Творческая лаборатория «В пустыне»

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Тема: Экосистемы.

Программные задачи:

- познакомить детей с природой пустыни в России;

- формировать умение составлять сравнительные рассказы по рисункам;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас;

- учить применять навыки экспериментирования для решения поставленной задачи, экспериментирования с песком и глиной.

Оборудования и материалы: изображения пустыни, песок и глина для экспериментирования, емкости для пересыпания, лупа, палочки .

 

Ход занятия

Мативационно-ориентировачный этап

Включается ноутбук, а там видео письмо от Лунтика. Лунтик поехал в экспедицию вместе с гусеницами и попал в необычное место под названием пустыня, здесь очень интересно и необычно. Вокруг один песок и глина. Лунтику и гусеницам нужно провести ряд сложнейших опытов и экспериментов с наблюдением, им надо изучить это место. Лунтик просит нашей помощи убедить гусениц, что песок сыпучий, а глина нет и присылает несколько конвертов с фотографиями.

Цель последующей работы определяется в стремлении детей помочь Лунтику поскорее вернуться домой.

Практический этап

Открываем 1й конверт от Лунтика.

Составление описательного рассказа местности по изображениям Лунтика. Детям нужно составить рассказ местности по изображениям Лунтика, как отличается местность в пустыне и у нас в средней полосе. Какие явления бывают в пустыне?

Педагог помогает и дополняет рассказы детей.

Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.

Лето- сухость и обилие солнца, небо безоблачное, солнце палит беспощадно. За лето может не выпасть ни одного дождя. Температура песка +70 градусов. От поверхности нагревается и воздух. В тени +40-50 градусов. Ночи прохладные. Зима морозная, длится два – три месяца. Обычная температура минус 10-12 градусов.

Пустыни бывают песчаные, глинистые и каменистые.

Воспитатель показывает картинки с изображением оазисов и барханов, песчаных бурь, суховей, пылевой бури, миражей . Дети сравнивают их и составляют сравнительный рассказ.

Воспитатель открывает второй конверт.

Большая часть пустынь нашей страны расположена на территории, которая некогда являлась не чем иным, как морским дном. Сегодня же эта часть материка – Прикаспийская низменность. Совершенно ровная поверхность простирается здесь на многие километры.

Подвижная игра «Горелки»

Играющие становятся в колонну парами.

Впереди колонны на расстоянии 2—3 шагов проводится линия.

С помощью считалки выбирают ловишку:

«Косой, косой.

Не ходи босой.

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

Не найдет тебя медведь.

Выходи, тебе гореть»

Ловишка становится на линию сонной к остальным играющим. Все, стоящие парами, говорят:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три — беги!»

С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один — справа, другой — слева), стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становятся ловишкой. Если ловишка не поймал, он остается в той же роли.

Экспериментирование с песком и глиной

Педагог предлагает вниманию детей поэкспериментировать с песком и глиной – это те материалы, из которых состоит почва в пустыне.

На столах у детей стоят стаканчики с песком и глиной. Педагог предлагает детям пересыпать сначала песок в миску, затем попытаться сделать тоже самое с глиной. Воспитатель спрашивает у детей какие у них предположения, какие это вещества, что у нас получится после эксперимента?

У нас получились горки на мисках одна с песком, другая с глиной, воспитатель обращает внимание детей на края «барханов», какие они у песка и глины.

Педагог предлагает ребятам взять лупы и посмотреть, из чего же состоит песок и глина. Затем предлагает детям просеять сначала песок, а затем глину.

Следующий этап нашего экспериментирования, заключается в том, чтобы добавить воду в миску с песком и глиной, попробовать перемешать.

Воспитатель вместе с детьми озвучивает ход (структуру) эксперимента.

  1. Какому веществу мы можем дать определение «сыпучий»?
  2. Какие края у наших «барханов» их песка и глины? (песок остается в виде горки с ровными краями, горка из глины неровная) Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера).
  3. Что мы увидели, через лупу? Из чего состоит песок и глина? (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу).
  4. Какой вывод мы можем сделать? (песок быстро впитывает воду, становится мокрым, а глина медленно впитывает воду она плотнее песка).

Рефлексивно-оценочный этап

Организуется обсуждение, Лунтик предлагает рассказать, какое из чудес пустыни показалось им самыми необычными. Рассказать Лунтику какими свойствами обладает песок и глина, из чего они состоят. Лунтик благодарит за помощь, и он может возвращаться домой.

Воспитатель благодарит всех детей за активное участие и помощь Лунтику и обращает внимание, что они не только помогли Лунтику, но и приобрели новые знания и умения.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Дидактическая игра «Составь предложения»

Дидактическая игра «Составь предложения» Дидактическая игра учит детей группировать предметы и действия. В процессе игры ребенок научится определять последовательность действий, сравнивать...

Дистанционное общение с семьями воспитанников

Дистанционное общение с семьями воспитанников Совсем недавно остро встал вопрос о дистанционном общении с дошкольниками. Детские сады уже стали массово запускать...

Парад шахматных фигур

Парад шахматных фигур «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...