НОД познавательно–исследовательской деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Байкальская нерпа»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Познакомить детей со способами нахождения познавательной информации из разных источников.
Задачи:
- Расширять знания детей о животном мире родного края (байкальская нерпа).
- Продолжать формировать умение детей действовать по определённому алгоритму, фиксировать полученную информацию, составлять сообщения.
- Развивать любознательность, логическое мышление, связную речь, умение задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.
- Поддерживать интерес детей к изучению природы Прибайкалья, её сохранности и преумножению.
Предполагаемый результат: Усвоят способы получения и передачи информации. Дети расширят знания о байкальской нерпе, как эндемике озера Байкал.
Ход:
В: Ребята! Я сегодня хочу обратиться к вам с просьбой о помощи. Вы готовы мне помочь? Я получила голосовое сообщение от иностранки, предлагаю вам его послушать и тогда все вместе решим, как нам поступить.
Голосовое сообщение: «Здравствуйте, дети из России! Меня зовут Мари. Я живу в далёкой стране Франции. Слышала, что у вас в Сибири есть чудесное озеро Байкал и в нём обитает уникальное животное – нерпа. Помогите мне, пожалуйста, узнать интересные факты о нерпе. Я буду ждать ваших сообщений».
В: Ребята, мы сможем помочь нашему иностранному другу? Тогда, чтобы подготовить сообщение, нам нужно провести исследование, как настоящие взрослые учёные. Вы готовы стать командой исследователей?
Предлагаю поприветствовать друг друга: «Круг радости»
Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно.
Собрало детей всех в круг. Я твой друг и ты мой друг.
(Дети становятся в круг, приветственно улыбаются друг другу справа и слева.)
Мы сейчас пойдём направо.
А потом пойдём налево.
(Идут по кругу в заданном направлении).
В центре круга соберёмся и на место все вернёмся.
(Идут в круг и расходятся на место).
Улыбнёмся, подмигнём, путешествие начнём.
(Имитируют ходьбу путешественников).
В: Уважаемые учёные Вам предстоит серьёзная работа – провести исследование по теме «Байкальская нерпа».
- Сначала нужно собрать информацию, а потом подготовить сообщение или по научному «Доклад». Всё, что мы узнаем в ходе нашего исследования нужно запомнить, но лучше зафиксировать.
- Действовать будем по этому плану (рассмотреть символы получения информации).
- С чего начнём?
«Подумать и вспомнить самостоятельно». (1)
В: Может быть, кто-нибудь из вас, уважаемые учёные, знает интересные факты о нерпах? (выслушать высказывания детей). Кто такая нерпа? Как зимует нерпа? Чем питается? Когда у нерпы появляются детёныши?
- Все ваши гипотезы нам нужно проверить, они могут подтвердиться, а могут быть опровергнуты.
«Прочесть в книге». (2) Предложить детям пройти к книжному уголку.
- Какая книга нам понадобится? (Энциклопедия).
«У нерпы главный враг – человек. Человек охотится на нерп из-за ценного меха, жира, мяса. Поэтому нерпа внесена в Красную книгу».
- Запомнили информацию?
«Посмотреть по ТВ». (3) (просмотр отрывка из видео ролика)
Добавить: «Байкальская нерпа – единственная нерпа, которая относится к семейству пресноводных тюленей. Учёные считают, что нерпа попала в озеро Байкал несколько сотен лет назад из Северо-Ледовитого океана. Живёт нерпа в логове под снегом прямо на льду озера. В своё логово она попадает через отверстие во льду, которое она проделывает сама, скребя лёд когтями. В этом логове у нерп рождаются детёныши, которых мать – нерпа выкармливает своим молоком».
«Позвонить по телефону». (4) (звонок родителям по договорённости)
В: Ребята! Мы с вами не узнали о том, как называют детёныша нерпы! Кто из вас, уважаемые учёные, готов позвонить по телефону и получить информацию об этом? Помните, пожалуйста, о вежливости при обращении к человеку с просьбой: «Скажите, пожалуйста, как называют детёныша нерпы?» и обязательно поблагодарите.
«Детёныша нерпы называют белёк, потому что его шкурка белого цвета. Этот цвет помогает бельку быть незамеченным на снегу. У взрослых нерп – шкурка серая».
В: - Интересная и нужная информация. Нам она пригодиться для доклада.
«Спросить у других взрослых». (5) (Дети обращаются с просьбой к взрослым, присутствующим на занятии).
Дети: - Скажите, пожалуйста, чем питается нерпа? (Спасибо!)
- Нерпа питается голомянкой, омулем, байкальским бычком.
Дети: - Знаете ли Вы, как спит нерпа? (Спасибо!)
- Нерпа спит в воде. Во время сна к нерпе можно подплыть близко, прикоснуться к ней и она не проснётся.
В: - Уважаемые учёные не забудьте то, о чём узнали.
«Рассмотреть». (6) Предложить детям рассмотреть иллюстрации: взрослая нерпа, белёк, логово нерпы, голомянка, омуль, байкальский бычок.
«Узнать из компьютера». (7) Пригласить детей присесть вокруг стола, через телефон (ноутбук) зайти в Яндекс. (Ютуб – просмотр видео ролика «Нерпы покоряют зрителей» - с 40секунды).
«Нерпы умные животные, поэтому хорошо поддаются дрессировке. Дрессированные нерпы живут в нерпинарии. Нерпы могут научиться рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах».
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза. Вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.
(Дети стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза и «рисуют» глазами дугу)
Нарисуем букву «О», получается легко.
(Рисуют круг вправо, влево)
Вверх поднимем. Глянем вниз.
(Взгляд вверх, вниз)
Вправо, влево повернём. (Взгляд в сторону)
Заниматься вновь начнём. (Моргание глазами)
Динамическая пауза:
«Нерпа» - вытянуть руки вверх;
«Белёк» - присесть;
«Голомянка, омуль, байкальский бычок» - хлопки;
«Логово» - движение руками имитирующее рытьё снега, льда;
«Нерпинарий» - покружиться.
В: Уважаемые учёные, пришло время подготовить сообщения и поделиться со всеми информацией о Байкальской нерпе.
(Дети рассказывают, о чём запомнили. Каждый выступающий ребёнок надевает академическую шапочку. Ведётся видеозапись.)
- Уважаемые учёные! Хочу спросить у Вас к какому источнику, получения информации, мы с вами сегодня не обратились за помощью? (робот Алиса)
- Правильно. Предлагаю внести этот символ в ленту получения информации. Вы согласны со мной?
- Уважаемые исследователи, есть у Вас желание обратиться к «Алисе»? Может быть, мы, что-то упустили? (По желанию детей обращение к роботу (8).)
- Ещё есть вопрос к команде исследователей! Как будем отправлять собранную информацию? (Почтой.)
- Какой? (Почтой России, Международной почтой или электронной почтой? (9).)
Рефлексия:
- Исследование на какую тему мы сегодня с вами провели?
- Что интересного вы узнали?
- Было ли сложно?
- На какую тему вы хотели бы провести исследование в следующий раз? (10)
В: Ребята, большое вам спасибо за оказанную помощь! Я сделала видеозапись ваших сообщений, соберу их в одну папку и отправлю Мари.
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…
Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...
Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей…
Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей 1,5 - 3 лет
НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»
НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного...