Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику»

Вид образовательной деятельности - интеграция областей.

Интегрируемые образовательные области:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие».

Форма деятельности - совместная деятельность взрослых и детей.

Цель:

  • Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и карточками –символами, обозначающие цвет, размер, форму.
  • Развитие сенсорной культуры и логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей детей.

Программные задачи:

Обучающие :

  • способствовать закреплению знаний о геометрических фигурах, уметь правильно находить их и называть;
  • способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство фигур: цвет, форму, размер, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Развивающие:

  • развивать умение соотносить фигуры с рисунком на схематическом изображении, умение подбирать блоки по размеру на рисунке;
  • развивать познавательные процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
  • развивать навыки самоконтроля;
  • развивать зрительное восприятие и зрительно - моторную координацию.

Воспитательные :

  • воспитывать желание делать добрые дела, оказывать помощь, проявлять чувство сопереживания, радости за себя и товарищей;
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
  • воспитывать интерес к играм математического содержания.

Планируемый результат

Дети должны:

  • уметь разделять блоки по свойствам, уметь обобщать их;
  • освоить структуру и алгоритм выполнения действий с логическими блоками Дьенеша;
  • проявлять активность в совместной деятельности детей и взрослого.

Словарная работа:

Закрепление: свойства геометрических фигур - форма, цвет, размер; активизация пассивного словаря: блоки Дьенеша, кратер, спутник Земли.

Методы: словесные (вопросы, беседа), игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра), конструирование.

Материалы и оборудование:

Посылка, пособие «Логические блоки Дьенеша» на каждого ребенка, космические жилеты, подушки с символами, замок с заданием, макеты кратеров, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, конверт, медали, картинки с изображением ракеты, картинка с изображением велосипеда, микрофон, проектор, ноутбук, экран, музыкальное сопровождение.

 

Ход организованной деятельности:

I. Вводная часть (1мин. 30 сек.)

1. Организационный момент

(Эмоционально-психологический настрой на деятельность.)

На экране слайд №1 (Воспитатель и дети проходят в зал, встают в круг.)

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Ольга Михайловна!

Я очень рада, что пришла к вам в детский сад! А ещё рады вас видеть наши гости! Давайте им улыбнёмся и поздороваемся с ними!

Дети (хором). Здравствуйте!

Воспитатель: А давайте поздороваемся на татарском языке?

Дети: (хором) Исəнмесез! (Билингвальный компонент.)

2. Проблемная ситуация:

Слайд №2 –сигнал космического звука.

Воспитатель: Слышите? Какой-то звук?

(Воспитатель обращает внимание на сундучок)

Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь посылка? А в конверте видеообращение. Вам интересно от кого оно? «Для ребят средней группы детского сада №11 от Лунтика».

Воспитатель. Лунтик прислал нам письмо звуковое, давайте его внимательно послушаем.

Слайд №3 - на экране появляется Лунтик.

Сообщение: Ребята, здравствуйте! У нас беда, Луну завалило камнями геометрической формы. Мы разобрать завал не можем, так как не знаем геометрические фигуры, не различаем цвет и величину. Помогите, пожалуйста!»

Воспитатель: Что случилось у Лунтика? О чём он просит? Что же будем делать?

Дети: Нужно помочь?

Воспитатель: Как нам помочь Лунтику?

Дети: Для этого необходимо отправиться на Луну.

II. Основная часть (17 мин.)

Воспитатель: На чём можно отправиться на Луну? (если дети не отвечают, воспитатель загадывает загадку)

Крыльев нет у этой птицы

Но нельзя не подивиться

Как распустит птица хвост

И поднимется до звёзд?

Дети: Это ракета

Слайд №4 - изображением ракеты

Постановка задачи

Воспитатель: А у вас есть ракеты?

Дети: Нет

Воспитатель: А из чего мы можем их построить?

Дети: (выдвигают гипотезы)

Воспитатель: Может нам посылка в этом поможет?

(Воспитатель достаёт коробку с блоками Дьенеша из сундучка, дети подходят к столу.)

- Посмотрите, у нас есть волшебные фигуры, которые называются блоки Дьенеша. Человек, который придумал их придумал, носит фамилию Дьенеш, поэтому блоки носят его фамилию. Блоки можно называть просто фигурами.

