Литературная гостиная

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Тесное сотрудничество педагогов детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно.

Одна из неотъемлемых задач педагогов в ДОУ – сделать родителя субъектом педагогического коррекционного обучения. Быть субъектом, означает показывать активность. Обладать средствами и методами воспитания детей, чётко представлять цели и достигать образовательных результатов. Деятельность семьи, как полноправного субъекта образовательного пространства, ориентируется соответствующей мотивацией, пониманием собственной ответственности за образовательный и воспитательный процесс, конкретной постановкой стратегических и тактических целей воспитания собственного ребенка и владением средствами и методами их реализации.

Для активного взаимодействия всех участников мероприятия наиболее действенным стало проведение родительского собрания в нетрадиционной форме совместно с детьми «Предновогодняя литературная гостиная».

Мотивом послужило стремление детей к более тесному общению с родителями внутри детского сада, желание показать свои достижения.

Заинтересованность детей началась с обычных тематических бесед о зиме и зимних праздниках, с составлений предложений и рассказов с опорой на картинки и мнемотаблицы о Новом Годе. Ребята с удовольствием смотрели презентации о временах года, мультфильм «Двенадцать месяцев». На вечере загадок сами придумывали загадки о зиме. Большую помощь оказала администрация садика в оформлении выставки «Зима в рисунках художников». Поблагодарили родителей за совместно изготовленные поделки и рисунки к Новому году, и детскую городскую библиотеку за тематический цикл занятий о временах года.

Итоговым событием стала «Предновогодняя литературная гостиная», где дети замечательно читали стихи случайно проходившему мимо весёлому и любознательному Снеговику, который мог и насмешить ребят, и потанцевать с ними и с их родителями.

В конце праздника родители самостоятельно подвели итог чтения стихов, выбрав трёх самых, по их мнению, достойных для награждения чтецов, и подарили им подарки. А Снеговик показал всем фокус, превратив комочки «снега» в меренги и угостил всех ребят.

Мы очень надеемся, что это мероприятие послужит позволит педагогам и родителям творческий контакт, установить доверительные отношения, эмоционально сблизит всех участников образовательного процесса.

Хочется высказать слова благодарности всем родителям, откликнувшимся на просьбу о помощи и поддержке в проведении этого мероприятия, которое доставило детям столько положительных эмоций.

Актуальность:

На фоне современных компьютерных технологий и интернета книги перестают быть потребностью современного человека. Постепенно исчезает такое общение родителей с детьми, как семейное чтение. Обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.

Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Такая форма взаимодействия, как «Литературная гостиная» позволяет приобщить родителей и детей к чтению и воспроизведению детской художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Литература расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму речи, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса темп, сила голоса, интонация), способствует выработке чёткой дикции.

Участники: дети старшего и подготовительного к школе возраста, родители, воспитатели, учитель-логопед, Снеговик.

Цель: Формирование художественного вкуса дошкольников, приобщение родителей к совместному с детьми чтению литературы.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с вариативными формами и приёмами заучивания стихотворений, ориентированными на проявление и учёт индивидуально-личностных особенностей дошкольников.
  2. Отработать постановку звуков на основе заучивания стихотворений, развивать темп и ритм речи, интонационную окраску при заучивании литературных произведений.
  3. Избавиться от волнения при выступлении перед публикой.
  4. Расширить спектр знаний родителей и детей о произведениях советских и современных поэтов.
  5. Повысить педагогическую компетентность родителей в потребности правильного заучивания и рассказывания стихотворений детьми.
  6. Способствовать развитию памяти, внимания, творческого воображения.

Предварительная работа.

Задачи:

  • Выявление и систематизация знаний детей о зимнем времени года, зимних праздниках;
  • Ознакомление детей и родителей с красочными книгами советских писателей «Передвижная библиотека»;
  • Формирование желания и потребности родителей к семейному чтению, совместному просмотру мультфильмов и фильмов по произведениям русских поэтов;
  • Обучение родителей педагогическим приемам, направленным на ознакомление детей с литературными произведениями, развитию речевых навыков.
  • Создание условий для детей и родителей, способствующих проявлению творческой, речевой активности (рассказывание стихотворений на праздниках), формирование уверенности.

Ход подготовительного этапа.

  1. Тематические беседы о признаках зимы, зимних праздниках.
  2. Составление предложений, рассказов с опорой на мнемотаблицы, пооперационные карты, схемы.
  3. Вечер загадок по теме «Зима».
  4. Просмотр презентаций о временах года.
  5. Подготовка материала родителями совместно с детьми, когда и как празднуют Новый год в различных странах мира (Италия, Англия, Фигляндия, Китай, страны Африки, Индия).
  6. Оформление выставки рисунков «Зима в рисунках художников».
  7. Знакомство с иллюстрациями в детской художественной литературе.
  8. Создание миниэрмитажа с картинами русских художников «Зима» А.К. Саврасова, «Зима» И.И. Шишкина, «Зимний сон», «Снегурочка» А.М. Васнецова.
  9. Тематический цикл занятий в детской городской библиотеке.
  10. Организация детской передвижной библиотеки (обмен книг).
  11. Совместные детско-творческие проекты (выставки рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина, природных материалов).
  12. Подборка информационно-рекомендательного материала для родителей в информационном уголке.
  13. Итоговое событие «Новогодняя литературная гостиная»

Оборудование: декорации к празднику Нового года (наряженная ёлка, камин, новогодние гирлянды), компьютер, проектор, костюм снеговика.

выставка рисунков «Зима в нашем городе», выставка новогодних поделок, выставка книг о зиме, подготовленная родителями.

Краткий конспект-сценарий новогодней литературной гостиной.

(Логопед, обращаясь к ребятам)

- Ребята, кто наряжал такую красивую ёлочку? А кто повесил обезьянку? Деревце? Бабочку? …

- А кто повесил такую красивую снежинку? Она появилась, как по волшебству. А на ней что-то написано!

(читает)

Написал письмо он другу:

«Мчусь к тебе сквозь злую вьюгу,

Здесь метель весь год мела,

Много льда и снежных горок,

И морозы минус сорок».

Ведущая: - Кто же это может быть? (ответы детей.)

Я не заметила. Здесь ещё что-то написано. Да здесь загадка.

Глазки-угли смотрят зорко,

Вместо шапочки – ведёрко.

Посреди двора возник

Белый-белый …

Ведущая: - Давайте его дружно позовём. Раз, два, три: Снеговик к нам приходи!

(Повторить.)

(Заходит снеговик.)

Снеговик: - Ура! Ура! Ребята! Я услышал, кто меня зовёт.

Здравствуйте, я Снеговик,

К снегу, к холоду привык.

Снеговик: - Я помощник Деда Мороза. Хожу, смотрю, как вы готовитесь к Новому году. Какие разучиваете песни, танцы. Передам Дедушке, готовы ли вы к празднику. Правда, как вы поёте и танцуете, я знаю, а вот как вы читаете стихи – не слышал. Хотя я тоже умею стихи читать:

Дед Мороз, Дед Мороз,

Табуреточку принёс.

Табуреточка мала,

Деду по носу дала.

Ведущая: - Ну, что ты, Снеговик, разве можно такие стихи рассказывать на Новый год? Дедушка Мороз может обидеться. Наши дети знают хорошие стихи, советских и современных поэтов. Садись с нами, послушай.

Ведущая: - Сейчас мы послушаем, как прочитают нам стихи ребята, которые должны идти в школу: Паша

Варя

Юра

Серёжа

Коля М.

(Музыкальная пауза. Танец со Снеговиком.) «Новогодний серпантин»

Ведущая: - А теперь будут читать стихи младшие ребята:

Милана

Коля Бр.

Гоша

Коля Б.

Давид

Ярослав

Саша

Снеговик: - Как вы меня порадовали! Обязательно расскажу Дедушке Морозу, что в этой группе… Как она называется? (Ручеёк!!!) В группе «Ручеёк» дети готовы к Новому году. Я тоже вспомнил хорошее стихотворение, которое написала Ольга Высоцкая. Называется оно «Новый год».

Нам нравится морозная

Пушистая пора,

Ночное небо звездное,

Сверканье серебра.

И елка зажигается,

И пляшет хоровод,

И вот, как полагается,

Приходит Новый год!

Ведущая: - Дорогой Снеговик! Мы хотим пригласить тебя посмотреть нашу выставку детских книг о зиме, которую подготовили наши дети с родителями, и выставку новогодних рисунков. На этих рисунках дети и тебя изобразили.

Снеговик: - Ребята, мне очень понравились ваши выставки.

Ведущая: - Приходи, Снеговик, чаще в нашу зимнюю библиотеку. Мы тебе покажем ещё много разных книг.

Снеговик: - А я ведь не простой Снеговик, а волшебный. Хочу вас порадовать.

(Фокус с ватками и меренгами.)

(Снеговик раздаёт детям меренги, прощается, уходит).

Список литературы:

1. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.

2. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.

3. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.

4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.

5. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.

6. Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу. - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с.

7. Стихотворения советских поэтов:

Новый год. О. Высоцкая,

Дети спать пораньше лягут... С. Маршак,

Песня о ёлке. С. Маршак,

Наша ёлочка. А Штерн,

Зима. Л. Воронкова,

Рысью мчится Новый год… К. Авдеенко,

Откуда приходит Новый год. А. Усачёв,

Всюду снег. А. Бродский,

Дед Мороз. С. Погореловский,

Под Новый год. В. Шумилин,

Едет Дед Мороз. Г. Тукай,

С Новым годом. Г. Рамазанов,

Ёлка. К. Даян,

Ёлочная песня. В. Гладышева,

Горит огнями ёлочка. Л. Некрасова.

 

Приложение 1.

Вечер зимних загадок

Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы.

Задачи:

  1. развивать любознательность, интерес к окружающему;
  2. развивать внимание, память, мышление;
  3. развивать связную речь.

Оборудование:

Участники: дети старшей и подготовительной к школе группы, учитель-логопед, воспитатели, костюм Зимы, экран с проектором, презентация «Зимние зарисовки», запись музыки отрывка Зима из произведения Антонио Вивальди Времена года, письмо с загадками от Снегурочки, карточки с ответами на загадки на снежинках: снеговик, снегокат, лыжи, каток, коньки, снежки, санки, снежная горка, хоккей, клюшка.

Ведущая:

- Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

(Просмотр презентации «Зимние зарисовки» под музыку Вивальди)

(Заходит Зима)

З: - Здравствуйте, ребята. Я – Зима. Хочу узнать, на сколько хорошо вы меня знаете.

О зиме написано много стихов и сложено много песен. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится сутра,

Не пищат и не кусают,

На ладони сразу тают. (Снежинки)

Правильно – это мои близкие подружки снежинки. Они тоже любят загадывать загадки.

(На экране в записи снежинка загадывает загадки):

Снег от холода стал синий,

На деревьях — белый иней.

Даже Бобик прячет нос,

Ведь на улице... (мороз)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья... (вьюга)

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

Зима:

- Спасибо тебе, Снежинка! Интересные у тебя загадки. А Снегурочка передала мне письмо со своими загадками (достаёт конверт с загадками от Снегурочки). А отгадки на них нарисованы на снежинках около ёлочки. Я загадаю вам загадки, а вы найдёте на них ответы. (Подходят к ёлочке, где лежат картинки на снежинках. Кто отгадывает загадку, поднимает снежинку с этой картинкой, объясняя свой выбор)

- Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый... (снегокат)

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все — готов... (каток)

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны... (снежки)

Намела пурга сугробы!
Накатать дорожки чтобы,
Мы помчимся как на танке,
Дружно сев верхом на…(санки)

Не легко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра ... (хоккей)

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И она зовется ... (клюшка)

Зима:

- Молодцы ребята! Как хорошо вы отгадываете загадки. А сейчас давайте встанем в хоровод. (Зимний хоровод)

- А теперь моё последнее задание: нарисуйте отгадку.

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

Зима:

- Мне пора с вами сегодня попрощаться, а вы нарисуйте снежинки и пришлите, пожалуйста, мне их письмом. До свиданья!

 

Приложение 2.

Беседа на тему «Как мы встречаем Новый год»

Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.

Задачи:

Развивать связную речь.

Развивать диалогическую речь.

Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: мультимедийное устройство (презентация «Что за праздник Новый год?», картина «Новогодняя ёлка», магнитная доска (ёлка, игрушки для неё: шарики, хлопушки, звёзды, фонарики), Дед Мороз.

Чтение стихотворения Елены Явецкой «Новогодняя ночь»

Все ушли. Мурлычет кот.
Сон приходит снова.
Что такое НОВЫЙ ГОД –
Два волшебных слова?
И уже готов ответ:
Это хвойный запах,
Серебристый лунный свет
На еловых лапах,
Невесомые шары
С сахарной обсыпкой
И мерцанье мишуры
В полудрёме зыбкой.
Это яблочный пирог
И подарков груда.
Это сказочный порог,
За которым – Чудо.

(Стук в дверь. Приходит почтальон Печкин.)

- Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо от Санта-Клауса. По-нашему – это дед Мороз, только живёт он в другой стране, в Финляндии, поэтому и называется по-другому.

Читает: «Дорогие ребята. Пишет вам Санта-Клаус из Рованиеми, с самого севера Финляндии. Мне очень хочется узнать, как вы празднуете Новый год в России? Ставите ли вы дома ёлку? Кто у вас главный волшебник праздника? Где он живёт? Что интересного происходит в Новый год? Бывают ли у вас новогодние праздники в детском саду? Кто приносит вам подарки и куда их кладёт?»

Ведущая:

- Напишем мы письмо Санта-Клаусу? (напишем)

- Посмотрите на экран. Что такое Новый год? (это праздник)

- Какой это праздник? (красивый, яркий, красочный, волшебный)

- Какое главное украшение каждого помещения в новогодние праздники? (Ёлка)

- Чем мы её украшаем? (игрушками, гирляндами, мишурой, хлопушками и т.д.)

