Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа»

(Подготовительная группа)

Основный вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая и двигательная).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Расширить знания детей об истории и значении чувашского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей республике; самостоятельную личность, способность к сотрудничеству и принятию решения;
  • Воспитывать у детей качества необходимые будущему гражданину своей Родины, чувство взаимопомощи, находчивость, умение сплоченно действовать;
  • Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, вызывающих у них эмоциональное переживание.

Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов на военную тематику, рассматривание фотографий и иллюстраций, альбомов.

Словарная работа: День Победы, фашизм, предки, оборонительный рубеж.

Материалы, инструменты и оборудование: видеопроектор, презентация «Незабытый подвиг чувашского народа», картинки с изображением предметов (спички, кроссовки, теплая обувь, фуфайка, телефон, бинты, чупа-чупс, хлеб, шерстяные носки, варежки, джинсы…), две коробки (для посылок), «мины-мешочки», бинты, «Красное Знамя», два комплекта картинки-паззл «Гусеничный трактор» и «Колесный трактор».

 

Ход проведения

Первая часть – познавательная деятельность

Воспитатель: – Ребята, в этот год наша страна празднует 75-тие Великой Отечественной войны. 9 мая 1945 года – День Победы над фашисткой Германией (слайды 2, 3). И для нашей небольшой республики этот год значим, ровно 80 лет назад обычные жители Чувашии совершили незабытый подвиг – через территорию нашей республики проходило строительство оборонительных рубежей.

Воспитатель: – Ребята, а что такое оборонительный рубеж, знаете? (Ответы детей: защита, оборона, укрепление.)

Воспитатель: – Правильно ребята, оборонительные рубежи – это определенный участок местности, для успешной защиты от противника. Их строили специально, для того чтобы враги не прошли дальше, вглубь нашей страны, не смогли ее захватить.

(Рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов.)

В начале войны наша страна несла огромные потери, погибало много людей. Фашистские войска все дальше и дальше продвигались вперед – к Москве (слайд 4). И для того чтобы задержать, остановить противника на всей территории нашей Родины стали строить оборонительные рубежи.

Вот и наши предки строили такие рубежи. В конце октября 1941 г.  По берегам р. Суры началось строительство оборонительного рубежа, который в дальнейшим и получило название «Сурский рубеж», а рядом с соседней республикой в чувашских селах Октябрьское и Янтиково проходил второй – Казанский оборонительный рубеж (слайд 5).

В годы войны всех мужчин с 18 лет забирали на фронт. В городах, деревнях и селах оставались только женщины, старики и дети. На строительство и возведения укреплений были призваны все жители нашей республики старше17 лет (слайд 6). Не зря эту стройку назвали «всенародной». Работы шли каждый день без выходных, без перерывов, даже когда зимой столбик термометра опускался до -40.

Условия в те времена были ужасные. Строительство началось поздней осенью, когда было холодно, грязно и сыро, людям не хватало инструментов, им приходилось рыть замерзающую землю руками.

Катастрофически не хватало тёплой одежды и обуви. Людям не хватало жилья, им приходилось строить и жить в землянках (слайд 7), а также в холодных бараках и шалашах. Еда была однообразная, бывало и вовсе не было (слайды 8, 9).

Рабочих разделяли на бригады по 50 человек, за каждой был закреплен определенный участок и вид работы, которую они должны были выполнить (слайд 10).

Различные бригады возводили проволочные заграждения (слайд 11), разрушали дороги и мосты (слайды 12, 13), копали противотанковые рвы и ставили противотанковые ежи (слайд 14), строили убежища (слайд 15) и многое другое.

Техника тогда была редкостью, поэтому почти все работы везде шли вручную. Медицинская помощь в то время не оказывалась.

Несмотря на всё, люди отдавали себя полностью работе, они помнили о своих близких на фронте, о своей Родине. Сурский и Казанский оборонительные рубежи на территории Чувашии были выполнены в установленные сроки. Строительство Сурского рубежа было закончено за 45 дней, 21 января 1942 года, Казанского – 25 января 1942 года. Среди бригад были и такие, которые закончили свою работу досрочно.

В Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики 4 мая 2010 года труженикам тыла был поставлен обелиск в честь Казанско-Сурского оборонительных рубежей (слайд 16).

В Ядринском районе Чувашской Республике ежегодно проходят сборы «Сурский оборонительный рубеж», на котором воссоздаются события тех лет (слайды 18, 19, 20).

Вторая часть – игровая деятельность

(квест-игра)

Воспитатель: – Ребята, давайте и мы с вами поддержим строителей оборонительных рубежей и попробуем пройти их путь. Для вас подготовлены интересные задания, которые вам необходимо пройти в команде. Я предлагаю вам разделимся на команды: «Сурский рубеж» и «Казанский рубеж». Выберем старшину от каждой команды и приступим к соревнованию. Чья команда будет справляться с заданиями лучше и быстрее, та и выиграет. Команды готовы!

(ответы детей: «Готовы!»)

1 задание – «Посылка из дома»

Каждой команде необходимо собрать посылку для строителей оборонительных рубежей. Из предложенных предметов, изображенных на карточках, выбрать те (правильные), которые были так необходимы людям в то время (например, спички, кроссовки, теплая обувь, фуфайка, телефон, бинты, чупа-чупс, хлеб, шерстяные носки, варежки, джинсы…)

2 задание – «Загадки от строителей» (загадки про строительные инструменты) (слайд 21–35).

( В гости он к дровам явился:

- Я пришёл к вам по делам.

Над поленом наклонился –

И полено пополам (топор).

( Грызть дрова - простое дело:

Я опилочек поела,

Сок древесный попила!

Кто такая я? ... (пила)

( Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Землю взрыхляет (лопата).

( Палкой железной был сделан пролом…

Всё ей ломают.

Зовут её…(лом)

(Одной рукою не поднять.

Двумя? И то не каждый!

И ей не надо ударять

в одно и то же ... дважды (кувалда).

( На селе у нас она

Первая помощница!

То песок, то чернозем

В кузовке ее везём…

А за нами с дружным лаем

Увязались песики —

С ней от них мы убегаем

На одном колесике (тачка).

Воспитатель: – Техники было катастрофически мало, но все же она помогала людям. Ребята, а узнать вам о ней поможет следующее задание.

3 задание: «Кто быстрее»

Каждой команде необходимо собрать паззл с изображением трактора (Гусеничного, колесного.)

Воспитатель: – Для того, чтобы задержать вражеские войска, людям приходилось подрывать мосты и дороги. Для вас ребята следующее задание.

4 задание: «Подрывники» (задание для командиров)

Командам необходимо найти «мину» (в ящиках находятся пустые свертки бумаги, в некоторых из них находятся «мины – мешочки») и взорвать мост (кто дальше бросит мешочек).

Воспитатель: – Люди обмораживали себе руки и ноги, из-за тяжелой работы получали различные травмы. Девушки-санитарки оказывали помощь нуждающимся людям.

5 задание: «Санитарная часть»

Каждая команда выбирает двух санитаров. Они оказывают медицинскую помощь, делают перевязки раненым. Чья команда быстрее справиться.

Воспитатель: – На строительстве оборонительных рубежей было организованно соревнование «за досрочное и качественное окончание строительства» … за высокое качество работы было учреждено переходящее Красное Знамя, которое вручалось самому лучшему коллективу. Вот и для вас подготовлена полоса препятствий.

6 задание «Победное Знамя» (эстафета)

Каждая команда строиться друг за другом и передает Красное Знамя, друг другу, предварительно пробежав полосу препятствий. Чья команда быстрее справиться та и выигрывает.

Воспитатель: – Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

Релаксация:

- Ребята, расскажите, что нового и интересного вы узнали. Какое чувство вы испытывали, когда услышали историю строительства оборонительных рубежей, почему? Какие задания вам показались легкими, а какие тяжелыми.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка»

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка» Игра является основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности...

Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Дидактическое пособие «Веселая ферма» Актуальность: В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных, с условиями, в которых они живут, как...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Читайте также

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...