(Дети рассматривают блоки)

Воспитатель: Посмотрите, их как их много (воспитатель показывает несколько фигур).

-Как называется эта фигура? (воспитатель показывает фигуры по очереди - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

- Какого они цвета?

- Посмотрите на эти фигуры. Какого они размера?

Дети: Большого и маленького.

(Дети называют форму и цвет, потом на примере одинаковых фигур по цвету и форме определяют размер и толщину фигуры.)

Воспитатель: Молодцы! При помощи этих фигур можно конструировать. Давайте попробуем. Какого цвета и формы изображена фигура на макете, точно такую же фигуру нужно положить на образец.

(Воспитатель показывает картинку, объясняет принцип работы с блоками, предлагает детям попробовать самим сложить образец-эталон.)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в космическое бюро, где каждый из вас станет конструктором. Вы знаете, чем занимаются конструкторы?

(Ответы детей.)

Слайд №5 – изображение шаблона ракеты

Воспитатель. Конструктор человек, который разрабатывает и создаёт изделия. Выбирайте образец и начинайте собирать ракеты из блоков. Старайтесь собрать правильно. Ракета должна быть прочной, для того чтобы долететь до Луны.

(Дети встают за столы, каждый ребёнок выбирает образец ракеты, воспитатель контролирует, наблюдает за работой детей, корректирует по необходимости.)

Воспитатель: Кто построил ракету, поднимите руку. (Воспитатель спрашивает у несколько детей, какого цвета ракеты.) У нас получилось много ракет! Чем они отличаются?

Дети: Цветом.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Ракеты готовы! Теперь нам нужно занять места, для этого подойдите все ко мне и возьмите из мешочка фигуру. Вы должны найти точно такую же фигуру на кресле и встать рядом. (Дети находят свои места и встают рядом со стульчиком.)

Воспитатель: (подходит и задаёт вопросы 2-3 детям).

- Какая у тебя фигура? Какого она цвета? Она похожа на фигуру, которая изображена на твоём кресле?

Воспитатель:

Все правильно нашли свои места.

Надеть космические жилеты!

(На спинке стульчиков висят космические жилеты, дети надевают жилеты.)

- Сесть в кресло!

Приготовиться к полету!
Слайд № 6 слышится треск, ракета не может взлететь.

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Воспитатель: Что-то не так! Наша ракета не может взлететь! На ракете установлен пароль. Чтобы наша ракета взлетела, нужно найти лишнюю фигуру. (на доске размещён замок с тремя фигурами, одна из них лишняя по форме)

Воспитатель: Какая фигура лишняя? Почему? (у квадрата есть углы, у круга нет). Какую фигуру нужно поставить?

Дети: жёлтый квадрат.

Слайд №7- пуск ракеты

Воспитатель: Молодцы, пароль расшифрован, можно взлетать. Начинаем обратный отчёт: 5,4,3,2,1, пуск!

Взлетела мощная ракета!

Она покинула планету.

Мы всю Землю облетим

На Луне мы прилунимся

и на Землю возвратимся

Слайд№8 - изображением Земли. Дети сидят на стульчиках – имитируют полёт в космос.

Воспитатель: Наша ракета уносится в космос. Посмотрите, что осталось позади нас? (Ответы детей.)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля.)

Земля наша круглой формы. На ней много морей и океанов, поэтому из космоса мы видим её голубого цвета.

Зрительная, дыхательная гимнастика

Воспитатель: Ребята, посмотрите наверх. Мы с вами пролетаем под звёздным дождём. Найдите глазами красную звезду, проследите за ней. Найдите синюю звезду. (дети выполняют круговые движения глазами)

Какие яркие красивые звёзды над нами, но они заградили нам путь, давайте подуем на них и освободим дорогу.

Слайд №9 приближение к Луне.

Воспитатель: А мы летим дальше, приближаемся к спутнику Земли. Отгадайте, как называется спутник? (Воспитатель загадывает загадку.)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… 

Дети: Луна.

Воспитатель: Правильно, Луна. Она такая же круглая, как наша Земля, только намного меньше размером. Луна постоянно вращается вокруг нашей планеты. На луне есть глубокие впадины и ямы, они называются кратеры.