- А почему он волшебный? (потому что в гости приходят Дед Мороз со Снегурочкой)

(Звонит телефон)

Ведущая:

- Мне позвонила Снегурочка из леса, но было очень плохо слышно. Ничего не поняла. Ребята, посмотрим в окошко, может там что-нибудь увидим.

(Звучит музыка Роберта Шумана «Дед Мороз». Под окнами проходит Дед Мороз. Ребята наблюдают из окна за ним)

- Кто такой Дед Мороз? (волшебник)

- Да, ребята, Дед Мороз – самый желанный гость на этом празднике.

- Почему он волшебник? (появляется только в новогоднюю ночь и кладёт под ёлочку подарки, пока все спят)

- Давайте украсим ёлочку и пошлём её вместе с письмом Санта-Клаусу, чтобы он посмотрел, под какую красивую ёлочку кладёт наш Дед Мороз подарки ребятам.

(Игра «Два, пять» - 2 красных шара, 5 синих шаров; 2 золотые хлопушки и 5 серебряных хлопушек; 2 звезды большие и 5 звёзд маленьких; 2 фонарика круглых и 5 фонариков овальных)

- Молодцы! Эту ёлочку мы кладём в конверт, в который положим письмо.

- Кто знает, где живёт Дед Мороз? (ответы)

Существует несколько версий появления на Руси Деда Мороза. У древних славян, наших предков, было поверье о хозяине зимы и холодной погоды. Звали его Морозко и описывали, как сердитого старика с длинной белой бородой. Он властвовал на земле с ноября по март, и все боялись его способности насылать холода и вьюгу.

Старец был строг, но справедлив. Он наказывал ленивых и злых людей и одаривал добрых и отзывчивых. С тех самых пор родители уговаривают детей быть послушными, чтобы Дед Мороз исполнил загаданные ими желания и принес хорошие подарки.

- Ребята, кто из вас знает, где живёт Дед Мороз? (ответы)

- Нет такого человека, который не хотел бы знать, где живет Дед Мороз в России. Город, в котором он решил поселиться, называется Великий Устюг. Сам дом находится не в центре, а в 15 км от центра города. Его легко можно найти, двигаясь по определительным знакам. Если вы захотите написать письмо Деду Морозу, то можете это сделать очень просто. Почтовое отделение сказочного героя принимает пожелания круглый год. На конверте просто напишите следующее: 162340, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу. И ваше послание обязательно дойдет до него!

- Ребята! Дед Мороз один приходит в Новый год? (со Снегурочкой)

- А кто такая Снегурочка? (ответы).

Правильно. Снегурочка – это внучка Деда Мороза. А ещё она является его главной помощницей.

- А у нас в детском саду бывают новогодние праздники? (ответы)

- Какие герои, кроме Деда Мороза и Снегурочки, приходили на Ёлку? (старик Хоттабыч, кикимора, Снежная королева)

- Видите, даже в детском саду в Новый год происходит волшебство! Сколько сказочных героев побывали на нашем празднике.

- А подарил Дед Мороз вам подарки? А откуда он их достал? (Из-под ёлки)

- Ребята, вы сейчас мне будете диктовать письмо Санта-Клаусу, а я буду записывать.

Как вы празднуете Новый год? (Мы празднуем Новый год весело, радостно и т.д.

Ставите ли вы дома ёлку? (Мы ставим дома ёлку. Украшаем её игрушками, дождиком, гирляндами).

Кто ваш главный волшебник праздника? (На главный волшебник -Дед Мороз)

Где он живёт? ( Дед Мороз живёт в Вологодской области в городе Великий Устюг)

Что интересного происходит в Новый год? (Дед Мороз приносит подарки кладёт их под ёлку.)

Бывают ли у нас новогодние праздники в детском саду? (У нас в детском саду бывают новогодние праздники.)

Что мы делаем на них? (Мы поём, танцуем, играем.)

Какие герои приходят в гости? (В гости приходят добрые и злые сказочные герои.)

- Вот и написали мы письмо Санта-Клаусу. (Запечатываю конверт). Почтальон Печкин, отнесите, пожалуйста, его на почту. А ребята дома с родителями будут ждать Деда Мороза уже у себя дома.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск» Методический паспорт творческого проекта Структура Содержание Примеры и разъяснения Тема «Моя малая родина – Подольск»   Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед   Исполнитель...

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Читайте также

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета»

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета» Введение В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию»...

«Число 5. Цифра 5». Конспект открытого занятия по ФЭМП в…

«Число 5. Цифра 5». Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Цель: дать детям представление о числе 5, его составе...

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...