нужно отметить и важность гуманного отношения к братьям нашим меньшим и окружающей нас природе. Ведь ни кому не секрет, что наш мир незаметно перешел в век потребления, людей все меньше заботят внутренние духовные устои и ценности, поэтому очень важной задачей образования является воспитание и формирование у детей высших качеств человека и человеческой души.

Данный проект «Добро наших сердец» и интерактивное занятие, которое затрагивает тему добра и зла, направленно на формирование у детей таких важных человеческих качеств как: милосердие, понимание, доброту, сострадание, дружбу и конечно любовь. Пониманию того, что добро всегда побеждает зло, что злое деяние всегда можно исправить. Дать понятие о необходимости воспитывать в себе добрые качества и быть милосердным, всегда помогать друг другу.

Пояснительная записка

Целью мероприятия является развитие и воспитание традиционных ценностей духовно-нравственной культуры у дошкольников.

Для достижения цели, решаются следующие задачи:

- дать представление о понятиях «добро» и «зло»;

- объяснить взаимосвязь понятий добро-свет, зло-тьма, и на примере

показать, как они проявляются в нашем мире и в наших поступках;

- формирование таких качеств человека, как: трудолюбие, милосердие, понимание, сострадание, помощь, доброту и любовь;

- формировать у детей желание проявлять добро и сострадание по

отношению к несправедливости и злу.

Технологии, используемые в ходе проведения занятия:

- информационно-коммуникационная;

- здоровьесберегающая;

-технология интегрированного обучения;

- технология критического мышления;

- проектная технология;

- арт технология;

- ИКТ технологии;

Виды деятельности:

- игровая;

- продуктивная;

- познавательно-исследовательская;

- творческая деятельность;

- интегрированная и комбинированная форма работы.

Методы, используемые в ходе проведения занятия:

  • проблемный метод;
  • исследовательский метод;
  • поисковый метод;
  • ИКТ;
  • деятельностный метод;
  • рефлексия;
  • беседа;
  • дискуссия.

Способы организации образовательной деятельности:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • индивидуальный.

Ожидаемые результаты:

Вызвать эмоциональный отклик детей в процессе обсуждения темы «добра» и «зла», создать включенность в живую беседу и рассуждения о духовно-нравственных качествах человека. Формирование ценностного отношения к добру во всех его проявлениях. Вызвать чувство милосердия и гуманности друг к другу и окружающему миру. Формировать духовно-нравственные качества личности.

Оборудование и техническое оснащение:

  • использование средств мультимедиа (интерактивная доска, звуковое оснащение, ноутбук);
  • использование средств светового оснащения;
  • презентация;
  • столы, стулья.

Раздаточный материал, для выполнения практической работы:

  • подложка;
  • листочки в виде карточек, закрашенных в технике граттаж;
  • деревянные палочки, для процарапывания рисунка в технике граттаж;
  • салфетки.

Структура мероприятия:

1. Подготовительный этап:

Включает в себя следующие мероприятия:

  • подбор методических и информационных материалов;
  • подготовка презентации на тему «добро и зло в нашей жизни»;
  • подбор музыкального сопровождения;
  • тонировка листочков в виде карточек в технике граттаж;
  • подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.

2. Этап проведения интерактивного занятия:

  • в начальной фазе занятия, происходит сюрпризный момент, который настраивает на доброжелательную обстановку, и мотивирует на решение проблемной задачи;
  • создание атмосферы живого общения на этапе объяснения материала;
  • обеспечить раскрытие творческой активности на этапе проведения практической работы, при решении проблемной задачи;
  • обозначить важность и нужность от разрешения проблемной задачи в творческой работе;
  • наблюдение педагога за активность и степенью погружения в данную тематику и усвоение материала.

3. Заключительный этап:

  • благодарность педагога за участие в данном мероприятии, за творческое проявление и за проявление добрых качеств;
  • пожелание детям всего самого доброго и светлого;
  • самоанализ проведенного занятия.

Приложения:

  1. Сценарий интерактивного занятия.

Заключение

Проведение проектов и занятий по развитию духовно-нравственной культуры, создают огромную платформу и образовательную среду для формирования личностных качеств подрастающего поколения, а так же обеспечивают совместную коммуникативную деятельность между детьми и педагогом. Надо отметить, что духовно-нравственное воспитание создает добрую комфортную обстановку, которая наиболее полно раскрывает психоэмоциональное состояние ребенка, что позволяет работать и корректировать его психологическую составляющую на стадии формирования личности. Немаловажным в формировании духовно-нравственных качествах, является и творческая деятельность, через которую ребенок может проявить свои мысли, чувства и желания. Поэтому творческая деятельность позволяет снять степень напряжения и раскрыть новые грани личности. Анализ проведенного занятия на тему «Добро и зло в нашей жизни» позволил выявить заинтересованность детей к данной теме. В процессе занятия дети активно взаимодействовали друг с другом. Отмечен уровень положительных эмоций, особенно в ходе выполнения практического задания, направленный на проявление добрых качеств и помощи в решении проблемной задачи.

Список используемой литературы

  1. Архиепископ Евсевий (Орлинуский): Энциклопедия воспитания маленького христианина. Издательство: НФ Институт перспективных исследований, 2022 г.- 368 с.
  2. Бацкалева Виктория Викторовна, Забегайлова Ирина Валерьевна. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие". Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 2021 г.-192 с.
  3. Детская библия, рассказы притчи для детей. Издательство: Вольный странник 2021 г.-168 с.
  4. Колокольцева М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников. М.:«Издательство «Перо», 2019 г.-130 с.
  5. Ларионова С. О., Дзацило Ю. А. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2018 г.- 118 с.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь. Издательство мир и образование, 2020 г.- 736 с.

 

Приложение №1

Сценарий интерактивного занятия

План занятия

  • Вступление. Сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка целей занятия, игровая мотивация.
  • Этап объяснения, раскрытие основной темы и проблемы, изложение темы с использованием ИКТ технологий в виде презентации и с использованием светового оснащения.
  • Этап закрепления
  • Физкультминутка
  • Практическое задание направленное на решение поставленной проблемы, посредством творческой деятельности, с использованием арт технологий и нетрадиционных техник.
  • Опрос, живая беседа, выражение собственного отношения к добру и злу, рассуждение о выборе каждого человека в сторону добра или зла.
  • Закрытие занятия.

Ход мероприятия

1. Сюрпризный момент. Дети сидят с выключенным светом, звучит мрачная музыка, затем начинает играть волшебная музыка. В этот момент включается светильник со звездным небом, и темное помещение наполняется красивым свечением.

2. Вступительное слово. Приветствие гостей.

  • Да будет свет и добро!!! Включается основное освещение. На экране картинка с изображением темного и светлого фона Слайд 1
  • Здравствуйте ребята, рада Вас всех видеть. Пока здесь было темно, к нам прилетала злая колдунья, она закрасила темной краской эти картинки, а на некоторых нарисовала злые рисунки (демонстрирую детям эти картинки). Затем силы добра пришли на помощь и появился свет, который прогнал тьму и зло. Но картинки они не исправили, потому что они попросили сделать добро именно нас. Ребята вы согласны? (Ответы детей).
  • Очень рада, что вы согласились. Но прежде чем сотворить добро, давайте узнаем, что же это такое и как его отличить от зла.
  • Добро и зло проявляется в нашем мире через мысли и поступки людей Слайд 2.
  • Добро и зло существуют в нашем мире давным- давно и связаны вместе, как свет и тьма, потому что именно свет виден во тьме, и что тьма всегда может стать светом. Свет- это божья искра, это чувство любви в каждом человеке, и эта искорка может стать большим ярким светом. Боженька научил человека отличать добро от зла, для этого он создал законы в нашем мире. Законы Бога это: трудолюбие, любовь к людям природе и животным, а злые мысли и действия –это грех Слайд 3.

- Грех – это совершение вреда не только себе, но и другим людям. Ребята, а вы знаете, что навредить можно даже словом, ведь обидеть человека очень легко, поэтому в некоторых сказках злые колдуньи накладывают свои чары с помощью заклинаний и слов, но исправить это можно с помощью хороших слов или хороших и добрых действий. В народных сказках нас учат тому, что добро всегда побеждает зло, и что зло может стать добром, надо только помочь в этом Слайд 4.

- Ребята, а сейчас я хочу рассказать о главных правилах жизни добрых людей

  1. Вы должны относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к вам. (привожу пример) Слайд 5
  2. Не обижай никого ни словом ни делом.
  3. Не мешай другим.
  4. Желай здоровья всем людям.
  5. Не ссорься ни с кем, не ругайся.
  6. Приноси добро и помогай. (показ картинок)

- Есть такая пословица «За добрые дела, всегда похвала». Ребята, как вы думаете, человек сам по себе становится добрым, или это качество нужно воспитать? (ответы детей). Правильно и в этом помогают наши родители, воспитатели, книжки. Это, то качество, которое можно в себе воспитывать постепенно с самого детства. Поэтому ребенку важно слушаться родителей и воспитывать это качество Слайд 6

- Ребята, но бывает такое, что не всегда получается следовать этим правилам? (ответы детей). В этом случае существуют волшебные слова- это слова прощения . Если вы кого то обидели, нужно попросить прощения.

- Знайте и помните можно всегда исправить плохие качества на хорошие например: лень, можно превратить в трудолюбие; злость в милосердие; жадность в щедрость; ложь в честность; скуку в радость и конечно зло в добро а тьму в свет Слайд 7

3. Физкультминутка:

«Тропинка доброты»

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Дети садятся на места.

4. Творческая, практическая работа

- Дорогие ребята, а теперь пришло время исправить плохие деяния злой колдуньи и сотворить добро. Вы готовы? (ответы детей).

На столах лежат закрашенные в технике граттаж листочки в виде карточек и деревянные палочки для процарапывания рисунка (демонстрирую, как палочкой процарапать рисунок).

  • Перед вами лежат те листочки, которые закрасила злая колдунья, возьмите тот, который закрашен черным цветом, давайте подумаем, как из страшной ночи создать день (нарисовать солнце и лучи, возможно творческое решение своего варианта).
  • Молодцы ребята, теперь страшная ночь превратилась в радостный день. Теперь возьмите карточку с птичкой, у которой колдунья стерла одно крыло. Подумайте, как исправить это зло? (нужно дорисовать второе крыло птичке, возможно творческое решение своего варианта).
  • Видите ребята, птичка нам очень благодарна за помощь. А теперь ждут нашей помощи те животные, которых колдунья закрыла в темнице за решеткой. Как их спасти?(конечно, мы нарисуем открытую дверь и выпустим всех зверей домой, возможно творческое решение своего варианта).
  • Возьмем последнюю карточку на которой колдунья превратила веселую девочку в грустную ( на картинке лицо без рта и глаза закрыты в виде двух щелочек), давайте научим девочку снова улыбаться ( дорисовываем открытые глаза и рисуем улыбку, возможен собственный вариант).

Посмотрите ребята, мы расколдовали злые чары и сотворили добро!!! Мы помогли тем, кому нужна была помощь, это же так просто!!!

5. Рефлексия

- И так ребята, в чем проявляется добро и зло? (ответы детей). А давайте перечислим основные законы для человека создал Бог (ответы детей). Молодцы! Кто скажет, что такое грех? (ответы детей). Ребята, давайте назовем добрые качества человека? (ответы детей).

- Как вы здорово запомнили добрые качества. Расскажите, как можно исправить плохое деяние? (ответы детей).

(После ответов детей.)

- А сейчас давайте подумаем, есть ли выбор у человека, быть добрым или злым? (живое общение и обсуждение)

6. Заключительное слово педагога

- Дорогие ребята, теперь вы знаете, что такое добро, а что зло. Сегодня мы все стали еще добрее, ваши души стали еще светлее. Пускай этот свет всегда горит в ваших сердцах и освещает весь мир. Я желаю всем добра, до новых встреч! Слайд 8.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактические игры в работе учителя-логопеда О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский...

Непосредственная образовательная деятельность детей в младшей группе компенсирующего вида для…

Непосредственная образовательная деятельность детей в младшей группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения по теме: «Путешествие по сказкам»

Читайте также

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена...

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста через интерактивные игры

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста через интерактивные игры В современном мире, среди основных качеств человеческой личности наиболее значимы для...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Утвержденные изменения от 31.07.2020г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в ФЗ Об образовании в Российской...