Мы опускаемся на поверхность Луны.

Слайд №10 - приветствие Лунтика.

Воспитатель: Членам экипажа прошу покинуть корабль и пройти за мной.

(Дети встают, подходят к кратеру, где находятся блоки Дьенеша. Воспитатель открывает блоки.)

Воспитатель: Ребята, для чего сюда прилетели?

Дети: Помочь Лунтику.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Дидактическая игра «Разложи фигуры в два кратера»

Воспитатель. Посмотрите, как много нападало космических камней. Мы их должны разобрать. Посмотрите, у нас есть кратеры. Сколько их?

Дети: Два.

Воспитатель: Внутри кратеров есть карточки-символы, они являются подсказками. Что вы видите?

Дети: Дома.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Один домик большой, другой маленький.

Воспитатель: В кратер с большим домиком, будем собирать большие фигуры, в кратер, на котором изображён маленький домик – маленькие фигуры. Давайте разделимся на две команды: девочки и мальчики. Мальчики собирают большие фигуры, девочки маленькие.

Воспитатель: (задаёт вопросы на осознанность задания). Девочки, вы какого размера собираете фигуры? А, вы, мальчики?

Слайд №11(собирают фигуры под музыку).

Воспитатель: А сейчас, мы проверим, правильно ли вы выполнили задание? (Взаимопроверка.)

- Мальчики собирали большие фигуры. Девочки, посмотрите, они правильно выполнили задание? А, теперь проверят мальчики.

(Воспитатель высыпает содержимое кратеров в центр.)
Дидактическая игра «Разложи фигуры в три кратера»

Воспитатель. Вот есть ещё кратеры. Сколько их? Посмотрите, какие карточки-символы вы видите? (воспитатель показывает карточки – символы, обозначающие цвет.) А, сейчас мы попробуем разделить фигуры по цвету.

Для этого нужно разделиться на 3 команды. На ваших жилетах есть подсказки – кружки, разного цвета. У кого кружочки красного цвета, поднимите руку и подойдите к красному кратеру. У кого кружочки синего цвета, поднимите руку, подойдите к синему кратеру. Все ребята у кого жёлтый кружок, подойдите к жёлтому кратеру.

Воспитатель: (воспитатель подходит к каждой из команд и задаёт вопрос на осознанность задания). Ребята, какого цвета вы будете собирать фигуры?

Приступаем к работе. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Вот все и убрали все камни с поверхности Луны. Теперь порядок! Молодцы!

Слайд № 12- появляется Лунтик, благодарит детей.

Лунтик: Спасибо вам, друзья, за вашу помощь! В благодарность, я дарю вам медали и надеюсь на скорую встречу.

Слайд №13 - полёт на Землю.

Воспитатель: Ну что ж, нам пора возвращаться на родную Землю.

Занять свои места в ракете. Приготовиться к отлёту. 5,4 3, 2,1. Пуск. Нам предстоит долгая дорога домой, поэтому закройте глаза и отдыхайте.

Из полёта возвратились

И на Землю приземлились!

Вот мы и вернулись домой!

(Воспитатель переодевается. Детей встречает корреспондент газеты.)

III. Заключительная часть (1 мин. 30 сек.)

Рефлексия

Корреспондент: Здравствуйте, дорогие ребята. Я корреспондент газеты «Дети Земли». Рада, что вы удачно приземлились. Я хочу взять у вас интервью. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

- Какое доброе дело вы сделали?

- Что вам больше всего понравилось?

- Как вы думаете, почему у вас всё получилось?

- Я вами очень довольна! Вручаю Вам медали за вашу помощь.

Воспитатель:

Гостям спасибо за внимание.

Им дружно скажем: до свидания!

Давайте скажем по- татарски: «Сау булыгыз».

Воспитатель:

- Мне было очень приятно с вами работать. В вашу честь прозвучит торжественный салют.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Ледовое…

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Ледовое побоище - Александр Невский» Цель: Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма. Задачи: Образовательные:...

Читайте также

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека»

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека» Цель: расширить представления детей о внутреннем строении человека. Задачи. Обучающие: - обобщить знания детей о внутреннем строении человека:...

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...