Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте»
Тема: «Поверхность земли и стороны света»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Вид НОД: исследование объектов живой и неживой природы.

Форма НОД: игра- путешествие по карте

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная,

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

- У детей развиваются географические представления о земном шаре.

- Дети научаются осуществлять планирование деятельности в процессе совместного планирования маршрута путешествия.

- Дети умеют слушать собеседников, не перебивать.

- У детей совершенствуется диалогическую и монологическую формы речи.

- Дети научаются ориентироваться на метках

- Дети продолжают учиться анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать выводы.

- Дети научаются ориентироваться на глобусе.

- Дети знакомятся с различными видами водных ресурсов планеты

- У детей расширяются представления о животных, всех четырёх океанов.

- Дети знают об особенностях приспособления животных к окружающей среде в воде

- У детей развиваются естественно - научные представления об окружающем мире, формируется целостную картину мира.

- У детей развиваются представления о водной среде планеты и её обитателях.

- Дети учатся выделять существующие признаки и связи предметов и явлений.

- Сопоставлять разные факты, выдвигать гипотезы и предложения

- Дети делают выводы

Цель: Формирование у детей начальных представлений об океанах мира их расположении и их обитателях.

Задачи совместной образовательной деятельностиВоспитательные:
- Воспитывать умение слушать собеседников, не перебивать.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- Развивать географические представления о земном шаре.
- Развивать умение осуществлять планирование деятельности в процессе совместного планирования маршрута путешествия.
- Развивать у детей умение ориентироваться на метках
- Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать выводы.
- Развивать у детей естественно - научные представления об окружающем мире, формировать целостную картину мира.
- Развивать представления о водной среде планеты и её обитателях
- Расширять представления о животных, всех четырёх океанов.
- Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде в воде
- Подвести детей к постановке вывода
Обучающие:
- Познакомить детей с различными видами водных ресурсов планеты
- Расширять представления о животных, всех четырёх океанов.
- Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде в воде
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Совершенствовать умение ориентироваться на глобусе.
- Знакомить детей со свойствами песка сыпучесть.
- Учить выделять существующие признаки и связи предметов и явлений.
- Сопоставлять разные факты, выдвигать гипотезы и предложения

Список использованных источников:

1. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комароцвой, М.А. Васильевой. – 3- е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.

3. Короткова Н. А.Образовательный процесс в группах детейстаршего дошкольного возраста. 2е изд. — М.:Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

  • формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
  • создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
  • воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности,

природосообразности.

Методы воспитания: беседа, игра, эмоциональное стимулирование

Методы обучения: беседа, игровая ситуация, демонстрация карт, объяснение, проблемная ситуация, дискуссия, рассматривание глобуса или карты, рассказ воспитателя, инструкция, показ, упражнение, путешествие, игровая ситуация, продуктивная деятельность

Оборудование: наглядные (карта, вырезки- метки животных, растений, природы, животных океанов, глобус), мультимедийные (презентация), звуковые (аудиозаписи «звуки воды»).

Предварительная работа: Просмотр мультфильма путешествия капитана Врунгеля на яхте (из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»).

Ход путешествия

Этапы деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на
совместную деятельность
Задача:
- Собрать внимание детей смотивировать на предстоящую деятельность.
Беседа, игровая ситуация.
Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность.
- Ребята, помните, мы с вами вчера смотрели мультфильм про капитана Врунгеля?
- Я заметила, что он вам очень понравилась.
- Ребята, а вы помните где путешествовал капитан в мультфильме? И правда в мультфильме капитан Врунгель путешествовал по морям и океанам.
- Но ребята, капитан ни разу не был под водой, а ведь там наверняка так же красиво как и на воде.
- Ребята, а вам хотелось бы познакомиться с подводным миром морей и океанов? Здорова.
- А давайте мы с вами отправимся в подводное путешествие и познакомимся с подводным миром и его обитателями
- Вы согласны?
Дети слушают воспитателя, соглашаются отправиться в путишествие. - Создана комфортная психологическая атмосфера, у детей возникло желание участвовать в «путешествии»
2.Основная часть.
2.1.Выбор пункта назначения
Задача:
- Развивать географические представления о земном шаре.
- Развивать умение осуществлять планирование деятельности в процессе совместного планирования маршрута путешествия.
Беседа, демонстрация карт, объяснение, проблемная ситуация. - Ребята, во время своего путешествия капитан переплыл четыре океана, значит нам с вами нужно будет посетить тоже четыре океана и изучить их.
- Но что бы нам с вами было интересней добывать информацию, я предлагаю отправиться в путешествие, да только не в простое, а в путешествие по карте.
- Вы согласны?
Воспитатель достаёт карту и разворачивает её на столе. И вместе с деть отмечает четыре океана.
- Ребята, посмотрите вот 1- ый океан (Тихий океан), вот 2- ой океан (Индийский океан), вот 3- ий океан (Южный океан), а вот и 4- ый океан (Атлантический океан)
Дети слушают воспитателя, рассматривают карту, вместе с воспитателем находят пункт назначения. - У детей развиваются географические представления о земном шаре.
- Дети научаются осуществлять планирование деятельности в процессе совместного планирования маршрута путешествия.
2.2. Выбор транспортного средства передвижения
Задача:
- Воспитывать умение слушать собеседников, не перебивать.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Дискуссия, демонстрация картинок с транспортом.
Воспитатель вместе с детьми выбирают транспорт.
- Ребята, как вы думаете, на чем мы с вами можем отправиться в наше подводное путешествие и посмотреть подводный мир? (ответы детей)
- Ой, какие вы молодцы! И правда в путешествие мы можем отправиться на подводной лодке.
Дети вместе с воспитателем выбирают транспортное средство для путешествия. - Дети умеют слушать собеседников, не перебивать.
- У детей совершенствуется диалогическую и монологическую формы речи.
2.3. Определение маршрута по глобусу или карте, прокладывание его цветными маркерами
Задача:
- Развивать у детей умение ориентироваться на метках
- Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать выводы.
- Совершенствовать умение ориентироваться на глобусе.
- Познакомить детей с различными видами водных ресурсов планеты
Рассматривание глобуса или карты, объяснение.
Воспитатель вместе с детьми прокладывают маршрут на карте и отмечают маркерами.
- Ребята, посмотрите на нашу карту, вот какое интересное путешествие нам предстоит.
- Наше путешествие начнётся в Тихом океане, затем мы отправимся в Индийский океан, потом в Южный океан, а закончится наше путешествие в Атлантическом океане
- Давайте отметим стрелочками на карте наш маршрут.
Дети вместе с воспитателем, определяют маршрут на карте цветными маркерами. - Дети научаются ориентироваться на метках
- Дети продолжают учиться анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать выводы.
- Дети научаются ориентироваться на глобусе.
- Дети знакомятся с различными видами водных ресурсов планеты
Выдвижение гипотезы
Задачи:
- Учить выделять существующие признаки и связи предметов и явлений.
- Сопоставлять разные факты, выдвигать гипотезы и предложения
Беседа
Воспитатель просит детей выбрать и приклеить на контурные карты тех животных, которых они считают проживающими в данной местности
- Ребята, посмотрите, перед вами лежат контурная карта и разные животные выберите из этих животных, тех которые как вам кажется могут проживать в данной местности.
Дети выбирают животных приклеивают, высказывают своё мнение.
Дети слушают воспитателя отвечают на вопросы, выдвигают гипотизы - Дети учатся выделять существующие признаки и связи предметов и явлений.
- Сопоставлять разные факты, выдвигать гипотизы и предложения
2.4. Актуализация знаний детей о пункте назначения: высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности
Задачи:
- Расширять представления о животных, всех четырёх океанов.
- Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде в воде
- Развивать у детей естественно - научные представления об окружающем мире, формировать целостную картину мира.
- Развивать представления о водной среде планеты и её обитателях
Рассказ воспитателя, демонстрация,
Воспитатель, рассказывает детям об океанах и их обитателях, свой рассказ сопровождает презентацией. Дети в это время сидят на стульчиках.
- Ребята, прежде чем мы с вами отправимся в путешествие, давайте я вам немного расскажу об океанах.
- Тихий океан- считается самым большим по сравнению с другими океанами, по этому его ещё называют мировой океан. Тихим его назвали потому что во время путешествий людям не встречались бури и штормы. Океан славиться богатейшей флорой и фауной. В нем обитает около 100 тыс. видов животных. Такого разнообразия нет ни в одном другом океане. В Тихом океане есть несколько мест, где глубина превышает 10 км. Это знаменитая Марианская впадина, Филиппинский желоб и впадины Кермадек и Тонга. Ученые смогли описать 20 видов животных, обитающих на такой огромной глубине. Вот несколько обитателей Тихого океана: Пингвины, Дюгони, Косатки, Горбатый кит, Морские котики, Морские слоны, Манты, Морские выдры, Морские черепахи, Морские слизни, Осьминоги, Гигантские кальмары, Тихоокеанские белобокие дельфины, Сивучи Молотоголовые акулы.
- Индийский океан- это тот самый океан, глубины которого хранят множество загадок и секретов. В Индийском океане обнаружено так называемое “Молочное море” — голубая вода с сияющим беловатым оттенком. Индийский океан богат не только местами для серфинга, но и неразрешимыми загадками. В индийском океане обитают: огромное количество ярко окрашенных рыбок, губок, моллюсков, рачков, крабов, червей, морских звезд, ежей, черепах, светящихся анчоусов, рыб- парусников, осьминоги, медузы, ядовитые морские змеи и акулы.
- Южный океан- находится на юге, что и понятно из названия. Однако, своих вод он не имеет. Океан состоит из южных частей трёх крупнейших океанов мира: Тихого, Атлантического и Индийского. Тех частей, которые омывают Антарктиду. В Южном океане обитают: Рыба целакант, буревестники, поморники, пингвины, синий кит финвал, сейвал, горбач, морской леопард, морской котик.
- Атлантический океан- второй по величине океан на нашей планеты. Атлантический океан расположен почти во всех климатических поясах, кроме арктического, но наибольшая его часть лежит в областях экваториального, субэква­ториального, тропического и субтропического климата. В Атлантическом океане обитают: морж, длиннорылый продельфин, ламантины, пятнистый орляк, обыкновенный тунец, большая белая акула, атлантическая зелёная черепаха, кожистая морская черепаха, горбатый кит, нарвал, косатка, морской конёк, средиземноморский тюлень- монах, королевский пингвин, лимонная акула
Дети слушают рассказ воспитателя, смотрят презентацию. - У детей расширяются представления о животных, всех четырёх океанов.
- дети знают об особенностях приспособления животных к окружающей среде в воде
- У детей развиваются естественно - научные представления об окружающем мире, формируется целостную картину мира.
- У детей развиваются представления о водной среде планеты и её обитателях.
Физминутка
Задачи:
- Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания
Инструкция, показ, упражнение, художественное слово.
Воспитатель предлагает детям немного размяться на ковре
- Ребята, что бы мы с вами во время нашего путешествия по океанам не устали давайте, выйдем на ковёр и немного разомнётся
Мы активно отдыхаем
Руки ставим перед грудью,
Разводить их резко будем
С поворотом — раз- два- три.
Не бездельничай, смотри! (Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем - раз- два- раз,
Ножки разомнём сейчас.
Сели- встали, сели- встали. (Приседания.)
И немножечко устали.
На ходьбу мы перейдём,
Сядем и передохнём. (Присели.)
Мы активно отдыхаем —
То встаём, то приседаем —
Раз- два- три- четыре- пять,
Вот как надо отдыхать. (Приседания.)
Головой теперь покрутим —
Лучше мозг работать будет. (Вращения головой.)
Вертим туловищем бодро —
Это тоже славный отдых. (Вращения туловищем.)
Мы готовы для похода
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)
Птицы учатся летать,
Плавно крыльями махать.
Полетели, полетели,
Опустились, посидели. (Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Кто носочки достаёт? (Наклоны вперёд- назад.)
Дети слушают инструкцию, повторяют упражнения за воспитателем. - Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности
2.5. Путешествие: заполнение участка карты (глобуса) линиями пройденных маршрутов, вырезками – заметками
Задачи:
- Развивать у детей умение ориентироваться на метках
- Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать выводы.
- Расширять представления о животных, всех четырёх океанов.
- Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде в воде
- Воспитывать умение слушать собеседников, не перебивать.
Путешествие, игровая ситуация, продуктивная деятельность, схема изготовления бумеранга, показ, инструкция, беседа, создание ситуации успеха.
Воспитатель объявляет об отправлении в путешествия, дети стоят самолет, и садятся в него. Во время полёта играет музыка.
- Ребята нам с вами пора отправляться в путь. Давайте мы из наших стульчиков смастерим подводную лодку и отправимся в плавание.
- Ну что готовы? Тогда отправляемся!
- Ребята, вот мы и погружаемся в тихий океан, как здесь красиво, посмотрите, мимо нас проплывают Морские котики, Манты, Осьминоги, Гигантские кальмары, Сивучи Молотоголовые акулы.
- А вот мы переплыли границу и оказались в индийском океане, смотрите это же моллюски, рачки, светящиеся анчоусы и яркие рыбки.
- Ребята, скажите, а вот человек может дышать под водой? Да человек подводой без специального снаряжения дышать не может. А как же тогда рыбы дышат по водой?
- Давайте мы это выясним с помощью нашего макета аквариума.
Воспитатель ставит перед детьми макет аквариума.
- Посмотрите, какие разные рыбки здесь, давайте представим что они дышат (воспитатель берёт из макета муляж рыбы), посмотрите у рыб обтекаемая форма тела.
- Что ещё у них есть? Верно чешуя, плавники они помогают им плавать, жабры нужны, что бы дышать.
- Ещё у рыб есть внутренне ухо оно помогает им слышать притоки волны, плавательный пузырь который не даёт рыбам утонуть.
- Ребята, пока мы с вами рассматривали рыб, мы приплыли с вами в южный океан. Посмотрите какая красота.
- Но ребята, у нас остался ещё один вопрос, а как же рыбам удаётся погружаться и всплывать? Оказывается чтобы рыба могла всплыть, её нужно набрать в плавательный пузырь как можно больше воздуха, а что бы погружаться наоборот выпустить как можно больше воздуха.
- Ребята, смотрите, сейчас мы проплываем в атлантическом океане, смотрите какие здесь необычные обитатели.
Дети отправляются в путешествие, строят подводную лодку, выполняют задания, отвечают на вопросы. - Дети научаются ориентироваться на метках
- Дети умеют анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать выводы.
- У детей расширяются представления о животных, всех четырёх океанов.
- дети знают об особенностях приспособления животных к окружающей среде в воде
- Дети умеют слушать собеседников, не перебивать.
2.6.Возвращение и подведение итогов, проверка предположений
Задачи:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать выводы.
- Подвести детей к постановке вывода
Игровая ситуация, беседа.
Воспитатель вместе с детьми возвращаются обратно в детский сад.
- Ребята, вот наше путешествие закончилось и нам пора с вами возвращаться
- Ребята мы отправляемся.
- Ребята, а вот пока мы плывём, скажите, что вам запомнилось из нашего путешествия?
- Каких, животных вы запомнили?
- что нового вы узнали о рыбах?
- по каким океанам мы с вами сегодня путешествовали?
Воспитатель снова выдаёт детям контурную карту и картинки и просит детей наклеить на неё уже правильных животных, и вместе с детьми сравнивает обе контурные карты.
- Ребята, посмотрите перед нами снова лежит контурная карта, давайте сейчас каждый из вас вспомнит животных с которыми мы познакомились, и наклеит их картинки на карту.
- Ребята, посмотрите, на обе карты наши с вами догадки подтвердились?
- Все животные одинаковые?
Дети возвращаются в группу, отвечают на вопросы воспитателя.
Дети участвуют в беседе, и делают вывод
- У детей совершенствуется диалогическую и монологическую формы речи.
- Дети проявляют умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать выводы.
- Дети делают вывод
3.Подведение итогов ОД.
Задача:
- Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод
Беседа
Воспитатель вместе с детьми подводят итоги, сидя на ковре.
- Ребята, по маршруту какого капитана мы сегодня плавали?
- Какие животные живут в тихом океане?
- А в индийском океане кто живёт?
- Ребята, а у вас возникали трудности?
- А как вы их преодолели?
- Ребята, спасибо вам за такое замечательное путешествие вы у меня сегодня были такими внимательными
Дети вместе с воспитателем анализируют результаты деятельности. - Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод
4.Открытость.
Задача:
- Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Беседа - Ребята, если вам понравилось путешествовать, то в ваше свободное время вы можете организовать игру путешествие только уже самостоятельно договорившись. Или поискать дома с родителями ещё что то интересное про Австралию Дети слушают воспитателя, соглашаются в свободное время организовать собственное путешествие. - Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья»

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья» Атрибуты: фонограмма «Здравствуй мир», видеоролик «Мультзарядка», 4 конуса, 2 градусника из картона, 2 большие...

Дидактическая игра «Математическая рыбалка» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Математическая рыбалка» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Математическая рыбалка» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена...

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности -…

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности - рисование. Тема: «Маша и медведь» Программное содержание: Учить правильно держать кисточку...

Читайте также

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе (4-5 лет)…

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе (4-5 лет) «Сказочная гостья» Программное содержание: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать связную речь...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа…

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Воспитание здорового образа жизни детей на...

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...