Интерактивное многофункциональное дидактическое пособие «Говоруша» как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Речевое развитие является одним из главных компонентов дошкольного образования. Для его развития важную роль играет использование в образовательной деятельности дидактических игр и речевых пособий.
В своей педагогической практике с детьми для побуждения их к речевой активности и совершенствования механизмов связного рассказывания применяю авторское интерактивное дидактическое пособие «Говоруша».
«Говоруша» представлено в виде яркого красочного альбома, которое привлекает внимание ребенка и помогает удерживать его во время всей игры. Интерактивные игры на липучках незаметно для ребенка способствуют расширению словарного запаса, правильному произношению всех звуков речи, постепенному овладению связной речью.
В пособие включены интерактивные игры и упражнения для речевого развития детей такие как – «Грузовик», «Паровозик», «Комната», «Домики для мишек» и друние.
Также в альбоме предлагаются и пальчиковые игры, а также задания-обводилки, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Предлагаю Вашему вниманию три речевые игры, включенные в данное пособие:
Дидактическая игра " Кто живет в лесу?"
Задачи:
- развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- составление небольшого рассказа по картинке.
Данная игра предполагает несколько вариантов вопросов:
Вариант 1:
Педагог описывает животного, ребенок отгадывает и ставит картинку животного на силуэт.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый – это… (Заяц)
- Бурый, косолапый, неуклюжий – это…. (Медведь)
- Серый, злой, голодный- это… (Волк)
- Хитрая, рыжая, ловкая- это… (Лиса)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая - это (Белка) и т.д.
Вариант 2:
Дети ставят картинку с изображением животного на силуэт с соответствующим животным.
Педагог задает вопросы:
Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...
Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Вариант 3:
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…). Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).
Заяц (что делает?) … (прыгает, прячется, грызет…) и т.д.
В конце игры педагог предлагает детям составить небольшой рассказ по картине или сочинить собственную историю про каких - либо животных.
Дидактическая игра «Теремок»
Задачи:
- развитие связной речи, увеличение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- рассказывание сказки по картинке.
Предлагается несколько вариантов заданий:
Варианты 1:
Педагог показывает предметные картинки героев сказки и задает вопросы:
- Из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
- Почему медведь сломал теремок?
Вариант 2:
Учить употреблять предлоги над, под, между, у, на.
Дети размещают зверей в окнах теремка.
Педагог задает вопросы:
- Какой зверь живёт над волком. Над волком живет……
- Этот зверь живёт под мышкой. …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем.
- Этот зверь живет около мышки …
Вариант 3:
Дети расставляют животных по игровому полю и рассказываю, кто где стоит.
- Лиса стоит около теремка;
- Зайчик стоит у дверей;
-Волк стоит за теремком;
Дидактическая игра «Кто живет на ферме»
Задачи:
- активизировать словаря, назвать домашних животных;
- развивать умение составлять простые предложения из трех-четырех слов и небольшой рассказ;
- формировать умение вести диалог с педагогом;
Педагог спрашивает у детей, кто живет на ферме? (домашние животные). Далее предлагает детям на игровое поле разместить животных и спрашивает, чем питаются животные. Педагог предлагает накормить и напоить животных. Дети рядом с каждым животным приклеиваю еду.
В ходе игры педагог задает вопросы:
- почему животных называют домашними? - они живут рядом с человеком.
- Где живет собака? - собака живет в будке.
- Почему ты кошке поставил миску с молоком? - кошка любит молоко.
- Чем мы накормим лошадку? - сеном, и т.д.
Во время игры фигурки меняются. Дети во время игры проявляют фантазию и придумывают свои интересные истории.
Педагог в каждой игре добивается полного ответа детей.
Все представленные игры включены в игровое пособие «Говоруша», которое систематически пополняется с возрастом детей, и все они объединены одной общей целью - побуждение к речевой активности детей дошкольного возраста, совершенствование механизмов связного рассказывания.
Читайте также |
---|
Музыка и дети
Музыка и дети В России детская музыка берет своѐ начало в XIX веке. В это время происходит обращение к детской теме...
Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим…
Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение...
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...