Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия лэпбук «Моя семья»

Актуальность пособия

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. 

Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей. 
Необходимость создания методического пособия «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. 

Дидактическое пособие лэпбук «Моя семья» выполнен в виде дома, с открывающимися створками. Внутри дома расположены кармашки, в которых находятся игры по теме «семья». Все кармашки легко снимаются и могут использоваться с разными подгруппами детей.

Дидактическое пособие рассчитано на возраст детей от 3 до 7 лет. является средством развивающего обучения детей. Данное пособие помогает ребенку по своему желанию выбрать игру, чтобы лучше понять и запомнить материал.

1

Ожидаемый результат от использования данного методического пособия в системе дошкольного образования:

- дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек;

- дети научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;

- между педагогами и родителями будет налажено успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.

Положительным аспектом является:

- индивидуальность в работе;

- одновременный охват детей от одного до пяти детей;

- можно использовать в разных видах деятельности;

- мобилен;

- является ярким атрибутом в предметно-развивающей среде.

Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе, увлечениях, семейных ценностях; развитие чувство гордости за свою семью и желание заботиться о близких людях в семье. 

Дидактическое пособие позволяет решать задачи: 

Образовательные:

- расширять представления детей о понятии «Семья» через игры и различные виды деятельности;

- формировать представления о нравственности, духовном развитии личности через семейные ценности;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;

- развивать творческо-познавательную деятельность через совместную работу взрослого и ребенка.

 Развивающие:

- развивать речевую активность у детей, вводить в активный словарь понятия: «семья, родные, близки», побуждать к рассуждению;

- развивать мелкую моторику;

- развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки.

- повышать активность участия родителей в жизни группы.

Данное пособие можно использовать в работе с детьми по реализации следующих образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно – эстетическое развитие.

В лэпбук «Моя семья» входят следующие игры:

Дидактическая игра «Как я расту»

2

Цель: учить детей определять гендерную принадлежность изображенного на картинке человека; расширять словарный запас; развивать мышление.

Описание игры

Предложить ребёнку рассмотреть три картинки, назвать, кто нарисован (девочка, тетя - мама, бабушка). Спросить у ребёнка, кто младше, а кто старше.

Побуждать ребенка отвечать полным предложением. При первом знакомстве с игрой, помочь малышу разложить картинки по порядку, в дальнейшем, поощрять стремление ребёнка действовать самостоятельно или с небольшой помощью.

Используя данные картинки, можно предложить детям следующие задания:

"Кто лишний: мальчик, тетя, дедушка, дядя". Объединить картинки по заданному признаку: девочки - мальчики, взрослые - дети.

Дидактическая игра «Моя семья»

3

Цель: закрепление знаний о близких родственниках, которые живут в одной квартире.

Описание игры.
Игра представляет собой набор фигурок членов семьи разного пола и возраста. Детям предлагается разместить членов семьи, которые живут в одной квартире, доме, рассказать о них. Можно посчитать, сколько людей в вашей семье, кого больше – мужчин или женщин, а так же упорядочить членов семьи по возрасту и т. п. 

Словесная игра «Составь предложение»

4

Цель: развивать внимание, мышление, расширять словарный запас ребенка и его кругозор.

Описание игры.

В конверте находятся сюжетные картинки по теме "Семья". Воспитатель раздает детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть картинку и составить предложение (для детей младшего возраста). В старшем возрасте дети берут сюжетные картинки и составляют рассказ по ним.

Дидактическая игра «Кто что делает?"

5

Цель: закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости.

Правила проведения дидактической игры:

1. Количество участников от 2-х до 6-ти детей.

2. Картинки отбираются каждым игроком поочередно.

3. Выбор картинки сопровождается объяснением, почему именно этот член семьи должен выполнять те или иные обязанности.

4. За один ход ребенок может взять только одну картинку.

Описание игры

Распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу.

Каждый, кто подобрал больше картинок и дал содержательное объяснение - выиграл.

Игра «Семейное древо»

6

Цель: закрепление знаний о себе, о своем генеалогическом древе, родословной, расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях.

Описание игры

Ребенку предлагается расположить на дереве членов семьи, рассказать как их зовут, кто кому кем приходится.

Игра «Чьи это вещи?»

7

Цель: Умение различать принадлежность вещей для взрослых и для детей.

Задачи:

Образовательная: Формировать грамматический строй при помощи владения морфологического строя речи и словообразования. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Разъяснить значение обобщенного слова семья.

Развивающая: Развивать диалогическую речь, память, мышление.

ВоспитательнаяВоспитывать взаимопомощь друг другу.

Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика), бабушки и дедушки приклеены на прищепки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. размещены на круге.

Описание игры

Детям раздаются круги, с изображением предметов. Детям необходимо возле каждого, разместить члена семьи, которому принадлежат эти вещи. Ребенок должен объяснить, почему он сделал такой выбор. Выигрывает тот, кто справится с заданием быстрее.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Читайте также

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй…

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй младшей группе «Детский сад для ёжиков»

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли…

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли на Новый Год к ребятам» Атрибуты: ёлочка, гирлянда, ширма, игрушки бибабо...

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно...