Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж

Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со звуком и буквой Ж.

Задачи коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком «Ж»;

- ввести обозначение звука;

- познакомить детей с характеристикой звука;

- познакомить детей с буквой.

Задачи коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- развивать слуховое внимание;

- учить детей выделять звук «Ж» в начале и в середине слов;

- закреплять навыки слогового анализа слов;

- учить звуковому анализу и синтезу;

- развивать двигательную активность детей;

- упражнять в словообразовании;

- развивать внимание, память, воображение.

Задачи коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

- формировать умение слушать сверстников и логопеда;

- воспитывать доброжелательные отношения, усидчивость.

Материал и оборудование. Магнитная доска, картинки по сюжету сказки

(паучок, жук, уж, жаба, домики, лужа, ёжик); схемы-домики, обозначающие место звука в слове ( в начале, в середине), фишки-магниты для звукового анализа слов, буквы Ж, А, Б, А; предметные картинки: пижама, жираф, жуки, ножи, художник, пружина, жёлудь.

Организационный момент: Арт. Гимнастика «Наш забавный язычок».

Введение в тему:

Логопед. Ребята, посмотрите, кто сегодня у нас в гостях?

Дети. Паучок.

Речевая игра «У тропинки под рябинкой…»

Логопед. Паучок хочет сегодня пригласить нас в путешествие в интересную сказку, в которой мы узнаем о приключениях лесных жителей и поможем им. Но попасть в сказку мы сможем, если правильно назовём звук, который часто повторяется в скороговорке про жука-друга нашего паучка.

Жук жужит и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.

Дети. Звук «Ж».

Логопед. Верно. Что вы знаете о звуке «Ж»?

Характеристика звука «Ж», знакомство с буквой.

Губы «бубликом» или «рупором»

Язык за верхними зубками «чашечкой»

Воздушная струя тёплая, горлышко вибрирует.

Звук «Ж» согласный, звонкий и всегда твёрдый.

Обозначается звук «Ж» вот такой буквой.

Логопед показывает букву.

Ж- похожа на жука, только не жужжит пока.

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха «Внимательные ушки» или «Поймай звук»

Дети закрывают глаза, логопед произносит звуки, слоги, слова. Дети, услышав звук «Ж», должны хлопнуть в ладоши - «поймать звук». (М, С, Ж, Щ, Ж, Н, Ж, МА, ЖА, СА, ЖУ, КА, ЖУ, ЖУРНАЛ, САПОГИ, ЖАЛО, ЗАМОК, ЛУЖА, ЖАРА, КОЗА, КОЖА.)

Основная часть.

Логопед. Вижу, вы готовы к путешествию в сказку, где живёт звук Ж. Сейчас, поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вот и в сказке мы опять!

Упражнение на словообразование. Игра с мячом

Логопед. В сказке случаются чудесные превращения.

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

флаг – флажок шаг – шажок

снег – снежок пирог – пирожок

берег – бережок круг – кружок

друг – дружок утюг – утюжок

сапог – сапожок творог – творожок

Логопед. Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?

Дети проговаривают слова и определяют, что в названиях появился звук Ж.

Логопед. Я буду рассказывать сказку, а вы отвечать на вопросы, но будьте внимательны, в ваших ответах обязательно должен быть звук Ж. (на магнитной доске картинки с изображением домика, жука и ужа).

«Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:

- Какая-то у нашего домика крыша тёмная и старая. Вот бы покрасить её в яркий весёлый цвет!

- Покрасить можно, - отвечает Уж. - Только какой краской?»

Логопед. Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии краски был звук «Ж»?

Дети. Жёлтой, оранжевой.

Логопед (продолжает сказку).

«Конечно, лучше жёлтой, - говорит Жук.

- Но у нас нет жёлтой краски, -возражает Уж.

- Ну тогда оранжевой, - говорит Жук.

- И оранжевой нет, - огорчается Уж.

- Тогда надо идти к Жабе, у неё много разных красок, -предлагает Жук».

А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала. Значит, какая она была?

Дети. Жадная.

Логопед (продолжает сказку).

«А где живёт Жаба? - спрашивает Уж.

- Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи, - отвечает Жук.

- Ладно, пойдём к ней, а дорогу у кого-нибудь спросим, -решает Уж.

И пошли Жук и Уж искать Жабу».

Упражнение на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. На магнитной доске картинка с изображением ёжика и схемы, обозначающие место звука в слове, предметные картинки: пижама, жираф, жуки, ножи, художник, пружина, жёлудь.

Логопед (продолжает сказку).

«Красиво в лесу, цветы цветут, пчёлки жужжат. Видят, Ёжика. Стали они спрашивать у ёжика дорогу к жилищу Жабы. Он говорит:

- Поможете мне выполнить задания мудрой совы тогда и я вам помогу.

Уж и Жук согласились.

- В первом задании, -сообщает Ёжик, -надо услышать, где в слове спрятался звук Ж-в начале или середине слова, подобрать картинку к схеме-домику и сказать, сколько слогов в слове».

Дети поочерёдно выбирают картинку, проговаривая слово, определяют место звука Ж в слове, выставляют картинку около соответствующей схемы, называют сколько в слове слогов.

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Логопед. Во втором задании надо вспомнить про ёжика какое-нибудь стихотворение, а помогут нам в этом шарики «Су-джок».

Дети выполняют упражнение с шариком, сопровождая стихами

«На комод забрался ёжик», «Что ты, ёж, такой колючий?»

Логопед (продолжает сказку).

Поблагодарил Ёжик друзей и показал им дорогу дальше. Идут Жук и Уж и вдруг видят лужок, а на нём своего старого знакомого Журавлёнка.

Физминутка «Журавлёнок встал на ножку…»

Упражнение на развитие навыка звуково - буквенного анализа и синтеза.

На магнитной доске картинки: Жаба, лужа, домик. На столе буквы А, Ж, Б, А и символы-кружки, обозначающие гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Логопед (продолжает сказку).

«Идут Жук и Уж и видят большую лужу, а возле неё –Жабу.

Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо попросили у неё жёлтой краски. Она отвечает:

- Не дам! Жалко краску. Но если вы мне поможете… Была у меня на домике надпись «ЖАБА», но она рассыпалась, а собрать её я не могу».

Дети составляют слово «жаба» прикрепляют буквы к домику.

Логопед. Чтобы домик был красивым, под каждой буквой поставим символ звука.

Дети выполняют звуковой анализ слова, комментируя свои действия: «Первый звук «Ж». Он согласный, всегда твёрдый, обозначаем его синим цветом и т.д.

Логопед. Какую фишку вы не использовали?

Почему?

Дети. Остался зелёный кружок, потому что в слове «Жаба» нет мягкого согласного звука.

Логопед (заканчивает сказку).

«Жаба обрадовалась, что её домик стал таким красивым. Она даже подобрела.

-Ладно, - сказала Жаба, - дам я вам ведёрко жёлтой краски.

Радостные Жук и Уж вернулись домой и покрасили крышу жёлтой краской.

Заключительная часть. Рефлексия.

Логопед. Понравилась вам сказка? Какие задания мы помогли выполнить друзьям? Какие задания, игры вам больше всего понравились?

Паучок тоже нас зовёт обратно в детский сад. Повернёмся вокруг себя и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В нашей группе мы опять.

Спасибо, ребята, наше путешествие подошло к концу, вы все молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

«День здоровья»

«День здоровья» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая. - Все, кто хочет быть здоров Закаляйтесь вы со мной Утром бег и душ бодрящий Как для взрослых, настоящий На ночь...

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Читайте также

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных...

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы